Этап 1. Постановка задачи маркетингового исследования
Стр 1 из 3Следующая ⇒ З.А. ЭТАПЫ КОМПЛЕКСНОГО МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сконцентрируем внимание еще на одном аспекте маркетинговых исследований — на том, что их проведение всегда тщательно планируется и носит продуманный характер. Существует определенная последовательность из 6 этапов работ по реализации комплексного маркетингового проекта. Первые 3 этапа Исследования рынка как основа принятия маркетинговых решений 93 подготовительные. В ходе их выполнения осуществляются выбор и последовательная детализация применяемых схем и методик, для чего нередко проводят поисковые исследования. А 4-6-й этапы касаются собственно исследования и анализа его результатов. Этап 1. Постановка задачи. На этом этапе формируется ясное представление о цели исследования. Выясняется, какая информация должна быть получена и как на ее основе будут приниматься маркетинговые решения. Этап 2. Разработка подхода к решению задачи. На этом этапе строится теоретический каркас исследования, подбираются теоретические модели, ставятся исследовательские вопросы, выдвигаются гипотезы. Этап 3. Разработка плана исследования. На этом этапе решается, какие схемы и методы исследований будут использоваться. Например, какие исследования будут применяться — поисковые, описательные, причинные? Если решено проводить описательные исследования, выбирают метод, который будет использоваться для сбора информации: опрос или наблюдение; по какой схеме будут получать информацию — однократно или периодически; если периодически, то от одних и тех же респондентов или от разных. План проведения маркетингового исследования может быть весьма сложным и многоэтапным. Более того, еще на стадии разработки плана комплексного маркетингового исследования могут потребоваться поисковые исследования: для уточнения изучаемых переменных, для разработки шкал, по которым будет проводиться их измерение. Если речь идет об опросах, разрабатываются анкета и план построения выборки.
Как мы видим, при проведении первых этапов происходит последовательное движение от общего к частному. Важно избежать опасного «перепрыгивания» через какие-либо ступени, чтобы не снизить результативность исследования (например, решают провести опрос и составляют анкету по принципу «интересно спросить». А при анализе результатов оказывается, что собрана масса лишней информации, а необходимые данные отсутствуют). Допустим, мы хотим оценить, сколько приблизительно пива выпивает за месяц тот или иной респондент. Для этого мы спрашиваем, часто ли он пьет пиво, но при этом узнать, какова типичная для него разовая порция, забываем. Этап 4. Полевые работы: сбор и первичный (полевой) контроль данных. От качества выполнения этих действий во многом зависят размеры погрешностей, неизбежно сопровождающих всякую, в том числе и маркетинговую, информацию. Этап 5. Подготовка и анализ данных. На этой стадии еще раз проверяются анкеты. Дефектные анкеты, если можно, уточняются, а если сделать это нельзя, удаляются. Проводится кодирование открытых и полуоткрытых вопросов, после чего данные вводят в компьютер; затем выполняется их компьютерный контроль: проверка логических соответствий между ответами на разные вопросы. Завершается этап анализом данных. В зависимости от ситуации здесь может использоваться как относительно простое, так и чрезвычайно сложное программное обеспечение (рис. 3.4). Глава 3
со Рис. 3. данных маркетинговых исследований называется SPSS (Statistical Package for the Social Sciences). Компанию, разработавшую этот пакет, в 2009 г. за 1,2 млрд долл. приобрела всемирно известная фирма IBM
Этап 6. Подготовка отчета и проведение презентации. В отчете даются ответы на основные вопросы и наглядно демонстрируются главные выводы исследования. Кроме того, иногда проводится презентация результатов работы. Мы остановимся на обсуждении первых 3 этапов проведения комплексного маркетингового исследования (подробно все 6 этапов рассматривает ГалицкийЕ.Б.,2006). Этап 1. Постановка задачи маркетингового исследования После завершения этапа постановки задачи должно быть совершенно ясно, ради достижения каких целей будет проводиться данное маркетинговое исследование. Для этого проводятся обсуждения с лицами, принимающими решение (ЛПР), а также с экспертами; в особо сложных случаях возможны поисковые исследования (анализируются вторичные данные, организуются фокус-группы и т.п.). Вообще, в США и Европе считается рациональным вместо дорогостоящих рыночных экспериментов или перед ними провести исследование. Но и исследования — вещь недешевая, а расходы на них — прямой вычет из будущей прибыли. Поэтому речь должна идти не о каких-либо абстрактных исследованиях, а о таких, которые необходимы в данном конкретном случае. Правильная постановка задачи такого исследования — настоящее искусство, но несколько правил этого искусства может усвоить даже начинающий маркетолог. Во-первых, надо избегать как слишком широких, так и слишком узких постановок задачи. Например, бессмысленно просто «проводить исследование рынка»: скорее всего в итоге мы получим нечто неприменимое. Задачу надо ставить четко. Скажем: «Какие регионы наиболее перспективны для распространения данного товара?», «В чем видят потребители главные отличия данного товара от товаров конкурентов?» С другой стороны, нельзя и сужать проблему, необоснованно принимая за аксиому те или иные аспекты. Предположим, объем продаж какого-то изделия падает, и руководство фирмы формулирует проблему так: «Почему падает спрос на этот товар?» А на деле, может, не спрос падает, а заинтересованность посред- Исследования рынка как основа принятия маркетинговых решений ников, и такая постановка задачи может направить исследование по ложному пути. Задачу в данном случае нужно сформулировать шире: «Почему сокращается сбыт данного товара?»
Приведем пример, показывающий, как важно не сузить задачу исследования. При выведении в начале 1990-х годов на российский рынок новой лотереи «Лотто-Миллион» была создана специальная телепередача, где демонстрировался процесс розыгрыша призов, а также широко освещалась спонсорская помощь компании российскому спорту. Сняли и запустили рекламный ролик, организовали широкую сеть продажи билетов в городах страны, билеты продавались в ярких и привлекательных фирменных киосках. Тем не менее руководство решило путем анкетного опроса выяснить, чем тормозится распространение лотереи в том или ином городе. Один из выводов исследования, проведенного ФОМ, заключался в том, что жители нескольких крупных городов знают об этой лотерее, но не знают, что билеты уже продаются в их городе. Увидев эти данные, руководитель фирмы еще в процессе презентации работы дал указание направить в эти города дополнительные партии новых ярких киосков. Во-вторых, правильная постановка задачи зачастую невозможна без обсуждения с лицами, принимающими решения в компании-заказчике (ЛПР). По результатам этих обсуждений исследователь переводит указанные руководителем компании проблемы (Management decision problems) на язык маркетинговых исследовательских проблем (Marketing research problems). Приведем примеры, проясняющие различие между ними (табл. 3.4). Таблица 3.4. Примеры маркетинговых проблем ЛПР и маркетинговых исследовательских проблем
В-третьих, правильной постановке задачи часто способствует использование вторичных данных, т.е. данных, собираемых на регулярной основе или собранных однократно, но не для решения этой конкретной проблемы, а по другому поводу.
В-четвертых, иногда для точной постановки задачи полезно провести качественные исследования. Поясним это на примере. Американская косметическая фирма Avon Products решила проникнуть на испанский рынок женской косметики. Из вторичных данных следовало, что у испанских женщин в целом достаточно высокий культурный уровень. Первой мыслью было избрать стратегию недифференцированного маркетинга и построить исходя из этого единый маркетинговый комплекс. Тем не менее было решено провести серию фокус-групп. Глава 3 AVON Рис. 3.5. Испаноязычный сайт Avon демонстрирует часть коллекции парфюмерии и косметики, созданной с учетом запросов клиентов в рамках дифференцированного маркетинга Оказалось, что представление о приблизительном равенстве культурного уровня испанских женщин излишне поверхностно, что есть социальные группы с разными уровнем культуры, представлениями и убеждениями. Тогда была поставлена задача: сегментировать рынок. В результате удачно проведенного исследования фирме удалось с успехом решить эту задачу — подобрать «ключик» к каждому сегменту и успешно проникнуть на испанский рынок (рис. 3.5).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|