Внешние источники информации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Внешние данные — это материалы, открыто публикуемые СМИ, имеющиеся в продаже либо распространяемые по подписке. Остановимся на последнем варианте. Данные, распространяемые по подписке, могут быть об индивидуальных или корпоративных потребителях, домохозяйствах, предприятиях. Первый источник данных об индивидуальных потребителях (домохозяйствах) — стандартизированные исследования, выполняемые по одной методике, но каждый раз на новой выборке респондентов. С определенной периодичностью (ежегодно или раз в несколько лет) изучаются психология, жизненный стиль и различные аспекты потребительского поведения респондентов (предпочтения, покупки, потребление и т.д.). Примером может служить исследование отношения людей к питанию, проводившееся «Market Research Corporation of America» по заказу Pillsbury company (http://news.google.com/newspapers?id=UagpAAAAIBAJ&sjid=jO8DAAAAIB AJ&pg=7269%2C4967595). Начиная с 1972 г. примерно раз в 5 лет формировалась новая случайная выборка из 1000 человек. Участники исследования на протяжении 2 нед записывали в дневник, когда, что и при каких обстоятельствах они ели.
Регулярные, всеобъемлющие исследования такого рода проводят и другие фирмы. Так, фирма «Experian» изучаетсоциально-демографические, экономические, психофизические особенности и жизненный стиль населения США, Великобритании и ряда других стран (рис. 3.7). На основе своих исследований фирма для каждой страны выпускает отчеты (на CD и в твердых копиях), в которых содержится информация об особенностях различных групп населения. Этот информационный продукт продается под маркой «Mosaic».
Например, население Великобритании разбито на 15 групп (от A до O), в которых в общей сложности выделены 67 подгрупп (от A1 до O67). Каждой группе и каждой подгруппе Исследования рынка как основа принятия маркетинговых решений 101 присвоено выразительно имя, например «Голоса власти» («Voices of Authority») или «Современный сельскохозяйственный бизнес» («Modern Agribusiness»). О каждой группе и подгруппе в отчете имеется подробнейшая информация (http://guides.business-strategies.co.uk/mosaicuk2009/html/visualisation.htm?-101121). Можно посмотреть, как выглядят дома, где живут эти люди, машины, на которых они ездят, магазины, где они совершают покупки. Можно изучить подробную карту Великобритании, раскрашенную в зависимости от числа представителей данной группы, проживающих на этой территории. Можно с помощью механизма Google Maps, перемещаясь по определенным улицам, рассмотреть места, где живет много представителей группы или подгруппы. Можно узнать, какие товары они покупают чаще, чем население страны в целом, а какие реже, какую религию преимущественно исповедуют и т.д. Данная сегментация позволяет ответить на вопрос о составе целевой группы, интересующей фирму, т.е. выяснить, какой тип жителей страны представлен в целевой группе больше, чем в среднем по стране, а какой меньше. В нашей стране тоже проводятся подобные исследования. Например, по результатам исследований молодежи, периодически проводимых ФОМ (исследования Л. Паутовой и Е. Галицкого), стало очевидно, что современную молодежь можно разделить на следующие группы с разными мировоззрением и карьерными притязаниями: «госрезерв»; «яппи»; «офисный планктон»; «бюджетники» и «пролетарии» (http://www.runewsweek.ru/society/8879/).
«Яппи» (19% молодежи) Они несколько моложе представителей остальных типажей: 16-17-летние составляют 28% группы, преимущественно это девушки (62% против 38%). Работа мечты: предприниматели, бизнесмены. Критерии выбора работы: возможность профессионального роста, высокая заработная плата. Способы проведения досуга: спорт, туризм, танцы, дискотеки. Любимые места отдыха: кафе, ресторан, ночные клубы, спортклуб, бассейн. Ориентированы на индивидуальный труд, а для этого стремятся получить второе (и даже третье) образование и окончить аспирантуру. Главная цель — самореализация, и ради нее чаще, чем остальные, готовы к рискам и жертвам: рабочий день по 12-16 ч, риск для здоровья. Отличаются индивидуализмом, желанием выделяться из толпы, уверенностью в себе, заботой об имидже. Спортивны, «тусовщики», готовы к переменам; успешнее, чем остальные, освоили такие блага цивилизации, как автомобиль, Интернет и салоны красоты. У «яппи» на смену неопределенности или ожиданию счастливого случая приходит четкое понимание правил достижения карьеры и успеха: постепенность, правильный выбор образования и профессии, откладывание создания семьи, поиск связей и знакомств. 102 Глава 3 «ГОСРЕЗЕРВ» (16% молодежи) Преимущественно молодые люди в возрасте 21-23
лет, больше женщин (56% против 44%). Работа мечты: юристы, адвокаты, сотрудники МВД, ФСБ, МЧС. Критерии выбора работы: возможность продвижения по службе, престижность работы, гарантированный социальный пакет. Способы проведения досуга: музыка (пение), общение с друзьями, спорт, чтение, кино. Любимые места отдыха: кинотеатр, библиотека, парк. Чаще других претендуют на должность руководителя самого высокого уровня, демонстрируют «аскетизм» — ради карьеры готовы отказать себе в отдыхе и развлечениях, ценят работу больше, чем личную жизнь, откладывают рождение детей до получения квалификации, достойной должности и собственного жилья, готовы к рискам, которые помогут профессиональному росту и продвижению по службе, консервативны, комфортнее ощущают себя в ситуации стабильности, предпочитают быть похожими на остальных.
«ОФИСНЫЙ ПЛАНКТОН» (20% молодежи) __ В основном молодые люди 18-20 лет с одинаковым *" представительством мужчин и женщин. Работа мечты: в равной степени интересуются всеми профессиями и сферами деятельности: менеджеры, юристы, бухгалтеры, маркетологи, программисты и др. Критерии выбора работы: высокая заработная плата, интерес к работе, отношения в коллективе, возможность профессионального роста. Способы проведения досуга: особых увлечений нет. Любимые места отдыха: ночной клуб, интернет-кафе, кафе, ресторан. Стремятся сделать карьеру, но столь же ценят и деньги, и «брак по любви». Не готовы к серьезным рискам ради достижения своих целей, хотя не исключают переезда в другой город ради работы. Трудоголиков и предпочитающих работе отдых поровну. Более других декларируют стремление к достатку, причем деньги для них — инструмент удовлетворения других потребностей. Половина предпочитает стабильность, 1/3 — перемены, стараются выделяться из толпы, но не инициативны и аполитичны. Хуже, чем «госрезерв» и «яппи», приспособились к современным технологиям, хотя успешны в работе за компьютером и пользовании Интернетом. Исследования рынка как основа принятия маркетинговых решений 103 «БЮДЖЕТНИКИ» (13% молодежи) Заметно больше женщин (64% против 36%). Работа мечты: врач, учитель, научный работник. ный график, комфортный способ добираться до работы, возможность получения жилья. Способы проведения досуга: чтение, музыка (пение). Любимые места отдыха: библиотека, дом культуры, клуб. Удивительным образом сочетают в себе черты и традиционной советской «достижительной культуры», и новые качества. Одинаково ориентированы на получение образования, счастье в личной жизни, любимую и высокооплачиваемую работу, при этом не стремятся к серьезному продвижению по службе. Рисковать ради своих целей готовы мало, в лучшем случае потерпеть тяжелые бытовые условия. Однако считаются самыми большими трудоголиками, которых можно мотивировать и деньгами (премии, выплаты), и моральным поощрением (похвалы, грамоты). Чаще других предпочитают не выделяться из толпы и ощущают комфорт в ситуации стабильности.
«ПРОЛЕТАРИИ» (17% молодежи) Группа преимущественно мужская (65% против 35%), больше «старшей» молодежи в возрасте 24-25 лет (24%). Работа мечты: затрудняются назвать такую, не ориентированы на конкретную сферу занятости, предпочитая работу в коммерческих организациях. Критерии выбора работы: хорошая заработная плата, хорошее начальство, близко от дома. Способы проведения досуга: рыбалка и охота. Любимые места отдыха: практически не посещают. Мало ориентированы на карьеру, не стремятся к успеху, более половины не планируют продолжать образование. При этом весьма меркантильны: для 48% деньги — главное понятие в жизни, хотя чаще остальных признают, что важнейшая ценность — это труд. Верят в справедливость и указывают, что нуждаются в материальной помощи родственников. Видят себя исполнителями, но больше, чем остальные, ценят только собственное мнение. К рискам не готовы, если не считать тяжелый физический труд, здоровье у них отменное. Что касается семейной жизни, то у 29% «пролетариев» уже есть дети, еще 1/4 говорят «как получится, так получится». Из веяний современного общества хорошо освоили только покупку товаров в кредит. Иллюстрации Ильи Юдина
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|