Этап 2. Разработка подхода к решению задачи
Как уже отмечалось, на этом этапе формируется теоретический каркас исследования, подбираются теоретические модели, ставятся исследовательские вопросы, выдвигаются гипотезы. Результат, который должен быть достигнут на этом этапе, — четкая формулировка всех относящихся к проблеме вопросов. Если исследование направлено на решение проблем, заранее намечаются возможные варианты. Для этого вновь проводятся беседы с ЛПР и экспертами, анализируется вторичная информация, проводятся качественные исследования. Но главное: на этом этапе просто разумно рассуждают, формулируя и проверяя гипотезы. Предположим, что новый товар продается хуже, чем ожидалось. Гипотеза1. «Рекламная кампания товара оказалась неудачной». Гипотезу следует принять, если доля потенциальных потребителей, осведомленных о товаре, ниже, чем у конкурирующих товаров, находящихся на той же стадии жизненного цикла (сравнение с товарами, проходящими стадию зрелости, бессмысленно, их заведомо знают лучше). Гипотеза 2. «Плохо работает система распространения». Гипотеза принимается, если среди осведомленных окажется сравнительно мало тех, кто встре-чал товар в продаже. Исследования рынка как основа принятия маркетинговых решений 97 Гипотеза 3. «Отсутствуют или недостаточно эффективны мероприятия по стимулированию сбыта (раздача бесплатных образцов и т.п.)». Гипотеза принимается, если среди встречавших товар в продаже мало тех, кто пробовал его купить, т.е. если у покупателей мало стимулов, чтобы рискнуть деньгами, попробовав товар. Гипотеза 4. «Покупатели считают товар недостаточно качественным для своей цены». Гипотеза принимается, если среди тех, кто пробовал купить товар, редко встречаются те, кто намерен совершить повторную покупку. В таких случаях нужно либо усовершенствовать товар, либо снизить его цену.
Этап 3. Разработка плана исследования Когда задача поставлена и разработан подход к ее решению, можно переходить к разработке плана проведения исследования. На этом этапе более детально прорабатываются процедуры (наблюдения, опросы, эксперименты), которые предполагается применять в ходе реализации проекта. Большую помощь в разработке плана проведения исследования могут оказать классические вопросы, так называемые «6 дубль-В» («the six Ws»): кто (who), что (what), когда (when), где (where), зачем (why), каким образом (way), которые задает себе исследователь в ходе размышлений. Вот как звучат эти вопросы, например, если надо провести анализ мнений постоянных покупателей того или иного супермаркета. 1. Кто: кого можно считать постоянным покупателем супермаркета? а) того, кто посетил супермаркет, пусть даже ничего не купив; б) того, кто купил что-либо в этом супермаркете; в) того, кто покупает там по крайней мере раз в месяц; г) того, кто отвечает в семье за покупки в супермаркетах. 2. Что: какую информацию надо получить от респондентов? а) частота посещения магазинов для покупки того или иного товара; б) оценка каждого супермаркета по основным критериям выбора; в) информация, которая понадобится для проверки выдвинутых ранее ги г) демографические и психологические характеристики; жизненный стиль, 3. Когда: в какой момент получать эту информацию? а) перед посещением супермаркета; б) во время посещения супермаркета; в) сразу же после выхода из супермаркета; г) несколько позднее, когда покупатель уже оценил свои впечатления от по 4. Где: в каком месте контактировать с респондентом?
а) в супермаркете; б) рядом с супермаркетом; в) на месте парковки автомобилей; г) дома у респондента. Опросы проводят и в других, иногда неожиданных, местах. Так, интервьюеры ФОМ опрашивали пассажиров электричек и поездов дальнего следования прямо во время поездки. 98 Глава 3 5. Зачем: для чего нужна эта информация, зачем проводится данное марке а) чтобы улучшить имидж супермаркета; б) чтобы увеличить число посетителей и долю рынка; в) чтобы уточнить товарный ассортимент; г) чтобы разработать кампанию по продвижению; д) чтобы принять решение по размещению нового супермаркета. 6. Каким образом: как получить искомую информацию от респондента? а) наблюдая за поведением покупателя; б) проводя персональные интервью; в) проводя телефонные интервью; г) проводя почтовые интервью. Для получения ответов на такие вопросы тоже могут проводиться поисковые исследования. Они позволяют точнее определить изучаемые переменные, разработать шкалы для их измерения. В итоге на этом этапе становятся ясными структура анкеты и план построения выборки. После завершения подготовительных этапов исследовательская фирма обычно составляет и направляет заказчику предложение о проведении маркетингового исследования (marketing research proposal), в котором детально описываются все детали организации будущего исследования. Подготовка этого предложения помогает маркетинговому менеджеру представить проект, придает уверенность в том, что исследователь и менеджер согласовали все, что с ним связано. Сама разработка предложений предполагает планирование, которое помогает исследователю выполнить проект. Хотя польза от подготовки предложения несомненна, в нашей стране в связи с его разработкой пока нередко возникают этические проблемы. В цивилизованном мире считается неэтичным запрашивать в исследовательской фирме предложения только для того, чтобы самим разобраться в ситуации на основе этой бесплатной экспертизы. Тем более неприлично запрашивать подробные предложения в нескольких фирмах сразу, чтобы потом объединить все ценное, что в них имеется, и провести исследование собственными силами. Только если заказчик оплатил работу по составлению предложения, он может поступать с полученными материалами, как ему угодно.
ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Перейдем к рассмотрению различных схем и методов исследования; начнем с поисковых исследований, поскольку такие исследования помогают поставить задачу и выработать подход к ее решению. Делать же окончательные выводы только на их основе в силу нерепрезентативности выборок опасно. К поисковым исследованиям относятся анализ вторичных данных и качественные исследования. АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ Вторичными называются данные, собираемые регулярно или собранные однократно, но не для решения данной конкретной маркетинговой проблемы, Исследования рынка как основа принятия маркетинговых решений а по какому-либо другому поводу. Поскольку для работы с вторичными данными не требуется сбора новой информации, исследования, которые проводятся на их основе, иначе называют кабинетными (desk research). Вторичные данные принято делить на внутренние (регистрируемые внутри фирмы) и внешние.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|