Образовательная область: ребенок и природа
Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы. Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать: умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями; желание заботиться о них; формировать: представления: об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы; воспитывать: гуманное и бережное отношение к живым существам, к их среде обитания; стремление оберегать природу; познавательное отношение к окружающей природе; сострадание к людям с ограниченными возможностями, понимание их затруднений. СОДЕРЖАНИЕ Неживая природа Представления о: погодных явлениях каждого сезона: температуре, осадках, долготе дня; свойствах воды, почвы, воздуха. Умение замечать состояние погоды и отмечать в календаре погоды. Дидактические игры: "Какая сегодня погода?" и др. Растения Представления о (об): признаках растений как живых существ: растения двигаются (поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.); растения питаются (корень всасывает воду из земли, стебель проводит воду, пищу к другим частям растения, листья улавливают свет и питают растение); растения дышат листьями, стеблем (стволом), корнями; растения "чувствуют" приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.; растения растут и размножаются;
разнообразии листьев, цветков, плодов, семян растений, уникальности каждого растения; растениях природных сообществ, созданных руками человека (огорода, сада, цветника, парка); сезонных изменениях в состоянии растений; отличительных признаках растений ближайшего окружения (4 - 5 деревьев (рябина, клен, каштан, сосна), 3 - 4 кустарника (малина, чубушник, снежноягодник), 3 - 4 растения цветника (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.), 5 - 6 растений огорода (свекла, капуста, кабачок, тыква, лебеда и др.), 4 - 5 комнатных растений (бегония, герань, агава, аспарагус и др.), 2 - 3 растения аквариума (роголистник, элодея, кабомба или др.). Умения: различать и правильно называть достаточно большое количество растений, их характерные признаки; соотносить растения с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк); осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка. Дидактические игры: "Продайте, что назову", "Найди такой листок, как на дереве", "Детки на ветке", "Опиши, мы отгадаем", "Найди дерево по описанию" и др. Животные Представления о (об): разнообразии животных: дикие и домашние; хищные, растительноядные и всеядные; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие и т.д.; признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и др.; об уникальности каждого животного; животных огорода, сада, парка, цветника; сезонных изменениях в жизни животных; отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (3 - 4 птицы (голубь, воробей, ворона, ласточка и др.), 3 - 4 обитателя водоема (щука, карась, лебедь, лягушка и др.), 6 - 8 зверей (кошка, собака, белка, еж, заяц, лиса и др.), 3 - 4 насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель и др.).
Умения: различать и правильно называть достаточно большое количество животных, их характерные признаки; соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк); осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, мытье кормушек и поилок, уход за аквариумом. Дидактические игры: "Что сначала, что потом", "Птицы, рыбы, звери" и др. Подвижные игры: "Охотник и пастух", "Кто что делает" и др. Организм человека Представление о функциях органов чувств человека, помогающих познавать окружающий мир (функции языка: помогает есть, говорить, ощущать вкус еды (сладкий, горький, кислый, соленый); функции кожи: помогает ощущать свойства предметов (холодный - горячий, сухой - мокрый, гладкий - шероховатый, круглый - угловатый и т.д.); ощущать прикосновение, боль, щекотку; гигиена кожи; функции носа: помогает ощущать запахи, дышать и т.д.; функции глаза: помогает ощущать цвет, форму, величину; функции уха: помогает слышать звуки). Умение использовать органы чувств для познания объектов природы. Дидактические игры: "Назови, что видишь", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Почему у нас два глаза?", "Звуки природы", "Звуки голоса", "Звуки предметов", "О чем сообщит нам язычок?", "Что в мешочке?", "Угадай, что тебе сказали руки", "Найди помощника", "Узнай помощника" и др. Взаимосвязи в природе Представления о: природных сообществах, созданных руками человека (огород, сад, поле, цветник, парк) и их обитателях; правилах поведения человека в природных сообществах, созданных руками человека; сезонных изменениях природных сообществ, созданных руками человека. Умение обосновать необходимость соблюдения правил поведения на огороде, в цветнике, саду и т.д. Дидактические игры: "Так бывает или нет?", "Какое время года?" и др.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВIЦЦЁ МАЎЛЕННЯ Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. РАЗВIЦЦЁ МАЎЛЕННЯ I КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСIН
Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения. Задачи развития воспитанника в деятельности: обогащать словарный запас ребенка на основе представлений об окружающей жизни, содействовать правильному пониманию слов, их употреблению, уточнять обобщающие понятия, подвести к элементарному осознанию слова и словесных отношений; расширять круг грамматических явлений, усваиваемых детьми, побуждать к активному поиску правильной формы слова; развивать фонематическое восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться интонационными средствами выразительности, формировать правильное произношение всех звуков родного языка; развивать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.
Мэта: фармiраванне ўстойлiвай цiкавасцi i станоўчых адносiн да нацыянальнай мовы, жадання авалодаць беларускай мовай; выхаванне асноў нацыянальнага светапогляду. Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi: садзейнiчаць адрозненню дзецьмi беларускага i рускага маўлення; пабуджаць да ўзнаўлення кароткiх лiтаратурных твораў на беларускай мове, да разыгрывання iх; развiваць элементарныя навыкi зносiн на беларускай мове.
СОДЕРЖАНИЕ Словарь
Расширение активного словаря детей различными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами): названиями предметов, их качеств, свойств, действий. Умение сравнивать предметы по размеру, цвету, называть их. Употребление обобщающих слов, обозначающих видовые (пальто, куртка; чашка, стакан) и родовые (игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, посуда) понятия. Употребление слов, обозначающих материал (дерево, стекло, пластмасса и др.), пространственные отношения (далеко, близко, рядом, около и др.), свойства и качества предметов (твердый и мягкий, тонкий и плотный, прозрачный и непрозрачный и т.п.).
Понимание некоторых многозначных слов, сочетаемости разных слов (идет мальчик, идет автобус, идут часы и др.). Умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (веселый - радостный; сильный - слабый, быстрый - медленный). Умение подбирать разные слова и их формы для обозначения одного и того же объекта (кот - котик, киска, коток, Котофей, мурлыка). Объяснение происхождения некоторых слов (подосиновик, заречный и т.д.). Понимание смысла загадок, пословиц и усвоение образных выражений из них. Слоўнiк Узбагачэнне беларускага слоўнiка дзяцей словамi - назвамi прадметаў асяроддзя, iх якасцей, дзеянняў. Разуменне i ўжыванне абагульняльных слоў (цацкi, посуд, адзенне, мэбля). Засваенне формаў ветлiвасцi (добрай ранiцы, добры дзень, добры вечар, дабранач, да пабачэння, дзякуй, калi ласка, смачна есцi, прабач).
Грамматический строй речи Освоение грамматического оформления высказываний: изменение существительных по числам, падежам; спряжение глаголов по лицам и числам, временам, образование глаголов повелительного наклонения (спой, попрыгай, ляг); образование уменьшительно-ласкательных наименований; согласование слов между собой (прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; глаголов с существительными в числе и роде). Освоение трудных форм: родительного падежа единственного и множественного числа существительных; отдельных неизменяемых слов (играть на пианино, спрятаться за пианино) и др. Образование слов: названий детенышей животных, употребление их в единственном и множественном числе; названий предметов посуды (сахар - сахарница, мыло - мыльница, но масло - масленка, соль - солонка); звукоподражательных глаголов (ворона кар-кар - каркает, поросенок хрю-хрю - хрюкает); отыменных глаголов (мыло - мылит, учитель - учит). Стремление догадываться о смысле незнакомых слов. Употребление разных типов предложений (простых с однородными членами, сложносочиненных, сложноподчиненных). Граматычны лад маўлення Засваенне некаторых асаблiвасцей граматычнага ладу беларускага маўлення: множнага лiку назоўнiкаў (дамы, лясы, вокны); роднага склону назоўнiкаў (санак, лыжак, лялек); меснага склону назоўнiкаў (на назе, у руцэ, на двары); давальнага склону назоўнiкаў (дапамагчы Аленцы, дапамагчы Янку); загаднага ладу дзеясловаў (мый, сядай, пi, паскачы); формаў 3-й асобы адзiночнага i множнага лiку дзеясловаў (iдзе, пiша, малюе, варыць, гуляюць, хочуць); асаблiвасцей роду некаторых назоўнiкаў (смачны яблык, калматы сабака). Разуменне i ўменне суадносiць з малюнкамi назвы жывёл i iх дзiцянят (кошка - кацяня, качка - качаня, лiса - лiсяня).
Звуковая культура речи Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, речевого и фонематического слуха, использование умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности. Усвоение правильного произношения согласных звуков: [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р']. Четкое произношение слов, фраз. Осознание особенностей своего произношения. Термины "звук", "слово", сравнение слов, близких и разных по звучанию, длинных и коротких; подбор слов на заданный звук. Интонационное выделение звука в слове. Последовательность произнесения звуков в слове. Гукавая культура маўлення Правiльнае вымаўленне спецыфiчна беларускiх гукаў: фрыкатыўных [г], [г']; заўсёды цвёрдых гукаў [ч], [р] iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гука ў у словах i фразах. Дыферэнцыяцыя ў вымаўленнi i на слых слоў, падобных у рускай i беларускай мовах (дети - дзецi, ложка - лыжка, река - рака, уши - вушы i да т.п.). Связная речь Развитие форм разговорной речи, обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах). Формирование диалогической речи детей при осуществлении совместной деятельности. Умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. Составление рассказов по содержанию картины, из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Описание игрушек (предметов), сравнение их. Придумывание событий, предшествующих изображенному на картине и последующих. Элементарное осознание структуры связного текста (начало, продолжение, конец); соединение некоторыми способами предложения и части высказывания между собой; включение в повествовательные тексты элементов описания, рассуждения, диалогов действующих лиц, точных и образных слов. Звязнае маўленне
Слуханне i разуменне мовы выхавальнiка, адказы на яго пытаннi. Праслухоўванне беларускiх народных забаўлянак, казак, твораў беларускiх пiсьменнiкаў для дзяцей; адказы на пытаннi па iх змесце. Адказы на пытаннi па змесце карцiн i пры апiсаннi цацак. Стварэнне выказванняў, самастойных па задуме i моўным афармленнi. Садзейнiчанне станаўленню рэпрадуктыўнага маўлення дзяцей на беларускай мове.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|