Образовательная область: ИСКУССТВО
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Цель: формирование у ребенка эстетического отношения к миру и его художественное развитие средствами изобразительного искусства. Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать: самостоятельность использования в рисунке выразительных средств, желание экспериментировать с изобразительными материалами; эстетические чувства; конструктивные способности; творческое воображение в процессе занятий дизайном, экспериментирования с художественными техниками; формировать: способность к художественному восприятию и эмоциональный отклик на произведения искусства; представления о средствах художественной выразительности произведения, его назначении и художественных материалах; конструктивные умения; представления о пластичности материалов для лепки и правилах их использования; изобразительные умения по использованию средств выразительности (свободный выбор цветовой гаммы, формата листа для его создания, композиционное решение); воспитывать ценностное отношение к произведениям искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
Восприятие произведений изобразительного искусства
Представления о (об): книжной и прикладной скульптуре малых форм предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда, игрушки; изделия из соломки, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.); архитектуре (памятники архитектуры, современные здания родного города, поселка и др.);
дизайне (дизайн интерьера: элементы интерьера современной квартиры, детского сада (посуда, мебель, ковры, светильники и др.); дизайн предметов бытового назначения: удобные и красивые одежда, обувь, ткани, игрушки и т.д.; дизайн упаковки и печатной продукции (прикладная графика): конверты, закладки, обертки конфет и т.д.). Умение определять характер художественного образа в произведениях изобразительного искусства и его связь с выбранными художником выразительными средствами. Рисование Представления о: разных видах линий и их сочетании; способах передачи характерных особенностей предметов, их взаимодействия при рисовании сюжета, нанесении декоративных элементов; цвете (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета, образные названия цветов: вишневый, салатовый, малиновый и т.д., контрастные и близкие по тону). Умения: правильно пользоваться карандашом и кистью; рисовать предметы, сюжеты, декорировать изображения; использовать разные виды линий (деревья, дорожки, морозные узоры), способы рисования, штриховать в разных направлениях; создавать композиции: линейную, по всей поверхности листа бумаги (праздничный город, зимние забавы, магазин игрушек, путаница); использовать цвет как средство выразительности (овощи, фрукты, красивое и некрасивое, бабочки). Дидактические игры: "Собери поезд", "Цветные парочки" и др. Лепка Представления о: средствах выразительности (форма, динамизм, фактура, пропорции); способах видоизменения знакомой формы для получения другого предмета. Умения: лепить предметы, сюжетные композиции, используя средства выразительности (что растет в саду, котенок, зайчик, снеговик, Дед Мороз, новогодний хоровод, клоун, гномик, герои любимых сказок, петушок); использовать разные способы и техники создания изображения (конструктивный, смешанный, приемы прищипывания, оттягивания, примазывания, использование стек, штампов).
Аппликация Представления о: различных приемах и способах вырезания; материалах для аппликационной деятельности. Умения: создавать предметную, сюжетную, декоративную аппликации из различных материалов: бумаги, ткани, природного материала (предметная: самолет, автобус, одуванчик, букет цветов, натюрморт (овощи, фрукты); сюжетная: полет ракеты, веселый хоровод, листопад, заюшкин огород; декоративная: платочек, варежки, флажки); подбирать узоры из различных форм, цветовую гамму, создавать коллажи; вырезать формы, наклеивать, использовать способ обрывания, элементы флористики; создавать работы с использованием техники прямолинейного и криволинейного вырезания.
Конструирование Представления о: конструируемых постройках, их пространственных характеристиках (высота, длина, ширина); характерных особенностях конструктивного материала. Умения: конструировать по образцу, по условиям, по замыслу из строительного материала (разные дома, транспорт, мебель, мосты), деталей конструкторов (мебель, машины, здания), бумаги (поделки из полосок, вертушка, одуванчик, пригласительный билет), природного и бросового материала (постройки из песка и снега, грибы, лесовичок, птичка, снеговик); анализировать образцы построек: выделять части, их пространственное расположение, детали частей; эмоционально откликаться на оригинальность архитектурных объектов, конструкций из бумаги, природного материала. Дидактические игры: "Башня для принцессы", "Домики" и др.
Детский дизайн Представления о (об): объектах дизайна, средствах их художественной выразительности (форма, цветовое сочетание, ритм, композиция, фактура и др.); функциях объектов дизайна; основах дизайн-деятельности. Умения: конструировать объекты при помощи средств художественной выразительности; экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, использовать доступные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в процессе занятий дизайном; создавать доступные объекты дизайна своими руками (дизайн подарков к праздникам, декоративные элементы интерьера и т.д.).
Дидактические игры: "Оформи витрину" и др. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Цель: развитие художественно-познавательной сферы детей в условиях деятельностного погружения в мир музыкальных эмоций и образов. Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать: личность воспитанников в условиях разных видов музыкальной деятельности; общие и специальные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство), музыкально-сенсорные способности (звуковысотный, тембровый, динамический компоненты слуха и чувство ритма), музыкальную память (двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую); воображение, произвольность и способность к сопереживанию музыкальному образу; эстетическую восприимчивость к окружающему миру через музыкальные переживания свойств шумовых и музыкальных звучаний в процессе слушания музыки; познавательный интерес к музыкальным явлениям; эмоциональный мир на основе его обогащения новыми видами эстетических переживаний; способность к целостному и дифференцированному восприятию музыки; детский голос, постепенно расширяя его диапазон с учетом особенностей природного типа (высокий, средний, низкий); гибкость, координацию, выразительность и пластичность движений под музыку; интерес к игре на музыкальных инструментах; творческий потенциал в разных видах музыкальной деятельности; формировать: естественное звучание детского голоса в условиях речевого и вокального интонирования; специальные исполнительские умения: певческие, танцевально-ритмические, музыкально-игровые, инструментальные; способы творческих действий для моделирования образа в разных видах музыкальной деятельности; пластический опыт на основе обогащения его разными способами танцевальных, образно-пластических действий; позитивный "Я-образ" в условиях музыкальной деятельности; воспитывать: потребность в общении с музыкой; эстетические чувства;
оценочное отношение к музыкальным произведениям.
СОДЕРЖАНИЕ Слушание музыки Представления о (об): свойствах музыкального звука; основных жанрах музыки (песня, танец, марш); характере музыки; средствах музыкальной выразительности. Умения: различать характер музыки (радостный, веселый, печальный, задумчивый, нежный, взволнованный, загадочный) на основе ознакомления с характерными особенностями интонаций народной, классической и современной музыки моделировать музыкальный образ с помощью голоса, цвета, движений, речи, игры на детских музыкальных инструментах в соответствии с эмоциональным содержанием музыки и личностным отношением к ней; понимать и интерпретировать наиболее яркие средства музыкальной выразительности (темп, мелодию, в дальнейшем - динамику и темп вместе или тембр и ритмический рисунок), используемые композитором в создании музыкального образа; высказывать элементарные суждения о музыке; сравнивать музыкальные произведения одного и разных жанров, контрастные по характеру, выражающие схожие или различные эмоции (радость - веселье; грусть - обида; радость - грусть либо радость - взволнованность и т.д.). Игры и игровые задания: "Лесенки настроения", "Музыкальная мозаика", "Галерея музыкальных загадок" и др. Музыкально-дидактические игры: "Чудесный мешочек", "Подумай и отгадай", "Веселые дудочки", "В лесу", "Найди игрушку", "Цвет - настроение", "Что делают дети?" и др. Сюжетные музыкальные игры: "Цветок", "Катина кукла", "Гроза", "Одинокий ослик", "Совет", "Мышки", "Шмель", "Где живут ягодки?", "В каком домике живет музыка?", "Игривые и беспокойные листья", "Веселый и обиженный апельсин", "Музыкальные маски" и др. Пение Представление о правильной певческой установке. Умения: речевые и вокальные (звукообразование, чистота интонирования, четкая дикция, правильное певческое дыхание): умение воспроизводить звуки определенного качества (легкость, напевность, мягкость); протяжно пропевать долгие звуки, без крика и напряжения; четко произносить и петь звукоподражания в разном темпе, ритме с учетом вокальных возможностей ребенка; правильно брать дыхание в процессе пения; точно интонировать мелодию песни, передавая направление ее движения и ритмический рисунок; выразительно исполнять попевки и песни в соответствии с заданным темпом, динамическими оттенками, с характером музыки (весело, радостно, ласково, грустно и т.д моделировать и воспроизводить высотные, ритмические и динамические соотношения между звуками с помощью голоса, звучащих жестов (хлопков, притопов и т.д.), игры на детских музыкальных инструментах;
исполнять песню естественным голосом с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой, в движении; петь соло и в ансамбле, слушая друг друга, начиная и заканчивая пение одновременно со своими сверстниками; воспринимать, воспроизводить и придумывать звукоречевые комплексы, состоящие из сочетания разнообразных звуков или слогов, интонационно отражающих характер образа. Игры и игровые задания: "Веселая песенка ласточек", "Снеговик" и др. Музыкально-дидактические игры: "Кто в домике живет?", "Кто в гости к нам пришел?", "Курица и цыплята", "Угадай-ка", "Птицы и птенчики" и др. Сюжетные музыкальные игры: "Зонтик", "Зонтик и радуга", "Синичка", "Синичка и перепел", "Кукушка", "Кукушка и петух", "Обиженный человечек", "Грустный человечек", "Веселый человечек" и др. Музыкально-ритмические движения Представление о способах моделирования музыкального образа с помощью движений. Умения: двигаться в соответствии с характером музыки; исполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки) в соответствии с характером музыки водить хоровод играть в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение (бел. пляски и фольклорные игры; исполнять парные, образные танцы ориентироваться в пространстве; передавать игровой образ с помощью движений, соответствующих характеру музыки; исполнять новые элементы танцевальных движений: притопы на месте; подскоки врассыпную, по кругу, по одному; моталочка вправо, влево, ходьба хороводным шагом; сужение и расширение круга и др.; исполнять пляски и танцы с различными предметами, изменять характер движений в соответствии со сменой частей музыкального произведения моделировать образ разными способами образно-пластических действий (жестами, походкой, позами), позволяющими передать его эмоциональное координировать свои движения с музыкой; пластично и выразительно исполнять танцевальные и образно-пластические движения. Игры и игровые задания: "Музыкальные прятки", "Ритмическое домино", "Кто потерял?", "Лужи на дорожке", "Цветочная клумба" и др. Музыкально-дидактические игры: "Ритмическое эхо", "Кто как идет?", "Кто как летит?", "Кто как бежит?" и др. Элементарное музицирование Представления о: детских музыкальных инструментах; способах правильного звукоизвлечения; выразительных возможностях тембров музыкальных инструментов (фортепиано, арфа, народные инструменты и др.). Умения: называть детские музыкальные инструменты, определяя их по внешнему виду и тембру звучания (бубен, треугольник, металлофон, ксилофон), пользоваться ими; координировать движения рук в процессе игры на детских музыкальных инструментах; воспроизводить на металлофоне и ксилофоне звуки (высокие, низкие), динамику их звучания (громко, тихо); ритмы попевок на инструментах: бубен, барабан, треугольник, металлофон, ксилофон и др.; музицировать соло, дуэтом, в ансамбле детских музыкальных инструментов; проявлять творческое отношение к музицированию. Игры и игровые задания: "Где мое место?", "Прогноз погоды", "Узнай инструмент", "Музыкальный магазин" и др. Музыкально-дидактические игры: "Узнай свой инструмент", "Веселые инструменты", "Громко - тихо", "Угадай, что звучит", "Назови инструмент", "На чем играю?", "Тише, громче в бубен бей" и др. Сюжетные музыкальные игры: "Солнышко и ручеек", "Жираф и мышка", "Листья", "Унылая осень", "Поезд", "Медведь", "Радуга", "Дудочка" и др. В средней группе организация и проведение праздников планируются два раза в год по тематике "Новый год", "Мамин день". Развлечения проводятся один раз в две недели (два раза в месяц) в условиях творческого подхода к планированию их разнообразных видов в соответствии со спецификой возрастного аспекта музыкального развития воспитанников. Цель праздников и развлечений в условиях дошкольного учреждения: обогащение воспитанников эстетическими впечатлениями с учетом возрастных особенностей их развития, возможностей и интересов и привнесение в их жизнь радости. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям литературного искусства, миру словесного искусства и театра. Задачи развития воспитанника в деятельности: продолжать приобщать к малым фольклорным жанрам (скороговорки, колыбельные и др.), творчеству классиков белорусской, русской, зарубежной литературы и современных поэтов и писателей разной тематики; развивать способность к художественному восприятию: понимать образное содержание и тему, идею произведения, умение следить за развитием действия в произведении, воспринимать мелодичность родного языка, оценивать характер и поступки героев; высказывать свое отношение к литературному произведению; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки, рассказа, стихотворения, загадки; развивать способность различать прозаическую и стихотворную речь; формировать умения отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; последовательно пересказывать сюжет знакомых сказок, передавать характер персонажей; передавать в мимике, жестах, движениях разное эмоциональное состояние, особенности персонажей, подражать их движениям, голосам; стимулировать активное участие детей в кукольных представлениях, "вождении" кукол; содействовать восприятию средств художественной выразительности; формировать представления об особенностях структуры повествования (зачин, повторы, концовка), видеть выразительные средства языка (эпитеты, сравнения); упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; побуждать к использованию разнообразных интонаций, пауз, логического ударения в соответствии с содержанием и характером произведения при чтении наизусть потешек, стихотворений, осмысленно запоминать их; вызывать желание использовать образные выражения во время пересказа литературных произведений; совместно с педагогом придумывать собственное начало рассказа, сказки. СОДЕРЖАНИЕ Представление о литературных и фольклорных произведениях разных жанров и тематики. Умения: эмоционально воспринимать литературное (фольклорное) произведение; отвечать на вопросы по содержанию произведения; следить за развитием действий в произведении, понимать его содержание; отличать жанр сказки и рассказа, стихотворную и прозаическую речь; сохранять последовательность сюжета при пересказе коротких сказок, передавать характер персонажей, авторские слова и выражения при пересказе; воспринимать средства художественной выразительности, отдельные характерные признаки жанров (зачин, повторы, концовки в сказках); эмоционально передавать свое отношение к содержанию литературных (фольклорных) произведений, к персонажам, их действиям; совместно со взрослым придумывать свое начало (окончание) сказки, рассказа; выразительно интонационно передавать различный характер поэтических произведений; использовать разнообразную интонацию при выразительном чтении стихотворений (малых фольклорных произведений); передавать в мимике, жестах, движениях разные эмоциональные состояния, особенности персонажей, подражать их движениям, голосам; участвовать в кукольных представлениях, "вождении" кукол.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|