Общая характеристика авторских прав и прав смежных с авторскими. Сроки действия авторских и смежных прав.
Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле АП – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права). В субъективном смысле АП – это совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин АП понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права. АП – это совокупность предоставленных автору правомочий, которые необходимы для охраны интересов возникших в связи с созданием произведений и использование его обществом. Эти права в авторском законодательстве и доктрине называются исключительные. Исключительный характер носит субъективное АП, но исключительные права могут принадлежать и другим лицам (работодатели наследники). Исключительность АП заключается и в том, что правообладатель решает, как использовать, реализовать и охранять произведение. Различают два вида прав: личные имущественные и личные неимущественные. Личные неимущественные права право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Имущественные права воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку); сообщать произведение, таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Срок действия авторского права: Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Смежные права- права близкие к авторскому праву и производные от них, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определённых творческих усилий, однако, элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии АП Смежные права неразрывно связаны с АП, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Вместе с тем СП существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания. Субъекты смежных прав: Исполнители – актёры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижёр;
Изготовитель фонограмм – физическое лицо или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признаётся физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем её футляре обычным образом; Организация эфирного и кабельного вещания – юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или кабелю радио или телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределённого круга лиц. Срок действия смежных прав Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, охраняются бессрочно. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю. Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года. 76.Понятие, содержание, виды договоров в сфере авторских и смежных прав. I. Договоры о распоряжении правами на результаты интеллектуальной деятельности Договор об отчуждении исключительного права Договор о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности на исключительной основе (исключительная лицензия) Договор о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности на неисключительной основе (неисключительная лицензия) Сублицензионный договор Договор заказа Договор о залоге исключительного права II. Договоры об отчуждении и предоставлении прав на использование произведения Договор об отчуждении авторского права Договор о предоставлении права на использование произведения на исключительной основе (исключительная лицензия) Договор о предоставлении права на использование произведения на неисключительной основе (неисключительная лицензия) Сублицензионный договор Договор авторского заказа Соглашение между соавторами об использовании произведения Договор о передаче прав на долю в исключительном праве на произведение III. Договоры об отчуждении и предоставлении права на использование объектов смежных прав Договор на запись живого исполнения Договор об отчуждении исключительного права на исполнение Лицензионный договор о предоставлении права использования записи исполнения Договор об отчуждении исключительного права на фонограмму Лицензионный договор о предоставлении права использования фонограммы IV. Договоры в сфере кинематографии и в аудиовизуальной сфере Договор о создании аудиовизуального произведения и передаче прав на его использование Договор с режиссером-постановщиком аудиовизуального произведения Договор с автором сценария аудиовизуального произведения Лицензионный договор о приобретении прав на использование оригинального литературного произведения, в том числе оригинального сценария, для создания сценария аудиовизуального произведения и постановки фильма Договор с композитором, являющимся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения Лицензионный договор о приобретении прав на использование музыкального произведения (и (или) фонограммы) в аудиовизуальном произведении
Договор участия в съемках аудиовизуального произведения Договор с художником-постановщиком аудиовизуального произведения Договор с оператором-постановщиком V. Договоры об использовании результатов интеллектуальной деятельности на телевидении и радио Договор о предоставлении права на съемку мероприятия Лицензионный договор о предоставлении права на сообщение аудиовизуального произведения путем передачи в эфир и по кабелю Договор о предоставлении права на передачу в эфир (сообщение для всеобщего сведения по кабелю) теле- или радиопрограммы Договор на выступление исполнителя с условием отчуждения исключительного права на исполнение Лицензионное соглашение о предоставлении неисключительной лицензии на использование видеоклипа VI. Договоры в сфере периодической печати и издательской деятельности Договор между издателем периодического печатного издания и журналистом об отчуждении исключительного права на созданное произведение Издательский лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия) Издательский лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (неисключительная лицензия) Договор на выполнение полиграфических работ Договор на размещение рекламы в периодических печатных изданиях VII. Договоры в сфере Интернета Договор на размещение рекламы на сайте Лицензионный договор о предоставлении права на доведение до всеобщего сведения произведения (объекта смежных прав) Договор на выполнение работ по разработке сайта VIII. Договоры в сфере шоу-бизнеса Договор об участии в записи фонограммы Договор об участии в создании видеоклипа Договор об участии в концерте IX. Документы о создании и использовании служебных произведений Типовой трудовой договор с лицом, создающим результаты интеллектуальной деятельности Примерная форма служебного задания Отчет о выполнении служебного задания Х. Должностные инструкции работников телевидения и радио Должностная инструкция продюсера телевизионных и радиопрограмм Должностная инструкция главного редактора телевидения и радиовещания Должностная инструкция шеф-редактора Должностная инструкция главного редактора программ Должностная инструкция главного выпускающего Должностная инструкция главного режиссера Должностная инструкция ассистента режиссера программы Должностная инструкция главного телеоператора Должностная инструкция телеоператора-постановщика Должностная инструкция ассистента телеоператора Должностная инструкция главного звукорежиссера Должностная инструкция звукорежиссера Должностная инструкция главного диктора Должностная инструкция ведущего программы Должностная инструкция заведующего корреспондентским бюро (пунктом) Должностная инструкция корреспондента программы Должностная инструкция режиссера монтажа Должностная инструкция монтажера Должностная инструкция художника Должностная инструкция художника компьютерной графики XI. Должностные инструкции работников издательства Должностная инструкция главного редактора Должностная инструкция редактора Должностная инструкция младшего редактора Должностная инструкция научного редактора Должностная инструкция технического редактора Должностная инструкция художественного редактора Должностная инструкция выпускающего Должностная инструкция корректора Регулирование договорных отношений в сфере авторских прав оказалось одной из наиболее затронутых изменениями областей при принятии части четвертой ГК РФ. Разработчики части четвертой ГК РФ, во-первых, ввели новую терминологию, а во-вторых, допустили возможность заключения договора об "отчуждении исключительного права на произведение", т.е. его передачи правоприобретателю в полном объеме и навсегда. Ранее в период действия ЗоАП существовала двучленная система авторских договоров об использовании произведения: В ГК РФ была введена система трехчленного деления договоров о приобретении прав, необходимых для использования произведений. При этом изменению подверглась терминология - вместо термина "авторский договор" был введен термин "лицензионный договор", а кроме того, к существующим возможностям приобретения прав на исключительной или неисключительной основе была добавлена также возможность приобретения прав по новому для сферы российского авторского права "договору об отчуждении исключительного права на произведение" в полном объеме (ст. 1285 ГК РФ). Таким образом, с 1 января 2008 г. появилась возможность заключения трех основных видов договоров об использовании произведения: 1) договор об отчуждении исключительного права на произведение в полном объеме, ранее законодательством не предусматривавшийся; 2) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия) - в основном соответствует действующим в настоящее время положениям, относящимся к авторским договорам о передаче исключительных прав; 3) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (простая (неисключительная) лицензия) - в основном соответствует действующим в настоящее время положениям, относящимся к авторким договорам о передаче неисключительных прав. Подобная система, допускающая полное "отчуждение" прав, ранее была характерна только для таких сфер, как патентное право, законодательство о товарных знаках и т.д. На практике положения о возможности "отчуждения" прав фактически сводят на нет все нацеленные на защиту интересов авторов обязательные для включения в договор условия о видах и способах использования, условия и презумпции о сроках и территории, характере предоставляемых прав или возможности их дальнейшей передачи только с согласия автора и т.д. Все это требует особенно тщательной юридической работы при подготовке и оформлении договоров, связанных с использованием произведений. По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Государственная регистрация такого договора не требуется, поскольку данное требование в отношении договоров в сфере авторских и смежных прав не установлено ГК РФ. Единственным исключением изданного правила является регистрация договоров, заключенных в отношении зарегистрированной программы для ЭВМ или базы данных согласно ст. 1262 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 1234 ГК РФ "по договору об отчуждении исключительного права на произведение приобретатель обязан уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное", причем "при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным". При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются, т.е. размер вознаграждения не может определяться по аналогии с какими-либо иными сходными случаями. Таким образом, договор об отчуждении исключительного права на произведение может быть возмездным либо безвозмездным, однако в нем обязательно должны содержаться либо условия о размере вознаграждения, либо указание на безвозмездность передачи исключительного права по договору. В противном случае при отсутствии как условий о вознаграждении, так и указания на безвозмездность договора он будет считаться незаключенным, т.е. любое использование произведения, осуществляемое на его основании, будет признаваться незаконным. Если договором не предусмотрено иное, то исключительное право на произведение переходит к его приобретателю в момент заключения договора (п. 4 ст. 1234 ГК РФ). Специально в п. 5 ст. 1234 ГК РФ оговариваются последствия, которые наступают в случае существенного нарушения приобретателем своей обязанности по выплате правообладателю вознаграждения, причем такие последствия различны для случаев, когда исключительное право уже перешло к его приобретателю и когда такой переход не произошел. В первом случае прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, а во втором - при нарушении обязанности выплатить в обусловленный договором срок вознаграждение правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и также потребовать возмещения убытков. Согласно ст. 1290 ГК РФ ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение ограничена суммой реального ущерба, причиненного приобретателю исключительного права. Договором данный размер ответственности может быть только уменьшен, но не может быть увеличен. Согласно п. 7 ст. 1235 ГК РФ переход исключительного права к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения ранее заключенных лицензионных договоров. Таким образом, в данном случае имеет место подход, аналогичный признанию действия договоров аренды при переходе права собственности, насколько подобная аналогия оказывается допустимой применительно к совершенно иной области правовых отношений. 2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения Как уже тмечалось, в ГК РФ закрепляется возможность выбора между тремя основными видами договоров о передаче (предоставлении) прав, необходимых для использования произведений: 1) договором об отчуждении исключительного права на произведение в полном объеме, ранее законодательством не предусматривавшегося (ст. 1285 ГК РФ); 2) лицензионным договором о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия), положения о котором в основном соответствуют предусматривавшимся ЗоАП положениям, относящимся к авторским договорам о передаче исключительных прав; 3) лицензионным договором о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (простая (неисключительная) лицензия), в основном соответствующим положениям ЗоАП, относящимся к авторским договорам о передаче неисключительных прав. В отличие от договора об отчуждении исключительного права на произведение при заключении лицензионного договора одна его сторона (лицензиар, "правообладатель") предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату, "пользователю", "правоприобретателю") право использования произведения не в полном объеме, а только в тех пределах, которые устанавливаются лицензионным договором, в том числе с учетом ограничений и презумпций, предусмотренных ГК РФ: "по лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах". Из приведенной формулировки п. 1 ст. 1286 ГК РФ следует, что лицензионный договор может быть как консенсуальным, так и реальным, т.е. признаваться заключенным только после совершения сторонами определенных действий, например по передаче суммы вознаграждения. Согласно общему правилу лицензионный договор должен заключаться в письменной форме. Несоблюдение данного требования влечет последствия, предусмотренные абзацем третьим п. 2 ст. 1235 ГК РФ, - недействительность лицензионного договора. Из общего правила о необходимости соблюдения письменной формы договора для авторско-правовой сферы сделано два исключения: 1) в устной форме может заключаться лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании (п. 2 ст. 1286 ГК РФ); 2) в форме так называемой оберточной лицензии может заключаться лицензионный договор о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных. Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным, однако последнее обстоятельство должно быть четко отражено в лицензионном договоре, так как при отсутствии указаний на безвозмездность лицензионного договора он считается возмездным (п. 5 ст. 1235 ГК РФ), а если в договоре не указано, что он безвозмездный, но при этом не установлен размер вознаграждения или порядок его определения, договор будет считаться незаключенным (абзац второй п. 5 ст. 1235 ГК РФ, п. 4 ст. 1286 ГК РФ). В абзаце втором п. 4 ст. 1286 ГК РФ также отмечается, что выплата вознаграждения может предусматриваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) или в иной форме, например путем различных сочетаний указанных вариантов и т.д. Следовательно, порядок исчисления и выплаты вознаграждения согласно общему правилу устанавливается сторонами самостоятельно. При рассмотрении вопросов заключения и исполнения лицензионного договора о предоставлении права использования произведения наряду с нормами ст. 1286 ГК РФ должны учитываться также положения Общей части ГК РФ, а именно ст. 1235-1238 и 1240 ГК РФ. Так, в абзаце втором ст. 1235 ГК РФ специально оговаривается, что лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. В лицензионном договоре должна указываться территория, на которой допускается использование произведений. В случае когда территория использования в договоре не указана, лицензиат вправе использовать произведение только на территории Российской Федерации. В договоре должен быть также определен срок его действия, который признается также сроком правомерного использования произведения на основании заключенного лицензионного договора. В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. Пунктом 6 ст. 1235 ГК РФ установлено, что лицензионный договор в обязательном порядке должен предусматривать: 1) предмет договора путем указания на произведение, право использования которого предоставляется по договору; 2) способы использования произведения. В случае если лицензиат будет осуществлять использование произведения способами, не предусмотренными лицензионным договором, или после прекращения действия договора либо иным образом за пределами прав, предоставленных по договору, он будет нести ответственность за нарушение исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1237 ГК РФ). При нарушении лицензиатом обязанности по выплате лицензиару вознаграждения за предоставление права использования произведения лицензиар (правообладатель) может в одностороннем порядке отказаться от лицензионного договора и потребовать возмещения убытков (п. 4 ст. 1237 ГК РФ). Согласно ст. 1238 ГК РФ лицензиат, получивший по лицензионному договору право использования произведения, может предоставлять иным лицам право использования такого произведения (заключать сублицензионные договоры) только при наличии письменного согласия лицензиара (правообладателя). 3. Издательский лицензионный договор Статья 1287 ГК РФ устанавливает особые условия издательского лицензионного договора, т.е. договора, заключаемого автором или иным правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое в соответствии с таким договором принимает на себя обязанность осуществить издание произведения. Издательский договор есть соглашение между издателем и автором, в силу которого первый приобретает право и принимает на себя обязанность размножить и распространить за свой счет литературное, художественное или музыкальное произведение второго. Издателю следует приложить свойственное торговым деятелям старание для распространения литературного, музыкального или художественного произведения среди публики. Издатель обязан, как выражается наш закон, принять "все обычно соблюдаемые меры" к распространению издания. Он должен провести обычные публикации, разослать даровые экземпляры, войти в комиссионные сношения с книготорговцами различных городов, выставить новинку в окнах и витринах"*(17). Основное дополнительное требование, которое возлагается в соответствии со ст. 1287 ГК РФ на издателя, заключившего издательский лицензионный договор, сводится к обязанности издателя начать использование произведения, т.е. осуществить его издание, в определенный срок. Срок, в течение которого издатель должен обеспечить издание произведения, может быть установлен договором, а если в договоре такой срок не определен, то использование издателем произведения должно быть начато в "срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования". В случае невыполнения издателем (лицензиатом) обязанности по изданию произведения автор или иной правообладатель, заключивший с издателем договор (лицензиар), вправе отказаться от договора без возмещения причиненных таким отказом убытков. При этом заключенный договор может быть расторгнут правообладателем по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 450 Кодекса, причем, несмотря на расторжение издательского лицензионного договора автор (правообладатель) вправе требовать выплаты ему предусмотренного договором вознаграждения в полном объеме. Как представляется, положения ст. 1287 ГК РФ оставляют большой простор для субъективного усмотрения на практике. 4. Договор авторского заказа По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. Договор авторского заказа является специально предусмотренным ГК РФ видом договора с автором о создании им произведения. Предусматривается, что по такому договору автор обязуется создать обусловленное договором произведение, т.е. в договоре должны быть определены основные признаки (критерии, характеристики) создаваемого произведения. Чем подробнее будет определено произведение, которое требуется создать, тем меньше вероятность возникновения в дальнейшем споров относительно выполнения сторонами своих обязанностей по договору. К числу таких признаков могут быть отнесены, в частности, объем, вид, жанр, целевое предназначение, рабочее название будущего произведения, предполагаемая сфера его применения, при возможности также - краткое изложение произведения (план, синопсис и т.д.), его предполагаемое оглавление и т.п. Материальный носитель, в котором выражено произведение, созданное автором по договору авторского заказа (оригинал статуи, картины и т.д.), переходит в собственность заказчика, если договором не предусмотрено иное. При этом дальнейшее использование такого материального носителя заказчиком должно соответствовать заключенным с автором договорам и требованиям ГК РФ. Обязательным условием для признания договора авторского заказа заключенным является указание срока исполнения договора авторского заказа, т.е. срока, в течение которого произведение должно быть передано заказчику "произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным" (п. 1 ст. 1289 ГК РФ). Таким образом, если в договоре срок создания автором произведения не определен, он считается незаключенным. Ответственность автора по договору авторского заказа ограничена: у автора может быть истребован ранее выплаченный ему заказчиком аванс, а также взыскана неустойка, если она предусмотрена договором (п. 2 ст. 1290 ГК РФ), однако общий размер взыскиваемых с автора сумм не может превышать сумму реального ущерба, причиненного в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения автором договора. Размер ответственности автора может быть уменьшен по соглашению сторон, но не может быть увеличен. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права. Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав По лицензионному договору одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах. Субъекты и объекты патентного права. Содержание исключительных прав патентообладателя. Субъекты ПП: 1. Авторы (физические лица, авторы, соавторы). 2. Патентообладатель – автор, но и не только, работодатель, или иное лицо, которому это право передано и иные правопреемники (наследники). 3. Патентное ведомство; 4. Высшая патентная палата;.5. Федеральный фонд изобретений России; 6. Патентные поверенные;. 7. Всероссийское общество изобретателей и рацианалистов. Объекты АП: изобретение, полезная модель и промышленный образец. Условия патентоспособности изобретения. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. При установлении новизны изобретения в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Не считаются изобретениями в смысле положений настоящего Закона, в частности: открытия, а также научные теории и математические методы; решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для электронных вычислительных машин; решения, заключающиеся только в представлении информации. В соответствии с настоящим пунктом исключается возможность отнесения указанных Не признаются патентоспособными в смысле положений настоящего Закона: сорта растений, породы животных; топологии интегральных микросхем; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Условия патентоспособности полезной модели В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Уровень техники включает ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении в Российской Федерации. В уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. В качестве полезных моделей правовая охрана не предоставляется: решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей; топологиям интегральных микросхем; решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали. Условия патентоспособности промышленного образца В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. При установлении новизны промышленного образца также учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на промышленные образцы, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов. Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения: обусловленные исключительно технической функцией изделия; объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Автор изобретения, полезной модели, промышленного образца. Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Если в создании изобретения, полезной модели или промышленного образца участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними. Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Патентообладатель Патент выдается: автору изобретения, полезной модели или промышленного образца; работодателю в случаях, правопреемникам указанных лиц. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец), принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное. Патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемого патентом изобретения при условии, что такое использование не нарушает прав других патентообладателей (ввоз на территорию РФ, изготовление, применение, предложение о продаже, продажу). Патентообладатель вправе передать исключительное право, любому физическому лицу или юридическому, на основании договора, который подлежит регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Виды договоров: Лицензионный договор при исключительной лицензии, ЛД при неисключительной лицензии, ЛД при открытой лицензии.
Читайте также: A) Активный и пассивный тип воздействия государства. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|