Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие системы транспортного права и её элементы.




Система транспортного права структурируется на общих свойствах и специфических особенностях общественных отношений, входящих в предмет транспортного права. При этом общие свойства многочисленных правоотношений, входящих в этот предмет, предопределяют единство их правового регулирования, а специфические признаки конкретных правоотношений – дифференциацию их правового регулирования.

Можно выделить такие институты, которые применимы при регулировании основных правоотношений на всех видах транспорта и которые образуют вместе с теоретическими вопросами общую часть отрасли, науки и дисциплины транспортное право:

- правовые основы управления транспорта;

- обязательства по перевозке грузов;

- Обязательства по перевозке пассажиров и багажа;

- Правовое регулирование взаимодействия различных видов транспорта;

- Правовое регулирование специальных операций транспорта (поручение, аренда);

- ответственность в транспортных обязательствах.

Специфические правоотношения на различных видах транспорта относятся к особенной части транспортного права в рамках которой выделяют подотрасли транспортного права, соответствующие видам транспорта, такие как:

- автотранспортное право

- воздушное право

- внутреннее водное право

- железнодорожное право

- морское право.

В свою очередь, подотрасли транспортного права состоят из правовых институтов.

Воздушное право содержит нормы, объединенные в институты:

Государственное регулирование использования воздушного пространства и деятельности авиации;

Воздушные суда и их полеты;

Воздушные перевозки и т.д.

Внутреннее водное транспортное право включает такие институты, как:

Внутренние водные пути;

Безопасность судоходства;

Перевозки грузов и др.

Железнодорожное право состоит из институтов:

организация перевозок грузов;

железнодорожные подъездные пути и т.п.

Морское право базируется на структурных институтах:

Морское судно и его экипаж;

Договор морской перевозки грузов;

Договор морского страхования и т.д.

Предлагается также выделять специальную часть транспортного права – международное транспортное право, предметом которого являются такие институты, как:

- транспортные условия внешнеторговых контрактов;

- правовые формы фрахтования транспортных средств;

- договор международной перевозки;

- государственное регулирование международных перевозок;

- условия использования различных пространств (напр. морских);

- право страхования в международных перевозках и др.

Кроме того, можно выделить национальное и международное транспортное право (в частности, транспортная стратегия до 2030 года в качестве одной из задач ставит гармонизацию национальных и международных норм),

а также частное и публичное транспортное право (совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения на транспорте и совокупность норм, регулирующих административные, муниципальные, уголовные и другие публично-правовые отношения на транспорте).

83.Источники транспортного права (краткая характеристика). Понятие и характеристика транспортного законодательство как основного источника транспортного права. Транспортные кодексы и уставы: понятие, содержание.

Под источником транспортного права понимают ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

К источникам транспортного права относятся нормативные правовые акты, правовые обычаи, договоры нормативного содержания, правовые обычаи.

Основным источником являются нормативные правовые акты. Учитывая, комплексный характер норм транспортного права, источниками таких норм являются нормативные правовые акты различных уровней:

- федеральные (Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти);

- региональные (Законы субъектов РФ, Постановления глав субъектов РФ и др.);

- муниципальные (Постановления органов местного самоуправления).

(На региональном и муниципальном уровнях, в основном, регулируются пассажирские перевозки).

С учётом необходимости сохранения единого транспортного комплекса страны источники транспортного права, в основном, представлены федеральными нормативными правовыми актами, среди которых ведущая роль отведена Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Комплекс специальных нормативных правовых актов государства, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, представляет собой транспортное законодательство (систему транспортного законодательства).

Главные кодифицированные акты транспортного законодательства – это транспортные кодексы и уставы.

К их числу относятся:

Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ (ВК РФ).

Это законодательный акт, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности авиации.

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ (КТМ РФ).

Это комплексный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (КВВТ РФ).

Это кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и/или юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях.

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (УЖДТ РФ).

Он регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта не общего пользования, другими физическими и /или юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов, оказание услуг по использованию инфраструктуры и иных, связанных с перевозками.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ (УАТ РФ).

Регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электротранспортом. Определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователями, грузоотправителями, грузополучателем, перевозчиком, фрахтовщиком, на объектах транспортной инфраструктуры.

Кроме транспортных кодексов и уставов большую роль в регулировании деятельности транспорта играют специальные федеральные законы, такие, например, как:

- О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения;

- О железнодорожном транспорте;

- О транспортной безопасности;

- О транспортно-экспедиционной деятельности;

- О безопасности дорожного движения и др.

Среди подзаконных актов следует выделить многочисленные акты Министерства транспорта РФ, в том числе различные правила, инструкции, положения (например, правила перевозок грузов, пассажиров, правила плавания и др.). На воздушном транспорте значительное место занимают федеральные авиационные правила.

(Сохраняют свою силу некоторые акты уже не существующих органов власти, напр. Министерства путей сообщения (МПС)).

К источникам транспортного права следует отнести также правовые обычаи (обычаи делового оборота). Например, согласно ст. 130 - 132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками правового регулирования международных перевозок являются международные договоры (так называемые «транспортные конвенции»).

Фактически источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Анализируя законодательство о транспорте, следует отметить следующие присущие ему особенности.

1. Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.

2. В транспортном законодательстве отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры:

3. В транспортном законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданского законодательства, действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием.

На транспортное законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международные перевозки. Особенно это влияние ощущается при анализе статей Воздушного кодекса Российской Федерации и Кодекса торгового мореплавания.

Поделиться:





Читайте также:

A) Берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.
A) политической системы
A) признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод
CASE-технологии и CASE-системы
Cтруктура банковской системы
G) відповідні права дітей-жертв і свідків відповідно до Конвенції про права дитини та Декларації основних принципів правосуддя для жертв злочинів і зловживання владою.
I. Системы массового обслуживания и их применение при моделировании средств вычислительной техники.
I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников.
I. Цель задачи дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
I. Энергетическое право - комплексная отрасль российского права, его предмет и методы.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...