Всё это было воплощено в различных памятниках культуры.Например: мегалиты,наскальные рисунки,статуэтки и т.д.
5. Особенности социо-культурной организации первобытного общества: тотемизм как способ социальной ориентации; ритуал, ритуализм и табуирование; значение обмена дарами для становления человека и его культуры. Комплекс основных черт первобытной культуры определяет такая общая их характеристика как синкретизм всех культурных форм. Синкретизм – не разделение культурных форм. Все направления культуры в замкнутом синтезе не разделялись. Все это является общим комплексом и методом познания окружающего мира. Причинно-следственные отношения заменялись родственными связями. 1) Анимизм - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. 2) Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Могли иметь способность защищать, предохранять, исцелять человека. 3) Тотемизм – вера в существование сверхъестественные связи через родство между человеком и животными или растениями. Тотем – первопредок рода, дух-покровитель, представленные в виде животного или растения. Зарождение социальных отношений. Разделение на соц. Группы и осознания самих себя как отдельной группы (свои и чужие). 4) Магия – вера в способность человека с помощью заклинаний, т.е. коммуникативного воздействия влиять на окружающий объективный мир. Основана на осмыслении как реальной символической связи понятия и объекта. Магическое наполнение всех культурных форм. 5) Ритуализм. Регулирование социальных отношений осуществлялось с помощью ритуала. Черты ритуала: -Фиксированность времени -места и условий -границы -повторяемость -символический смысл -определенная последовательность действий
Ритуал подкреплялся мифологическими объяснениями. Ритуалы инициации – переход человека из одного статуса в другой. Испытания обязательный обряд инициации. К концу эпохи неолита усложняется соц. Структура, деятельность становится специализированной. В регионах, где продуктивность земледелия была высокой, а темпы соц. развития высоки, культура усложняется и переходит в своем развитии на стадию цивилизации. Особенности социо-культ. организ. первобыт. Общеста: -Родовой стой -Принцип Талиона - принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»). 6.Понятие Древнего Востока, территориальные и хронологические рамки. Письменность Древнего Востока и ее значение для мировой культуры. Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает»). Хронология различается по отдельным культурам. Хронология. Рамки: от 4 тыс. до македонского завоевания (334-327) или до 5 в. н.э. (Средняя Азия, Индия, Дальний Восток). Географически понятие «Древний Восток» охватывает огромные территории, протянувшиеся от Северо-Западной Африки до Тихого океана и от Великой степи до Индийского океана и Сахары. В основном это зона субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой. Особую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. Народы Древнего Востока создали богатейшую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе алфавитная, которая была позаимствована у финикийцев греками, римлянами, а за ними – большинством народов мира. Гениальные "Эпос о Гильгамеше", "Рассказ Синухета", страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов Древнего Ирана и Средней Азии "Авеста", замечательные эпические поэмы древних индийцев "Махабхарата" и "Рамаяна".
Именно на Древнем Востоке были созданы первые монотеистические религии – культ Атона в Египте и иудаизм, родилась одна из мировых религий – буддизм. Созданная здесь «Книга Книг» – Библия – во многом определила духовный мир и нормы морали европейских цивилизаций.
7. Древний Восток: основные черты культуры региона. Цивилизации великих рек в культуре Древнего Востока. Основные черты Древнего Востока: — устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов; — возникновение и повсеместное распространение особых отношений собственности, неразрывно связанных с властью (власть-собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения; — сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освященной божественными установлениями; — государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административно-бюрократический аппарат управления и подавления; — отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государства-деспотии, независимо от социального положения, безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю; это порождало «рабское самоощущение» у подданных; — важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, которое перераспределялось властью; — существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоемкие ирригационные работы, строительство грандиозных сооружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллективистское сознание;— духовные устремления людей на Древнем Востоке определялись религией и мифом. Они не знали преобразующей человека рефлексии, форм осмысления и осознания собственного мышления и существования. Цивилизации Древнего Востока после изначальных грандиозных культурных прорывов в течение тысячелетий воспроизводили собственные цивилизационно-культурные основания, конечно, углубляя и расцвечивая их.
Великие государства Древнего Востока сформировались на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно в долинах больших рек в мягком субтропическом климате пять тысяч лет назад сложились лучшие условия для земледелия. Разливы рек постоянно удобряли мягкую почву, ее легко было обрабатывать самыми примитивными орудиями - деревянными и медными, урожай собирался два-три раза в год. Важнейшим условием земледелия в тех районах было регулирование режима рек, т.е. хранение воды в специальных водоемах для использования в засуху, предотвращение паводков, мелиорация. Это требовало постоянного коллективного труда, вынуждало селиться большими группами - общинами и работать сообща. Роль общины в странах Древнего Востока (Египте, Месопотамии, Индии, Китае) была исключительно велика и, во многом, остается такой по сей день. Однако общественный труд был необходим только на ирригационных работах, строительстве плотин, каналов и пр. Сама обработка земли была доступна каждой отдельной семье. Поэтому общинная земля стала делиться на земельные наделы, и община из родовой (какой было в первобытном обществе) стала соседской. 8. Периодизация и основные черты культуры Древнего Египта. Периодизация. · Додинастический период 5-4-е тысячелетия до н. э. · Раннее царство С 30 до 28 вв. до н. э. · Древнее царство 28 - 23 вв. до н. э. · Среднее царство 21 - 18 вв до н. э. · Новое царство 16 - 11 вв до н. э. · Поздний период 11 - 4 вв. до н. э. Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
Культура Древнего Египта создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства. В Культуре Древнего Египта есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников). Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|