Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформа Эхнатона и ослабление Египта.




Сын Аменхотепа III Аменхотеп IV (1365–1348 до н.э.) провел при поддержке служилой знати религиозную реформу, направленную против культа бога Амона и тесно связанного с ним могущественного фиванского жречества. Фараон провозгласил верховным и единственным культ солнечного диска Атона; остальные божества или отменялись, или переводились в ранг слуг Атона. Аменхотеп IV принял имя «Эхнатон» («Благой для Атона») и переехал вместе с двором из Фив в новооснованную им столицу Ахетатон (Эль-Амарна) в Центральном Египте. Однако эта реформа, которую ряд исследователей считает монотеистической, вызвала неприятие со стороны не только фиванского жречества, но и широких слоев населения, так как она отрицала укоренившиеся в сознании египтян религиозные представления (антропо- или зооморфный облик бога, божественную генеалогию и пр.). Реформа привела к расколу египетского общества и ослаблению египетского государства. Сконцентрировав свои усилия на утверждении новой религии, Эхнатон отказался от активной внешней политики и в значительной степени утратил контроль над захваченными его предшественниками территориями: он не пытался организовать сопротивление натиску хеттов на Сирию; при нем большинство сирийских и палестинских князей обрело фактическую независимость от Египта. Египетская гегемония на Ближнем Востоке ушла в прошлое.

 

11. Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. (Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов.)

Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи.

В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.

Тесные отношения, которые со времени Среднего царства имел Египет с Нубией, Палестиной и Сирией, привели к включению в пантеон иноземных божеств — семитских богинь Анат, Астарты, бога Решефа, кушитского бога Дедуна. Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет — львицы, Тот — павиана, бог водной пучины Себек — крокодила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) — змеи-кобры.

Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца.

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них покидаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.

Египетские жрецы кроме выделения девятки (по другим версиям — восьмерки) богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединялись Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада).

Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысл определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных

Составление, разучивание и исполнение религиозных гимнов считалось важнейшим делом жрецов и способствовало развитию религиозной поэзии, так же как рассказы о деяниях богов — развитию египетской литературы.

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его ^термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей — слуг, работников, которые назывались «ушебти».

По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробницы, приготовление мумии, проведение специальных церемоний).

Во времена Нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.

Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития. Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX —XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, — красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их огромное идеологическое значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.

Возникновение научных знаний 1. Возникновение математики. Земледелец не мог обойтись без подсчетов, сколько зерна он собрал, сколько уйдет на посев, сколько можно израсходовать на еду. Ремесленник, изготовляя бронзу, должен был взять точное число долей меди и олова. Сложные подсчеты были нужны при постройке дамб и зданий. Здесь необходимо было рассчитать, сколько понадобится работников, чтобы закончить постройку в назначенный срок, и сколько нужно для нее материалов.

Так, благодаря труду людей возникла арифметика. Египтяне знали дроби и умели производить арифметические действия даже с миллионами. Чтобы обозначить миллион, они рисовали человека, поднявшего руки от удивления перед таким большим числом.

При рытье каналов, при делении поля на участки приходилось измерять площади и углы. Отсюда возникла наука, которую мы называем греческим словом геометрия. Это значит «измерение земли».

2. Зарождение астрономии. К разливу Нила земледельцы должны были подготовить поля, каналы у. дамбы. Египтяне заметили, что перед разливом звезды занимают на небе каждый год одно и то же положение. Из этих наблюдений зародились первоначальные знания по астрономии — науке, изучающей планеты и звезды. Египтяне даже составили карту звездного неба. По звездам они ориентировались на море и в пустыне. Конечно, наблюдая небо невооруженным глазом, они не знали многих звезд, известных сейчас.

Египтяне составили календарь. Они подсчитали, что в году 365 дней. (Подумайте, какую неточность допускали египтяне.)

3. Медицина в Египте. Медицинские знания зародились еще у первобытных людей. Благодаря изготовлению мумий египтяне хорошо узнали внутреннее строение человеческого тела, а это помогало лечить болезни. При определении болезни врачи слушали пульс. Они знали целебные свойства многих растений. Сохранились бронзовые инструменты, которыми делали операции.

4. Письменность в древнем Египте. Уже в IV тысячелетии до н. э. знаний у египтян было больше, чем человек мог удержать в памяти и устно передать другим. Появилась потребность в письменности. Окончательно письменность сложилась с возникновением в Египте государства.

Сначала египтяне просто рисовали то, о чем они хотели сказать. Чтобы написать «солнце», рисовали кружок с точкой посередине; рисунок человека с луком и стрелами означал воина. Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и отдельные звуки и части слов.

Знаки-рисунки называются иероглифами. В египетской письменности употреблялось около 750 иероглифов. Для быстрого письма были выработаны более простые знаки.

В Египте был удобный материал для письма. На мелких местах Нила рос в изобилии папирус — тростник высотой в 4—5 метров. Египтяне разрезали стебли папируса на тонкие полоски и склеивали их в листки, похожие на бумагу. Писали на листке тростинкой, обмакивая ее в краску. Если листка для записи не хватало, к его нижнему краю приклеивали другой листок. Так получались длинные ленты; одна из них достигает 40 метров длины. Исписанные листки тоже называли папирусами. Египтяне также высекали надписи на камне. 5. Школы и образование в древнем Египте.

Египетскому государству нужны были грамотные чиновники, руководители строительных работ и другие образованные люди. Поэтому в Египте были школы для обучения мальчиков. Принимали в школы детей вельмож, чиновников и жрецов. Обучение продолжалось много лет. Ученики писали упражнения и решали задачи. Младшие школьники учились писать на черепках разбитой посуды, старшие — на листках папируса. Сохранились письменные работы учеников с ошибками, исправленными учителем.

В поучениях школьникам было сказано: «Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя... иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, он слушает, когда его бьют». Помощника учителя называли «человек с розгой»; он сек ленивых и непослушных учеников.

Хотя письменность и научные знания в древнем Египте были доступны только рабовладельцам, возникновение их имело огромное значение. Научные знания способствовали развитию сельского хозяйства, ремесел, строительного дела. Письменность помогала сохранять знания и передавать их от старших младшим, от одних народов другим.

Познание мира

Пространство было четко разделено.Восток - пространство жизни, Запад- смерть, Север-завершение, Юг- начало.

Особый ритуал "Отверзание уст "

Гроб ставили у входа в усыпальницу, и жрецы совершали обряд «отверзания уст». Жезлом с наконечником в виде головы барана они касались рук, ступней, глаз, ушей, носа и губ, изображенных на саркофаге, возвращая усопшему его души, чтобы они могли действовать в потустороннем мире. После чего саркофаг помещали в гробницу, окружали едой, предметами обстановки и другими необходимыми вещами, а потом ее опечатывали.

Существовали счастливые и несчастливые дни. День Сетха- самый несчастливый день.

13 день месяца - день гнева.

Время циклично и стабильно всегда присутствует ритм.

Идея вечности.

Изобразительное искусство

Архитектура.

Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в
Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина
(греч. вариант их имен).Их отточенная форма, основанная на пропорциях
“золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна.
Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне.
Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды
.Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона. Скульптура.

Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра,будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).

Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого, волосы - черного, одежды
- белого цвета.

Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами
;надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого,физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.

В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык
Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.
Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины
,глубоко посаженые глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот.
Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.

В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством, как изящество и стройность.Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца
Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе “певицы
Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до н.э. Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания, домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.

Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве.Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф
“Семья Эхнатона” на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона, незаконченная. Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа, моделировка лица отличается мягкостью.

Скульптуру второй половины Нового царства, ее основ
-ную линию, представляют следующие произведения: гигантские статуи
Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами.” Вспомнились” древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений,утверждающая величие фараона-бога.

Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании, когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

Рельефы и росписи.

Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено.

Характерные особенности изобразительного канона в рельефе сложились еще в додинастический период, что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства. Известная
“Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и
Нижний Египет,содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся:

1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости горизонтальные пояса).

2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.

3.Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как впрочем и богов, изображали в больших размерах, чем все остальные фигуры.

4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз - в фас.
Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.

5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на плоскости выше.

6.Единство изображений и иероглифических надписей.

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей была тема пира,обычно связанного с заупокойным культом. Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского искусства
, поскольку любая сюжетная композиция использует много различных
“элементов” таких как человеческие фигуры, предметы обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п. И все это множество изображений размещается на плоскости, разделенной на горизонтальные пояса так, чтобы каждая из фигур и предметов ясно “читалась” глазами, не заслоняя друг друга. Расположенные через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами
, они как будто застывают: вся “картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обыкновенным миром реального бытия. Все конкретные и заимствованные из жизни сюжеты, воссозданные в египетских рельефах и росписях, благодаря композиционному решению, приобретали характер священнодействия, ибо они воспроизводили жизнь после смерти.

 

12. Культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации Древнего Египта. Роль писцов в культуре, письменная традиция. Образование.

 

Египетская письменность зародилась в конце IV тыс. до н.э. на основе рисуночного письма, где каждое слово или понятие изображалось рисунком. Например, «пленение» изображалось в виде людей со связанными руками. Эти знаки назвали иероглифами, а саму систему письма – иероглификой.

Иероглифы могут читаться слева направо и справа налево или сверху вниз. Чтобы определить, откуда начинать читать, необходимо найти такие символы, как люди и птицы, – они всегда обращены к началу предложения.

У писцов всегда было много работы: они составляли письма и различные юридические документы, такие, как завещания, деловые и брачные контракты. Писцы также переписывали документы в храмовых библиотеках и записывали запросы людей, желавших обратиться к богам за помощью и советом. Целые штаты писцов 11 секретарей обслуживали каждое правительственное ведомство. Если человек был достаточно умен и обладал нужными связями, то он мог улучшить свое положение. А если он занимался ведением учета налогов, составлял акты и договоры либо работал в столичных ведомствах, то вполне мог стать советником и даже сановником.Деятельность писца имела возможность социального лифта.

Как верили древние египтяне, письменность даровал им бог мудрости Тот. Письмена они называли мдуэ нтр – «слова бога» -и верили в их магическую защитную силу. Иероглифы наносили на стены храмов и гробниц, стелы и обелиски, статуи, саркофаги, глиняные черепки и папирусные свитки. Для хозяйственных нужд применялось скорописное письмо – иератика («жреческое», как называли его греки), им же записывались литературные произведения и научные трактаты.

Врачи черпали необходимые сведения, помогающие распознать и излечить болезнь, из специальных медицинских папирусов. Существовали руководства по анатомии, хирургии, женским болезням, лечению зубов, ветеринарии.

Язык древних египтян развивался на протяжении четырех тысяч лет своей истории: от древнеегипетского к демотике, однако уже к III в. н.э. считался мертвым (на нем не разговаривали). Ему на смену пришел Н коптский (грамматика и лексика существенно изменились), а с VII в. н.э. его начал вытеснять арабский.

 

Иератическое письмо – разновидность скорописи – возникло в эпоху Древнего царства. Иероглифическое письмо соотносится с иератическим как современный печатный шрифт с рукописным. С VIII в. до н.э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, сливались в один символ. Писать стало легче и быстрее, и письменность широко распространилась, оттого этот «шрифт» греки назвали демотикой – «народным письмом».

Для письма египтяне использовали папирус – первую в древнем мире «бумагу». Учебные и черновые тексты записывались на глиняных черепках или пластинках известняка – остраконах – либо на деревянных дощечках, покрытых слоем штукатурки или восковой пропиткой, так что надписи можно было стирать и использовать дощечки несколько раз. Существовало два вида чернил: черные и красные. Они хранились в сухом виде на палитре, где при необходимости разбавлялись водой. Кисточки изготавливали из стеблей каламуса.

 

Когда ученик овладевал основными приемами искусства чтения и письма, он мог стать писцом. Для многих этого было достаточно. Но те, кто оплачивать дальнейшую учебу изучали математику, историю, литературу, религию, географию, языки, землемерное и инженерное дело, астрономию, медицину и счетоедство.

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

Любой человек, заплатив деньги, мог ходить в школу, так что получение образования зависело только от того, мог ли египтянин позволить себе такие расходы. Зажиточные крестьяне старались дать образование своим сыновьям, так как это был единственный способ улучшить их жизнь. Девочки из бедных семей редко получали образование, но в богатых семьях они учились читать и писать наравне с мальчиками. Существовало несколько видов школ. Дети из знатных семей могли воспитываться даже в царском дворце вместе с царскими детьми. На одну ступеньку ниже стояли школы в храмах. Были также поселковые школы при местных святилищах.

Хотя большинство египтян не умели читать и писать, жизнь египетского общества основывалась на учете; поэтому обученный грамоте мог сделать карьеру не только писца, но и чиновника. Доля писца была завидной, ведь он не работал под палящими лучами солнца и пользовался почетом и уважением

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться.Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары..Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений.Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость. Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников. Приобретение грамотности, профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа:

Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.

По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага — папирус — из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

 

Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали. На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего о шлифовке техники

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...