Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как пограничное поведение определяет характер




 

Уверена, вы знаете старое высказывание: «Все мы немножко сумасшедшие, и они - больше чем я». Большинство психологов считают, что граница между нормальным и ненормальным поведением не слишком ярко выражена.

 

Если вы пишете сценарий о личности с отклоняющимся поведением, будь то шизофреничное, маниакально-депрессивное, параноидальное или психотическое поведение, вам понадобится громадный объем исследований о сложностях этих личностных расстройств.

 

Чтобы создать характер Рэймонда Бэббитта, Барри Морроу понадобилось узнать характеристики аутистов, аутичных ученых и умственно отсталых. Барри говорит о том, как он заинтересовался учеными-аутистами: «Каждый год я в качестве волонтера работал некоторое время для Ассоциации умственно отсталых граждан/ Association for Retarded Citizens. Однажды у нас был перерыв, и я почувствовал постукивание по плечу и там - в паре сантиметров от меня - стоял Человек Дождя. Его звали Ким. И он наклонил голову с насмешливым видом и сказал мне: «Подумай об этом, Барри Морроу». Я отступил назад, наклонил голову и подумал о том, что он сказал. И он выглядел в своем роде как какой-то мастер дзена и, к счастью, как раз в этот момент показался его отец, чтобы все прояснить. Он представил меня Киму и сказал, что Ким настолько рад встрече со мной, что из-за этого его слова путаются. На самом деле он хотел сказать: «Я думаю о тебе, Барри Морроу». И тут Ким повернул голову в другую сторону и начал издавать завывающие звуки и начал хлопать руками очень-очень быстро, а потом начал называть какие-то имена.

 

Я не знал, что это было, но потом я узнал одно имя, которое казалось знакомым, а потом еще одно, и я осознал, что он повторял имена из титров моих фильмов, «Билл» и «Билл: сам по себе» - по порядку. Потом он начал снова с цифр, но они шли так быстро, что казались полной бессмыслицей. И его отец попросил Кима говорить помедленнее и сказал ему, что я его не понимаю. Он сбавил темп, и я понял, что он дает мои телефонные номера за последние восемь или десять лет - снова и снова. Его отец сказал, что он заучивает телефонные книги - просто так. Тысячи номеров. Обычно он запоминает только Желтые страницы, но в моем случае он сделал исключение. Все, что он читает, откладывается у него в памяти. Чем больше вопросов я задавал, тем больше меня поражали ответы, и, казалось, удивительные стороны этой личности бесконечны. Я прилетел домой, и моя голова кружилась от всего этого – и от личности Кима. Я просто знал, что встретил одного из самых необычных существ на земле, и в этом мне повезло».

 

И хотя Ким был оригинальным прототипом Рэймонда, Дастин Хоффман выбрал другого прототипа для Рэймонда, согласно Рону Бассу:

«Дастин провел огромное исследование по классическим аутичным личностям. Он срисовал своего героя с вполне конкретного человека. У этого человека был брат, который не был аутистом, поэтому мы много общались с братом. Он мог имитировать своего аутичного брата, и я начал улавливать ритм, в котором тот жил. Мне нужно было найти способы, которыми он сделает вещи, которые были бы странными и аутичными, но были бы скорее милыми, чем отталкивающими. Вот почему мы использовали идею о списке личных обид - это универсально, поскольку все мы так поступаем до определенной степени. Это очень человечно. Мы добавили ритуалы - у вас могут быть ритуалы, выглядящие отвратительно и неприятно, но также могут быть и очень миленькие ритуалы. Для двух часов фильма мы выбрали те, которые были очаровательными и интересными, а не отталкивающими».

 

Понимание патопсихологий важно, когда пишешь такого рода героев. Но некоторые знания об отклонениях в поведении могут быть также полезны, когда пишешь о нормальных героях. У всех нас есть некоторые из этих элементов. Наделяя вашего нормального героя некоторыми из этих характеристик, можно добавить конфликта и интереса.

 

Дэвид Вильямсон/David Williamson, австралийский сценарист, написавший «Gallipoli/Галлиполи», обладает магистерским дипломом в области психологии. Он считает полезным думать о своих героях в терминах клинических моделей патопсихологии. И хотя он не использует их при создании, он часто возвращается к этим моделям на фазе переписывания, толкая своих героев немного за границы нормального, чтобы создать больше драмы и больше интереса.

 

Клиническая психология определяет число личностей или типов темперамента, которые рассматриваются как препятствующие психологическому функционированию личности. Вильямсон изображает их колебания следующим образом:

ЭКСТРАВЕРТ

Маниакальный---Параноидальный---Психопатичный или социопатичный

_______________________

Нормальное поведение

_______________________

Депрессивный---Шизофреничный---Тревожно-невротичный

ИНТРОВЕРТ

 

Что же до типов личности, герой с отклоняющимся поведением не всегда полностью попадает в одну категорию. Маниакально-депрессивный психопат колеблется между двумя, также как параноидальный шизофреник. Вы можете перемещаться между этими категориями, чтобы нарисовать в общих чертах нормальных героев, так же, как и динамику взаимоотношений между героями.

 

Маниакальные типы считают, что им все по плечу. Они выглядят очень оптимистичными, проявляя своего рода эмоциональную эйфорию. Легко возбудимые и часто очень общительные, маньяки легко подвержены эмоциональным всплескам. Они могут быть фривольными и чрезмерно разговорчивыми. Их период внимания очень короток, а порог скуки очень низок. Более того, следуя своим желаниям, они легко растаптывают окружающих.

 

Герои, которые нормальны, но обладают некоторыми маниакальными чертами, могут быть трудоголиками, ведомыми жаждой успеха. Ими может двигать жадность, как у Гордона Гекко в «Уолл-Стрит» или вера, что все сработает, и они могут построить новый мир, как у Элли в «Береге москитов/The Mosquito Coast» или убеждением, что они могут делать все, что угодно, как у злодеев в "Супермене".

Чарли Бэббитт временами немного маниакален. Рон Басс говорит: «Чарли очень буйный. Он чересчур закрыт, слишком контролирует себя, чтобы быть действительно депрессивным. Не думаю, что Чарли хоть раз сидел без дела и хандрил».

 

Депрессивные проявления - другая сторона медали. Они как бы консервируют свою эмоциональную энергию. Они подвержены плохому настроению, мыслям о собственной никчемности и приниженности. Некоторые тяготеют к ипохондрии или винят себя, даже когда их вины нет. Герои, которых можно считать нормальными, но которые содержат ряд эти черт - Гамлет, Мартин Риггз из «Смертельного оружия» и Дэвид из пьесы «Странный снег» (позже адаптированной в фильм «Стилет/Jacknife»).

 

Шизофреничные герои появлялись в целом ряде успешных фильмов. Сразу приходят на ум «Я никогда не обещала вам розового сада», «Дэвид и Лиза» и телемуви «Обещание/Promise». Шизофреники обычно застенчивы, стеснительны, излишне чувствительны и легко смущаются. Они защищают свое эго, избегая прямого конфликта. Они отстраняются, дуются и обычно испытывают трудности в общении. Артура «Страшилу» Рэдли в «Убить пересмешника» можно считать пограничным шизофреником, а Мэкон в «Туристе поневоле/Accidental Tourist» - скорее, нормальная личность с некоторыми шизоидными характеристиками, вызванными его скорбью от смерти сына.

 

Параноики верят, что люди хотят их поймать. В результате они склонны к агрессии. Они хотят быть лидерами, иметь власть и престиж в глазах других. Они решительны, упрямы, самоуверенны, закрыты, зачастую, соревновательны, невежественны, тщеславны и хвастливы. Они часто питают безосновательную неприязнь, быстро обижаются и очень чувствительны к личной критике, которая поддерживает их веру в то, что другие их не любят. Многие из героев Чарли Бронсона и Сильвестра Сталлоне проявляют эти черты.

 

Тревожные невротики беспокоятся обо всем и боятся всего. Их волнует личная безопасность, ужасает парниковый эффект, озоновая дыра, кислотный дождь, насилие и другие реалии жизни. Для них катастрофа таится везде. Они проводят свою жизнь, пытаясь избежать беспокойства. Любимый тревожный невротик для многих киноманов - Вуди Аллен в фильмах типа «Ханна и ее сестры», «Энни Холл» и «Зелиг».

 

Обсессивно-компульсивный характер - это тоже невротик. Одержимость Алекс противящимся ей Дэном в «Роковом влечении» и навязчивые состояния Рэймонда Бэббитта, которому надо каждый день смотреть «Народный суд» - примеры обсессивного поведения, которое движет героем.

 

Мы видим социопата (который антиобщественен) или психопата (который психически неуравновешен) во многих фильмах, так же как и в ежедневных газетах. Это часто злодеи в истории, «закоренелые преступники», люди без морального центра, которые могут быть бесстрашными, не внушающими доверия, озабоченными только своими личными нуждами и самосохранением, без сопереживания другим людям. Как антагонист, социопат или психопат пойдет на все, чтобы воспрепятствовать намерениям протагониста.

 

Почти все известные роли актеров Эдварда Робинсона/Edward G. Robinson и Джеймса Кэгни/James Cagney, в таких фильмах, как «Белая горячка/White Heat», «Маленький Цезарь/Little Caesar», «Лицо со шрамом/Scarface» фокусируются на социопатах. Социопаты также появляются в «Крестном отце», «Хелтер Скелтере/Helter Skelter» и «Бонни и Клайде».

 

Драма и конфликт могут идти от отношений между этими героями. Параноикам нужен кто-то, чтобы преследовать их, и агрессивность маньяков будет для них угрозой. Маньяки воспринимает недостаток энергии и драйва у депрессивного типа, как их фрустрацию.

 

Психопаты не понимают беспокойства невротиков по поводу их страхов.

 

Если вы пишете ненормального героя, вам, возможно, понадобится провести дополнительное психологическое исследование. Чтение медицинских журналов и книг по психологии, разговор с психологами, возможно, даже встреча или наблюдение за людьми с соответствующими отклонениями будут полезны.

 

Хотя материал может показаться клиническим, обдумывание героя как личности с некоторыми патопсихологическими тенденциями может добавить конфликта и глубины. Некоторые авторы пытаются сделать своих героев слишком милыми, слишком приятными, слишком святыми, тем самым уничтожая любые грани, которые могут сделать их интересными. Изучение этих категорий может помочь вам придать законченности героям, поскольку даже в самом приятном характере может быть немного безумия.

 

Барри Морроу говорит: «Проводите ли вы академическое психологическое исследование или что-то изучаете, наблюдая за человеческим поведением, вам нужен достаточно глубокий колодец, из которого вы будете черпать то, что пишете. Вам нужно, чтобы у вас была возможность покрутиться в этом мире странных людей, чтобы понять человеческое поведение».

 

Романист Деннис Линдс подтверждает: «Человек, который становится писателем, несомненно, уже интересуется психологией и социологией характера. Так же как художнику стоит интересоваться цветом или он не слишком преуспеет как художник, мы как писатели должны интересоваться психологией».

 

Джеймс Дирден дополняет: «Мы не выходим из дома и не изучаем психологию, когда пишем героя. Возможно, вы надеетесь, что у вас есть представление о том, как устроены люди, но изучая психологию, вы изучаете ее в общем, а не применительно к конкретным случаям. Вы здесь не для того, чтобы изучать психологию, потому что вы создаете конкретно этого героя. Хорошо, если у вас уже есть общее представление о психологии, которое дает вам возможность создавать характеры. У нас у всех есть психологические знания на самых элементарных уровнях. Возможно, мы не знаем термины, почему мы делаем какие-то вещи или другие люди делают какие-то вещи, но мы все знаем, что если вы жестоко обращаетесь с ребенком, велика вероятность, что ребенок будет жестоко обращаться с другими, когда вырастет. Не надо быть гением, чтобы это выяснить. Это часть опыта. Думаю, поэтому, в конце концов, я возвращаюсь к изучению себя. Если вы знаете себя, вы можете знать других. Пока вы не знаете себя, вы не можете знать других».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...