Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и пути совершенствования нормативно-правового регулирования дошкольного образования в Челябинской области и в городе Челябинске




 

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в целом сфера образования в Челябинской области и городе Челябинске имеет достаточно подробное правовое регулирование.

Однако практика деятельности дошкольных образовательных учреждений показывает, что имеется еще ряд проблем, требующих своего решения.

Так наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии регламентированы Законом Челябинской области от 25 мая 2006 года N 26-ЗО.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 и пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территориях соответственно муниципального района и городского округа.

Вместе с тем положениями Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее - Федеральный закон N 199-ФЗ) были внесены дополнения в пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Данными дополнениями к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым этими органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ.

При этом нормами Федерального закона N 199-ФЗ также внесены аналогичные дополнения в положения пункта 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», определяющие компетенцию субъектов РФ в области дошкольного образования.

Таким образом, возникла несогласованность между положениями Федерального закона и указанных законодательных актов РФ.

В данном случае полагаем, что в целях определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов в области дошкольного образования подлежат применению положения пункта 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и пункта 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», поскольку в указанные законодательные акты Российской Федерации внесены дополнения Федеральным законом N 199-ФЗ, принятым позднее Федерального закона.

Необходимо также отметить, что согласно части 2 статьи 15.1 и части 2 статьи 16.1 Федерального закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.

При этом такое участие должно осуществляться только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Необходимо учитывать, что положения части 4 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» предоставляют возможность органам местного самоуправления устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 данного Закона).

Вместе с тем на уровне Челябинской области еще не закреплен достаточно четкий критерий, позволяющий дифференцировать образовательные учреждения муниципальной системы образования. Представляется, что таковым критерием должны быть направленность и содержание образовательных программ и государственных стандартов. На наш взгляд, самодостаточность и определенность указанного критерия имеет первостепенное значение в силу того, что именно конкретная образовательная программа определяет структуру, содержание обучения и воспитания, а Закон «Об образовании» прямо отождествляет образовательный процесс с реализацией образовательных программ и обеспечением содержания и воспитания обучающихся.

В этом контексте основными образовательными учреждениями, находящимися в ведении муниципальных органов власти, являются дошкольные и школьные (общего профиля) образовательные учреждения. Актуальной проблемой является эффективное использование кадрового потенциала муниципальной системы образования. К правовым средствам его реализации следует отнести следующие: формирование эффективной в условиях рынка системы планирования подготовки и переподготовки педагогических кадров, совершенствование оценки их деятельности (прежде всего посредством аттестации), усиление социальной защищенности работников сферы образования. Учитывая сложившийся уровень и состояние нормативно-правового обеспечения кадрового состава российской системы образования, представляется необходимой разработка специальной программы федерального уровня, направленной на решение социальных вопросов педагогических кадров. Отметим еще и то, что государственное финансирование муниципальной системы образования имеет хронически дефицитный характер. Совершенствование системы налогообложения в муниципальной системе образования в известной мере могло бы способствовать смягчению финансовой ситуации. Оценивая возможность обоснования организационно-правовой основы оказания платных услуг, представляется целесообразным разработать образовательным учреждениям локальные нормативно-правовые акты - положения о платных образовательных услугах, разумеется, это должно делаться по согласованию с попечительским советом образовательного учреждения.

В Челябинской области в пределах установленной компетенции принято значительное количество законов, которые можно было бы условно назвать экономическими и предметом которых являются специальные вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений. Эти законы посвящены: установлению местных налогов и сборов на нужды образовательных учреждений, минимальных социальных норм и финансовых нормативов; определению налоговых и других экономических льгот образовательным учреждениям, порядка оплаты за содержание детей в отдельных государственных образовательных учреждениях.

К этой группе правовых актов примыкают и законы, устанавливающие различные льготы образовательным учреждениям, а также предприятиям и организациям, оказывающим поддержку сфере образования, имеющим доход от реализации продукции собственного производства и оказания платных дополнительных образовательных услуг. Так, в Челябинской области принято Постановление Главы администрации города Челябинска «О льготах по местным налогам и сборам для образовательных учреждений».

Заметные положительные сдвиги в развитии образовательного законодательства на уровне Челябинской области связаны с разработкой мер государственной социальной поддержки работников системы образования и обучающихся. В области все реже дублируют нормы федеральных законов по этим вопросам, находят внутренние резервы для установления дополнительных мер социальной поддержки, стремятся к конкретной формулировке законодательных норм, активнее учитывают социально-экономические и демографические особенности регионов. Отчетливо проявляется тенденция придать законодательную форму наиболее важным положениям подзаконных актов по вопросам социальной поддержки субъектов образовательного процесса.

Как положительное явление можно отметить постепенный отход от использования в качестве критерия этих дополнительных выплат минимального размера оплаты труда и использование в качестве исходной базы уровня прожиточного минимума, установленного для региона.

Достаточно многообразны и льготы обучающимся. Наиболее характерным при этом является расширение (по сравнению с требованиями федеральных законов) состава льготных категорий обучающихся. В частности, в число лиц, нуждающихся в социальной поддержке, включаются представители студенческих семей, дети из неполных и многодетных семей, дети, родители которых уклоняются от алиментов, дети военнослужащих срочной службы, дети из семей с доходами ниже прожиточного минимума, дети, страдающие определенными видами заболеваний.

Наряду с установлением традиционных мер социальной защиты, в нормотворческой практике начинают утверждаться поддержка и поощрение детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Конкретными формами такой поддержки выступают создание специальных учебных заведений, установление льгот для обучающихся, имеющих звание победителей и лауреатов творческих конкурсов и фестивалей, утверждение во многих субъектах Российской Федерации именных повышенных стипендий для студентов средних и высших профессиональных учебных заведений и аспирантов, почетных грамот для учащихся общеобразовательных школ.

Повышению качества законодательства об образовании способствует стремление законодательных органов субъектов Российской Федерации по возможности полно учесть в нормотворческой практике региональные особенности. Благоприятные возможности для этого создает Федеральная программа развития образования, которая предполагает включение в свой текст региональных программ развития образования как необходимых составных компонентов. Программа позволяет органично сочетать общероссийские потребности и запросы регионов в подготовке нужных специалистов, установить разумную специализацию образовательных учреждений, организационно обеспечить сохранение единого образовательного пространства.

Ориентация на учет региональных особенностей позволяет в определенной мере восполнить пробелы федерального законодательства, а порой приводит и к созданию оригинальных правовых норм.


Заключение

 

Таким образом, за последние 15 лет в России сложилась система законодательства в области образования, включающая несколько уровней: нормы Конституции РФ, нормы федеральных законов и нормы законов субъектов Российской Федерации.

Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

В целом можно заключить, что за последние 10 лет заложены основы законодательства в области образования, установлены права граждан на образование, сформулированы принципы государственной образовательной политики, намечены основные направления развития российского образования в ближайшие годы и на перспективу, определены актуальные проблемы образования, требующие безотлагательного решения.

Актуальным направлением совершенствования законодательства об образовании является дальнейшая оптимизация соотношения федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, ситуация с дошкольным образованием в Челябинске продолжает волновать общественность. И даже в свете предстоящих перемен, ведущих к расширению базы муниципальных дошкольных образований, перспектива развития данной социально значимой сферы просматривается пока в довольно серых тонах.

Общая картина состояния сферы дошкольного образования вроде бы радужная. В Челябинске в рамках реализации нацпроекта «Образование» проводится ряд мероприятий: ударными темпами ведется строительство дошкольных учреждений, в планах значатся капитальные ремонты и реконструкции ветхих зданий, возвращаются и приводятся в должное состояние объекты, переданные некогда в другие отрасли. Также планируется ввести в действие 132 группы за счет сокращения функциональных кабинетов, открытие которых было обосновано в период падения рождаемости. На сегодняшний день готово 35 групп, но функционировать они начнут несколько позднее по причине задержки поставки мебели и незаконченного ремонта в некоторых помещениях.

Система дошкольного образования в Челябинске отличается вариативностью: разнообразие обучающих программ и большое количество специализированных коррекционных учреждений (156 из 291 по городу) дает возможность получить юным челябинцам всестороннее развитие (умственное, физическое, художественно-эстетическое и т.д.).

Но при всех этих позитивных обстоятельствах основные проблемы «дошкольников» не утратили своей актуальности. В Челябинске 13 255 детей нуждаются в месте в МДОУ. Проведенные мероприятия по расширению базы учреждений дошкольного образования должны обеспечить челябинцев 15-ю тысячью мест в детских садах.

Не утратил остроты и вопрос кадров в дошкольных учреждениях. И даже областная программа поддержки молодых специалистов - а это единовременное пособие суммой 10 тысяч рублей и ежемесячная 40%-ая надбавка к зарплате - не внушает выпускникам педагогических колледжей и университетов доверия.

Вопрос об обязательных «поборах» при устройстве ребенка в детский сад даже обсуждению не подлежит. Известный факт, что государство обеспечивает питание детей в стенах дошкольного учреждения лишь на 62%, остальные проценты должны добираться из семейных бюджетов. Но: исходя из ежемесячной платы за нахождение ребенка на довольствии детского сада, родители оплачивают лишь 25% от необходимой суммы. Вот и получается: чтобы не остаться в накладе, дошкольные учреждения вынуждены взимать дополнительную плату, которая и прописывается при поступлении детей в детский сад. За что и понесли наказание в форме увольнения 10 сотрудников МДОУ только за один год. Получается замкнутый круг, выбраться из которого на сегодняшний день не представляется возможным.

Характеризуя проводимые в стране преобразования в социальной сфере, можно подчеркнуть, что эффективное претворение в практику приоритетных национальных проектов не может быть достигнуто без пересмотра организационно-правовых механизмов функционирования системы образования. Оценивая в целом положительно организационно-правовые преобразования в образовательной сфере, многие авторы обосновывали необходимость сохранения в ряде сфер образования (общее образование, бесплатность и доступность которого гарантирована Конституцией; образование детей с ограниченными возможностями, детей-сирот и т.п.) такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение.

В целом оценивая состояние образовательного законодательства, необходимо отметить, что, несмотря на возникающие подобные проблемы в основном оно соответствует общепризнанным нормам международного права, ориентируется на прогрессивные тенденции его развития.


Список использованной литературы и источников

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г.

3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (в ред. от 21 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

.  О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

.  О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880; 1998. № 7. Ст. 788; 2000. № 33. Ст. 3348; 2002. № 15. Ст. 1375; 2003. № 2. Ст. 160; 2004. № 35. Ст. 3607.

.  Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225

.  Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 (в ред. от 15 сентября 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3016; 2008. N 38. Ст. 4317.

8. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 Собрание законодательства РФ. 2008. N 39. Ст. 4432.

9. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2009. N 12. Ст. 1427.

.  Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998

11. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования: Методическое письмо Минобразования России от 25 марта 1994 г. N 35-М // СПС «КонсультантПлюс».

12. О видах образовательных учреждений и критериях отнесения их к тому или иному виду Приказ Минобразования России от 7 августа 1995 г. N 443 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Приказ Минобразования России от 22 августа 1996 г. N 448.

.  О льготах по местным налогам и сборам для образовательных учреждений: Постановление Главы администрации города Челябинска от 15 июня 1994 г. N 607 // Документ опубликован не был.

.  О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: Закон Челябинской области от 25 мая 2006 года N 26-ЗО (в ред. от 28 августа 2008 г.) Южноуральская панорама. 16 июня 2006 г.; 11 сентября 2008 г.

.  О принятии городской целевой Программы по реализации национального проекта «Образование» в городе Челябинске на 2006 - 2010 годы (вместе с «Городской целевой Программой по реализации национального проекта «Образование» в городе Челябинске на 2006 - 2010 годы»): Решение Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/5 (в ред. от 2 декабря 2008 г.) // «Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы третьего созыва», N 12, 27 июня, 2006; Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы третьего созыва», N 34, ноябрь-декабрь, 2008

16. О ходе реализации областной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2006 - 2010 годы (вместе с «Плановыми заданиями по набору дополнительного контингента детей на вновь открываемые места в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, в 2009 году»): Постановление Правительства Челябинской области от 12 марта 2009 г. N 39-П // Южноуральская панорама.31 марта 2009 г. (спецвыпуск)

17. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях: Письмо Минобразования России от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03.

18. письмо Минобразования России от 7 июня 1994 г. N 58-М // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2004. N 5.

.   По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П // Российская газета. 2006. 24 мая.

 

Литература

20. Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант Плюс».

.  Ермошин Г.Т. Как формируется законодательство субъектов Российской Федерации в сфере образования // Журнал российского права. 2000. N 8.

.  Информация Минобразования России // Образование в документах. 2003. № 9. С. 95.

.  Мадьярова А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования // Документ официально опубликован не был. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

.  г. N 867 (в ред. от 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3911.

.  Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С.319.

.  Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005. С. 15.

27. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. С. 337 - 342.

28. Сытинская М.В., Шкатулла В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (постатейный) / отв. ред. В.И. Шкатулла. М.: Юстицинформ, 2009

29. Эфрикян Р.А. Виды и содержание полномочий органов местного самоуправления по организации деятельности школьных и дошкольных образовательных учреждений // Общество и право. 2008. N 3


Приложение 1

 

Таблица 1. Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)

 

Для детей в возрасте

В санаторных дошкольных учреждениях для детей в возрасте

 

до 3 лет

от 3 до 7 лет

 

 

В учреждениях с длительностью пребывания

 

  9-10,5 часов 12-24 часа

9-10,5 часов

12 часов 24  часа до 3 лет от 3 до 7 лет
Хлеб пшеничный 55 60

80

110 110 70 110
Хлеб ржаной 25 30

40

60 60 30 60
Мука пшеничная 16 16

20

25 25 16 25
Мука картофельная 3 3

3

3 3 3 3
Крупа, бобовые, макаронные изделия 20 30

30

45 45 35 45
Картофель 120 150

190

220 220 150 250
Овощи разные 180 200

200

250 250 300 300
Фрукты свежие 90 130

60

60 150 250 350
Фрукты сухие 10 10

10

10 15 15 15
Кондитерские изделия 4 7

10

10 10 10 15
Сахар 35 50

45

55 55 50 60
Масло сливочное 12 17

20

23 25 30 35
Масло растительное 5 6

7

9 9 6 10
Яйцо (штук) 0,25 0,5

0,5

0,5 0,5 1 1
Молоко 500 600

420

500 500 700 700
Творог 40 50

40

40 50 50 75
Мясо 60 85

100

100 100 120 160
Рыба 20 25

45

50 50 25 70
Сметана 5 5

5

10 15 20 25
Сыр 3 3

5

5 5 10 10
Чай 0,2 0,2

0,2

0,2 0,2 0,2 0,2
Кофейный напиток 1 1

2

2 2 1 2
Соль 2 2

5

5 8 5 8
                 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...