Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы предприятия как объект государственного регулирования




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

3. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЕЛАРУСИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы предприятий (организаций) - это относительно самостоятельная сфера системы финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов предприятий в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков.

В процессе формирования и использования всех денежных источников, вовлекаемых в оборот средств предприятий и находящих отражение в его денежных потоках, возникает широкий спектр денежных отношений, которые выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновременно являются объектом непосредственного финансового управления.

Все вышеперечисленные финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов.

Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами финансовой деятельности предприятия.

Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что, в свою очередь, опосредствуется соответствующими денежными потоками.

Эффективная финансовая деятельность предприятия является основным условием его стабильного развития в условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике. Государственное регулирование финансов предприятий дает возможность обеспечить реализацию как интересов предприятий, так и целей государства.

Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение финансовой деятельности коммерческих предприятий в условиях рынка и направлений ее государственного регулирования.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

охарактеризовать сущность и функции финансов предприятия, принципы их организации, понятие финансовой деятельности предприятия;

исследовать понятие и направления государственного регулирования финансов предприятий;

охарактеризовать направления регулирования финансов предприятий в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики.

Предмет курсовой работы - специфика государственного регулирования финансовой деятельности предприятий в условиях социально ориентированной экономики Республики Беларусь.

Объект курсовой работы - финансовая деятельность предприятия как условие его эффективного развития.


ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Обеспечение предприятий денежными ресурсами осуществляется посредством определения мероприятий по их финансированию.

Мероприятия по финансированию - это поток платежей, который начинается с получения предприятием средств (поступлений) и сопровождается выплатами в дальнейшие периоды времени. Аналогом финансирования является инвестирование, которое также характеризуется потоком платежей, но начинается с выплат, а в дальнейшем следуют поступления.

Финансы предприятий - это денежные или финансовые отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, а также фондов денежных средств предприятия, их распределения и использования [14, c. 156].

Определяющие признаки финансовых отношений состоят в следующем: во-первых, - это денежные отношения, т.е материальным содержанием таких отношений являются денежные фонды; во-вторых, - это распределительные отношения, т.е. они обслуживают процессы распределения и перераспределения денежных ресурсов предприятий; в-третьих, для финансовых отношений характерным является движение денежных ресурсов, т.е. реальное движение денег

Финансы предприятий опосредствуются через финансовую систему Республики Беларусь.

Поскольку финансы предприятий являются основой финансовой системы Республики Беларусь, то все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства.

Как экономическая категория финансы зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.

Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный, договорной и др.

Финансы предприятий и отраслей экономики являются исходной основой финансовой системы страны, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт. От состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшение финансового положения государства. Финансы предприятий осуществляют процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта на трех основных уровнях:

на общегосударственном (национальном);

на уровне предприятия;

на уровне производственных коллективов [2, c. 37].

Распределяя и перераспределяя стоимость на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных фондов.

На уровне предприятий они обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства.

На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются денежные фонды - оплаты труда, материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий [2, c. 38].

Важную роль играют финансы в обеспечении сбалансированности между материальными и денежными фондами в экономике, предназначенными для целей потребления и накопления. От степени обеспеченности такой сбалансированности во многом зависят стабильность рубля, денежное обращение, состояние платежно-расчетной дисциплины в народном хозяйстве.

Непосредственная связь финансов предприятий со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Они служат важным инструментом экономического стимулирования и контроля за экономикой страны и управления ею.

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций, т.е. динамических проявлений своих свойств и предназначений. В этих функциях, по сути, и проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической системы того или иного уровня. Применительно к предприятию основными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая (или источниковая), доходораспределительная, обеспечивающая и контрольная [8, c. 196].

Действительно, выделенные функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая интерпретация позволяет сформировать логику плана действий, направленного на решение следующих основных вопросов:

куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы?

как сформировать источники финансирования?

как удовлетворить требования собственников предприятия?

как обеспечить ритмичность текущей финансово-хозяйственной деятельности?

как обеспечить конгруэнтность целевых установок собственников (принципалов) и управленческого персонала (агентов)?

насколько успешно выполняют свои функции все агенты и технический персонал?

На первый взгляд кажется, что инвестиционно-распределительная функция финансов в большей степени свойственна государственным финансам, когда аккумулированные денежные средства распределяются в основном на нужды потребления всех членов общества и финансирование стратегически важных, в том числе к социальных, программ. Тем не менее эта функция имеет место и в приложении к хозяйствующему субъекту и заключается в распределении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию.

Безусловно, сущность распределительной функции коренным образом меняется в зависимости от уровня социально-экономической системы - не требует особой расшифровки очевидный тезис о том, что реализация данной функции в системе государственных финансов и в системе финансов предприятий весьма различаются по многим критериям, параметрам, способам реализации и др. В частности, если на уровне государства распределительная функция имеет императивный, т. е. нормативный, предписательный, характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в приложении к предприятию ее характер - рекомендательный, а мотивировка и реализация принципиально иные - исходя из требований экономической целесообразности. В рамках системы управления предприятием рассматриваемая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются: (а) структурные подразделения предприятия и (или) виды деятельности и (б) виды активов [8, c. 197].

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда относительно большее или меньшее внимание уделяется тому или иному подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Основным критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций. Если некоторое структурное подразделение обещает доход относительно больший по сравнению со средним уровнем, оно получает дополнительные финансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы.

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимизации - решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные средства, поскольку в этом случае они по сути не работают; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др.

Фондообразующая, или источниковая, функция финансов предприятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. источниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгоднее - масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых ценных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы финансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кредитов и др.- как раз и оценивается в терминах финансов и в известном смысле представляет собой реализацию распределительно функции финансов [8, c. 198].

Суть доходораспределительной функции финансов предприятия заключается в следующем. Решающую роль в создании и функционировании предприятия несут его собственники; они могут ликвидировать компанию, поддерживать величину вложенного (т. е. принадлежащего им) капитала на уровне, не предусматривающем расширение ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения дивидендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем, и т. п. Иными словами, собственники должны иметь определенные количественно выражаемые аргументы в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымается из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежной форме).

Смысл обеспечивающей функции финансов достаточно очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодаря чему капитал собственников возрастает, что при необходимости проявляется в получении ими дополнительных денежных средств по сравнению с исходными инвестициями. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количественно выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение дохода) и (или) дивидендов (прямое выражение дохода).

В чисто процедурном плане гораздо значимее второй аспект - система расчетных отношений, поскольку в современной экономике любые отношения в системах «предприятие - предприятие», «предприятие - государство», «предприятие - работники», «предприятие - собственник» и т. п. чаще всего выражаются в форме денежных отношений. Даже если имеет место движение нефинансовых ресурсов (продукция, услуги, бартер, мена и др.), оно в подавляющем большинстве случаев оформляется соответствующими денежными отношениями, т. е. выражением величины вовлеченных в операцию ресурсов в стоимостной оценке. Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной деятельности. Нормальная финансово-расчетная (платежная) дисциплина, когда предприятие в срок рассчитывается со своим кредиторами, имеет репутацию первоклассного заемщика, в полном объеме выполняет свои обязательства, является, вероятно, одним из наиболее важных индикаторов успешности его работы [8, c. 200].

Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) индикаторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наиболее действенный контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия. Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами. В частности, со стороны государства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предприятия - организацией системы внутреннего аудита и т. п.

Финансовая деятельность коммерческого предприятия в общем виде представляет собой движение денежных средств во времени. Совокупность таких движений, сгруппированных по какому-либо признаку и представленных в виде функции во времени, называется финансовыми потоками.

Финансовая сфера двусторонне связана с реальной внешней средой. С одной стороны, финансовые потоки направляются на приобретение средств производства, сырья, технологий, рабочей силы (рынки закупок). С другой стороны, финансовые средства поступают с рынков продаж.

Отток средств государству в виде налоговых платежей и приток в виде субсидий формируются под влиянием не только производственных условий, но и исходя из конкретных положений отечественного законодательства. Наконец, предприятие связано с финансовым рынком.

Финансовые потоки поступающих с внешней среды денежных средств являются входными, а финансовые потоки платежей - выходными. Финансовые потоки, связанные с перераспределением денежных средств внутри предприятия, являются внутренними.

Поэтому финансовые потоки предприятия укрупненно можно сгруппировать следующим образом:

) входные финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров и услуг (сбытовые);

) выходные финансовые потоки, направленные на приобретение ресурсов производства (закупочные);

) внутренние финансовые потоки (скрытые), направленные на формирование материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия и отражающие полное или частичное перенесение стоимости ресурсов на вновь создаваемый товар (производственные) [11, c. 54].

Совокупность потоков также представляет собой поток, который практически является не чисто входным или выходным, а смешанным.

Каждый финансовый поток представляет собой совокупность однородных элементов - элементов финансового потока. Элемент финансового потока - это единичное перечисление (перераспределение) денежных средств, относящихся к соответствующему финансовому потоку. Элемент потока задается двумя основными параметрами - величиной (стоимостью) и временем. Абсолютная величина элемента финансового потока соответствует сумме перемещаемых денежных средств.

Таким образом, обеспечение финансовых потребностей коммерческого предприятия может рассматриваться как стратегическая или тактическая задача, для решения которой необходимо создание единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала предпринимательских структур, применение имеющегося законодательства к управлению денежным оборотом и формированию источников финансирования, стимулирование деловой активности, экономического роста, накопления капитала, эффективных воспроизводственных процессов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...