Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и направления государственного регулирования финансов предприятий




 

Как уже отмечалось ранее, финансы предприятий представляют неотъемлемую часть финансовой системы государства. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования средств централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий.

Противоречивое воздействие отдельных элементов государственного регулирования на предприятии вызывает вынужденное нарушение законодательства и игнорирование отдельных направлений внешнего воздействия. Государственное регулирование создает определенную среду хозяйствования, в которой отдельно взятое предприятие может чувствовать себя лучше или хуже в зависимости от его способности адаптироваться к происходящим изменениям.

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется посредством:

формирования налоговой системы;

регулирования ценообразования;

регулирования внешнеэкономической деятельности;

регулирования денежного обращения;

определения условий кредитования деятельности предприятий;

определения формы платежей и расчетов;

контролирования организации обращения ценных бумаг;

обеспечения бюджетного финансирования;

определения состава и компетенции органов государственного управления в решении финансовых вопросов;

установления государственных гарантий на предоставление кредитов;

лицензирования отдельных видов деятельности [2, c. 52].

Рассмотрим основные формы регулирования финансовой деятельности предприятия более подробно.

Налоговая система - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.

Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики, характеризующихся следующими свойствами [10, c. 146].

 

Таблица 2.1 - Модели рыночной экономики

Либеральная модель

Социально ориентированная модель

Незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы; широкая свобода хозяйствующих субъектов Большая степень государственного регулирования  
Узкий государственный сектор экономики Значительный государственный сектор  
Минимальное участие государства в решении социальных задач Масштабное финансирование из бюджета социальных программ  
Опосредованный монетарный характер государственного регулирования, которое ограничивается главным образом макроэкономическими процессами Высокая степень регламентации рынка не только на макро-, но и на микроуровне  
Патернализм государства направлен лишь на малообеспеченные слои населения Государственный патернализм направлен почти на все слои населения  
Такая модель сложилась в США, Великобритании, Франции и др. Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии и др.  

Источник: [10, c. 146].

финансы государственный регулирование экономика

Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная - предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада производства правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Однако налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта.

Автоматические стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменение совокупного спроса [6, с. 152].

Само по себе наличие государственного сектора, так же как и структура налогообложения, влияет на развитие экономики, даже если уровень государственных расходов и ставки подоходного налога будут оставаться неизменными.

Рис. 2.1 может служить хорошей иллюстрацией того, как налоговая система повышает встроенную стабильность. Правительственные расходы (G) в этой схеме считаются заданными и независимыми от величины ЧНП; расходы утверждаются конгрессом на постоянном фиксированном уровне. Но правительство не определяет размер налоговых поступлений, скорее, он определяет величину налоговых ставок. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что уровень ЧНП, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и ЧНП зафиксирована в отлого поднимающейся линии Т.

 

Рисунок 2.1 - Встроенная стабильность

 

Экономическое значение этих прямых взаимосвязей между налоговыми поступлениями и величиной ЧНП приобретает особую важность, когда мы вспоминаем о двух обстоятельствах. Во-первых, налоги представляют собой утечку или потерю потенциальной покупательной способности в экономике. Во-вторых, с точки зрения стабильности желательно увеличить объем таких утечек (изъятий) в периоды, когда экономика движется к инфляции, и напротив, величина изъятий покупательской способности должна быть минимизирована в период замедления роста. Другими словами, налоговая система создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице.

Давая более общее определение, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. И, как ясно видно на рис. 2.1, это именно то, что делает наша налоговая система. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и - поскольку они представляют собой утечку, - сдерживает экономический подъем.

Иными словами, по мере того как экономика продвигается, к более высокому уровню ЧНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют, тенденцию к ликвидации бюджета и созданию бюджетного излишка, напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад.

То есть, с падающим ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту, используя обозначения рис. 2.1, низкий уровень национального продукта (ЧНП3) автоматически вызовет появление стимулирующего бюджетного дефицита; высокий и, возможно, связанный с инфляцией уровень продукта (ЧНП2) автоматически вызовет появление сдерживающего бюджетною излишка [6, c. 153].

Кроме того, правительства используют широкий арсенал методов налогового регулирования экономики на микро- и макроуровне, среди которых можно выделить методы, связанные:

с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в течение определенного периода времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);

с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, НИОКР и пр. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы по отдельным отраслям и компаниям, скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий, вычеты из налоговой базы расходов по НИОКР.

Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Общепризнанными считаются два основных метода государственного регулирования цен, к которым относятся прямое и косвенное регулирование.

Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов и т.д. В самом общем виде прямое регулирование цен предполагает, во-первых, установление минимальных цен; во-вторых, установление максимальных цен; в-третьих, установление ценового коридора (верхний предел защищает потребителя продукции, а нижний - производителя, обеспечивая минимальный доход и не допускающий разорения) [16, c. 162].

Конкретизация названных выше прямых методов ценообразования может быть осуществлена по следующим направлениям:

прямое административное регулирование или их пределов на продукты ряда отраслей (медикаменты, почтовые и дорожные тарифы и др.);

ограничение возможностей соглашений о ценах в рамках антимонопольного законодательства;

запрещение ценовой дискриминации;

соглашение государственных органов об уровне цен или их динамике с производителями;

антидемпинговое законодательство, направленное на защиту национальной экономики от влияния внешнего рынка.

Характерно, что многие из промышленно развитых стран не обходятся без прямого регулирования цен на продукты питания и сельскохозяйственную продукцию. Уровень поддержки, выраженный в виде процентного превышения внутренних (национальны) цен над мировыми, довольно высок. Например, в целом в ЕС - 23-28 %, в Швейцарии - 50 %, в Японии - 45 %, в США - 10 %. К прямым методам государственного регулирования, используемым в современной практике ценообразования также относят:

установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовывать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены являются одним из основных видов цен, применяемыми при заключении государственных контрактов [16, c. 163];

замораживание цен, используемое как краткосрочное средство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении ценовых пропорций;

установление предельных уровней цены, регламентация ее верхней и нижней границы. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, так как он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления;

установление предельного уровня рентабельности. Данный метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, а также на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. При этом норма прибыли дифференцирована по отраслям и группам продукции. Этот метод имеет серьезный недостаток, так как он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек;

декларирование цен. При этом методе по решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции, при этом в органы ценообразования необходимо представлять декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации;

установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции [16, c. 163].

Однако в странах с развитой рыночной экономикой наиболее широко распространены косвенные или индикативные методы управления ценообразованием. Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в ценообразующих процессах. К таким процессам, как правило, относятся во-первых, принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, во-вторых, государственные закупки на основе тендеров, в-третьих, регулирование денежного оборота и кредита, в-четвертых, установление норм амортизации и учетной ставки, в-пятых, стимулирование малого предпринимательства, в-шестых, обоснованная налоговая политика, в-седьмых, разгосударствление и приватизация, в-восьмых, политика госинвестиций, регулирование госрасходов, уменьшение дефицита государственного бюджета, в-девятых, контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности.

На социально-экономическое развитие любой страны сильное влияние оказывают внешнеэкономические связи, их масштабы, структура, эффективность. Это влияние происходит по многим направлениям, из которых наиболее значимы следующие: (1) увеличивается ресурсный потенциал страны - материальный, научно-технический, финансово-валютный, трудовой, рекреационный и т.д.; (2) снижаются затраты на удовлетворение потребностей страны. Поэтому развитие внешнеэкономических связей - одно из приоритетных направлений управленческо-регулирующей деятельности государственных органов. Для его реализации необходимо прежде всего совершенствовать хозяйственный механизм в сфере внешнеэкономических связей, имеющий специфику относительно отдельных их видов.

Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Кроме того, данные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение государственной безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Для этих целей существует сложный комплекс мер, получивший обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР), или «нетарифные ограничения» (НТО).

Говоря об объекте нетарифного регулирования, нельзя ограничиваться только внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). Перемещение через таможенную границу личного имущества, не предназначенного для производственной или коммерческой деятельности, а также гуманитарной помощи, сложно отнести к ВЭД. Вместе с тем и в этих случаях очевидна необходимость применения соответствующих ограничений, направленных на обеспечение общественной и государственной безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений.

Система регулирования внешнеэкономической деятельности условно включает тарифные, нетарифные методы, валютное, таможенное, налоговое регулирование, а также поддержку отечественного товаропроизводителя.

Рассмотрим денежное регулирование как форму регулирования финансовой деятельности предприятия. Посредством денежного оборота в экономике осуществляются перераспределительные процессы. Последние подвержены государственному регулированию и во многом зависят от макроэкономических факторов, монетарной политики и системы налогообложения. Фактически перераспределительные процессы представляют собой движение денежных потоков, которые обслуживают органы министерства финансов (казначейство), налоговые органы, коммерческие банки и расчетно-кассовые центры.

Воздействие центральных банков на денежный оборот в процессе проведения денежно-кредитной политики в современных условиях может осуществляться посредством:

) эмиссионной политики;

) учетной и ломбардной политики;

) политики минимальных резервов;

) политики открытого рынка;

) валютной политики.

Итак, существует большое количество методов и направлений государственного регулирования финансовой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...