Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции цены как экономической категории




Введение

 

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]

Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Государственное регулирование цен дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).[2]

В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования.

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования. Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

·  товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

·  отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.[1]

Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом - ценой. [3]

Большой вклад в рассмотрение процесса ценообразования внесли такие ученые, как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, А. Маршал, Дж. Б. Эванс, В. Берман и другие ученые.

Объектом курсовой работы являются цены и ценообразование в Республике Беларусь.

Предметом курсовой работы является государственное регулирование цен.

Целью работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике и влияние государственного регулирования на процесс ценообразования.

К задачам курсовой работы относятся:

·  Рассмотрение сущности ценообразования

·  Изучение особенностей государственного регулирования цен в Республике Беларусь

·  Изучение факторов, влияющих на процесс ценообразования

·  Выделение особенностей механизма государственного регулирования цен в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и издания таких экономистов, как: Емельянова Т.В., Есипов В.Е., Салимжанов И.К., Абакумова О.Г., а также нормативные документы Республики Беларусь и публикации экономических изданий страны.

 


 

Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории. Классификация цен

Функции цены как экономической категории

Среди экономических категорий, используемых в рыночной экономике, важнейшее место принадлежит цене. Часто она трактуется как денежное выражение стоимости товара. Встречается и такая формулировка: «Цена- это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель- продать».

В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, поскольку от уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.[ 12]

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включения в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).[ 10, C.10-11], [12]

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.[ 6, C 14], [12]

Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство. [ 7, C.8-9], [12]

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления для изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды могут быть различными. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры.[12]

 


Классификация цен

 

Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по ряду основных признаков.

По характеру обслуживаемого оборотавыделяют:

-   оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

    закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

    цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

-   розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям и т. д.;

-   тарифы грузового и пассажирского транспорта;

-   тарифы на платные услуги населению;

    цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. [8, C.25], [13]

В зависимости от территории действия различают: единые (поясные) и региональные (зональные) цены. [13]

В зависимости от степени участия продавца в возмещении расходов по транспортировке продукции различают основные виды цен: цена «франко-станция отправления», цена «франко-станция назначения» и цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ.

Цены «франко-станция отправления» и «франко-станция назначения» (франко означает «свободный») применяются во внутренней торговле. Первая означает, что продавец несет расходы по транспортировке и перегрузке товара в вагоны или на борт судна. Такие расходы ему возмещаются в цене товара, а дальнейшие расходы по перевозке груза несет покупатель. Вторая, цена «франко-станция назначения», включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Потребитель несет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке его на свой склад.

Цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ применяются в международной торговле. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец товара. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна, а цена ФАС включает только расходы по доставке груза до причала. Цена КАФ включает все расходы потранспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.[8, C.34-35], [13].

По времени действияцены подразделяются на:

-   твердые (постоянные),которые не меняются в течение срока действия контракта;

-   текущие, меняющиеся в рамках одного контракта иотражающие изменение ситуации на рынке;

    сезонные, действующие в течение определенного периода времени;

    скользящие, устанавливаемые на товар с длительным сроком изготовления.

Вышеперечисленные виды цен позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления. [15]

В зависимости от сферы регулирования различают:

·  свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основании спроса и предложения;

·  договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по согласованию сторон; при этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

·  цены в условиях частичной либо полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

·  регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства.[14]

Таким образом, цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Они играют активную роль в формировании структуры потребления, стимулировании научно-технического прогресса. С помощью цен можно сопоставить затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновать наиболее выгодные варианты капиталовложений, стимулировать производство, потребление и качество товара.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...