Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты государственного воздействия на процесс ценообразования




цена государственный регулирование

Проведенный Министерством экономики анализ позволяет сделать вывод, что государство не справилось с возложенной на себя функцией регулирования и контроля цен. Несмотря на жесткое государственное регулирование цен, инфляция в Беларуси даже по данным официальной статистики является одной из самых высоких на постсоветском пространстве. Последнее десятилетие белорусские потребители переплачивали за приобретенные товары и услуги по сравнению с потребителями как из соседних стран, так и дальнего зарубежья.

Система жесткого монопольного государственного контроля за ценами исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает экономику негибкой, сдерживает рост производства, конкуренцию, ограничивает перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг. Это, в свою очередь, снижает эффективность производства, производительность труда, провоцирует рост себестоимости, что в конечном итоге приводит к высокой инфляции.

Государственные органы неспособны к объективному контролю и регулированию цен. Используя инструменты воздействия на определенный рынок и стараясь обеспечить его эффективное функционирование, ведомственный регулирующий орган вольно или невольно помогает «своим» предприятиям, что дискриминирует участников рынка и ведет к неэффективности всей системы регулирования цен.

Общественный контроль за ценами в Беларуси практически полностью отсутствует. Это признает и Правительство, указывая в Концепции ценообразования в Республике Беларусь среди проблемных вопросов, имеющихся в сфере ценообразования, и проблему отсутствия действенного контроля за потребительскими ценами со стороны общественных организаций.

Возможными рекомендациями по проблеме регулирования и контроля цен, как одной из основных областей защиты экономических интересов потребителей могут быть:

·  отказ от повышения ставки НДС и иных косвенных налогов, так как повышение ставки косвенного налога приведет к росту цен на товары и услуги, снижению объема продаж, к тому же это сократит выручку производителей; переход от прямого государственного регулирования цен к системе ценового мониторинга, сконцентрировав основной контроль за ценообразованием естественных монополий и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Это позволит избежать ситуаций, когда регулирующие государственные органы, концентрируя контроль за рынками с достаточной конкуренцией, допускают значительный рост цен государственных предприятий монополистов;

·  внесение изменений в Закон «О ценообразовании», добавив в него статьи об обеспечении в политике ценообразования принципа «прозрачности» и публичности, что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах и лицензиях. Это позволит устранить предпосылки для неоправданной ценовой дискриминации, в значительной мере предотвратить коррупцию в органах государственной власти и государственных организациях. Добавить в Закон статью об общественном контроле в области ценообразования, включив общественные организации по защите прав потребителей в число субъектов, участвующих в регулировании и контроле за ценообразованием. Преобразовать Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь в Совет по вопросам ценообразования и конкуренции, предоставив в нем места для представителей организаций по защите прав потребителей. Это позволит уменьшить перекос между государственными интересами и интересами простых потребителей в процессе принятия решений в области ценообразования;

·  расширение деятельности общественных организаций, защищающих права потребителей, от исключительного контроля качественного соответствия товаров и услуг к контролю цен. Для этого возможно создание Ассоциации организаций, защищающих права потребителей, что позволит улучшить коммуникации между самими организациями и повысит представительность в работе с государственными органами в процессе защиты интересов и прав потребителей;

·  активизация деятельности организаций местного самоуправления - жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников (ТС), комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) и политических партий в отстаивании экономических интересов граждан. Для эффективной защиты своих экономических интересов ЖСК, ТС необходимо объединяться в ассоциации и на своих территориях, создавать КТОСы, которые, согласно действующего законодательства, являются местным органом власти с правом депутата местного Совета депутатов.

·  финансирование государством на конкурсной основе организаций, защищающих права потребителей. При этом главным критерием финансирования не должна становиться лояльность. Наоборот, государство должно давать деньги не для того, чтобы организации проводили его политику, а для того, что бы они не давали ему спокойно жить. Это позволит организациям по защите прав потребителей стать эффективными лоббистами интересов потребителей в политике, экономике и перед общественностью, а государству переложить часть ответственности за рост цен на самих потребителей.[23]

Для наглядности практики государственного регулирования цен и их роста можно привести таблицу изменения индекса потребительских цен в Республике Беларусь за период 2011-2013гг. Индекс потребительских цен - один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100%.

 

CPI = IL = S(Q0 * PT)/S(Q0 * P0) (1)

 


 

Таблица 1.Индексы потребительских цен (в процентах к предыдущему году)

  2011 2012 2013
Товары и услуги 107,8 153,2 159,2
 товары 108,5 159,5 160,6
 продовольственные 109,2 162,2 168,0
непродовольственые 107,3 155,0 149,5
 услуги 105,0 129,6 153,2

Источник:[5]

 

Таблица 2.Индексы цен по отдельным секторам экономики (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

  2011 2012 2013
Индекс потребительских цен 109,9 208,7 121,8
Индекс цен производи-телей промышленной про-дукции 118,9 249,6 120,6
Индекс цен производи-телей на реализованную сельско- хозяйственную про-дукцию 125,3 274,4 130,2
Индексы тарифов на пе-ревозку грузов 130,0 250,3 143,0
Индексы тарифов на услуги связи для юридиче-ских лиц и индивидуальных предпринимателей 101,8 138,6 131,2

Источник:[5]

 

Таблица 3.Индексы потребительских цен на основные непродовольственные товары (в процентах к предыдущему году)

  2011 2012 2013
Одежда 104,3 135,1 149,2
Обувь 102,0 135,0 141,9
Ковры и ковровые изделия 101,0 127,5 148,7
Мебель 103,9 147,6 140,3
Бытовые электроприборы 103,4 156,7 134,6
Медикаменты 113,2 135,3 176,2
Табачные изделия 104,7 161,3 166,7
Автомобили легковые 114,7 194,9 149,3

Источник:[5]


 

Насколько видно из таблицы, регулирование цен государством в большинстве своем ведет к небольшому ежегодному приросту цен, а в некоторых случаях даже и к понижению этих самых цен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...