Факторы, влияющие на формирование системы оплаты жилья и коммунальных услуг
Требования к повышению качества жизни, потребительских стандартов, тенденций интеллектуализации социальной сферы, инновационные технологии не находят своего адекватного отражения в сфере услуг ЖКХ России. Растет разрыв между уровнем современных потребностей россиян в сфере ЖКХ и степенью их удовлетворения. Необходимость реформирования ЖКХ признана на всех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном. Основной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства в нормативных актах и программных документах является перевод ЖКХ на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для лучшего удовлетворения потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах. Но реформы ЖКХ не получают достаточную поддержку со стороны населения, так как большинство потребителей услуг этой отрасли не знает сути реформы, ее целей и задач [21]. Занимая по значимости и объему одно из ведущих мест в экономике социальной сферы, сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства России последние двадцать лет неэффективно реформируется, плохо избавляется от застарелых недостатков. Структура предложения услуг в ЖКХ не отвечает уровню современных требований. Неадекватные механизмы хозяйствования, диспропорции в количестве и качестве услуг по достижению передового уровня развития отрасли, нерациональность и несбалансированность функционирования и многое др. - характерные черты современной сферы услуг ЖКХ России. По оценкам экспертного сообщества, предусмотренное Концепцией социально-экономического развития до 2020 года, Федеральной целевой программой «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищнокоммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы», развитие новых эффективных организационных форм и структур управления в отрасли, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат в ближайшее время вряд ли достижимы. Таким образом, научное обоснование решения проблем развития сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства посредством реструктуризации, является актуальной в теоретическом и практическом планах.
В то же время в научно-методологической литературе значительно больше разнонаправленных подходов к определению содержания процесса «реструктуризации». В их числе, реструктуризация рассматривается как: изменение масштабов и форм деятельности, ведущих к повышению интегральной эффективности предприятия (В.Д. Рудашевский); повышение уровня использования управленческого потенциала (Т. Хоккенен); комплексное изменение методов функционирования (И.И. Мазур, В.Д. Шапиро); реакция хозяйственной системы по адаптации собственной жизнедеятельности к изменившимся условиям внешней и внутренней среды ее функционирования и развития (И.Г. Оруждев, К. Кордон, Т. Фоллманн). На основе анализа теоретико-методологических подходов А.Р. Иванов приходит к выводу, что реструктуризация отрасли связана с преобразованием: материально-технической, инновационно-инвестиционной и информационной базы ЖКХ, организационно-управленческих принципов, методов предоставления услуг; совершенствованием качественных параметров сервиса; расширением спектра и вариантов потребительского выбора; более полным и точным учетом предпочтений и запросов клиентов [6]. Реструктуризацию сферы услуг ЖКХ А.Р. Иванов предлагает рассматривать как позитивное изменение факторов, определяющих процесс производства услуг (например, состояние основных фондов, эффективность используемого оборудования, ресурсосбережение и т.п.) и как совершенствования основных составляющих рынка услуг (спрос, предложение, конкуренция, цены).
По мнению А.Р. Иванова, современная реструктуризация сферы услуг ЖКХ связана с качественными изменениями внутренних и внешних связей, многоуровневых вертикальных и горизонтальных отношений, структуры объекта, форм и методов деятельности обеспечивающих высокое качество и ассортимент услуг на уровне мировых стандартов. Непременным атрибутом процесса реструктуризации сферы услуг ЖКХ является: совершенствование организации и управления, повышение социально-экономической эффективности и качества обслуживания; формирование и развитие новых рынков услуг; организационно - экономическое обеспечение уровня мировых стандартов оказания услуг [17]. Можно согласиться с точкой зрения многих ученых и специалистов, которая заключается в том, что в реструктуризации предприятий можно выделить два основных направления: изменение состава субъектов экономической деятельности и внутренняя оптимизация компаний. Второе направление реструктуризации - внутренняя оптимизация компаний, которая может включать в себя следующие действия: - улучшение организационной структуры; - снижение издержек; - рост качества управления финансами; - сокращение объемов непрофильных активов; - повышение профессионального уровня персонала; - совершенствование системы мотивации. Анализ опыта экономически развитых европейских стран показывает, что реструктуризация сферы услуг ЖКХ осуществляется за счет технологических, институциональных, организационно-структурных, управленческих и др. инноваций (новшеств). Результатом реструктуризации сферы услуг ЖКХ становится усиление позиций в структуре данной отрасли науки, экологии, энергосбережения, высоких технологий, электроники, робототехники, воспроизводимых источников энергии. Двадцатилетняя реформа государственного регулирования сферы услуг ЖКХ в России во многом повторяет удачи и неудачи эволюции государственного регулирования экономики. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях отсутствуют последовательные и скоординированные меры по реализации современной модели экономических взаимоотношений, структурных изменений в ЖКХ. Отсутствие упорядоченности регулирующих норм организации управления в сфере ЖКХ, порождало завышение роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, неустойчивое функционирование системы ЖКХ.
Государственное регулирование сферы жилищно-коммунальных услуг характеризует приоритет ручного управления над рыночным, внутриотраслевой монополизм. Государство не обеспечивает надежные правовые рамочные условия для реализации экономической инициативы в сфере услуг ЖКХ. Прямые и косвенные формы государственного стимулирования технологической и организационно-управленческой реструктуризации сферы услуг ЖКХ не отвечают потребностям времени. Государственное регулирование сферой услуг ЖКХ в России осуществляется посредством: 1) прямых методов регулирования через государственный сектор; 2) косвенных рычагов, в частности, индикативного планирования. Для ориентации экономики введено среднесрочное (скользящее трехлетнее) финансовое (бюджетное) планирование, опирающееся на общеэкономические проекты, разрабатываемые в минэкономразвития, министерстве финансов, министерстве регионального развития Российской Федерации. Регулирование осуществляется через бюджет, финансово-кредитную систему, налоги и иные денежные рычаги. Вмешательство государства в сферу услуг ЖКХ происходит и за счет большой доли государственного сектора в коммунальном обслуживании и жилищном строительстве. Расширяется география регионов, где жилищно-коммунальное хозяйство находится на грани коллапса. Необходим пересмотр существующих норм государственного регулирования реструктуризации сферы услуг ЖКХ, необходимы реформы системного характера, связанные с упрощением перемещения ресурсов и капитала между секторами экономики. Требуются более эффективные механизмы антимонопольного регулирования поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Политика государства в области научных исследований, образования и обучения, затрагивающая будущее сферы услуг ЖКХ не отвечает мировым тенденциям [19].
Реструктуризация сферы услуг ЖКХ предполагает одновременное участие в ней государственных, муниципальных и частных предприятий. Объем бюджетного финансирования дотаций жилищно-коммунальному хозяйству в 2014 году составил 358,8 млрд. рублей. В том числе на компенсацию разницы между экономическими обоснованными ценами и тарифами и действующими ценами и тарифами для населения - 176,5 млрд. руб. и на предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате ЖКУ - 52,8 млрд. руб. Услуги ЖКХ в России не соответствуют потребительским ожиданиям и запросам населения. При доле основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в основных фондах России 14% ЖКХ формирует лишь 6% валового внутреннего продукта. В отрасли более 52 тысяч предприятий и порядка 4,2 млн. работающих, которые обеспечивают потребителей услугами. Огромное количество управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК не справляются с задачами, стоящими перед отраслью. В системе ЖКХ только потери по воде составляют - 20%, по электроэнергии - 15%, по теплу - до 40%. Удельный вес убыточных организаций достиг 58% (от 43,5% в СФО - до 63,5% в ДВФО), что составляет самый высокий показатель в экономике России. Кредиторская задолженность - порядка 300 млрд. руб., дебиторская - 350 млрд. руб. В целом этот вид деятельности на протяжении продолжительного ряда лет остается убыточным. Состояние жилищных услуг характеризуется отсталостью, неразвитостью, моральной устарелостью. Средний размер построенных квартир в России равен 52,4 кв. метрам общей площади и 34,8 - жилой, что ниже, чем на Украине, в Молдавии, Казахстане, Армении. При сохранении имеющихся тенденций для удовлетворения всех очередников, нуждающихся в жилье, потребуется более 20 лет. О недостаточном уровне развития сферы жилищных услуг свидетельствует удельный вес квартир (домов), оборудованных водопроводом (77%), канализацией (73%), центральным отоплением (83%), ваннами (66%), газом (69%) и горячим водоснабжением (65%). Развитость сферы услуг характеризуется коэффициентом доступности жилья. В наиболее развитых странах он близок к 1, что означает, что практически каждая семья может приобрести жилье. В России индекс доступности жилья, по расчетам отдельных экспертов, составляет около 0,1. В структуре услуг вес капитального ремонта составляет 0,4% при нормативной потребности — 4-5% в год. Проведенный анализ свидетельствует, что прежние приоритеты - ликвидация дотационности, сокращение расходов на поддержание и развитие сферы услуг ЖКХ не выдержали проверки временем. Обеспечению реструктуризации сферы услуг ЖКХ способствует создание в регионах системы научно-технических центров (технопарков) по оказанию услуг по стандартизации коммунальных услуг, обобщению зарубежного опыта, внедрению новой техники и технологий, прогрессивных форм управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|