Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Электронные средства коммуникации: язык и стиль




Электронные средства коммуникации помогают людям общаться быс­тро и эффективно, даже находясь в разных концах света; находить нужную информацию; вписываться во временные рамки; создавать ясные и по­нятные документы, отчеты и т. д.

Электронной называется мгновенная письменно-устная коммуникация с удаленным доступом, осуществляемая посредством компьютера. Оста­новимся на этом подробнее.

Как и другие средства общения, компьютерные программы должны использоваться согласно правилам общения, только компьютерного.

Для 1ВМ РС разработаны и используются сотни тысяч различных при­кладных программ. Наиболее широко применяются программы:

• подготовки текстов (документов) на компьютере — редакторы текстов;

• обработки табличных данных — табличные процессоры;

• подготовки документов типографского качества — издательские си­стемы;

• обработки массивов информации — системы управления базами данных;

• подготовки презентаций (слайд-шоу);

• экономического назначения — бухгалтерские программы, програм­мы финансового анализа, правовые базы данных и т. д.;

• создания рисунков, анимационных и видеофильмов;

• системы автоматизированного проектирования САПР, т. е. програм­мы черчения и конструирования различных предметов и механиз­мов;

• статистического анализа данных;

• компьютерных игр, обучающие программы, электронные справоч­
ники и т. д.

В работе любого предприятия используется некоторый набор текстов, чисел и данных. Три основные категории указанных программ — програм­мы обработки текстов, составления электронных таблиц, формирования базы данных — облегчают манипулирование этими видами информации.

Программы обработки текстов позволяют печатать, редактировать и форматировать текст, в том числе осуществлять орфогра­фический и лексикографический контроль.

Сегодня компьютерные программы способны помочь автору избежать части грамматических и стилистических ошибок. Использование таких про­грамм может быть очень полезно, если (1) автор понимает, что програм­ма — это лишь вспомогательный инструмент для улучшения стилистики письма, и (2) он может проигнорировать критику программы, выполняя поставленные перед собой особые задачи. Тем, кто хорошо владеет грамматикой, такие программы скорее всего помогут: автор потратит меньше времени на проверку, прибегнув к помощи компьютера.

Эти приемы, помогая автору избавляться от ошибок, тем самым позволяют ему позитивно представлять свою компанию. Но текст требует неполной, а нескольких проверок — каждый раз с новой целью, даже если автор использует компьютер.

Переоценка возможностей программы проверки орфографии приво­дит к снижению презентабельности и эффективности сообщения.

При проверке орфографии с помощью компьютера надо учитывать:

1) наличие в любом языке близких по написанию слов, значения которых различны;

2) компьютер проверяет орфографию, а не пунктуацию и неправильность употребления слов. Поэтому ошибки языка, не относящиеся к ор­фографии, компьютер найти не сможет;

3) словарь компьютера ограничен. Поэтому при наличии в тексте слова, не входящего в него, компьютер только отметит это, но не поможет
в правописании.

Поэтому документы должны быть обязательно проверены во избежание ошибок, о которых говорилось выше.

Точно так же использование программы анализа письма является не­эффективным, если автор принимает исправления компьютера, не сомневаясь в соответствии их конкретному тексту.

Важно помнить, что страница с напечатанной информацией является «одним из наиболее важных средств делового общения».

Для подготовки отчетов, содержащих анализ каких-либо цифровых данных, используются обычно электронные таблицы.

Имеются, конечно, десятки и сотни других программ самого разного назначения. Из них упомянем:

• программы для обмена информацией между компьютерами; про­
граммы доступа к глобальным сетям (броузеры, или навигаторы, программы управления в локальных сетях (системные программы);

• редакторы текстовых файлов, программы факсимильной связи с
помощью факс-модемов; компьютерные игры; обучающие програм­мы, справочники и энциклопедии (универсальные прикладные программы);

• авторские системы, позволяющие создавать мультимедиа-программы, обучающие системы, Веб-страницы и т. д.

Недостаточно иметь доступ к данным и оперировать ими; необходимым условием в бизнесе является передача и обсуждение информации с партне­рами, клиентами и т. п.

представление о том, что электронные средства полно­стью заменяют базовые коммуникативные навыки, явно ошибочно: барь­еры электронных коммуникаций достаточно узки. Они являются лишь вспо­могательными, хотя и очень мощными средствами для улучшения и усовершенствования коммуникативных процессов. Как и все инструменты связи, компьютеры как помогают, так и препятствуют эффективной ком­муникации.

Страх формирует в человеке психологическую зависимость от вычис­лительной машины.

Другой проблемой является чрезмерная уверенность людей в достовер­ности предоставляемой в электронных таблицах информации.

Третья причина — жесткая компьютерная логика. Так как компьютеры способны выполнять большое количество заданий за очень короткое вре­мя, у людей сложилось ошибочное мнение, что они безукоризненны, хотя компьютер лишь выполняет заданную человеком команду, не анали­зируя ее: он не способен ни к какому творчеству, в частности коммуника­тивному.

Автоматизация устраняет главное преимущество человеческого обще­ния — способность адаптации к разным группам слушателей, а также к отдельной личности.

Резюмируя, можно сказать: несмотря на то что электронные средства
могут сделать сообщение легче и эффективнее, они не заменят базовые коммуникативные навыки, которыми должен владеть каждый професси­онал.

Рекомендуемая литература

Основная: [1-16]. Дополнительная: [1-9].

 

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей.

СРСП 1-2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...