Тема 15. Электронные средства коммуникации: язык и стиль
Электронные средства коммуникации помогают людям общаться быстро и эффективно, даже находясь в разных концах света; находить нужную информацию; вписываться во временные рамки; создавать ясные и понятные документы, отчеты и т. д. Электронной называется мгновенная письменно-устная коммуникация с удаленным доступом, осуществляемая посредством компьютера. Остановимся на этом подробнее. Как и другие средства общения, компьютерные программы должны использоваться согласно правилам общения, только компьютерного. Для 1ВМ РС разработаны и используются сотни тысяч различных прикладных программ. Наиболее широко применяются программы: • подготовки текстов (документов) на компьютере — редакторы текстов; • обработки табличных данных — табличные процессоры; • подготовки документов типографского качества — издательские системы; • обработки массивов информации — системы управления базами данных; • подготовки презентаций (слайд-шоу); • экономического назначения — бухгалтерские программы, программы финансового анализа, правовые базы данных и т. д.; • создания рисунков, анимационных и видеофильмов; • системы автоматизированного проектирования САПР, т. е. программы черчения и конструирования различных предметов и механизмов; • статистического анализа данных; • компьютерных игр, обучающие программы, электронные справоч В работе любого предприятия используется некоторый набор текстов, чисел и данных. Три основные категории указанных программ — программы обработки текстов, составления электронных таблиц, формирования базы данных — облегчают манипулирование этими видами информации.
Программы обработки текстов позволяют печатать, редактировать и форматировать текст, в том числе осуществлять орфографический и лексикографический контроль. Сегодня компьютерные программы способны помочь автору избежать части грамматических и стилистических ошибок. Использование таких программ может быть очень полезно, если (1) автор понимает, что программа — это лишь вспомогательный инструмент для улучшения стилистики письма, и (2) он может проигнорировать критику программы, выполняя поставленные перед собой особые задачи. Тем, кто хорошо владеет грамматикой, такие программы скорее всего помогут: автор потратит меньше времени на проверку, прибегнув к помощи компьютера. Эти приемы, помогая автору избавляться от ошибок, тем самым позволяют ему позитивно представлять свою компанию. Но текст требует неполной, а нескольких проверок — каждый раз с новой целью, даже если автор использует компьютер. Переоценка возможностей программы проверки орфографии приводит к снижению презентабельности и эффективности сообщения. При проверке орфографии с помощью компьютера надо учитывать: 1) наличие в любом языке близких по написанию слов, значения которых различны; 2) компьютер проверяет орфографию, а не пунктуацию и неправильность употребления слов. Поэтому ошибки языка, не относящиеся к орфографии, компьютер найти не сможет; 3) словарь компьютера ограничен. Поэтому при наличии в тексте слова, не входящего в него, компьютер только отметит это, но не поможет Поэтому документы должны быть обязательно проверены во избежание ошибок, о которых говорилось выше. Точно так же использование программы анализа письма является неэффективным, если автор принимает исправления компьютера, не сомневаясь в соответствии их конкретному тексту. Важно помнить, что страница с напечатанной информацией является «одним из наиболее важных средств делового общения».
Для подготовки отчетов, содержащих анализ каких-либо цифровых данных, используются обычно электронные таблицы. Имеются, конечно, десятки и сотни других программ самого разного назначения. Из них упомянем: • программы для обмена информацией между компьютерами; про • редакторы текстовых файлов, программы факсимильной связи с • авторские системы, позволяющие создавать мультимедиа-программы, обучающие системы, Веб-страницы и т. д. Недостаточно иметь доступ к данным и оперировать ими; необходимым условием в бизнесе является передача и обсуждение информации с партнерами, клиентами и т. п. представление о том, что электронные средства полностью заменяют базовые коммуникативные навыки, явно ошибочно: барьеры электронных коммуникаций достаточно узки. Они являются лишь вспомогательными, хотя и очень мощными средствами для улучшения и усовершенствования коммуникативных процессов. Как и все инструменты связи, компьютеры как помогают, так и препятствуют эффективной коммуникации. Страх формирует в человеке психологическую зависимость от вычислительной машины. Другой проблемой является чрезмерная уверенность людей в достоверности предоставляемой в электронных таблицах информации. Третья причина — жесткая компьютерная логика. Так как компьютеры способны выполнять большое количество заданий за очень короткое время, у людей сложилось ошибочное мнение, что они безукоризненны, хотя компьютер лишь выполняет заданную человеком команду, не анализируя ее: он не способен ни к какому творчеству, в частности коммуникативному. Автоматизация устраняет главное преимущество человеческого общения — способность адаптации к разным группам слушателей, а также к отдельной личности. Резюмируя, можно сказать: несмотря на то что электронные средства Рекомендуемая литература Основная: [1-16]. Дополнительная: [1-9].
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. СРСП 1-2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|