Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационный потенциал общества. Информац.ресурсы




Представление об информационном общ-ве

Информационное общество —общ-во, в кот. больш-во работающих занято произ-ом, хранением, переработкой и реализацией инф-и, особенно высшей ее формой—знания.

Признаки информац.общ-ва: 1.решена проблема инф.кризиса, т.е. противоречие м/у инф.ловиной и инф.голодом. 2.обеспечен приоритет инф-и по сравн. с др.ресурсами. 3.инф.тех-я приобретает глоб.хар-р, охватыая все сферы соц.деят-ти человека. 4.формир-ся инф.единство всей человеч.цивилизации. 5.с помощью средств информатики реализован свободн.доступ каждому чел-ку к инф.ресурсам всей орг-и. К инф.общ-ву относ-ся страны с развитой инф.индустрией (США, Япония, Зап.Европа).

4. Процесс информатизации общества.

Деят-ть отд.людей, групп, коллективов в наше время все в большей степени начинает зависеть от их информирован-ти и способ-ти эф-но использ-ть имеющуюся инф-ю. Прежде, чем предпринять к-либо решение, необх. провести большую работу по сбору и переработке инф-и, ее осмыслению и анализу. Отыскание рацион.реш-й в люб.сфере в наше время невозможно без привлечения спец.технич.средств из-за обработки больших объемов инф-и. Возрастание объема инф-и особенно заметно в середине 19в. Стало выгоднее создать нов.матер. или интеллект.продкут, нежеле искать аналоги сделанных ранее. Образование больших потоков инф-и вызвано: чрезвыч.быстрым ростом числа документов (отчетов, докладов), в кот. излагается рез-ты научных исслед-й и опытно-конструкт.работ; постоянно увелич-ся число периодич. Изданий по разным отраслям человеч.деят-ти; появл-е разнообразн.данных, записываемых на магнитных лентах, не попадающих в сф. действия системы коммун-й (медиц.данные, статист., географич., космическ.). Как результат наступает инф.кризис (взрыв), кот. имеет след. проявления: появл-ся противоречие м/у ограничен.возм-ми ч-ка по восприятию переработки инф-и и существующ.мощными потоками инф-и.

С 1900г. знания усваивались каждые 500 лет. С1950г. происходит утроение знаний каждые 10 лет. С 1970г.—каждые 5 лет. С 1990г.-удвоение происходит ежегодно; существует большое колич-во избыточной инф-и, кот. затрудняет восприятие полезной инф-и; возникают опред. соц.,эконом., полит. барьеры, кот. препятствуют распростр-ю инф-и (цензура, запреты, гос.тайна). Эти проявления породили след.ситуации: 1.накопление огромн.инф.материала; 2.люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограничен-ти св.возм-ей. Инф.кризис потребовал решить сложивш.ситуацию: через внедрение ЭВМ, соврем.средств обработки и передачи инф-и в разл.сферы деят-ти, что послужило началом нов.процесса, кот. наз. информатизация человеч.общ-ва (организован. Соц-эк., научно-технич. процесс создания оптим.усл-й для удовлетв-я инф.потребителей и реализации прав граждан, органов гос.власти, органов м.с., орг-й, обществ. Объедин-й на основе формирования инф.ресурсов.

История развития информатизации началась в США с 60-х г. прошлого века, а затем с 70-х г. в Японии, с к.70-х г.—в Зап.Европе, последние 5 лет 20в. в России (с 98г.). Термин нформатизация понимался как компьютеризация.

Понятие информационной культуры

Для перехода к инф.общ-ву необходимо подготовить чел-ка к восприятию и обработки больших объемов инф-и, овладению им соврем.технич.средствами, т.е. чел-к должен иметь опред.уровень культуры по обращению с инф-ей. для отображения этого фактора был введен термин «инф. культура»--умение целенаправленно работать с инф-ей и использовать для ее получения, обработки и передачи компьют.инф.тех-ю, современ.технич. средства и методы. В узком смысле инф. культура—уровень достигнутого в развитии информац.общ-ва людей. Она проявляется в конкретн.навыках по использованию технич.устройств; спосбн-ти использовать в св.деят-ти комп.инф.тех-ю, основой кот. явл. многочислен.программные продукты; умение извлекать инф-ю из разл.источников и представлять ее в понятном виде и уметь ее эф-но использовать; владение основами аналитич.переработки инф-и; умение работать с разл. инф-ей, знание особенностей инф.потоков в своей области деят-ти. В инф.общ-ве инф.культуру надо прививать с детства.

Информационная культура - это - новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; - свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип

инф. бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение. Впервые понятие "информационная грамотность" было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.

Информационный потенциал общества. Информац.ресурсы

Информационный потенциал - это накопленный в общ-ве инф.ресурс, а также это активизированный, введенный в действие инф. ресурс.

Информационный потенциал - это инф. ресурс в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эф-но использовать. В эту совокупность средств, методов и условий д.б. включены не только средства инф.среды общ-ва, но т/ж средства, методы и соц. структуры, способствующие воспроиз-ву и развитию инфосферы, повышению инф. Культуры общества, его интеллектуального потенциала. Соц. структуры и институты, необходимые для активизации инф. ресурсов общ-ва - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации соц. систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способ-тей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за

рубежом. По аналогии с когнитивными структурами чел-ка, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры соц. памяти, обществ. сознания и обществ. мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д.

В наше время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, обществ.организаций, сфер науки, искусства, массовой информации). Важно в рамках работы по информатизации общ-ва организовать исслед-я прикладного хар-ра (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных соц. подсистем. Речь идет о формир-и методами соц. инженерии информ. среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа. По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Мир в н.в. можно условно разбить на четыре группы стран: - страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления; - страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии; - страны, производящие оригинальные технологии; - страны, производящие знания. Ряд стран, имеющих соврем. инф.технологии, научную инф-ю и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны создавать знания, кот. должны наполнять национальную инф.среду. Такие общества информационными не являются.

Информационные ресурсы

Ресурс—запас, источник чего-либо.

Ресурсы делятся на материальные и природные, на трудовые и финансовые, на энергетические и информационные. Материальные (совокуп-ть предметов труда, предназначен. для использ-я в процессе произ-ва общественного продукта). Природные ресурсы—объекты, процессы, усл-я природы, используемые обществом для удовлетворения потреб-ей людей). Трудовые (люди, обладающие знаниями). Финансовые (денежные средства, находящиеся в распоряжении гос. и коммерческих структур). Энергетические (носители энергии: уголь, нефть..). Информационные ресурсы—отд. докум-ты, отд. массивы докум-ов в инф.системах (библиотеки, архивы, банки данных, фонды).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...