Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическое положение предпринимательства в современной России




 

Становление предпринимательской деятельности, развитие инфраструктуры приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в Российской Федерации. Развитие предпринимательства в нашей стране связано, прежде всего, с перестройкой экономики, преодолением структурных диспропорций и сверх концентрации производства, возникших в период существования административно-командной экономики. В действительности речь здесь идет о реализации общеэкономических закономерностей, присущих современному всемирному хозяйству: переходе к интенсивному типу воспроизводства при возрастающем значении его качественных параметров, развитии разделения труда и резком расширении номенклатуры и ассортимента продукции и услуг, все более настоятельной необходимости ресурсосбережения и экономии.

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Ниже приведена таблица по основным экономическим показателям деятельности предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, с 2010 по 2012 год.

По данным таблицы следует заключение о том, что развитие малого бизнеса в 2012 году носит позитивный характер. Согласно приведенным данным к началу 2013 года в России было зарегистрировано 2003,0 тыс. малых предприятий (в том числе 1760,0 тыс. микропредприятий), что на 8,7% больше, чем годом ранее.

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 69 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в г. Санкт-Петербурге (на 932,1 ед.), Красноярском крае (на 538,7 ед.), Калининградской (на 531,5 ед.) и Тверской (на 509,0 ед.) областях, Чукотском АО (на 467,3 ед.), Томской области (на 461,3 ед.), Республике Хакасия (на 375,1 ед.), Магаданской области (на 371,1 ед.), Хабаровском крае (на 360,9 ед.), Пензенской (на 336,8 ед.) и Ленинградской (на 330,7 ед.) областях и Ненецком АО (на 307,7 ед.).

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год сократилось только в 14 регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть.

Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 2012 год составил 23 465,9 млрд. рублей, что лишь на 3,8% выше показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен оборот малых предприятий сократился на 2,4%). За указанный период объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ по сравнению с показателем прошлого года вырос в 59 регионах.

 

Таблица 1.1 Экономические показатели деятельности малых и средних предприятий

 

Средние предприятия

Малые предприятия

 

 

всего

в том числе микропредприятия

  2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012
Число предприятий (на конец года), тыс. 25,2 15,9 13,8 1644,3 1836,4 2003,0 1415,2 1593,8 1760,0
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 2426,7 1964,4 1719,5 9790,2 10421,9 10755,7 3320,0 3864,4 4248,9
Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 33,4 29,9 745,5 639,6 400,0 363,8
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 53,7 46,3 313,0 288,6 90,1 86,9
Среднемесячная начисленная заработная плата работников 1), руб. 17246 19824 21537 12367 15743 16711 10612 12855 13898
Оборот предприятий 2), млрд. руб. 7416,2 5150,4 4710,6 18933,8 22610,2 23463,7 5609,2 7028,3 8347,4
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 209,3 262,2 207,5 431,6 521,5 149,6 157,1
Внеоборотные активы 3), млрд. руб. 1232,5 1394,2 1657,2 16527,2 17190,2 19628,5 14523,0 15068,2 17163,1
Оборотные активы 3), млрд. руб. 2185,6 2579,5 3443,9 13010,2 14927,6 18121,1 8862,7 10295,0 12392,8
Капитал и резервы 3), млрд. руб. 850,4 986,1 1267,4 14631,1 15211,5 17501,4 13234,6 13751,9 15697,0

 

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. Вклад сектора малого и среднего бизнеса в ВВП в большинстве развитых стран колеблется 50% до 60%, в России предприятия МСП обеспечивают лишь 21% (таблица 1.2).

 


Таблица 1.2 Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах

Страна Доля МСП в ВВП, % Доля занятости экономически активного населения в МСП
Италия 80 80
Япония 60 70
Китай 60 80
Франция 56 64
США 50 50
Великобритания 50 55
Бразилия 30 54
Россия 21 27

 

Как видно из таблицы, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних в России составляет лишь 20-21%, в то время как в развитых странах - 50-80%. Конечно, доля в 20% является более утешительной, поскольку в 2007-2008 годах доля по этому показателю составляла всего 10-11%

Отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства осуществляется в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», c учетом следующих условий:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек включительно.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.

) предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101:

микропредприятия - 60 млн. руб.;

малые предприятия - 400 млн. руб.;

Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Индивидуальный предприниматель - гражданин (физическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с момента его государственной регистрации в соответствии со ст. 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 г (ред. От 11.02.2013 г.) (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.03.2013 г.).

Право на занятие предпринимательской деятельности без образования юридического лица возникает в момент внесения записи о государственной регистрации физического лица в качестве ИП в ЕГРИП!

Государственный реестр формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами

Индивидуальным предпринимателем может стать и быть любое дееспособное физическое лицо РФ, которому законодательными актами не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

В соответствии со ст. 21 ГК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. В соответствии с п.4 ст. 23 ГК РФ гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но при этом не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет права ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что не является предпринимателем.

К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, должны исполнять обязательства и обязанности как индивидуальные предприниматели.

Таким образом, чтобы дееспособное физическое лицо (гражданин) приобрело статус индивидуального предпринимателя, оно должно получить свидетельство о государственной регистрации в территориальном органе Федеральной налоговой службы.

Сейчас права индивидуального предпринимателя в соответствии с гражданским законодательством значительно расширены, так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Это означает, что все права и обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальных предприниматель.

Например, он может осуществлять наем работников на основе договора подряда, комиссии, поручения и др., заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законом.

Государственная политика в отношении поддержки развития субъектов предпринимательства в России находится под сильным влиянием макроэкономической ситуации и финансовых возможностей государственного бюджета.

В качестве государственных механизмов создания экономических условий для развития предпринимательства практикуются следующие: приватизация; система специальных налоговых режимов; государственный заказ; гарантии государства по займам и кредитам предприятий; финансовая поддержка инновационной и инвестиционной активности предпринимателей; формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства; организация подготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

К сожалению, на деле, несмотря на такой обширный перечень возможностей господдержки, вести бизнес в России не так легко. Зачастую государство ставит немало препон. Явную поддержку в нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль местных властей в развитии малого бизнеса, чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается парадоксальная ситуация, когда уровень власти, который ближе всего к малому бизнесу, менее всего настроен содействовать его развитию. Попробуем разобраться, почему сложилась такая ситуация.

Основными представителями малого бизнеса в России, как мы уже выяснили выше, являются индивидуальные предприниматели, которые в настоящее время сталкиваются с многочисленными проблемами на пути становления и развития своего дела.

С 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», который увеличил фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование 17208,25 руб. (в 2012 году) до 36664,66 руб., или более чем в два раза.

Данное решение привело к значительному сокращению количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. За период с декабря 2012 года по сентябрь 2013 года оно достигло 516,9 тыс. человек, что составляет 12,5% от числа ИП, зарегистрированных на 1 декабря 2012 года. На учет в 2013 году встало всего 209857 предпринимателей.

В 2010 году сумма страхового взноса составляла 4,5 тысячи рублей, в 2011 году ее увеличили до 9 тысяч рублей, а в уже в 2012 году - снова подняли в два раза.

Для многих законопослушных предпринимателей, ведущих свой бизнес на грани рентабельности, такие налоги оказались неподъемными, и они были вынуждены пополнить ряды безработных или уйти «в тень».

Одновременно с этим событием представители малого бизнеса оказались вынуждены вести полноценный бухгалтерский учет вместо существующих ранее упрощенных схем. Увеличение количества отчетности повлекло за собой рост числа контролирующих и проверяющих органов и, таким образом, еще большую финансовую нагрузку на малый бизнес.

Падение числа предпринимателей удалось остановить после вступления в силу 1 января 2014 года закона о двукратном сокращении страховых взносов для предпринимателей, зарабатывающих менее 300 тысяч рублей в год. Таким образом, если доход предпринимателя за год не превышает 300 тыс. рублей - сумма взноса на пенсионное страхование рассчитывается из одного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Годовой платеж в Пенсионный фонд за 2014 год при МРОТ 5 554 руб. и тарифе пенсионных взносов 26 % составляет 17 328,48 руб. (5 554 руб. х 26% х12 месяцев).

При годовом доходе свыше 300 тыс. рублей размер взноса на пенсионное страхование исчисляется из одного МРОТ плюс 1% от суммы превышения этой величины, но не более чем с 8 МРОТ. Например, если доход предпринимателя в 2014 году составит 450 000 руб., то сумма взносов в ПФР будет равна 18 828,48 руб. (17 328,48 руб. + (450 000 руб. - 300 000 руб.) х 1%).

В 2014 году число предпринимателей выросло на четверть и составило 5,75% от взрослого трудоспособного населения страны, говорится в исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке компании EY.

Основная причина: улучшение условий для ведения бизнеса. В то же время растет и число «вынужденных предпринимателей», у которых нет других вариантов заработать на жизнь, и это является показателем неблагополучия в экономике.

В то же время, выяснили исследователи, в России высокая доля так называемых вынужденных предпринимателей (около 40% создают бизнес потому, что нет других вариантов заработать на жизнь), и это является показателем неблагополучия в экономике.

Также исследователи выяснили: несмотря на то что в России создается аналогичное европейским странам число предприятий, они быстро умирают. Так, большинство создаваемых в России организаций малого бизнеса не могут преодолеть начального этапа своего развития. Лишь 3,4% из них существуют на рынке более трех лет, что по-прежнему остается одним из самых низких показателей среди стран-участниц проекта. В странах со схожим количеством предпринимателей этот показатель выше: в Норвегии число предпринимателей, чей бизнес существует на рынке более трех лет, составляет 6,15% взрослого трудоспособного населения, в Финляндии - 6,65%, Испании - 8,39%, а в Греции - 12,6%.

Финансовые причины являются основным фактором закрытия бизнеса. Около 40% респондентов констатировали, что были вынуждены закрыть бизнес из-за его нерентабельности. Также в России свой бизнес в основном открывают те, кто не смог устроиться наемным работником в соответствии со своими предпочтениями.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...