Особенности и тенденции развития
Наиболее привлекательной для малого бизнеса по-прежнему является сфера оптовой и розничной торговли, где в 2013 году осуществляла свою деятельность наибольшая часть малых предприятий (36,8%), по виду деятельности операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 3343 (19,6% от общего количества малых предприятий), в обрабатывающих производствах - 2180 малых предприятий (12,7%), в строительстве - 1782 предприятия, или (10,4%). В обрабатывающих производствах наибольшая доля малых предприятий, занимается производством пищевых продуктов, включая напитки (12,9%), металлургическим производством и производством готовых металлических изделий (11,6%), обработкой древесины и производством изделий из дерева (11,3%) (рисунок 2.1)
\ Рисунок 2.1
Распределение количества малых предприятий по видам экономической деятельности в 2013 году (в процентах) Из других видов деятельности, гостиницы и рестораны - 3,1%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (2,6%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (1,4%). Для индивидуальных предпринимателей картина похожая. В приведенной ниже таблице увидим распределение количества ИП по годам по отраслям деятельности.
Таблица 2.1 Количество ИП по годам и отраслям деятельности
Из таблицы выше мы видим, что в 2013 году доля предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей составляет 54,4%, а, к примеру, сельским хозяйством всего 5,1%, доля производства - 7,7% и т.д. Естественно, что такая ситуация имеет место не только В Ульяновском регионе, но и по всей стране. Большинство начинающих предпринимателей воспринимают производство, как наиболее сложную и наименее привлекательную сферу бизнеса. И, нужно сказать, что такое общественное мнение сложилось небезосновательно. Производить товары не сложно, намного сложнее их потом продать. И еще сложнее продать их выгодно по интересной производителю цене. Это сделать особенно проблематично, когда речь идет о производстве давно известных товаров. С одной стороны, все процессы, технологии, каналы сбыта уже известны. С другой, на этом пути молодой бизнесмен встретит огромное количество конкурентов. И вот тут начнется самое сложное. Чтобы пробиться среди десятков, а быть может и сотен, производителей однотипной продукции, нужно чем-то заинтересовать, зацепить потребителя. Сделать это можно при помощи улучшенных характеристик товара, внедрения новых «фишек», предложения более низкой стоимости (в отдельных случаях, наоборот, может сыграть более высокая цена). Вот только все эти шаги увеличивают себестоимость готового продукта и снижают общую рентабельность производства.
Получается, что производить уже знакомые аудитории товары, чаще всего, не выгодно. Намного лучше сосредоточиться на создании нового уникального продукта, который удовлетворит потребность клиентской аудитории. Помните, что далеко не всегда спрос рождает предложение. Может быть наоборот - предложение может дать толчок в развитии спроса на новый товар или услугу. Конечно же, разработка и последующий запуск нового товара на рынок - это всегда большой риск и огромные финансовые вложения. Но именно такой бизнес в долгосрочной перспективе принесет максимальную прибыль и известность своему основателю. Вспомните Била Гейтса, Стива Джобса, Генри Форда: все они старались идти по самому сложному пути - по пути инноватора. Они начинали с малого - с обычной идеи. И постепенно, несмотря на множество неудач, шли к успеху. Бизнес в сфере производства, в отличие от торговли и оказания услуг, является долгосрочным. Здесь не всегда получается быстро (максимум, за год) «отбить» вложения. Но если область деятельности будет выбрана грамотно, то владелец предприятия обеспечит себя и свою семью на долгие годы вперед. Главным минусом производства, в сравнении все с услугами или торговлей, является неспособность быстрого изменения, в соответствии с требованиями рынка. Например, заводу по производству макаронных изделий очень сложно перестроиться на детское питание. Адаптация под новые требования рынка возможна, но займет много времени и потребует больших финансовых затрат. Приведем цифры: за 2013 год выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в сфере малого предпринимательства области сложилась в размере 181497,5 млн. рублей, 54,1% которого обеспечили предприятия с основным видом экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». При этом на долю предприятий с основным видом экономической деятельности «оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» приходилось более трети выручки в сфере малого предпринимательства (34,4%).
Рассмотрим количественные показатели предпринимателей по годам, начиная с 2004 года, когда ИП начали проходить перерегистрацию (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2
Количество индивидуальных предпринимателей и глав КФХ в динамике Как видно из рисунка выше по сравнению с 2004 годом количество предпринимателей к 2010 году выросло более чем на 50%, и по сравнению с 2010 годом количество ИП в 2014 году сократилось примерно на 22%. По данным Ульяновскстата в 2013 году прекратили свою деятельность 8763 предпринимателей, в то время как зарегистрировано было 3427. Рассмотрим экономические показатели деятельности малых предприятий за 2013 год. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий за 2013 год составила 12999,5 рубля, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года она увеличилась на 11,4%. Вместе с тем она значительно меньше, чем по крупным и средним организациям области (21332,3 рубля). Соотношение среднемесячной заработной платы работников малых предприятий и крупных и средних предприятий за 2013 год (таблица 2.2):
Таблица 2.2 Соотношение среднемесячной заработной платы работников малых предприятий и крупных и средних предприятий за 2013 год
Проследим соотношение среднемесячной заработной платы в рублях работников малых предприятий, крупных и средних по видам экономической деятельности за тот же 2013 год (рисунок 2.3). Соотношение среднемесячной заработной платы в рублях работников малых предприятий, крупных и средних по видам экономической деятельности По таким видам деятельности как, транспорт, среднемесячная заработная плата работников малых предприятий составляет менее 50% от среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий по этому же виду деятельности
Рисунок 2.3
Рассмотрим таблицу по данным Росстата за 2010-2012 год по Ульяновской области
Таблица 2.3 Численность занятых в сфере индивидуального предпринимательства в Ульяновском регионе (тыс. чел)
Отметим, что 6,4% от общей численности трудоспособного населения Ульяновской области, заняты в сфере индивидуального предпринимательства. Большинство зарегистрированных ИП составляет микропредприятия и малые предприятия. По данным Ульяновскстата, по имеющейся отчетности по всем формам за 2013 год, численность работников не превышает 100 человек (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 Численность работников, занятых у предпринимателей за 2013 год
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|