Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный облик предпринимателя




 

Предпринимательство является сложной сферой профессиональной деятельности и требует от субъекта специальных знаний и умений.

Наибольший интерес к предпринимательской деятельности обнаруживает молодежь, так как она является наиболее перспективной и социально активной группой.

Действующие предприниматели видят в молодежи очень мощный, динамичный инновационный ресурс развития. При этом есть определенная тяга молодежи к предпринимательству, к созданию собственного дела, которое не только обеспечит достойное материальное положение, но и реализует имеющиеся идеи и амбиции.

Но объективная картина, с которой мы сталкиваемся несколько отличается от ожидаемых. Мы видим, что численно самую большую группу предпринимателей на 2013 год составляют люди среднего возраста - от 35 до 55 лет. Как видно из приведенной схемы в 2010 году численность предпринимателей возраста от 35 до 55 лет составляла 21612 человек, или 58% от общего количества зарегистрированных в 2010 году, а молодые предприниматели до 35 лет - всего 12321 человек, или 33%.

Возраст от 56 лет и выше отмечен низкой предпринимательской активностью, в 2010 году всего 3109 человек, или 8,3%.

Почему большинство ИП - это уже взрослые и сложившиеся люди. Это связано с большим количеством сложностей, стоящих объективно перед предпринимателями - жизненный опыт, знание законодательной базы, налаженные неформальные связи. Молодежи достаточно непросто находить свое место в бизнесе. Другая проблема, связанная предыдущей, о которой мы знаем, как на формальном, так и неформальном уровне, это то что многие молодые активные люди покидают Ульяновский регион в поисках мест, где, по их мнению, они смогут более выгодно реализовать свой потенциал. Так, по данным Ульяновкстата за 2013 и 9 месяцев 2014 года территорию Ульяновской области покинуло 26465 человек, среди них 195 зарегистрированных предпринимателей, сменивших место жительства и деятельности, это составляет 0,7% от общего числа ИП, действующих на территорию нашего региона.

 

Рисунок 2.5


Численность индивидуальных предпринимателей по возрастным категориям в динамике

Далее рассмотрим гендерное различие в составе индивидуальных предпринимателей Ульяновской области.

Вообще, следует отметить, статистически по образовательному уровню, женщины более «образованы» - реже имеют лишь средне-специальное или незаконченное высшее образование, и чаще чем мужчины имеют более чем одно высшее образование. По данным Росстата (Всероссийской переписи населения-2010) по России в целом на 1000 человек приходится женщин, имеющих высшее и послевузовское образование - 248, а мужчин - 217.

 

Рисунок 2.6 Количество ИП по половому признаку в динамике

 

Из приведенного выше рисунка мы видим по имеющимся данным, начиная с 2004 года и заканчивая 2014, что количество женщин-предпринимателей в некоторые годы превалировало над числом мужчин, как в 2004 и в 2008 годах. Данные за 2008 года могут представлять особый интерес. В этот год в Ульяновской области было зарегистрировано 15776 мужчин и 16288 женщин. В конце 2008 году как мы знаем имел место экономически кризис. Кризис определенным образом стимулировал предпринимательскую деятельность, и в 2009 году как видно количество ИП возросло, но при этом количество мужчин и женщин фактически сравнялось, что можно определить, что в условиях кризиса оказываются востребованными более сильные и волевые качества, присущие мужчинам.

По данным социологических исследований сами предприниматели основными целями бизнес считают реализацию своих творческих способностей, экономическую свободу и укрепление национальной экономики. Никто из респондентов не считает своей целью власть над людьми, и лишь 7% отмечают обогащение в качестве цели. Эти данные говорят о том, что деньги отнюдь не самоцель для предпринимателей, хотя и выступают важным мотивом их деловой активности. Более всего эти люди стремятся обрести материальную и моральную независимость от государства. Одной из составляющих независимости является для них достойный уровень жизни.

Однако большинство опрошенных "не предпринимателей" (56%) считают, что основной целью предпринимательства является обогащение, в то время как реализацию творческих способностей отмечают лишь 7%. Только 6% думают, что целью предпринимателей является укрепление национальной экономики, и 3% - рост материального благополучия народа. Таким образом, опрошенные считают предпринимателей людьми, которых волнует прежде всего собственное материальное благополучие, все же остальные цели у них остаются на втором плане. Но при оценке самих себя, отвечая на вопрос о том, какая цель была бы главной для них, если бы они были предпринимателями, значительно меньшее число из них отмечают цель обогащения (28%) и большее - такие цели, как реализация своих творческих способностей (21%), укрепление национальной экономики (11%), рост материального благополучия народа (10%).

Многие люди думают, что для них основной целью предпринимательской деятельности была бы реализация своих творческих способностей, но почему-то отказывают в этом бизнесменам. В целом, образ бизнесмена в сознании людей - это образ эгоистичного человека, стремящегося исключительно к собственной выгоде и накоплению богатств, "делающего деньги" ради денег.

Интересно отметить, что имеются отличия в оценках тех или иных ценностей в отношении их значимости у самих предпринимателей и у населения.

 


Заключение

 

Предпринимательство - значительное и сложное явление социально-экономической жизни города. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы. Развитие малого бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу, указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается сейчас в качестве одного из приоритетов Ульяновска.

Делая итоговый вывод, также отметим, что предпринимательство имеет важное значение, является перспективной сферой развития хозяйственной деятельности нашего региона, поскольку него вовлечено значительное количество людей - 48,1 тысяч человек на 2013 год. Число зарезервированных предпринимателей после реформы по снижению страховых взносов в 2014 году увеличивается. На фоне мирового кризиса, упадка промышленности, на общем фоне индивидуальное предпринимательство дает определенную перспективу, оно развивается. Несмотря не все сложности, административные барьеры.

Проблемные отрасли - сельское хозяйство, производство продуктов питания, обработка и производство - сферы, в которых очень большое количество предпринимателей смогут проявить себя, реализовать свои таланты и амбиции. И поскольку, в нашем регионе ведется активная политика по разносторонней поддержке малого бизнеса, если государство пойдет на изменение законодательства для предпринимателей, начинающих свое дело, есть надежда, что эти сферу будут успешно развиваться, ведь они исторически присущи нашему региону еще с незапамятных времен.


Библиографический список

 

1.   Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (действ. ред. от 04.10.2014)/ http:// СПС КонсультантПлюс: Справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2.         Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 №209-ФЗ,// Информационно-правовой портал Гарант:. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854/

3.   Авдеев С.В. Основы бизнеса: Пособие для сдачи экзамена/ С.В.Авдеев, Е.А. Замедлина - М: Юрайт-Издат, 2006. - 190 с.

4. Большухина И.С. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособоие/И.С. Большухина; Улья. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 245 с

5. Константинова Л.Ф. Проблемы малого бизнеса: учебное пособие/Л.Ф. Константинова. - Иркутск: БГУЭП, 2008.- 123 с.

6. Кудинов О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебное пособие/О.А. Кудинов. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 272 с.

.   Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учебник/Лапуста М.Г.,Старостин Ю.Л. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009 - 234 с.

.   Малое и среднее предпринимательство в России: 2013: Статистический сборник/Росстат; отв. ред. Кевеш А.Л.; сост.: Савочкина Е.А.[и др.]

.   Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учебное пособие/ Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 349 с.

.   Малый бизнес: Организация, экономика, управление: учебное пособие/[под ред. В.Я. Горфинкеля] - 3-е изд. - М.: Юнити - Дана, 2009 - 496 с.

.   Мамедова Н.А.Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие/ Н.А. Мамедова, Е.А. Девяткин. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 151 с.

12.      Матвеев, М.С. Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные тенденции / М.С. Матвеев. - М.: Лаборатория книги, 2011. - 147 с.

13.      Предпринимательская деятельность и оценка бизнеса / под ред. Г. Чухнина. - М.: Студенческая наука, 2012. - Ч. 2. Сборник студенческих работ. - 1485

14. Смирнова А.И. Поддержка малого бизнеса/А.И. Смирнова. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 42 с.

15. Социальное положение и уровень жизни населения России/Статистический сборник. - Росстат. - 2013

.   Франовская Г.Н. Малый бизнес: учебное пособие для вузов/Г.Н. Франовская. - Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. - 2009. - 182 с.

.   Ядгаров Я.С. История экономических учений/ Я.С. Ядгаров - 4-е изд. - М.: Инфра, 2009 - 256 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...