Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсный потенциал сферы культуры




Слово "ресурс" в переводе с французского языка означает вспомо­гательное средство, источник.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания и освоения куль­турных ценностей и благ.

Ресурсы культуры подразделяются на ресурсы производства и по­требления.

Ресурсы потребления определяются: свободным временем; доходами населения и планкой цен; уровнем культуры; личностными факторами (установками, вниманием, восприятием и т.д.); этическими факторами (верность бренду) и т.д.

Ресурсы производства. Экономические ресурсы: трудовые; материальные; финансовые; природные[3]

Основные характеристики экономических ресурсов: ограничен­ность, измеримость, способность накапливаться.

Иные ресурсы: интеллектуальные; творческие; временные; информационные; правовые; пространственные (специфика места); управленческие.

Трудовые ресурсы – люди, занятые в отрасли "культура и искусст­во". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, ин­теллектуальный характер труда.

Материальные ресурсы – основные и оборотные фонды.

Основные фонды часть имущества организаций, которая ис­пользуется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на созда­ваемые продукты. Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, со­оружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (обо­рудования). Влияние оснащенности основными фондами на качество культур­ного продукта.

Оборотные фонды часть имущества организаций, целиком по­требляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт. Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры.

Финансовые ресурсы – совокупность всех денежных средств, на­ходящихся в распоряжении организации и представленных в виде бан­ковской и кассовой наличности и т.д.

Природные ресурсы – естественные (земельные, водные) ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. Особую роль играют в деятельности ПКиО, зоопарков, ландшафтных музеев-за­поведников и т.п.

От имени органов государственной власти и местного самоуправ­ления землей уполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры должны иметь специальные докумен­ты акты землеотвода и кадастровую оценку стоимости занимае­мых земельных участков.

Интеллектуальные ресурсы — определяются образовательным уровнем, компетенцией, знаниями специалистов. Реализуются через творческие ресурсы.

Творческие ресурсы – характеризуются мерой таланта (способно­стей) и исполнительского мастерства творческих работников; художе­ственной, исторической и научной ценностью объектов культурного наследия, традициями. Уникальный, "стратегический" характер творче­ских ресурсов. Их воздействие на эмоциональное состояние человека.

Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания мероприя­тия, его "возраст". Необходимость своевременного внедрения иннова­ционных социокультурных и управленческих технологий. Связь вре­менного ресурса с фактором моды.

Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого информационного пространства. Использование электронных информаци­онных ресурсов, в частности, Интернета. Творческая информация как связующее звено между творческими и информационными ресурсами.

Правовые ресурсы совокупность законодательных и иных нор­мативных правовых актов, включающая: международные акты; Конституцию Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы (общие и специальные); указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти (мини­стерств и ведомств); конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; учредительные документы и локальные нормативные акты ор­ганизаций.

Пространственные ресурсы (специфика места) – возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п.

Управленческие ресурсы – набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последо­вательные решения, создавать и применять новшества, идти на допус­тимый, оправданный риск.

Управленческий ресурс как сочетание аналитического, координа­ционного и организационного компонентов.

Ключевые факторы успеха активная публичная политика (PR) и ответственный финансовый менеджмент.

Ресурсы культурного производства находятся между собой в опре­деленном количественном и качественном соотношении. На современ­ном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономиче­ских к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).

Ресурсное обеспечение - залог успешной деятельности любых организаций. Однако для социально-культурной сферы данный фактор играет порой определяющую роль, поскольку связан со степенью удовлетворения культурных потребностей населения.

Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании. На этих особенностях следует остановиться подробнее.

Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется, прежде всего, в особенностях ее ресурсного потенциала. Среди специфических особенностей ресурсов в сфере культуры можно отметить следующие:

1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так с одной стороны, в социально-культурной сфере в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сырье и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%. С другой стороны, последние десятилетия характеризуют сферу культуры как сферу использования все более возрастающего объема материальных средств, необходимых как для создания результатов (продукта) непосредственно, так и используемых в процессе потребления этих результатов, что составляет неотъемлемую его часть (комфортность, использование современного оборудования в значительной степени определяют качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги).

2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо - и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности). Результаты культурной деятельности могут существовать в самой деятельности создателя услуги, принимающей в рыночных условиях форму товара, либо в предметной форме, в создании которой затраты труда также значительны.

3.Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности - каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры - труд специалиста. В половозрастном отношении, в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).

4.Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат наиболее важная доля принадлежит затратам "живого труда" и средствам на его оплату. При этом характеристики результата культурной деятельности состоят: в неотделимости от создающего источника, совпадении производства и потребления, несохраняемости, а порой и неосязаемости услуги, в непостоянстве ее качества, уникальности.

5.Реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности возможны только в рамках досуговой культуры. Как в самостоятельной отрасли народного хозяйства, в сфере общественной организации досуга, продолжает действовать один из известных экономических законов: чем больше совокупный бюджет свободного времени, тем шире масштабы производства, обслуживающего досуг населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...