Экономические показатели деятельности организаций в сфере культуры: себестоимость, цена, прибыль, рентабельность. Сущность понятий, принципы расчета, динамика
Показатели экономические – величины, критерии, уровни, измерители, которые позволяют судить о состоянии экономики мира, страны, региона, предприятия, семьи и изменении этого состояния, об экономическом развитии, росте, подъеме или спаде. Принято различать количественные и качественные показатели, а также единичные и групповые (агрегированные, синтетические, сводные, обобщенные). В зависимости от области применения показатели делятся на аналитические, прогнозные, плановые (применяемые при составлении планов), расчетные (определяемые путем расчетов и используемые для установлении прогнозных и плановых), отчетные (используемые при составлении отчетов, в которых отражается реально достигнутое состояние), статистические (применяемые в статистике). Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства ресурсов, основных фондов, трудовых затрат и других затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость рассчитывается двумя основными способами: 1) по укрупненным экономическим элементам затрат (материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления от заработной платы на социальные нужды; амортизация основных фондов и прочие затраты); 2) по статьям калькуляции или по месту возникновения затрат (общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты, коммерческие затраты и пр.) Цена – денежное выражение стоимости товара. Расчет цены производится разными способами: 1) затратные методы (метод полных издержек – списание всех затрат на единицу товара, к которым добавляется необходимая прибыль; метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам у учетом отклонений фактических затрат от нормативных);
2) параметрические методы (метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара; метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров) Прибыль – это основной финансовый результат предприятия, представляющий собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя, на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Основными методами планирования прибыли являются: 1. Метод прямого счета. Прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью. Применяется как правило при небольшом ассортименте выпускаемой продукции по-ассортиментно. 2. Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на прибыль. прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей в целом. 3. Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средства, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Специфика экономики культуры и искусства состоит в том, что нужные для вычисления эффективности измерители выражаются в большом количестве разного рода натуральных показателей. Если для производственной сферы ресурсная составляющая и произведенная продукция измеряются в стоимостном выражении, определяемом директивно или рынком, то в культуре такой возможности нет.
Результаты деятельности можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты - это создаваемые культурные блага, конечные -эффект от этих благ для их получателей. Конечным результатом культурной деятельности являются те изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной среды и т.п. Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета). Сложность прямого количественного измерения конечных общественно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невозможность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответствующих критериев и индикаторов социальной результативности культуры. Использование социологического инструментария: опросов, анкетирования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы. Сложно количественно измерить те изменения в экономике, которые происходит в результате культурной деятельности, а именно: рост производительности труда, прирост национального дохода (или внутреннего валовоro продукта), рациональное использование свободного времени населения, а также повышение культурного уровня населения за счет потребления услуг культуры, как дополнительного потребительского блага и товара. Количественно эти параметры не всегда удается выразить поэтому в практике планирования развития культуры обычно пользуются некоторыми непрямыми показателями обеспеченности населения материально-вещественными условиями потребления услуг, показатели которых зачастую не отражают реального культурного процесса. Это количество: – обслуженного населения теми или иными услугами культуры (число зрителей, читателей, посетителей музеев и т.д.); – учреждений культуры (театров, клубов, музеев, киноустановок, зрительских мест); – мероприятий, осуществляемых этими учреждениями культуры (число спектаклей, киносеансов, экскурсий, клубных мероприятий и т.д.). Эти показатели могут измеряться в абсолютных и относительных показателях (на 10 тыс. человек населения).
Достоинства и недостатки этих показателей очевидны поскольку, с одной стороны, они позволяют осуществлять мониторинг культурного обеспечения отдельных регионов, городов, населенных пунктов, а с другой – не отражают реального объема культурных благ и услуг, потребляемых населением, так как рост количества учреждений культуры может сопровождаться не только повышением, но и снижением количества посетителей. Натуральные показатели не позволяют в силу их несоизмеримости дать сводную картину уровня культурного обеспечения населения, а также отразить изменения структуры потребления. Более универсальными являются показатели, выражающие денежную оценку потребляемых населением культурных благ и услуг (доходы учреждений культуры, бюджета, расходы семейного бюджета на культуру и т.д.). Однако убыточность большинства учреждений культуры, бесплатный или льготный характер их предоставления населению, приводят к тому, что денежная оценка осуществляется по затратам учреждений или государства, что не совпадает с рыночной оценкой и создает определенные искажения реальных объемов услуг и культурных благ. В учетной, а частично и плановой практике к показателям развития культуры принято относить: 1. по библиотекам – количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населения; – количество книг в библиотеках в абсолютном и относительном выражениях: – количество читателей; 2. по учреждениям клубного типа – количество клубов, в том числе на 1000 населения раздельно дли разного типа населенных пунктов (городское, сельское население); – количество мероприятий и клубных объединений; 3. по музеям – количество музеев в абсолютном и относительном значениях; – количество посетителей; – количество выставок и экспозиций по каждому музею; – величину музейных фондов по каждому музею. 4. по учреждениям искусства – количество театров (о том числе, по жанрам), их вместимость (в абсолютном значении и по отношению к 10 тыс. населения);
– количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств т собственных доходов. 5. кинематографии – количество произведенных кинофильмов; – количество кинотеатров; – количество киноустановок; – количество зрителей; – валовой сбор денежных средств; 6. радио и телевидению – объем передач в среднесуточном исчислении; – средневзвешенный процент охвата населения теле- и радиовещанием. Эффективность хозяйствования отдельного учреждения или предприятия культуры в рыночных условиях также измеряется в зависимости от формы предоставления услуг населению. При платном оказании культурных услуг для предприятий, получающих доходы, сопоставимые с расходами или превышающие их, можно использовать коммерческие показатели эффективности (прирост собственных доходов, рентабельность, снижение убыточности и т.д.). Однако в большинстве случаев эффективность хозяйственных операций определяется степенью рациональности использования ресурсов, либо теми же показателями посещаемости учреждений культуры и количеством посетителей, обслуживаемых одним работником учреждения культуры, а также - наполняемостью залов и т.п. Для сравнения обычно применяют некоторую желаемую (нормативную, среднюю) величину.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|