Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внебюджетные источники финансирования организаций культуры. Сущность фандрейзинга.




Внебюджетные источники финансирования – это дополнительные источники финансировании культурной деятельности, кроме бюджетных ассигнований всех уровней. Невозможность полностью обеспечить свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов при­вела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источни­ков финансирования. Учреждения культуры вынуждены самостоятель­но заниматься добыванием средств к существованию. При этом, согласно Закону РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.), поступление средств из внебюджетных источни­ков не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассиг­нований учреждений культуры.

За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрейзинг (fundraising), что впрямом переводе с английского означает "наращивание фондов", а по сути – поиск денежных средств для не­коммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже весьма прочно во­шел в наш лексикон, функция фандрейзинга достаточно нова для рос­сийских учреждений культуры. Тем не менее, уже можно говорить о создании многоканальной системы финансирования, что предполагает задействование самых разнообразных источников и способов привлече­ния средств для поддержки государственных и муниципальных учреж­дений культуры.

К источниками внебюджетных средств следует отнести:

– семейные бюджеты (бюджеты домохозяйств);

– корпоративные бюджеты.

Виды внебюджетных доходов:

– доходы от реализации культурных услуг населению и организациям;

– доходы от предпринимательской (неосновной) деятельности;

– доходы от доноров (спонсоры, благотворители, меценаты).

Доходы от реализации культурных услуг населению. Собственная деятельность не всегда является весомым источником финансовых ресурсов организаций культуры (до 16%). Невелики, как правило, доходы от реализации образовательных услуг учреждений культуры и искусства (до 14%).

Чем ближе к коммерческой деятельности приближается работа организации, тем в большей степени она зависит от рынка культурных услуг и тем выше поступления от реализации услуг потребителям.

Доходы от основной деятельности организации культуры – поступления от реализации услуг, которые непосредственно связаны с ее миссией, ради которых, собственно, и создана данная организация. На объем данных поступлений влияют как интенсивность деятельности организации, так и ее маркетинговые усилия (реклама, стимулирование продаж, формирование имиджа через проведение пресс-конференций, установление контактов со СМИ и т.д. Такие действия помогают не только продвигать культурные блага на рынок, но и формировать спрос на них.

Доходы от неосновной деятельности. В перечень дополнительных услуг могут входить предоставление в аренду временно свободных помещений другим предприятиям и организациям, продажа рекламной продукции (футболки, кепки, сумки, календари с эмблемой организации культуры).

Расширение дополнительных услуг населению требует от руководства организаций культуры и менеджеров определенной предпринимательской активности. Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. В некоторых статьях Бюджетного кодекса к предпринимательской деятельности относится вся платная деятельность, осуществляемая организациями культуры.

Донорская поддержка. Среди внебюджетных доходов организаций культуры и в целом культурной деятельности особую роль играют поступления от доноров.

Спонсорство — осуществление юридическим или физическим ли­цом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируе­мого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спон­сор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (ФЗ РФ "О рекламе", ст. 19).

Спонсорство следует рассматривать как вид рекламной деятельности, преследующей эко­номические цели.

Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыст­ной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ФЗ РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Основные признаки благотворительной деятельности: добровольность; бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается под­держка не только на безвозмездной, но и на льготной основе); направленность на социально-приоритетные цели.

Меценатство как разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.

Законодательные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меце­натская деятельность", хотя на практике термин "меценатство" применя­ется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выде­лить "меценатство" как культурную категорию и закрепить в законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Сходство — благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа коммерческой организации для создания благоприятного обще­ственного мнения.

Однако спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, соци­ально-экономическую природу, социально-культурные результаты.

Отличие благотворительности от спонсорства — в направленности на социальные цели и бескорыстности.

Спонсорство— продвижение бренда (торговой марки) компании как производителя определенных товаров и услуг.

Благотворительность — создание имиджа компании как предста­вителя социально ответственного бизнеса.

Основные направления и формы спонсорской поддержки и благо­творительной помощи организациям культуры: передача имущества, в том числе денежных средств; выполнение работ; оказание услуг; предоставление результатов интеллектуальной деятельности; иная поддержка.

Фандрейзинг. Менеджеры организаций культуры все активнее осваивают технологию сравнительно нового для России направления маркетинга – фандрейзинга. Фандрейзинг – процесс поиска финансовых и материальных ресурсов, осуществляемый менеджерами некоммерческих организаций.

В России одним из основных направлений фандрейзинга остается обращения за дополнительными средствами в государственные и муниципальные органы власти. Помимо средств на финансирование подведомственных организаций культуры они располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержки инновационных проектов и программ, проведения общественно значимых фестивалей, конкурсов, информационной и инвестиционной деятельности. Эти средства концентрируются в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах развития культуры, искусства и кинематографии.

Организация фандрейзинговой кампании является сложным процессом, который можно разделить на четы­ре этапа. Первый этап заключается в планировании фи­нансовой кампании, второй этап состоит в реализации фандрейзинга, третий этап включает осуществление конт­роля за ходом реализации фандрейзинга, а четвертый этап сводится к оценке результатов проведенной фандрейзин­говой кампании

На первом этапе непосредственному планированию фанд­рейзинговой кампании предшествует разработка содер­жательной программы привлечения средств. В крупных некоммерческих организациях этот процесс начинается за год до начала кампании. В ходе его определяются основ­ные направления работы на следующий год, составляются перечни краткосрочных и долгосрочных проектов, прогнозируются потоки потребителей, вкладчиков и т. д.

Чаще всего фандрейзинговое планирование осуществ­ляется на год, но может иметь место и поквартальное планирование, или трех-пятилетнее планирование. В со­ответствии с планами деятельности детально определяют­ся расходы некоммерческих организаций на предстоящий период и источники их покрытия.

Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго оп­peдeлeнныe задачи, в соответствии с которыми выделяют­ся два основных вида фандрейзинга.

1. Если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конкретных средств на реализацию проектов, то данный вид фандрейзинга можно назвать проектным. Проектный фандрейзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой некоммерческой организации, так и для финансирующей стороны. Это объясняется нали­чием четко определенных целей использования средств, воз­можностью привлечения значительных финансовых источ­ников при низких расходах на фандрейзинг, а также полу­чением коммерческих выгод от финансирования проекта.

2. В случае направления привлеченных средств на по­крытие текущих расходов можно считать такой вид фандрейзинга оперативным,. Оперативный фандрейзинг явля­ется наименее эффективной формой привлечения средств в некоммерческую организацию, 'Гак как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируют­ся в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материаль­ных расходов, вследствие чего снижается заинтересован­ность вкладчиков в подобном финансировании. Чаще всего оперативный фандрейзинг применяется некоммерческими организациями, находящимися в критическом финансовом положении. В этой ситуации они в силу своей обществен­ной значимости могут привлечь от государства и частных лиц средства на погашение своих долгов.

Непосредственно сам план фандрейзинговой кампании утверждается дирекцией некоммерческой организации за 4-6 месяцев до начала кампании. Это необходимо для тщательной подготовки финансовой кампании, обеспече­ния всеми необходимыми информационными материалами (описаниями проекта, обращениями к спонсорам и т. д.), а также для определения круга потенциальных вкладчи­ков, баланса расходов и доходов и т. д.

Как правило, годовой план фандрейзинговой кампа­нии разбивается по кварталам и месяцам и учитывает территориальный аспект. В этом случае можно говорить о наличии методов территориального фандреизинга в не­коммерческих организациях. К ним относятся проведение выездных выставок, концертов, публичных лекций и дру­гих мероприятий; распространение информации и рекла­мы через организации-партнеры и туристические агент­ства; коммерческая реализация сувенирной и печатной продукции; создание филиалов и представительств.

Второй этап организации фандрейзинговой кампании связан с ее реализацией на практике. Методы реализации фандрейзингового плана крайне разнообразны. Это прове­дение рекламных кампаний в средствах массовой инфор­мации, по почте, а также распространение внешней рек­ламы (стенды, баннеры, брошюры, буклеты); система об­ращения к потенциальным спонсорам и благотворителям по телефону и факсу (телефандрейзинг), а также в личной беседе (индивидуальный фандрейзинг); приобретение под­держки влиятельных, известных лиц (солофандрейзинг); распространение бесплатных приглашений на культурные мероприятия, презентации (полифандрейзииг) и т. д.

На само проведение фандрейзинга некоммерческая орга­низация выделяет собственные средства и устанавливает должностную ответственность за их оперативное исполь­зование, а также за конечные и промежуточные финансо­вые результаты.

Ответственность за проведение фандрейзинговой кам­пании может возлагаться на внутренние службы неком­мерческой организации, как то: отделы развития, марке­тинга, связей с общественностью. Кроме того, участие в фандрейзинге принимают самостоятельные организации, действующие на базе некоммерческой организации - клу­бы друзей, общества и фонды.

Проведение фандрейзинга в крупных некоммерческих организациях отличается разветвленной структурой управ­ления. Однако небольшие некоммерческие организации как правило, не имеют специальных фандрейзинговых служб и нередко обращаются к услугам сторонних орга­низаций. За рубежом действуют специальные агентства, оказывающие консультации по привлечению средств и предоставляющие услуги фандрейзеров, специалистов по организации финансовых кампаний.

С маркетинговой точки зрения, фандрейзер - прода­вец специфического товара, в качестве которого выступа­ют проекты и программы. Успешная реализация товapa фандрейзером предполагает проведение сегментации рын­ка, определение целевых групп благотворителей и спонсо­ров, а также позиционирование товара, акцентирование внимания на тех характеристиках проекта, которые важ­ны для потенциального вкладчика. Услуги фандрейзера являются крайне дорогостoящими, поэтому не каждая некоммерческая организация может позволить себе их использовать.

Третий этап организации фандрейзинговой кампании сводится к постоянному мониторингу со стороны финансо­вых служб за ходом реализации фандрейзинга, а также корректировки планов с учетом произошедших изменений.

Не менее важной составляющей является оценка ре­зультатов фандрейзинга. Оценка результативности фанд­рейзинга должна дать ответы на три основных вопроса.

Первый вопрос - насколько поставленные цепи фанд­рейзинговой кампании отвечают фактическим потребно­стям некоммерческой организации, т. е. определяется эф­фективность этапа планирования.

Второй вопрос - насколько фактические результаты фандрейзинга соответствуют запланированным, т. е. ана­лизируется эффективность этапа реализации фандрейзин­га. В ходе этoй оцеки рассчитываются такие итоговые экономические показатели, как степень выполнения фи­нансового плана в установленные сроки; фактическая реа­лизация программ и т. д.

Третий вопрос - насколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрейзинга. Это эффективность конечных результатов.

Для оценки эффективности конечных результатов фанд­рейзнга используются коэффициент окупаемости рас­ходов на фандрейзинг (Кобор.) и коэффициент рентабель­ности фандрейзинга (Rф).

 

 

Коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг показывает, сколько раз за выбранный период расходы на фандрейзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фан­дрейзинга средств.

Коэффициент рентабельности фандрейзинга показыва­ет, сколько прибыли (разница между привлеченными сред­ствами и расходами на фандрейзинг) приходится на еди­ницу привлеченных от фандрейзинга средств.

Для каждого вида фандрейзинга можно выделить част­ные показатели эффективности. Так, для проектного фанд­рейзинга актуальными будут показатели доходности про­екта, расходы на проект и др. Для оперативного фандрей­зинга целесообразно применять коэффициенты покрытия различных видов расходов (коммунальных, расходов на заработную плату и др.).

В целом эффективность конечных результатов фанд­рейзинга зависит от уровня организации каждого из четы­рех этапов кампании. Насколько эффективно ведется пла­нирование, реализация, контроль и анализ фандрейзинга, можно увидеть по итоговым показателям.

Таким образом, фандрейзинг не является единовре­менной акцией или разовым событием. Под фандрейзин­гом понимается целый комплекс управленческих меро­приятий, ежегодно осуществляемых некоммерческими организациями, что позволяет выделить его в отдельную область менеджмента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...