Внебюджетные источники финансирования организаций культуры. Сущность фандрейзинга.
Внебюджетные источники финансирования – это дополнительные источники финансировании культурной деятельности, кроме бюджетных ассигнований всех уровней. Невозможность полностью обеспечить свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования. Учреждения культуры вынуждены самостоятельно заниматься добыванием средств к существованию. При этом, согласно Закону РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.), поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований учреждений культуры. За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрейзинг (fundraising), что впрямом переводе с английского означает "наращивание фондов", а по сути – поиск денежных средств для некоммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже весьма прочно вошел в наш лексикон, функция фандрейзинга достаточно нова для российских учреждений культуры. Тем не менее, уже можно говорить о создании многоканальной системы финансирования, что предполагает задействование самых разнообразных источников и способов привлечения средств для поддержки государственных и муниципальных учреждений культуры. К источниками внебюджетных средств следует отнести: – семейные бюджеты (бюджеты домохозяйств); – корпоративные бюджеты. Виды внебюджетных доходов: – доходы от реализации культурных услуг населению и организациям; – доходы от предпринимательской (неосновной) деятельности; – доходы от доноров (спонсоры, благотворители, меценаты).
Доходы от реализации культурных услуг населению. Собственная деятельность не всегда является весомым источником финансовых ресурсов организаций культуры (до 16%). Невелики, как правило, доходы от реализации образовательных услуг учреждений культуры и искусства (до 14%). Чем ближе к коммерческой деятельности приближается работа организации, тем в большей степени она зависит от рынка культурных услуг и тем выше поступления от реализации услуг потребителям. Доходы от основной деятельности организации культуры – поступления от реализации услуг, которые непосредственно связаны с ее миссией, ради которых, собственно, и создана данная организация. На объем данных поступлений влияют как интенсивность деятельности организации, так и ее маркетинговые усилия (реклама, стимулирование продаж, формирование имиджа через проведение пресс-конференций, установление контактов со СМИ и т.д. Такие действия помогают не только продвигать культурные блага на рынок, но и формировать спрос на них. Доходы от неосновной деятельности. В перечень дополнительных услуг могут входить предоставление в аренду временно свободных помещений другим предприятиям и организациям, продажа рекламной продукции (футболки, кепки, сумки, календари с эмблемой организации культуры). Расширение дополнительных услуг населению требует от руководства организаций культуры и менеджеров определенной предпринимательской активности. Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. В некоторых статьях Бюджетного кодекса к предпринимательской деятельности относится вся платная деятельность, осуществляемая организациями культуры.
Донорская поддержка. Среди внебюджетных доходов организаций культуры и в целом культурной деятельности особую роль играют поступления от доноров. Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (ФЗ РФ "О рекламе", ст. 19). Спонсорство следует рассматривать как вид рекламной деятельности, преследующей экономические цели. Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ФЗ РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Основные признаки благотворительной деятельности: добровольность; бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается поддержка не только на безвозмездной, но и на льготной основе); направленность на социально-приоритетные цели. Меценатство как разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования. Законодательные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меценатская деятельность", хотя на практике термин "меценатство" применяется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выделить "меценатство" как культурную категорию и закрепить в законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Сходство — благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа коммерческой организации для создания благоприятного общественного мнения. Однако спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, социально-экономическую природу, социально-культурные результаты.
Отличие благотворительности от спонсорства — в направленности на социальные цели и бескорыстности. Спонсорство— продвижение бренда (торговой марки) компании как производителя определенных товаров и услуг. Благотворительность — создание имиджа компании как представителя социально ответственного бизнеса. Основные направления и формы спонсорской поддержки и благотворительной помощи организациям культуры: передача имущества, в том числе денежных средств; выполнение работ; оказание услуг; предоставление результатов интеллектуальной деятельности; иная поддержка. Фандрейзинг. Менеджеры организаций культуры все активнее осваивают технологию сравнительно нового для России направления маркетинга – фандрейзинга. Фандрейзинг – процесс поиска финансовых и материальных ресурсов, осуществляемый менеджерами некоммерческих организаций. В России одним из основных направлений фандрейзинга остается обращения за дополнительными средствами в государственные и муниципальные органы власти. Помимо средств на финансирование подведомственных организаций культуры они располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержки инновационных проектов и программ, проведения общественно значимых фестивалей, конкурсов, информационной и инвестиционной деятельности. Эти средства концентрируются в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах развития культуры, искусства и кинематографии. Организация фандрейзинговой кампании является сложным процессом, который можно разделить на четыре этапа. Первый этап заключается в планировании финансовой кампании, второй этап состоит в реализации фандрейзинга, третий этап включает осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга, а четвертый этап сводится к оценке результатов проведенной фандрейзинговой кампании
На первом этапе непосредственному планированию фандрейзинговой кампании предшествует разработка содержательной программы привлечения средств. В крупных некоммерческих организациях этот процесс начинается за год до начала кампании. В ходе его определяются основные направления работы на следующий год, составляются перечни краткосрочных и долгосрочных проектов, прогнозируются потоки потребителей, вкладчиков и т. д. Чаще всего фандрейзинговое планирование осуществляется на год, но может иметь место и поквартальное планирование, или трех-пятилетнее планирование. В соответствии с планами деятельности детально определяются расходы некоммерческих организаций на предстоящий период и источники их покрытия. Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго опpeдeлeнныe задачи, в соответствии с которыми выделяются два основных вида фандрейзинга. 1. Если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конкретных средств на реализацию проектов, то данный вид фандрейзинга можно назвать проектным. Проектный фандрейзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой некоммерческой организации, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта. 2. В случае направления привлеченных средств на покрытие текущих расходов можно считать такой вид фандрейзинга оперативным,. Оперативный фандрейзинг является наименее эффективной формой привлечения средств в некоммерческую организацию, 'Гак как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании. Чаще всего оперативный фандрейзинг применяется некоммерческими организациями, находящимися в критическом финансовом положении. В этой ситуации они в силу своей общественной значимости могут привлечь от государства и частных лиц средства на погашение своих долгов. Непосредственно сам план фандрейзинговой кампании утверждается дирекцией некоммерческой организации за 4-6 месяцев до начала кампании. Это необходимо для тщательной подготовки финансовой кампании, обеспечения всеми необходимыми информационными материалами (описаниями проекта, обращениями к спонсорам и т. д.), а также для определения круга потенциальных вкладчиков, баланса расходов и доходов и т. д.
Как правило, годовой план фандрейзинговой кампании разбивается по кварталам и месяцам и учитывает территориальный аспект. В этом случае можно говорить о наличии методов территориального фандреизинга в некоммерческих организациях. К ним относятся проведение выездных выставок, концертов, публичных лекций и других мероприятий; распространение информации и рекламы через организации-партнеры и туристические агентства; коммерческая реализация сувенирной и печатной продукции; создание филиалов и представительств. Второй этап организации фандрейзинговой кампании связан с ее реализацией на практике. Методы реализации фандрейзингового плана крайне разнообразны. Это проведение рекламных кампаний в средствах массовой информации, по почте, а также распространение внешней рекламы (стенды, баннеры, брошюры, буклеты); система обращения к потенциальным спонсорам и благотворителям по телефону и факсу (телефандрейзинг), а также в личной беседе (индивидуальный фандрейзинг); приобретение поддержки влиятельных, известных лиц (солофандрейзинг); распространение бесплатных приглашений на культурные мероприятия, презентации (полифандрейзииг) и т. д. На само проведение фандрейзинга некоммерческая организация выделяет собственные средства и устанавливает должностную ответственность за их оперативное использование, а также за конечные и промежуточные финансовые результаты. Ответственность за проведение фандрейзинговой кампании может возлагаться на внутренние службы некоммерческой организации, как то: отделы развития, маркетинга, связей с общественностью. Кроме того, участие в фандрейзинге принимают самостоятельные организации, действующие на базе некоммерческой организации - клубы друзей, общества и фонды. Проведение фандрейзинга в крупных некоммерческих организациях отличается разветвленной структурой управления. Однако небольшие некоммерческие организации как правило, не имеют специальных фандрейзинговых служб и нередко обращаются к услугам сторонних организаций. За рубежом действуют специальные агентства, оказывающие консультации по привлечению средств и предоставляющие услуги фандрейзеров, специалистов по организации финансовых кампаний. С маркетинговой точки зрения, фандрейзер - продавец специфического товара, в качестве которого выступают проекты и программы. Успешная реализация товapa фандрейзером предполагает проведение сегментации рынка, определение целевых групп благотворителей и спонсоров, а также позиционирование товара, акцентирование внимания на тех характеристиках проекта, которые важны для потенциального вкладчика. Услуги фандрейзера являются крайне дорогостoящими, поэтому не каждая некоммерческая организация может позволить себе их использовать. Третий этап организации фандрейзинговой кампании сводится к постоянному мониторингу со стороны финансовых служб за ходом реализации фандрейзинга, а также корректировки планов с учетом произошедших изменений. Не менее важной составляющей является оценка результатов фандрейзинга. Оценка результативности фандрейзинга должна дать ответы на три основных вопроса. Первый вопрос - насколько поставленные цепи фандрейзинговой кампании отвечают фактическим потребностям некоммерческой организации, т. е. определяется эффективность этапа планирования. Второй вопрос - насколько фактические результаты фандрейзинга соответствуют запланированным, т. е. анализируется эффективность этапа реализации фандрейзинга. В ходе этoй оцеки рассчитываются такие итоговые экономические показатели, как степень выполнения финансового плана в установленные сроки; фактическая реализация программ и т. д. Третий вопрос - насколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрейзинга. Это эффективность конечных результатов. Для оценки эффективности конечных результатов фандрейзнга используются коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг (Кобор.) и коэффициент рентабельности фандрейзинга (Rф).
Коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг показывает, сколько раз за выбранный период расходы на фандрейзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фандрейзинга средств. Коэффициент рентабельности фандрейзинга показывает, сколько прибыли (разница между привлеченными средствами и расходами на фандрейзинг) приходится на единицу привлеченных от фандрейзинга средств. Для каждого вида фандрейзинга можно выделить частные показатели эффективности. Так, для проектного фандрейзинга актуальными будут показатели доходности проекта, расходы на проект и др. Для оперативного фандрейзинга целесообразно применять коэффициенты покрытия различных видов расходов (коммунальных, расходов на заработную плату и др.). В целом эффективность конечных результатов фандрейзинга зависит от уровня организации каждого из четырех этапов кампании. Насколько эффективно ведется планирование, реализация, контроль и анализ фандрейзинга, можно увидеть по итоговым показателям. Таким образом, фандрейзинг не является единовременной акцией или разовым событием. Под фандрейзингом понимается целый комплекс управленческих мероприятий, ежегодно осуществляемых некоммерческими организациями, что позволяет выделить его в отдельную область менеджмента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|