Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Частно-государственное предпринимательство.




Широкие возможности для участия государства в предприни­мательской деятельности открываются благодаря смешанным фор­мам, акции которых принадлежат и государству, и частным вклад­чикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство.

Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства.

В России одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в больших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно-техническое развитие).

Участниками ФПГ выступают:

1. Производственные организации;

2. Банки и иные кредитные учреждения.

Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, как правило, через создание АО или ООО.

Такие смешанные компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению с частным предпринимательством:

- предоставление субсидий и дотаций;

- льготный режим получения импортных лицензий;

- гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам;

- экспортные дотации;

во- вторых, по сравнению с государственным:

- обладают большими возможностями заемных средств;

- диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством.

Оценка конкурентоспособности туристических предприятий в зависимости от классификации.

Оценку конкурентоспособности можно провести с учетом интересов покупателей, инвесторов, государственных органов и других. Кроме того, сами методы не ограничивают выбор объектов, критериев, определений весомости показателей.

Мы выделили несколько направлений в оценке конкурентоспособности туристских предприятий (рис.1). Основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности услуг. На тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния. На стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.

Рис. 1. Подходы к оценке и цели управления конкурентоспособностью предприятия.

Конкурентоспособность обладает рядом характеристик, важных при разработке методики и оценки. Конкурентоспособность имеет релятивистскую природу, так как рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога. Ей присущ динамический характер: она может исследоваться и анализироваться лишь в привязке конкретному отрезку времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры. Конкурентоспособность может проявляться лишь на недефицитном рынке. Таким образом, методы оценки, не учитывающие деятельность конкурентов, не могут быть достоверными.

Рассмотрим подробно методы оценки конкурентоспособности, которые, на наш взгляд, являются наиболее существенными для предприятий туризма. Для иллюстрации будем пользовать данные турфирмы «Магазин горящих путевок» (г. Уфа) и основные показатели развития туризма в Республике Башкортостан за 2007–2008 гг.

Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки с использованием метода расстояний выглядит следующим образом.

Создание туристического предприятия в зависимости от

Классификации.

Закон "О предприятиях в России" регламентирует деятельность различных видов предприятий, определяет виды и организационные формы, правила деятельности, создает одинаковые правовые условия независимо от формы собственности и системы хозяйствования, обеспечивает самостоятельность предприятий, фиксирует их права и ответственность, регулирует отношения с другими субъектами хозяйствования и государством. Процедура создания туристического предприятия как юридического лица предполагает много этапов, при этом необходимо отметить, что в последнее время создание и регистрация имеет тенденцию к упрощению.
Важнейшими элементами создания туристического предприятия являются:
выбор организационно-правовой формы;
протокол намерений участников (учредителей);
разработка проектов учредительных документов;
проведения учредительного собрания;
подготовка учредительных документов для регистрации;
правовая регистрация предприятия;
постановка на учет и регистрация в налоговых, статистических
органах, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и других учреждениях. следующие организационные процедуры, связанные с открытием счетов в банковских учреждениях, изготовление печати, штампа, фирменных бланков.
Рассмотрим основные этапы создания туристического предприятия. Выбор организационно-правовой форме хозяйственного общества производится участниками (учредителями) в соответствии с законодательством Украины.
Наиболее гибкой формой для малого туристического бизнеса является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Оно может быть основано одним или несколькими лицами, а уставный фонд такого общества поделен на части, размер которых определяется учредительными документами. При этом участники общества не отвечают по его обязательствам, а несут ответственность, связанную с деятельностью общества в пределах их вкладов.
иной организационно-правовой форме туристического бизнеса является общество с полной ответственностью, в котором все участники несут солидарную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом.
Туристический бизнес на основе значительных начальных инвестиций целесообразно реализовывать в форме акционерного общества. Главным атрибутом такого общества служит акция - ценная бумага без установленного срока обращения, который свидетельствует о долевом участии в уставном фонде общества, подтверждает членство в нем и право на участие в управлении им. Акционерные общества бывают двух видов: открытого типа, акции которого распространяются через открытую подписку и куплю-продажу на фондовых биржах, и закрытого типа, акции которого могут распространяться только между его учредителями.
Акционерная форма хозяйствования имеет существенные преимущества; финансовые - создает механизм оперативной мобилизации больших по размеру инвестиций и регулярного получения дохода в виде дивидендов на акции; экономические ~ акционерный капитал способствует установлению гибкой системы производственно-хозяйственных связей, косвенных перекрестным или цепным владением акциями; социальные - акционирование является важной формой превращения наемных работников на владельцев части имущества предприятия.
Для более четкого определения целей и задач создаваемого предприятия, согласование организационно-правовой формы, размера уставного капитала, распределения поручений между участниками, решение других организационных вопросов целесообразно оформить протокол намерений. Он не входит в число обязательных учредительных документов и формально лица, которые его подписали, не несут ответственности за невыполнение взятых обязательств. Тем не менее, этот протокол служит основой учредительного договора и единственным документом, который объединяет учредителей к моменту регистрации.
Важным этапом создания туристического предприятия является разработка проектов учредительных документов в соответствии с выбранной организационно-правовой формой. Так, для общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются:
учредительный договор, подписанный его учредителями (участниками);
устав, принятый общим собранием учредителей.
Если учредителем общества является одно лицо - учредительный договор не заключается.
В учредительном договоре перечисляются все учредители, их реквизиты, размер уставного капитала, его распределение по долях, перечень имущества, которое вносится учредителями в уставный фонд, его оценка и др.
В уставе общества с ограниченной ответственностью необходимо записать следующие данные:
полное название общества, юридический адрес;
учредители (участники) общества;
на какой срок создано общество;
цель и предмет деятельности общества;
правовой статус общества;
имущество, уставной капитал, распределение долей;
перечень имущества, которое вносится учредителями в уставный фонд, и его оценка;
порядок распределения прибыли и покрытия убытков, создания фондов;
права и обязанности учредителей;
органы управления обществом;
порядок изменения состава учредителей;
трудовые отношения с работниками общества;
учет и отчетность;
ревизионная комиссия и аудит;
прекращения деятельности и реорганизация общества;
порядок внесения изменений в устав.
Этот список не окончательный и может меняться в зависимости от различных факторов.
Требования к учредительным документам общества с полной ответственностью аналогичны, за исключением специфики солидарной ответственности по обязательствам, оговоренных заранее.
Учредительными документами акционерного общества является устав, в который дополнительно к вышесказанному заносят порядок распределения уставного капитала на акции, их номинал, виды и др. Кроме этого, дополнительно вводятся разделы "Права и обязанности акционеров", "Дивиденды", "Порядок ведения реестра акций".
В открытом акционерном обществе дополнительно вводится раздел "Порядок эмиссии акций".
Особенно важен для всех форм хозяйственных обществ выбор размера уставного фонда и доли в нем каждого участника.
Уставный фонд будущего предприятия - это часть средств, в пределах которых оно несет ответственность перед кредиторами, если иное имущество отсутствует.
Минимальный размер уставного фонда регламентируется нормативно-правовыми актами. Так, для обществ с ограниченной ответственностью или полной ответственностью - это 100 минимальных зарплат, для акционерных обществ - 1000. Максимальный размер уставного фонда не регламентируется.
Следующий этап - проведение учредительного собрания. Подготовка собрания проводится инициативной группой в порядке исполнения решений протокола намерений. Согласованный с учредителями повестку дня официально вручается всем участникам не менее чем за две недели до начала собрания. В собрании имеют право участвовать все учредители или их доверенные лица.
В повестку дня вносятся следующие основные вопросы:
о создании предприятия;
обсуждение устава и учредительного договора;
выборы органов управления и утверждение исполнительных органов;
утверждении аудита и ревизионных органов;
другие вопросы (обсуждение бизнес-плана, рекламной компании).
Если уставом предусмотрено внесение имущественных вкладов в виде зданий, сооружений, оборудования, права собственности на землю и другие имущественные права, а также право на интеллектуальную собственность, тогда на собрании создается комиссия по оценке соответствующей собственности и утверждаются ее предложения по принципам и формам оценки.
В случае создания акционерного общества закрытого или открытого типа, в повестку дня дополнительно вносится вопрос о порядке ведения реестра акционеров.
Общее учредительное собрание считаются такими, которые состоялись, в случае присутствия на них более половины участников или их представителей.
Голосование может быть открытым или закрытым.
После проведения собрания учредительные документы готовятся для регистрации.
В этот период документы передруковуються, размножаются, прошиваються.
Необходимо обратить внимание на наличие всех подписей учредителей в учредительном договоре и уставе, а также на правильное оформление протокола учредительного собрания, который подписывается председателем и секретарем собрания.
Правовая регистрация предприятия проводится исполнительными комитетами городских и районных советов или уполномоченными органами. Регистрация состоялась, если соответствующая запись внесен в Государственный реестр, а предприятию выдано свидетельство о регистрации соответствующей формы.
После этого наступает процедура взятия на учет в органах статистики, налоговой администрации, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и др.
Следующим организационным мероприятием является открытие расчетных счетов в банковском учреждении. Это свободный выбор банка, но удобнее, чтобы он был расположен в районе, где находится это предприятие.
Для открытия счетов необходимо определиться, какие банковские счета необходимые для деятельности предприятия (гривневый, валютный, рублевых) и ознакомиться с порядком открытия и ведения счетов.
Одновременно с процедурой открытия счетов необходимо получить разрешение УВД на изготовление печати и штампов, пидготовиты их эскизы и заказать в соответствующей фирме. Целесообразно подготовить эскизы и заказать фирменные бланки, другую печатную продукцию.
Одним из важнейших этапов создания туристического предприятия является его программа экономической деятельности. Это - основа финансового менеджмента как для предприятия, которое создается, так и для действующей фирмы.
Выбрав туристическую деятельность как основной вид, необходимо решить еще две проблемы.
1. Выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу туристического бизнеса для снижения
финансовых рисков в связи с тем, что туризм достаточно чувствителен к целому ряду факторов: политических, экономических, инфраструктурных и др.
2. Желательно выбрать такие виды основной и дополнительной деятельности, которые были бы приоритетными на длительный период.
Следующим этапом является выбор географии бизнеса. Если будущая основная деятельность связана только с реализацией внутренних туров, то необходимо определить район приема-отправки туристов. Если предприятие будет заниматься международным туризмом, то должны быть выбраны те страны и регионы, где будет реализован и использованный туристический продукт.
Далее необходимо изучить рынок туристических услуг и выбрать свой сегмент туристического бизнеса и доказать конкурентоспособность собственного турпродукта.
Определив регион рынке сбыта туристических услуг, необходимо произвести расчет максимально возможных предложений и спроса этого рынка на перспективу по годам, месяцам, сезонам, дням недели, а уже потом проанализировать конкурентную среду.
При этом изучается статистика численности туристических фирм, зарегистрированных в регионе, объемы реализации ими туристических услуг, ценовые факторы, наличие монополистов, отличие собственного туристического продукта от аналогичного продукта конкурентов и др.
Если решение по выбору региона рынке сбыта туристических услуг определяется только условиями конкуренции, то принимается (после анализа конкурентной среды) одно из трех решений:
выход из этого рынка;
принятие стратегии конкурентоспособности и работа на рынке путем завоевания своего сегмента.
формирования (производство) позаконкурентного туристического продукта и работа в этом новосозданному сегменте рынка.
Важными этапами деятельности туристического предприятия являются:
планирование производства туристических услуг и контроль за качеством туристического продукта. Этот вопрос подготовки туров, их методическое обеспечение, подготовка договорной документации, работа со страховыми и другими заинтересованными организациями;
определение способа (технологии) реализации туристического продукта. Это может быть самостоятельная реализация или через другие фирмы, комиссионный продаж через посредников или создание разветвленной дилерской сети;
способы стимулирования продаж. Сюда относятся ярмарки, выставки, конкурсы, аукционы, туристические лотереи, предоставления сезонных льгот, льгот для постоянных клиентов, детей, рекламные туры и др.;
подбор и управление персоналом туристического предприятия. Это расчет необходимого количества сотрудников, формирование штатного расписания, разработка должностных инструкций, формы оплаты труда, регламента работы предприятия и др.
Упрощенная модель функционирования туристического предприятия показана на рисунке 5.1.1.

Следовательно, экономическая деятельность - это организованная работа туристического предприятия, во время которой используется капитал, рекреационные ресурсы, средства производства и рабочая сила для производства и реализации туристического продукта.
Говоря о туристическое предприятие, имеются в виду те фирмы, основной деятельностью которых является предоставление туристических услуг, а все другие виды деятельности - сопутствующие, побочные. Но не любое такс предприятие или организацию можно назвать туристической фирмой, поскольку они могут действовать как на коммерческой, так и на коммерческой основе. Коммерческое туристическое предприятие имеет главной целью своей деятельности получение прибыли за счет предоставления различных видов туристических услуг.
Важной формой экономической деятельности туристического предприятия является франчайзинг, который в широком понимании этого термина означает передачу прав на предоставление услуг и производство туристического продукта, а также оказание практической помощи в деле организации туристического бизнеса.
Франчайзинг как особая форма хозяйствования заключается вот в чем: независимое предприятие (франчайзодавець), которое производит туристический продукт или предоставляет услуги, передает право использовать свой товарный знак другому предприятию (франчайзоотримувачу) в обмен на обязательство производить такой же туристический продукт или оказывать услуги. За право хозяйничать от имени и под торговой маркой франчайзодавця предприятие выплачивает определенный процент от своего дохода как материальное вознаграждение.
Франчайзинг можно разделить на две категории: организация продажи туристического продукта или услуг и форма предпринимательства.
Франчайзинг - договор (соглашение) между продавцом и покупателем, по которой продавец защищенной торговой маркой продукта или услуги предоставляет эксклюзивное право на распространение и продажу данного продукта или услуги независимому предпринимателю на региональном рынке в обмен на получение от него денежного вознаграждения при условии соблюдения покупателем технологий обслуживающих операций.
В индустрии туризма наиболее распространена вторая категория франчайзинга, при этом франчайзодавець создает полную концепцию предприятия или методов работы, а франчайзоотримувач покупает право использовать имеющиеся наработки.
Франчайзинг предоставляет преимущества обеим сторонам-расширяет бизнес одной и предоставляет возможность для предпринимательства другой стороне, которая функционирует в соответствии со стандартами и режимом работы, установленным франчайзодавцем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...