Какой общей темой можно объединить все прочитанные вами тексты?
ИСКУССТВО Зодчество Что означает слово зодчество? Дайте определение этого понятия.
Продвигаясь на Север, новгородцы-христиане и местные мастера строили монастыри, окруженные крепкими стенами, храмы, жилые дома, хозяйственные постройки. На Онежском озере возникли Муромский и Палеостровский, на Ладожском – Коневский и Валаамский монастыри. В 15 веке начали строить Соловецкий монастырь. Вместо деревянной бревенчатой ограды там в конце 16 в. из гигантских привозных валунов (4-5 м в поперечнике) были сложены стены (высота 11м, толщина до 6 м), причем только верхняя их часть была кирпичной. По периметру всей ограды стояли восемь столь же мощных башен, впоследствии увенчанных дощатыми шатровыми кровлями. Кладка из необработанных валунов придает крепости монументальный вид. Выразительный по силуэту, величественный ансамбль Соловецкого кремля гармонично сочетается с морскими просторами. Известен строитель – местный мастер Трифон из поморского селения Ненокса. Главный вход в Соловецкий кремль венчала Благовещенская надвратная церковь с чешуйчатой деревянной главкой. Внутри крепости – Преображенский собор (16 в.). Он превосходит по своим размерам Успенский собор Московского кремля. На то время Преображенский храм был самым высоким в России. Первоначально увенчанный высоким шатром, собор мог служить своеобразным маяком, ориентиром для мореходов и дозорной, сторожевой башней. Строили Успенский собор зодчие Игнатий Салка и Стольша. Колокольня собора, маковка которого поднимается на высоту 60 м, была построена позднее. Монастырь славился образцово налаженным хозяйством: здесь писали иконы, изготавливали церковную утварь, в кузницах и мастерских умельцы выполняли художественную ковку и литье. Были устроены мельница, сукновальня (мастерская по изготовлению сукна), механизмы которых приводилось в движение водой. В период расцвета монастыря здесь существовало до 40 различных производств (кожевенный, кирпичный, прядильня, “портная палата” и др.). На землях, принадлежащих монастырю, добывали слюду, жемчуг. Соловки стали главным оплотом обороны северного побережья России.
В первой половине 16 века в Поморье возникло множество крепостей-острогов и крупных промысловых поселений (посадов): Кола, Кереть, Сорока, Кемь, Сума и другие. Росли и укреплялись также пограничные поселения на Ладоге: крепости Корела и Орешек. В 16 веке по берегам рек и озер Карелии складываются деревни – до 5 рядом стоящих дворов. Примерно тогда же и в Поморье появились многодворные деревни. Когда крестьянские дома концентрировались вокруг церкви и кладбища, такой тип поселения назывался погостом. На Севере бытовал особый тип жилища-усадьбы, удобного для неустойчивых и суровых климатических условий и для жизни большой, нередко из нескольких поколений, семьи. Строевого леса было много, плотницкое искусство достигло высокого уровня. В Карелии усадьба состояла из двух или нескольких объемов (изба, сени, клеть), объединенных переходами. В зависимости от взаиморасположения жилой и хозяйственной частей различаются типы домов: «брус», «глаголь» и «кошель». «Брус» - дом, в котором сени и двор-сарай поставлены друг за другом, он перекрыт симметричной двускатной крышей.
«Глаголь» напоминает в плане букву «Г», хозяйственная часть расположена сбоку и позади жилья.
«Кошель» отличается большими размерами и двускатной несимметричной крышей . .
Дом имел высокий подклет, где хранили продукты. Окна (3-5 на фасаде жилой части) были небольшими. Изба-усадьба выглядела строением по-своему величественным, суровым, что смягчалось многочисленными резными украшениями. Разница между карельскими и русскими домами заключалась большей частью в орнаменте этих украшений. Мастерство плотников Карелии получило широкую известность уже в 16 в. – их часто приглашали не только в соседние северные области, но в Новгород и Москву.
Северная изба была устроена по традиционной схеме. Вход – из сеней. Направо или налево от входа располагалась печь (первоначально – очаг). По диагонали от печи располагался «большой (красный) угол», где находилась божница с иконами. Рядом с печью делали полати. Вдоль трех стен избы (кроме дверной) тянулись лавки. Над ними – полки для предметов домашнего обихода. Стол ставили торцевой частью к среднему окну главного фасада или тут же, к простенку.
Горница крестьянской избы В чердачном помещении часто устраивали горницу, помещение для жилья летом. На хозяйственной половине хранили запас сена, сельскохозяйственные орудия, телеги, сани; внизу располагались хлевы, конюшня, помещение для овец. Практически все строения карельской деревни отличались добротностью и долговечностью, поскольку идеально соответствовали условиям Севера.
Представление о древнейших деревянных храмах Севера дает небольшая церковь Лазаря Муромского (14 в.). Основа ее – бревенчатый четырехугольный сруб (клеть, четверик), такой же, как и у жилого дома. Только церковь традиционно была ориентирована с запада на восток: с запада впоследствии устраивалась трапезная, с востока – притвор, алтарный сруб. Чаще всего храм венчался восьмериком с шатровым, по образцу крепостных башен, верхом. Но это лишь общая схема: существовали храмы с двумя или несколькими шатрами, многоглавые. Кроме того, у плотников существовал целый арсенал приемов, благодаря которым силуэт каждой церкви был оригинальным, неповторимым. Превосходно согласуются с гладью озера поставленные на низком берегу стройные шатровые церкви в Кондопоге (18 в.) и в Челмужах (17 в.). Они подобно высотным маякам служат центрами деревенской застройки, издали привлекая к себе внимание. Такие шедевры могли быть созданы только свободными от крепостной зависимости людьми Севера. Народное зодчество Карелии является составной частью той культуры древоделов, которая формировалась на огромных просторах Древней Руси.
Вопросы и задания 1. О каких памятниках народного зодчества вы узнали? Есть ли памятники народного зодчества в вашем районе? 2. Опишите крепость Соловецкого монастыря. Как строились монастырские стены?. 3. Какие типы домов были распространены в Карелии? Что определяло выбор типа дома? 4. Подготовьте выставку «Архитектурные памятники Карелии».
Иконопись Иконы новгородской школы приходили в Карелию в 11-12 вв. вместе с первыми монахами-миссионерами и промышленниками-первопроходцами. Но затерянные в северной тайге церкви и жилища долго не могли похвастаться иконами, написанными в больших городах и художественных центрах России. Поэтому в Карелии появляются свои, деревенские живописцы. Они не могли на равных состязаться с утонченным стилем новгородской школы второй половины 14 в., но по-своему раскрывали сюжет, передавали чувства персонажей. Произведения местных «богомазов» отражали в иконописи нравственные и трудовые традиции края, образы фольклора и особенности природы, архитектуры и быта. Для приготовления красок мастера использовали пигменты, приготовленные из местных пород камня и цветных глин. Палитра была достаточно ограниченной, что порождало колорит приглушенный, но в тоже время насыщенный. Икона «Св. Николай и апостол Филипп» из кижской деревни Телятниково, находящаяся ныне в Третьяковской галерее, – самая древняя (14 в.) из найденных в крае. Фигуры святых и их одеяния схематичны, цветовая гамма скупа, но взгляд св. Николая выразителен и человечен. «Апостол Петр» из заонежской д. Вегорукса, принадлежащий Государственному Русскому музею, написан на рубеже 14-15 вв. Художник, несмотря на несовершенство деталей и скупость палитры, сумел мастерски передать образ зрелого человека с мудрым взглядом слегка прищуренных глаз.
Уровень и стиль исполнения многих икон с берегов Онежского озера различен. Преобладают обычные евангельские сцены и изображения широко распространенных новгородских святых. Часто художники писали св. Николая, заступника гонимых, покровителя бедных, спасителя рыбаков и мореплавателей «от потопления». Многие иконы связаны с сельскохозяйственными культами. Например, святые Флор и Лавр покровительствовали коням, первым помощникам земледельца. Изображения Флора и Лавра занимали почетное место в иконостасах маленьких церквей. Святой Власий считался покровителем коровьих стад. Пророк Илья был не только громовержцем, но, по верованиям земледельцев Севера, должен был охранять стада от волков. Апостол Петр был известен как покровитель рыболовов, защищал от змей. Святые Козьма и Демьян чтились как целители и как покровители ремесел.
На рубеже 15-16 вв. в Карелию все чаще попадают иконы из крупных художественных центров, в том числе шедевры новгородского письма. В это же время усиливается московская школа, поскольку Карелия жила уже под властью Москвы. Новгородское влияние начинает угасать. Но несмотря на смену власти местные иконы все-таки продолжали оставаться достаточно самобытными. Они создавались в мелких мастерских, а иногда и работавшими в одиночку деревенскими авторами. Художники вольно или невольно передавали не только внешнюю суровость, сдержанность героев, но старались отразить прямоту характера и простодушие людей Севера.
Устройство иконостаса Иконостас северной деревянной церкви был устроен своеобразно. Бревенчатые стены рубленой церкви - в отличие от каменной – не могли быть покрыты росписью. Поэтому иконы в 15 в. ставили в ряд на стене, отделяющей молельню от алтаря. Первоначально такой иконостас состоял из двух рядов. Нижний, местный ряд включал изображение святого, имя которого носила церковь; здесь также могли находиться изображения других важнейших религиозных сюжетов. Центром второго ряда была фигура Христа, изображение богоматери, избранных святых, праздников. В большинстве храмов Карелии 16-17 вв. иконостасы все еще простые. В небольших церквях и часовнях ставили не ряд икон, но изображение писали на цельной горизонтальной доске или на нескольких досках. Иконы стояли на деревянных полках, прикрытых узкими расписными досками (тяблами). Позже стали расписывать иконы «неба», подвесного потолка.
Одним из шедевров карельской иконописи – икона «Св. Власий» из-под Олонца. Тонкие черты лица старца подчеркнуты могучим выпуклым лбом; облик мыслителя и святого одухотворен и величественен. Здесь чувствуется рука мастера, близко знакомого с народным искусством. Хотя обонежские иконы теперь кажутся более тонкими, чем большинство других северных писем, иконопись Карелии не смогла сложиться в 16 - 17 вв. в самостоятельную школу. Но в то время, когда региональные «мастерские» постепенно подчинялись Москве, карельская икона сохраняла яркую самобытность. Ее бесхитростность, душевность несомненно выигрывают на фоне изощренных и стандартизованных икон, в изобилии появлявшихся в крупных городах России.
Вопросы и задания 1. Подумайте, что отличает икону, написанную в Карелии от новгородской иконы? 2. Изображения каких святых чаще всего встречаются в древней живописи Карелии? Почему? 3.. Опишите устройство иконостаса. 4. Подготовьте фотоэкспозицию карельской иконописи или с помощью компьютера проведите заочную экскурсию по залу древней живописи Карелии в музее изобразительного искусства Карелии..
Читайте также: A) обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признается в обществе Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|