Проанализируйте структуру доказательства, укажите, какие правила нарушены
Под доказательством в логике понимается процедура установления истинности некоторого утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже известна и из которых с необходимостью вытекает первое. В доказательстве различаются тезис - утверждение, которое нужно доказать, основание (аргументы) - те положения, с помощью которых доказывается тезис, и демонстрация (или форма доказательства) - само рассуждение, показывающее связь между аргументами и тезисом. Понятие доказательство всегда предполагает, таким образом, указание посылок, на которые опирается тезис, и тех логических правил, по которым осуществляется преобразования утверждений в ходе доказательства. Все доказательства делятся по своей структуре, по общему ходу мысли на прямые и косвенные. При прямых доказательствах задача состоит в том, чтобы найти убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис. Косвенные доказательства устанавливают справедливость тезиса тем, что вскрывают ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса. В построении прямого доказательства можно выделить два связных между собою этапа: отыскание тех признанных обоснованным утверждений, которые способны быть убедительными аргументами для доказываемого положения; установление логической связи между найденными аргументами и тезисом. В косвенном доказательстве рассуждение идет как бы окольным путем. Вместо того, чтобы прямо отыскать аргументы для выведения из них доказываемого положения, формулируется антитезис, отрицание этого положения. Далее тем или иным способом показывается несостоятельность антитезиса. Антитезис ошибочен, значит, тезис является верным.
7.5.1. «…Юный идеалист доказывает человеку “опыта”, что такой-то поступок малодушен и бесчестен. Тот сперва стал спорить “чин-чином”, но затем, видя, что дело плохо, заявил: “Очень вы еще молоды и неопытны. Поживите, узнаете жизнь и сами со мною согласитесь”. Юноша стал доказывать, что молодость ни при чем, что “он знает жизнь”». Ответ: В отношении тезиса необходимо придерживаться двух правил: тезис должен формулироваться ясно и однозначно; тезис на всем протяжении доказательства должен оставаться одним и тем же. В указанном доказательстве ошибкой является переход к личности. В этом случае вместо обсуждаемого тезиса разговор сбивается на отстаивающего его автора, на его поведение, манеру говорить, достоинства и недостатки: «Тот сперва стал спорить “чин-чином”, но затем, видя, что дело плохо, заявил: “Очень вы еще молоды и неопытны. Поживите, узнаете жизнь и сами со мною согласитесь”. Юноша стал доказывать, что молодость ни при чем, что “он знает жизнь”», т.е. тезис на всем протяжении доказательства перестал оставаться одним и тем же. 7.5.2. «Сганарель обосновывает поставленный им “диагноз” следующим образом: Сганарель: “Мы, великие медики, с первого взгляда определяем заболевание… я немедленно проник в суть вещей и заявляю вам: ваша дочь нема”. – Жеронт: “Так-то оно так, но я бы хотел услышать, отчего это случилось?” – Сганарель: “Сделайте одолжение. Оттого, что она утратила дар речи”. – Жеронт: “Хорошо, но скажите мне, пожалуйста, причину, по которой она его утратила”. – Сганарель: “Величайшие ученые скажут вам то же самое: оттого, что у нее язык не ворочается”. – Жеронт: “А в чем же вы усматриваете причину того, что он не ворочается?” – Сганарель: “Аристотель сказал по этому поводу… много хорошего”. – Жеронт: “Охотно верю”. – Сганарель: “О, это был великий муж”. – Жеронт: “Не сомневаюсь”. – Сганарель: “Подлинно великий!” (Мольер Ж.-Б. Лекарь поневоле).
Ответ:В данном случае потерянная логическая связь. Доказательство не состоялось по причине формальной ошибки. Она имеет место тогда, когда умозаключение не вытекает из принятых посылок. В данном случае имеет место хаотичные, аморфные рассуждения, являющиеся, крайними случаями формальной ошибки. Эти рассуждения доказательствами на самом деле не являются, поскольку логические связи подменяются в них какими-то поверхностными, чисто психологическими ассоциациями 7.5.3. “А почему вы знаете, что вы ненормальный?” – спросила она (Алиса). – “Начнем с собаки, – сказал Кот. – Возьмем нормальную собаку, не бешеную. Согласна?” – “Конечно!” – сказала Алиса. – “Итак, – продолжал Кот, – собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она, как мы условились, нормальная. А я? Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь. Вывод: я – ненормальный”. Ответ: В представленном доказательстве допущена ошибка в отношении аргументов, а именно содержательная ошибка - попытка обосновать тезис с помощью ложных аргументов (посылок). Законы логики гарантируют истинное заключение, только когда все принимаемые посылки верны. Если хотя бы одна из них ошибочна, уверенности в истинности доказательства нет, а значит, нет и доказательства. В данном случае кот не является собакой, аргументы доказывающие «нормальность» собаки не применимы к коту, т.е. в данном доказательстве аргументы являются ложными – вывод неверен. 7.5.4. Почему следователь Колесников скептически отнесся к выдвинутой его подчиненными версии, по которой причиной убийства была месть? «Скажите, почему вы остановились на единственной версии “месть”», – спросил вдруг Колесников. – «А других и быть не могло, драки не было, грабежа не было и ревности не было». – Колесников хмыкнул: «Вы мне напоминаете анекдот. Судебные медики придумали: холеры не было, чумы не было и тифа не было. Значит, помер человек от любви. Так рассуждать нельзя. А может быть и мести не было?» Ответ: В данном случае нарушено правило доказательства, относящееся к аргументам, заключается в том, что посылки должны быть не просто истинными, они должны иметь достаточное обоснование для принятия тезиса. Используемые аргументы «драки не было, грабежа не было и ревности не было» не являются достаточным основанием для выдвинутой подчиненными следователя Колесникова версии, по которой причиной убийства была месть.
7.5.5. «Если кто-нибудь не постыдится утверждать, что вне материи ничего нет, да будет он проклят!» (Догматическая конституция католической веры. Канон 2). «Если кто говорит, что человеческий разум настолько независим, что вера не может им управлять – да будет он предан анафеме!» Ответ: В данном случае нарушено правило доказательства, относящееся к аргументам, заключается в том, что посылки должны быть не просто истинными, они должны иметь достаточное основание для принятия тезиса. Ошибка, связанная с нарушением правила достаточности основания, называется «не следует». Существует целый ряд разновидностей этой ошибки. Одна из них - это аргумент к силе, по-латыни — к палке. Если вы не согласны с каким-то доказательством, то мы вас побьем палкой. Палка — это все, что угодно, в данном случае проклятие и предание анафеме. Человек вынужден согласиться со всем, что угодно, лишь бы не получить «удар палкой». И надо сказать, что сила “аргумента к палке” проникает в глубины подсознания. Люди на самом деле верили всему, что подкреплялось этим аргументом. 7.5.6. «Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку… О табаке, так о табаке – мне решительно все равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. Особенно прошу внимания у присутствующих тут господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение. Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году тринадцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня все дочери родились тринадцатого числа. Впрочем, ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша – ну, да что толковать!» (Чехов А.П.).
Ответ: В данном случае потерянная логическая связь. Доказательство не состоялось по причине формальной ошибки. Она имеет место тогда, когда умозаключение не вытекает из принятых посылок. В данном случае имеет место хаотичные, аморфные рассуждения, являющиеся, крайними случаями формальной ошибки. Эти рассуждения доказательствами на самом деле не являются, поскольку логические связи подменяются в них какими-то поверхностными, чисто психологическими ассоциациями 7.5.7. «Спорят два судьи по делу гр-на Н., который сознательно (из мести) забросил перстень друга в реку. Оба опираются на статью закона: “Повреждение или уничтожение собственности другого лица с целью мести является преступлением и подлежит наказанию”. Но при этом известно, что перстень был найден водолазом и его вернули владельцу неповрежденным. – Судья 1: “Гр. Н. – не виновен, так как перстень не был поврежден и не был уничтожен. Водолаз достал перстень, и он был в точности таким же, как и раньше”. – Судья 2: “Гр. Н. – виновен, ибо он, закидывая перстень в реку, наносил ущерб владельцу. Что же, всякий может мстить другому, бросая его вещи в реку? И будет считаться невиновным, если вещи не будут повреждены? Нет, Н. должен быть наказан”». Ответ: Доказательство правомерно только в том случае, если аргументы, используемые в процессе доказательства, являются истинными. Использование ложных аргументов является наиболее грубой ошибкой в доказательстве - ложное основание. Аргументы могут иметь разный характер. Это могут быть отдельные факты, законы науки или, если речь идет о юридических доказательствах, правовые нормы. Это могут быть ранее доказанные положения. В некоторых случаях возможны определенные неясности в вопросе о том, могут или нет считаться истинными такие аргументы, как принятые в той или иной науке аксиомы, определения и деления. Возможны разные определения одним и тем же понятиям, которые все будут правильными. По-разному можно разделить одни и те же понятия. В таком случае бессмысленно спорить о том, чьи аксиомы, определения и деления истинны. В таком случае следует договориться, прежде чем доказывать, какие аксиомы, определения, деления принимаются. Здесь есть ошибка — ложное основание один судья исходит из того, что ущерба не было, а значит и преступления не было «Повреждение или уничтожение собственности другого лица» и поэтому – не виновен второй из умышленных преступных действий «Повреждение или уничтожение собственности другого лица с целью мести» и поэтому виновен. Второй судья объективно оценивает действия преступника (умышленное преступное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность) – аргументы истинные.
Список литературы
1.Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов. 5-е изд. М.: Юристъ, 2005. 256 с 2.Кобзарь В. И. Логика. СПб.: Питер, 2001. 140 с. 3.Огородников В. П. Логика. Краткий курс. СПб.: Питер, 2004. 176 с. 4.Бойко А. П. Практикум по логике. М.: Изд. Центр «Аз», 1997. 144 с. 5.Гетманова А. Д. Логика для юристов. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006. 424 с. 6.Ивлев Ю. В. Логика: сборник упражнений. 2-е изд. М.: Дело, 2002. 248 с. 7.Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М.: Одиссей, 1997. 432 с. 8.Фреге Г. Логика и логическая семантика: сборник трудов. М.: Аспект Пресс, 2000. 512 с. 9.Яскевич Я., Берков В. История логики. М.: Новое знание, 2001. 170 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|