Методика и организация наблюдения за передовым педагогическим опытом и его обобщение
Для того, чтобы видеть в опыте существенное, достойное обобщения, нужно иметь определенную позицию. Известны факты, когда некомпетентные наблюдатели неправильно оценивают опыт учителей; они могут и не заметить положительного в нем. При этом они нередко впадают в такие крайности: предъявляют чрезмерно высокие требования к языковой правильности речи учащихся (например, к качеству произношения, к грамматическим и лексическим ошибкам, не влияющим на процесс коммуникации). В этом проявляется неумение соотносить возможности обучения с реальными условиями. С другой стороны, неискушенный наблюдатель может придти в восхищение от отдельных приемов учителя, не соответствующих поставленной дидактической задаче и не являющихся поэтому оптимальными для данной конкретной ситуации. Кроме того, начинающий наблюдатель не всегда соотносит деятельность учителя с результатами в работе учащихся. В его поле зрения, в основном, деятельность учителя. Поскольку разумно организованный педагогический опыт предполагает включенность в его структуру теоретических представлений, то изучавший этот опыт должен обладать способностью вычленять эти предоставления. Очень точно сказано об этом у Ушинского: "Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт, т.е. положительный опыт должен быть отражен в теоретической модели [ 19], содержала бы его сущность. Для того, чтобы вывести "мысль из опыта", надо подойти к опыту с исходным теоретически багажом, реализуемым в определенной программе наблюдения, которая нацелена на существенные объекты учебно-воспитательной деятельности. Программа наблюдений предполагает ряд этапов; рассмотрим* эти этапы:
1. Актуализация теоретических положений, связанных с данным объектом наблюдения [При этом можно воспользоваться схемами, разработанными Р.Н.Герасимовой в диссертационном исследовании Формирование методического мышления студентов факультета иностранных языков во время 1-й педагогической практики. М, 1980.]. 2. Составление плана наблюдения в соответствии с планом работы учителя. 3. Накопление фактов. Здесь должна происходить по возможности точная фиксация деятельности учащихся в единство с деятельностью учителя в естественных условиях обучения. Все функции учителя предстают при этом во взаимосвязи [Квалификационная характеристика учителя кн. ст. Шатилов С.Ф., Саломатов К.И., М.1974.]. Наблюдатель ведет протокольную запись (целесообразно использовать звукозаписывающую аппаратуру). Протокол ведется с фиксацией времени, которое поглощает каждое действие на уроке, поскольку известно, что оптимальное обучение предполагает соотнесенность результата с затраченным временем. 4. Анализ накопленных фактов. На этом этапе происходит собственно "вычленение мысли из опыта". Наблюдатель должен при этом, опираясь на факты, ответить на вопрос, чем обусловлена высокая производительность труда учителя на данном отрезке процесса обучения иностранному языку. При обучении иностранному языку на коммуникативной основе сложно отделять собственно обучение от контроля. Ведь всякая вербальная деятельность учащихся есть свидетельство качества сформированности этой деятельности [Контроль, как известно, органично входит во все методы обучения. См.: Бим, И.Л. Система обучения ин. яз. в средней школе и учебник как модель ее реализации. М., 1974, с.177.]. Для анализа однако существенны и результаты специальных контрольных работ. Наблюдатель, как правило, должен опираться на результаты контроля, запланированного и реализуемого учителем. Возможно, по согласованию с учителем, использование и специальных тестов, составленных наблюдателем. Целесообразен также и анализ анкет, которые заполняют учащиеся и в которых выражается их отношение к наблюдаемому виду деятельности. Для получения объективных показателей рекомендуется использовать математический аппарат.
5. Описание передового педагогического опыта. Этот этап тесно связан с анализом. Здесь важно опираться на психологические, лингвистические и дидактические основы методики, в результате чего опыт данного учителя (или часть этого опыта) получит теоретическое обоснование; это и будет собственно обобщение опыта. Описание должно вестись сжато, иллюстрированный материал должен иметь форму сценария с комментарием, подчеркивающим целесообразность поступков учителя, которые и обусловили высокую результативность. В результате на этой стадии возникает материальный результат наблюдения, который может служить источником совершенствования опыта других людей. Описание должно носить обобщенный характер, так как только опыт осмысленный, т.е. поднятый на теоретический уровень может быть в принципе переносим на другие ситуации и стать достоянием другого. Эти описания должны составить картотеку передового опыта, которой можно будет пользоваться в дальнейшем на всех этапах методической подготовки последующих поколений студентов.
Читайте также: I. Организация работы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|