Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обобщение передового опыта - существенное звено в методической подготовке будущих учителей




Изучение передового педагогического опыта должно быть органично включено в методическую подготовку студентов. Сейчас уже многие педагоги считают, что "обучение студентов педвузов изучению и осмыслению передового педагогического опыта должно стать составной частью подготовки будущих учителей". Поэтому, полагают они, нужно "включать вопросы изучения передового опыта в программы педпрактики и задания студентам-практикантам" [,113].

Нам представляется, однако, что на передовой педагогический опыт следует опираться во всех звеньях методической подготовки, а не только во время педагогической практики. При этом целесообразен двоякий подход к передовому педагогическому опыту:

Во-первых, изучение студентами уже отобранного и описанного передового опыта; во-вторых, непосредственное наблюдение за передовым опытом и обобщение его студентами.

Естественно, что каждый из этих подходов соотносится с определенным звеном в методической подготовке и зависит от степени компетентности студентов в теории и практике обучения иностранному языку.

Известно, что в целом в методической подготовке студентов в институте различают следующие звенья:

- курс лекций по методике преподавания иностранного языка;

- практические и семинарские занятия;

- 1-я и 2-я педпрактики;

- курсовая и (факультативно) дипломная работы;

- спецсеминар, посвященный какой-либо методической проблеме;

- студенческое научное общество (СКО), кружки.

В первых двух звеньях осуществляется в основном приобщение к уже описанному опыту лучших учителей. Так, лектору для иллюстрации теоретических положений курса рекомендуется приводить факты из передового педагогического опыта. При этом могут использоваться фонограммы, а в будущем и видеограммы фрагментов уроков лучших учителей, что придаст большую убедительность высказанным положениям.

В связи с практическими и семинарскими занятиями также может быть использован для анализа обобщенный опыт. Среди прочих источников, на основе которых студенты готовятся к практическим занятиям, используя материал, отражающий передовой педагогический опыт или его фрагменты. Руководитель семинара может отослать студентов, в частности, к статьям журнала "Иностранные языки в школе", в которых этот опыт описан. Таких статей, как мы уже отмечали, немного, но привлечь внимание студентов к уже имеющимся следует.

На 1-й и П-й практиках студенты приступают к наблюдению за "живым" опытом. При этом существует определенное различие в 1-й и П-й практиках по отношению к передовому педагогическому опыту.

На 1-й практике - это наблюдение с целью усвоения опыта. Студент не столько оценивает чужой опыт, сколько "приноравливается, примеряется" к нему, копируя этот опыт (абсолютного копирования не бывает в межличностном общении). На этой практике важно жесткое управление наблюдением, которое достигается при помощи специально разработанных схем, фокусирующих внимание на наиболее существенном в опыте учителя, т.е. на "достойном" присвоения. При этом присваивается объективная норма, в которой отражается современный уровень развития методики и расширяется субъективный опыт студентов. Поэтому условно этот вид наблюдения можно назвать субъективным. Так, например, студент приобретает опыт работы над лексической стороной речи в результате того, что он наблюдал в работе точную реализацию положений, касающихся этого аспекта языка. Или он приобретает определенный опыт в создании атмосферы общения, которую учитель умело создает при помощи вербальных и наглядных средств.

На П-й практике, наряду с задачей присвоения чужого опыта, появляется и другая: оценить его, выявляя причины результативности. Поэтому здесь не следует ограничиваться копированием опыта, а важно проникновение во внутренние механизмы, обусловившие тот или иной результат в работе учителя. Такой подход к опыту может быть назван "объективным". Само собой разумеется, что и здесь в конечном итоге произойдет обогащение собственного опыта студента, но на иной, более гибкой основе: студент приобретает способность соотносить вычлененное в чужом опыте с конкретной ситуацией и сопрягать со своей собственной личностью, т.е. при этом произойдет заимствование "мысли из опыта" (Ушинский), что и является самым главным при обобщении передового опыта.

Поэтому в план П-й практики нужно включать задания типа:

- выявить систему работы данного учителя над...;

- применить данную систему...;

- описать ее.

Следующее звено методической подготовки, в котором может быть осуществлено обучение студентов наблюдению за передовым педагогическим опытом, спецсеминар. При этом возможен специальный семинар, темой которого является "Изучение передового педагогического опыта". В рамках такого спецсеминара студенты должны будут:

- изучить некоторые образцы уже обобщенного опыта;

- найти новый объект для наблюдения и обобщения;

- осуществить наблюдение и (возможно частичное) обобщение.

Важным моментом работы такого спецсеминара является планирование и четкое распределение конкретных обязанностей между участниками семинара, чтобы работа происходила слаженно с максимальным охватом объекта наблюдения и обобщении.

Так, изучение образцов готового опыта может быть общей работой всех участников семинара; при этом перед ними ставится двоякая задача: во-первых, овладеть этим опытом, "вобрать его в себя, углубив свой методический багаж; во-вторых выявить самые оптимальные способы обобщения.

Нахождение же нового опыта может быть организовано по-разному. На 1-м этапе следует направлять студента по более "точному адресу", то есть к учителю, о котором заранее известно, что у него есть чему поучиться. Задача студента при этом сводится к выявлению конкретного объекта обобщения из многогранного положительного опыта учителя (например, особенно интересно поставлена у данного учителя внеклассная работа или учитель точно управляет самостоятельной работой по приобретению языковых знаний и т.д.). П-й этап предполагает, что студенты сами отыскивают учителя, опыт которого, с их точки зрения, достоин обобщения (это может быть их школьный учитель). На занятиях спецсеминара они должны обосновать свой выбор и затем приступить к его обобщению, составив конкретную программу наблюдения. Один студент проводит наблюдение за работой над устной речью; другой - над чтением; объектом третьего может быть проблема создания психологического климата на уроке и т.д.

В спецсеминарах, посвященных другим методическим проблемам, изучению передового опыта также должно быть отведено определенное место. Ведь эффективность теоретических положений проявится нагляднее, если можно будет подкрепить их данными передового опыта. Курсовые работы, которые студенты пишут, работая в спецсеминаре, должны включать иллюстративный материал опыта лучших учителей, а также небольшого своего собственного, вобравшего в себя опыт своих старших коллег. Так, работая, например, в спецсеминаре, посвященном "Теории и практике современного урока иностранного языка" и выполняя курсовые работы на темы: "Способы сохранения и развития мотивации к изучению иностранного языке на уроке в... классе", или "Способы усиления коммуникативной направленности урока иностранного языка", "Место контроля на уроке иностранного языка" и др., студенты включают соответствующие фрагменты опыта лучших учителей, привлекая для их осмысления соответствующие теоретические положения.

Приобщение к передовому педагогическому опыту осуществляется и при написании дипломной работы. И здесь, также как и в отношении спецсеминара, передовой опыт (или его фрагмент) может быть темой дипломной работы (например: "Методика работы над чтением вслух учительницы …" или "Способы стимулирования ролевой игры для развития диалогической речи учащихся в опыте учительницы К" и др. в этом роде); возможны также дипломные работы, посвященные какой-либо иной методической проблеме; в них фрагменты передового опыта привлекаются в качестве обоснования выдвинутых теоретических положений. Так, в задачу исследования по такой, например, проблеме, как "Методика работы над словарной стороной чтения", студенту-дипломнику целесообразно включить описание фрагмента опыта учительницы К, результативно осуществляющей работу над словарной стороной чтения в старших классах средней школы.

Наконец, работа СНО также дает широкие возможности для изучения и обобщения передового педагогического опыта. В зависимости от того, на каком курсе студент - член СНО, определяются возможности его приобщения к передовому опыту. От студентов младших курсов требуется только знакомство с существующими описаниями опыта в связи с избранными ими темами для научной работы. Эти темы, как правило, связаны с общими вопросами преподавания иностранных языков, например: "Общеобразовательное значение предмета иностранный язык" или "Аудио-визуальные средства обучения иностранному языку". В отношении студентов младших курсов возможна также тематика, связанная с осознанием методики, на основе которой сами студенты овладевают иностранным языком, а в связи с этим они могут работать над темами типа "Проблема педагогизации на факультете иностранных языков" или более узкая, "Приемы овладении словарем в связи с домашним чтением" и др. Все эти темы и им подобные должны разрабатываться не только на теоретической основе, но и путем привлечения существующих описаний опыта и, в меньшей мере, на основе непосредственного наблюдения за соответствующим опытом; так эти студенты еще не знакомы с нормативной методикой - отправным моментом для наблюдения за чужим опытом.

Студенты старших курсов могут посвятить свою научную работу целиком изучению передового педагогического опыта. При этом возможна разнообразная проблематика. Актуальной является, например:

- выявление современного уровня обобщения передового педагогического опыта;

- подведение теоретической базы под передовой опыт учительницы

- описание опыта учительницы К по определенной проблеме и т.д.

Изучение передового педагогического опыта во всех звеньях методической подготовки, приобщение студентов к наблюдению за "живым" опытом и посильное его обобщение значительно обогатит методические умения студентов. Кроме того, точный анализ чужого опыта повысит взыскательность к собственному труду, что также является важной предпосылкой совершенствования его качества.

Литература

1. Байбанский Ю.К. Роль передового опыта учителя в развитии педагогической науки, с.25; В кн. "Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта" М., 1978.

2. Бондарь, В.И., Красовицкий, М.Ю. Критерии передового педагогического опыта, с.94,

3. Васильев, Ю.К. Передовой опыт политехнического образования и подготовка учителей к его изучению. В кн. Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта" М., 1978. с.113.

4. Войтко, В.И. Педагогический опыт в структуре педагогического знания, с.43. В кн. "Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта" М., 1978.

5. Зверева, М.В. Роль научных исследований в изучении, оценке и создании передового опыта. В кн. "Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта" М., 1978.

6. Квалификационная характеристика. М., 1974

7. Моносзон, З.И. Методологические и теоретические вопросы изучения, обобщения и использования педагогического опыта. В сб. "Методические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта" М., 1978...." с.13

8. Ушинский, К.Д. Соб. соч. Том 2., М-Л, 1948, с.19.

9. Шимина, А.Н. Педагогический опыт в свете универсальной человеческой практики, с.73

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...