Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности членов неполных семей




 

Неполная семья, как особая социальная демографическая группа имеет ряд своих психологических особенностей, которые необходимо учитывать социальному работнику при работе с ней.

Причины становления семьи неполной, как уже говорилось ранее, имеют различный характер, но каждая из них оказывает отрицательное влияние на микроклимат семьи, равновесие в семье и психологическое состояние каждого из его членов, особенно детей. Именно поэтому главной психологической особенностью неполной семьи является психологическое состояние ребенка или подростка, его воспитание.

По данным интернет-портала, исследования психологических особенностей членов неполных семей свидетельствуют, что дети из таких семей обладают более низкой успеваемостью в школе, у них проявляются склонности к невротическим нарушениям, у них в большей степени проявляется инфантильность, а также они ощущают тягостное чувство отличия от сверстников и обладают заниженной самооценкой. Как правило, дети с неполных семей постоянно находятся в поисках значимого взрослого. Но к психологическим особенностям неполных семей нужно отнести и то, несмотря на ряд объективных трудностей, они в большинстве случаев обладают достаточным потенциалом для нормального полноценного воспитания детей [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что поддержка неполных семей, помощь в осуществлении верного воспитания детей, психологические консультации являются особой задачей общества и требуют внимания со стороны окружающих: социальных работников, психологов, педагогов и др.

Каждая разновидность неполной семьи имеет специфичные психологические особенности. Как пишет В.М Целуйко, свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Среди проблем автор выделяет следующие:

одинокая мать не может рассчитывать на помощь со стороны своих родителей и ей приходится одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка.

одностороннее воспитание ребенка, которое может привести к появлению серьезных нарушений в развитии личности ребенка.

Так же автор пишет о том, что психологи отмечают определенные особенности в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это ее повышенная тревожность. Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, семью. Она не хочет ни с кем его делить [9, C.110-112]. Можно сделать вывод о том, что отсутствие в семье мужчины, отца является предпосылкой в появлении психических отклонений.

Так, Э.Г Эйдемиллер выделяет следующие возможные психические отклонения:

нарушение гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных)

затруднение обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

становление возможным формирования избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир;

нечеткий процесс половой идентификации мальчиков и девочек [10, C.92].

Таким образом, автор указывает, что ребенок из неполной семьи склонен к более тяжелому прохождению этапов социализации в обществе, связанных с деструктивными фактами воспитания в детстве. Поэтому необходимо проведение социальной работы и выбор правильных механизмов для ее проведения с детьми из неполной семьи.

Подростки их неполных семей так же нуждаются в помощи и поддержке, так как их процесс социализации и адаптации в новых группах, в общении с окружающими людьми носит тяжелый характер и имеет свои трудности.

К.Б Зуев провел исследование «Психологические особенности подростков из неполных семей». Участниками опроса стали 325 подростков из двух московских школ. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет. В исследовании приняли участие 148 мальчиков, 177 девочек. Из них 219 выросли в полных семьях, 106 - в неполных. Таким образом, выборка состояла из 102 мальчиков и 117 девочек из полных семей, 46 мальчиков и 60 девочек из неполных семей. Среди методик, которые использовал автор исследования были: рисунок семьи, рисунок будущей семьи, опросник «Родители глазами подростка» (только оценка матери), опросник «Уровень субъективного контроля», опросник «Суверенность психологического пространства». Указанные методики позволяли оценить и сравнить как осознанные, так и неосознанные индивидуально-психологические особенности подростков. Цель исследования была следующей: сравнить степень выраженности психологических характеристик, как осознанных (выявленных при помощи опросников), так и неосознанных (выявленных при помощи проективных тестов), в полных и неполных семьях. Показать приоритетное значение психологических составляющих семейного воспитания (представления подростков о воспитательных тактиках матери) по сравнению с формальным типом семьи.

На основе исследования автор сделал следующие выводы:

у подростков из полных и неполных семей существуют различия в индивидуально-личностных характеристиках. Различия носят незначительный характер и имеют специфику в зависимости от пола подростка. Так, мальчики из неполных семей, по сравнению с мальчиками из полных семей, на сознательном уровне представляют материнское воспитание как более непоследовательное. На неосознанном уровне материнское воспитание представляется как более позитивное. У девочек из полных семей лучше выстроены представления о типичных поло социальных ролях по сравнению с девочками из неполных семей. В неполных семьях подростки вне зависимости от пола воспринимают воспитательные тактики матери как более автономные и непоследовательные;

существует ряд взаимосвязей представлений о тактиках семейного воспитания и индивидуально-личностных характеристик подростков. У испытуемых, которые воспринимают материнское воспитание как более позитивное, лучше простроено психологическое пространство личности, они являются более ответственными. Также высокий уровень пространности границ и высокий уровень ответственности за свою жизнь характерны для подростков, которые воспринимают воспитательные тактики матери как менее директивные и враждебные [11, C.329-332].

Так автор подчеркнул то, как важен выбор верного подхода к воспитанию подростка и общению с ним со стороны родителей или матери-одиночки для формирования подростком правильной самооценки своих возможностей, ответственности к своим действиям и представлений о своем будущем.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что неполная семья имеет ряд таких психологических особенностей, на которые следует обратить внимание обществу, а так же оказать необходимую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней членам семьи для разрушения в обществе сложившегося стереотипа о неправильном функционировании такой семьи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...