Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа с неполными семьями




семья деонтология этический

Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Социальная работа с неполной семьей носит комплексный характер, при котором должны учитываться психологические особенности, зависящие от причины возникновения неполной семьи.

Е.Н Кислякова под комплексным характером социальной работы понимает следующее:

- оказание материальной поддержки;

помощь в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений;

- помощь в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, социумом в целом;

- консультационная и реабилитационная деятельность социальных служб, направленная на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений [12, C.9-12]. Автор делает акцент на том, что только комплексный подход способен оказать действенную помощь объектам социальной работы.

Социальная работа с неполными семьями имеет и свои формы. Н.Ф Басов выделяет краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, то специалист фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и внешние формы помощи.

При кризисинтервентной модели социальной работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная модель социальной работы направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отца) могут решить, или уменьшить их остроту самостоятельно [13, C.168-169]. Таким образом, в социальной работе имеется несколько форм оказания помощи членам неполной семьи, которые имеют различный временной характер и включают в себя отличные друг от друга методы помощи.

Следует помнить, что вмешательство в семейную жизнь (даже при необходимости помощи семье) возможно лишь тогда, когда социальный работник имеет достоверную информацию, а семья добровольное на это желание. В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за помощью необходимо применение такой формы социальной работы как социальный патронаж.

Л.С Алексеева пишет, что социальный патронаж представляет собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Он позволяет установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

В зависимости от социального неблагополучия семьи выделяют следующие виды патронажа:

экстренный - осуществляется, когда требуется немедленное вмешательство в ситуацию семьи, и она посещается столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 - 4 раза в неделю);

срочный - осуществляется в менее опасных для семьи ситуациях (встреча социального пе­дагога с семьей организуется 2 - 3 раза в неделю);

обычный - осуществляется при активности самого клиента, когда проблема требует от социального педагога корректирующего направляющего содействия, и посещения семьи сводятся до одного раза в неделю.

контрольный - осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.

Патронаж неполных семей осуществляется по следующим направлениям:

информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации в семье как трудной или опасной;

прямое вмешательство в ситуацию;

заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;

непосредственная поддержка клиента патроната (патронатное воспитание);

контроль, оценка и завершение работы с семьей [14, C.23].

Итак, патронаж - особая форма по работе с неполной семьей, имеющая несколько стадий, необходимая для оказания более эффективной помощи специалистами. Патронаж применяется лишь в части случаев при работе с неполной семьей.

Таким образом, работа с неполной семьей имеет различные формы, а от степени мотивации обращения зависит необходимость применения патронажа. Данный вид социальной работы носит комплексный характер и включает разные методы. Для оказания более эффективной помощи социальный работник может включать в свою деятельность различные органы: службы занятости, органы образования, социальные службы органы исполнительной власти, юридические службы, и использовать опыт других неполных семей.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...