Эту часть встречи попросите провести одного из самых серьезных преданных в группе. Очередь дойдет до всех старших проповедников, но серьезный преданный покажет пример остальным стажерам. Да и группа получит от этого удовольствие. Сама же по себе смена привычного лидера может вызвать в группе некоторую тревогу.
Участвуйте в обсуждении наравне с остальными. Если ведущий делает ошибки, можете поправить его, но очень осторожно, чтобы не слишком смутить. Однако когда лидер-стажер работает со своей группой, вы уже не должны открыто критиковать его. Когда эти преданные возглавят свои группы, все ваши замечания должны высказываться строго конфиденциально.
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Прочитайте вслух текст для обсуждения и начинайте задавать вопросы (не объясняя их). Пусть преданные сами найдут ответы в тексте. Следите за тем, чтобы участвовали все. Можно попросить двух или трех преданных добавить что-то к уже прозвучавшему ответу. Переходите от одного человека к другому, не забывая давать им время подумать.
На вопрос из раздела Применение должны ответить все.
В конце лидер должен подвести итог всему сказанному и добавить еще что-нибудь от себя.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2-3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных.
Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).
Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка».
После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
йадж джнатва на пунар мохамэвам йасйаси пандавайена бхутанй ашешанидракшйасй атманй атхо майи
Получив от осознавшей себя души истинное знание, ты больше никогда не впадешь в заблуждение, ибо это знание поможет тебе увидеть, что все живые существа – частицы Всевышнего или, иными словами, что все они пребывают во Мне.
Комментарий: Получив знание от осознавшей себя души, то есть от того, кто постиг духовную природу вещей, человек понимает, что все живые существа – неотъемлемые частицы Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны. Чувство своей отделенности от Кришны называют майей (ма значит «не», а йа – «это»). Некоторые люди думают, что мы никак не связаны с Кришной, что Кришна – всего лишь великая историческая личность, а Абсолют – это безличный Брахман. Но на самом деле, как сказано в «Бхагавад-гите», безличный Брахман – это сияние, исходящее от тела Кришны. Будучи Верховной Личностью Бога, Кришна является причиной всего сущего. В «Брахма-самхите» ясно сказано, что Кришна – это Верховная Личность Бога, причина всех причин. Миллионы воплощений Господа – всего лишь Его различные проявления. Живые существа – тоже проявления Кришны. Философы- майавади ошибочно считают, что, разделившись на множество частей, Кришна перестал существовать как отдельная личность. Эта концепция, по сути, материалистична. Из опыта жизни в материальном мире нам известно, что предмет, разделенный на части, утрачивает свою первоначальную форму. Однако философы- майавади не способны понять, что на абсолютном уровне один плюс один, так же как и один минус один, равняется одному. Такова природа абсолютного мира.
Лишенные абсолютного знания, мы сейчас находимся под покровом иллюзии и потому считаем себя отделенными от Кришны. Но хотя мы и являемся отделенными частицами Кришны, мы не отличны от Него. Различия между телами живых существ – это майя, а не реальность. Все мы призваны доставлять удовольствие Кришне. Только под влиянием майи Арджуна мог подумать, что кровные узы, временно связывающие его с родственниками, важнее его вечных духовных отношений с Кришной. Суть учения «Бхагавад-гиты» в том, что, будучи вечным слугой Кришны, живое существо неотделимо от Него, а ощущение им своей отделенности от Господа называется майей. Живые существа, как неотъемлемые частицы Всевышнего, имеют особое предназначение. Забыв о своем предназначении, они с незапамятных времен воплощаются в различных материальных телах: людей, животных, полубогов и т.д. Причина этого в том, что они забыли о трансцендентном служении Господу. Но, если человек, служа Господу, развивает в себе сознание Кришны, он может избавиться от этой иллюзии.
Только духовный учитель способен дать человеку это чистое знание и помочь ему избежать ошибочных представлений о равенстве обыкновенного существа с Кришной. Тот, кто обладает совершенным знанием, понимает, что Высшая Душа, Кришна, есть высшее прибежище всех существ, и что, покинув это прибежище, они оказались во власти иллюзорной, материальной энергии и возомнили себя отделенными от Кришны. Так, отождествив себя с разными материальными формами, живые существа забыли о Кришне. Но, когда заблудшее существо встает на путь сознания Кришны, перед ним открывается дорога к освобождению, как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (2.10.6): муктир хитванйатха-рупам сварупена вйавастхитих. Обрести освобождение – значит занять свое естественное положение, то есть стать вечным слугой Кришны (или обрести сознание Кришны).
«Бхагавад-гита» 4.35
Выделение:
1) Какое знание мы можем получить от осознавшей себя души?
Осмысление:
1) Что некоторые люди неправильно говорят о Кришне? Что, в соответствии с их пониманием, является Абсолютной Истиной?
2) Как объясняет Абсолютную Истину «Брахма-самхита»?
3) Почему майавади считают, что Кришна разделяется, когда распространяет Себя в многочисленные экспансии? Поясните с примером.
4) Как мы думаем о себе, когда мы в майе?
5) Когда мы по-настоящему освобождены?
Применение:
1) Приходилось ли Вам бороться с двумя личностями, находящимися в Вас, «материальной» и «духовной»? Поделитесь опытом такого конфликта. Какая личность победила в итоге?