Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

они говорят друг другу ласковую чепуху. 11 глава




Заратустра учит, что любовь - высшая ценность.

Для него любовь - это Бог, для него любовь - это рели­гия.

... Так говорил Заратустра.

О СВЯЩЕННИКАХ

апреля 1987 года

Возлюбленный Ошо,

О СВЯЩЕННИКАХ

 

Однажды Заратустра подал знак ученикам своим и произнес такие слова:

«Вот - священники: но хотя они и враги мне, спо­койно пройдите мимо, и пусть спят мечи ваши в ножнах!..

Они - дурные враги: нет ничего более мстительно­го, чем их смирение. И легко осквернится тот, кто тронет их...

Тот, кого называют они Спасителем, цепями опу­тал их.

Цепями ложных ценностей и заблуждений! О, если б спас их кто-нибудь от этого Спасителя!..

О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли священники! Церквями называют они свои берлоги, полные слащавых ароматов!

О, этот фальшивый свет, этот спертый воздух! Тут не позволено душе взлететь на высоту свою!

Но вера их так повелевает им: «На колени, и вверх по ступеням, грешники!»...

Кто же они, создатели этих берлог и лестниц по­каяния? Не те ли, кто хотел спрятаться и стыдил­ся чистого неба?

И только тогда, когда чистое небо снова проглянет сквозь разбитые крыши, а разрушенные стены за­растут травой и алыми маками, только тогда об­ратится сердце мое к местам обитания этого Бога.

Богом они называли то, что противостояло им и мучило их: и поистине, немало героического было в этом поклонении!

И пригвождая людей к кресту, не знали они, как по-другому еще любить им Господа своего!..

Лучше должны петь они, чтобы поверил я в их спасителей: что-то непохожи на спасенных ученики их!

Нагими хотел бы увидеть я их, ибо одна только красота смеет проповедовать покаяние...

Из брешей и пустот состоит дух их спасителей; но в каждую пустую раму вставили они химеру свою - Богом зовется у них эта затычка...

С ретивыми криками гонят они стадо свое по уз­кому мостику: как будто нет больше других путей в будущее! Поистине, недалеко от овец ушли сами эти пастыри!..

Кровавые знаки оставляли они на пути, которым проходили, и их безумие поучало, что истина доказы­вается кровью.

Но кровь — наихудшее свидетельство истины; ибо отравляет она самое чистое учение, превращая его в заблуждение и ненависть сердца...

И вам, братья мои, должно обрести спасение от других, более могущественных, если жаждете вы, найти путь к свободе!..

...Так говорил Заратустра.

Есть одна старинная история. Юный дьявол прибе­жал к своему шефу. Его трясло, и он сказал старо­му дьяволу:

- Нужно немедленно что-то сделать. Один че­ловек на земле нашел истину! А если люди узнают истину, что станет с нашей профессией? Старик рассмеялся и ответил:

- Сядь, отдохни и не волнуйся. Все в порядке. Наши люди уже там.

- Но я только что оттуда, и я не видел там ни одного дьявола.

Старик сказал:

- Священники - мои люди. Они уже окружили этого человека, который нашел истину. Теперь они будут по­средниками между ним и массами. Они воздвигнут храмы, они напишут писания, они истолкуют и исказят все. Они потребуют от людей поклонения и молитв. И за всем этим гамом истина потеряется. Это мой старый прием, и он всегда действует.

Священники, представляющие религию, вовсе ей не друзья. Они - величайшие враги религии, поскольку рели­гии не нужны посредники: между вами и существованием есть непосредственная связь.

Все, чему вы должны научиться - это понимать язык существования. Вы знаете человеческие языки, но это - не язык существования.

Существование знает лишь один язык, и это - язык молчания.

Если вы тоже умеете молчать, вы сможете понять исти­ну, смысл жизни, значение всего существующего. И нет ни­кого, кто мог бы истолковать это для вас. Каждый должен найти сам. Никто не может сделать эту работу за вас - но именно этим веками занимались священники. Они стоят между вами и существованием подобно Китайской Стене.

Несколько дней назад Папа в Ватикане обратился ко всем католикам: «Мне вновь и вновь говорят, что многие католики исповедуются непосредственно Богу. Они не хо­дят в исповедальни, к священникам. Я объявляю: испове­доваться прямо Богу - это грех. Вы должны исповедоваться священнику; нельзя обращаться непосред­ственно к Богу».

Он не дает никаких объяснений, потому что этому нет никаких причин кроме той, что нужно поддержать профес­сию священника - а он сам высший священник.

Если бы люди начали обращаться к реальности без чье­го-то посредничества, без тех, кто говорит им, что есть добро и что есть зло, без тех, кто дает им план, по которому они должны следовать, миллионы людей смогли бы понять су­ществование - ибо наш пульс есть также пульс вселенной, наша жизнь - часть всеобщей жизни.

Мы не чужие, мы пришли не откуда-то; мы растем внутри существования. Мы - его часть, его существенная часть.

Нам просто нужно быть достаточно тихими, чтобы мы смогли услышать то, что нельзя сказать словами: музыку существования, невероятную радость существования, не­прерывный праздник существования. Когда это начинает пронизывать ваше сердце, приходит преображение.

Это единственный способ стать религиозным - не через чтение писаний, которые есть дело рук человеческих, и не через хождение в церкви, которые тоже есть дела рук чело­веческих. Но священники притворились, будто их священ­ные писания написаны Богом. Сама эта идея просто идиотична. Вы только взгляните в эти писания: там нигде нет подписи Бога. Вы найдете вещи, писать которые у Бога нет никаких причин.

Индуисты верят в Веды, они верят, что их написал сам Бог и что это древнейшие книги в существовании; но никто из индуистов не потрудится заглянуть в них. Если они написаны Богом, там должно быть нечто необычайно цен­ное... но девяносто восемь процентов Вед - просто чушь, такая чушь, что это доказывает: они не были написаны Бо­гом.

Например, молитва священника... зачем Богу писать ее? А молитва о том, что его коровы дают недостаточно мо­лока: «Будь милостив ко мне, дай моим коровам больше молока». И не только это: «Пусть у других коров будет меньше молока!» - может Бог написать такое? «Убей моих врагов и помоги друзьям», и даже такая глупость: «Идет дождь; позаботься, чтобы вся вода упала на мои поля и не пролилась на соседнее, потому что оно принадлежит моему врагу. Пролей воду свою только на мое поле».

Зачем Богу писать все это? Во всех писаниях есть не­оспоримые свидетельства, что они написаны людьми, и людьми очень глупыми, примитивными. Так называемые священные писания нельзя даже причислить к хорошей ли­тературе - настолько они детски, грубы, безобразны. Но поскольку они написаны на мертвых языках... а некоторые из них - на языках, которые никогда не употреблялись простым народом, например, Веды. Этот язык никогда не был употребителен среди простых людей. Это был язык ученых браминов, язык священников.

И они очень неохотно относились к идее перевода, по­тому что знали: стоит перевести, и эти книги потеряют всю святость. Люди поймут, что все это просто бессмыслица - что уж говорить о святости!

В священных писаниях всех ваших религий столько не­пристойностей, столько порнографии. Но они написаны на санскрите, который непонятен простому народу; на араб­ском, который непонятен простому народу; на древнеев­рейском, который непонятен простому народу; на пали, на пракрите. Это мертвые языки. И все религии не желают, чтобы их писания переводили на современные языки, по­нятные людям - хотя священные писания переводились, не­смотря на их нежелание.

Поначалу они даже были против того, чтобы их изда­вали; потом они выступали против перевода. Единствен­ной причиной было то, что они знали: стоит их напечатать, как их можно будет продавать во всем мире, и любой человек сможет их купить. А если они будут переве­дены на живые языки, как долго вы сможете скрывать правду? И как вы собираетесь доказать, что они написаны Богом?

Эти писания сделаны человеком, статуи Бога сделаны человеком, храмы и церкви построены человеком, но тыся­челетние условности придали им некую святость, сакральность. Однако ничего сакрального, ничего священного в них нет.

Священники обманывали людей больше, чем кто-либо другой. Это худшая профессия в мире, даже хуже, чем профессия проститутки. Проститутка, по крайней мере, да­ет вам что-то взамен; священник дает вам просто воздух - у него ничего для вас нет.

И это не все: когда кто-то находит истину, эти священ­ники против него. Это естественно, потому что если люди узнают его истину, миллионы священников во всем мире останутся без работы. Но их деятельность абсолютно не­продуктивна. Они паразиты, они высасывают кровь лю­дей. С момента, когда рождается ребенок, и вплоть до могилы священник все время отыскивает способы эксплуа­тации.

Пока религию не освободят от рук священников, мир останется всего лишь с псевдорелигией; он никогда не ста­нет религиозным. А религиозный мир не может быть таким несчастным: религиозный мир должен быть постоянным праздником.

Религиозный человек - не что иное, как чистый экстаз.

Его сердце наполнено песнями.

Все его существо готово танцевать каждый момент.

Но священник отнял поиски истины: он говорит, что искать не нужно, все уже найдено, вы должны только иметь веру. Священники сделали людей несчастными, по­тому что они осуждают все наслаждения мира. Они осуж­дают наслаждения этого мира для того, чтобы иметь возможность восхвалять наслаждения мира иного.

Этот иной мир - их выдумка. Они хотят, чтобы челове­чество пожертвовало реальностью ради вымышленной идеи - и люди жертвуют.

Заратустра не одинок в осуждении священников. На его стороне и Гаутама Будда, и Махавира, и Лао-цзы. Гаутама Будда, Махавира и Лао-цзы осуждают священников, но очень мягко. Заратустра называет вещи своими именами. Он абсолютно реалистичен. Его не волнует этикет, манеры, приличия. Он говорит то, что чувствует истиной.

Однажды Заратустра подал знак ученикам своим и про­изнес такие слова:

Вот - священники: но хотя они и враги мне, спокойно пройдите мимо, и пусть спят мечи ваши в ножнах! Зара­тустра очень прост, невинен; он говорит как ребенок. Гау­тама Будда не назовет их «мои враги», он будет ходить вокруг да около.

Заратустра ненавидит открыто.

Священники - враги не только Заратустры, они враги каждого, кто любит истину, кто ищет истину или нашел ее. Чем ближе вы к истине, тем больше священник - ваш враг. Вы нарушаете покой его клиентов, вы мешаете его бизнесу. Для него религия - бизнес.

Христианские церкви Америки были против меня по той простой причине, что их паству покинуло множество юношей и девушек.

Мои люди не принадлежат ни к какой религии.

Они религиозны, и будучи религиозным, вы не должны относиться к какой-то религии.

Религиозность - это качество, аромат вашей сознатель­ности. Это не имеет ничего общего с принадлежностью к какой-то организации, следованию четким и мертвым принципам, определенным людьми, которые давным-давно мертвы. Другими словами, под именем религии мертвые господствуют над живым: они диктуют вам, как вы долж­ны жить. Они ничего не знают о громадных переменах, происшедших с тех пор, как они умерли.

Мы живем в совершенно другом мире, в совершенно другое время, и нам каждый день нужна спонтанная осо­знанность, чтобы отвечать реальности. И мы постоянно проигрываем потому, что наша реакция не спонтанна: ре­альность нова, а мы отвечаем реакцией тысячелетней дав­ности. Наша неудача абсолютно неизбежна, и эта постоянная неудача приносит в жизнь несчастье.

Вот - священники, - говорит Заратустра, - но хотя они и враги мне, спокойно пройдите мимо, не ссорьтесь с ними. У них очень хорошо получаются ссоры. Их аргументы отто­чены. Им больше нечего делать, они только спорят. Лучше спокойно пройдите мимо, и пусть спят мечи ваши в ножнах.

Не сражайтесь с ними. Вы новичок, вы еще не пережили истину - вот в чем проблема. Они могут сбить вас, они мо­гут увести вас в сторону. Вы не знаете истину, они тоже не знают истину, но они знают аргументы, они софисты. Они могут убедить ваш ум в чем угодно.

Все священники принадлежат категории софистов.

Один из моих вице-канцлеров был юристом с мировой известностью. У него было три офиса: один в Лондо­не, другой в Нью-Дели и третий в Пекине, и он все время носился из Пекина в Дели, а из Дели в Лондон. В его руках были самые крупные дела - дела магараджей, королей, королев - но он был пьяница. Он заработал много денег.

Когда он вышел в отставку, он пожертвовал все деньги, чтобы основать этот университет. Так что он был учреди­телем и вице-канцлером созданного им университета.

Я обычно ходил гулять по утрам, и он был единствен­ный, кого я встречал во время своих прогулок. Мало-помалу мы очень близко подружились. Однажды я говорил о софистике, и он вспомнил одно дело, которое вел в Тай­ном Совете, в Лондоне. Это был суд между магараджей Джайпура и магараджей Юдайпура. Дело было очень крупное, но накануне вечером он выпил лишнего и наутро еще не до конца протрезвел.

Он отправился в суд. Напившись, он абсолютно забыл, что борется за магараджу Джайпура. Все были изумлены, потому что он начал критиковать магараджу Джайпура. Он выдвинул серьезнейшие обвинения, называя прецеден­ты, каждый их которых был легально подтвержден. Даже судьи начали переглядываться: что случилось с этим чело­веком? Все ожидали, что он будет защищать магараджу Джайпура. Человек, который собирался защищать мага­раджу Юдайпура, не мог понять, что происходит: что ему теперь делать? Он говорил так убедительно, что к полуд­ню, когда суд удалился, его секретарь сказал:

- Что вы делаете? Кого вы защищаете - магараджу Джайпура или магараджу Юдайпура? Он сказал:

- Я слишком много выпил вчера. Я не знаю, за кого я и против кого, но я должен был что-то говорить. Вы считае­те, я не на той стороне?

Секретарь сказал:

- Вы абсолютно не правы - и вам удалось убедить судей. Даже адвокат, который собирался спорить с вами, в пол­ной растерянности, потому что вы уже сделали его работу.

Он сказал:

- Ну, не волнуйтесь. Значит, я на стороне магараджи Джайпура. Просто постойте рядом со мной и тяните меня за пиджак, чтобы я снова не забыл. Я до сих пор не пол­ностью протрезвел: когда я смотрю на судью, я вижу дво­их, и я знаю - это мой критерий.

Во второй половине заседания, после ленча, он сказал судье:

- До перерыва я говорил в поддержку магараджи Юдайпура и против магараджи Джайпура. Это была лишь половина моих аргументов. Я готовил почву. Это аргумен­ты, которые мог дать адвокат противника. Теперь я раз­рушу все эти обвинения, поскольку я здесь для того, чтобы защищать магараджу Джайпура и его интересы.

Это было новое откровение для всех, и даже судья не мог поверить, что ему удастся опровергнуть то, что он до­казал с такой ясностью. Но он опроверг. Теперь он спорил с самим собой и выиграл дело; поэтому он говорил мне, что софистика - это проститутка.

Аргументы ничего не доказывают: стоит привести до­воды чуть-чуть сильнее, и все разрушено. Если у вас нет опыта, опасно ввязываться в споры, доводы, софистику, потому что ваш ум, не имеющий опыта, можно с помощью аргументов убедить в том, что не истинно.

Вот совет Заратустры: сначала переживите - и тогда не нужно будет бояться никаких споров, поскольку никакие доводы не смогут разрушить ваше переживание. Ваш опыт имеет качество самоочевидности.

Они - дурные враги: нет ничего более мстительного, чем их смирение. Они притворяются смиренными, но они очень мстительны. Вы можете увидеть, что во всем мире священ­ники делали лишь одно: они создавали войны, религиоз­ные войны, которые они называли крестовыми походами. Они убили больше людей, чем кто-либо другой, во имя ре­лигии, во имя любви, во имя истины. Их смирение лице­мерно. Их мстительность хорошо известна.

Тысячи лет они разрушали единство людей. Человече­ство едино, но священники не допустят этого; ведь если все человечество станет единым, отбросив все эти прилага­тельные - христианское, еврейское, индуистское или му­сульманское - священники будут в затруднении. У них была очень хорошо оплачиваемая профессия, и они не де­лали ничего, за исключением создания проблем, беспоряд­ков между различными религиями.

Они - дурные враги: нет ничего более мстительного, чем их смирение. И легко осквернится тот, кто тронет их.

Даже не прикасайтесь к ним! Даже простой контакт с ними может осквернить вас. Это представители самой гад­кой и отвратительной профессии на земле.

Поистине, люди, которые продают Бога на рынке... Однажды я проезжал мимо церкви; красивая молодая женщина помахала мне, и я остановил машину. Она вручи­ла мне несколько брошюр. На первой книжечке было изображение красивого дома на берегу горной реки с во­допадом, могучие деревья и надпись: «Хотите иметь такой дом?»

Я не мог поверить, что можно иметь такой дом в этом городе. Там не было гор, водопадов, но может быть, я просто не знал? Тогда я открыл книжечку: этот дом был не на земле, он был на небесах. «Уверуйте в Иисуса Христа, и у вас будет такой красивый дом, рядом с самим Богом...» Эти люди продают даже райские владения, и так дешево - просто верьте в Бога, верьте в Иисуса Христа, этого доста­точно.

Тот, кого называют они Спасителем, цепями опутал их. Все спасители создавали различные виды рабства. На са­мом деле, никто никого не может спасти. Можно спасти себя; но притворяться: «Я спаситель; просто верьте в меня, и я спасу вас; я избавитель, единственный истинный изба­витель», - значит, создавать тюрьму.

Эти тюрьмы - духовные и психологические, вот почему вы не видите их. Иначе, что вы имеете в виду, говоря: «Я христианин», «Я индуист» или «Я буддист»? Это значит: «Я верю, что Гаутама Будда будет моим спасителем»; «Я просто жду, когда придет Иисус Христос и спасет меня».

Вы отказались от любых попыток трансформировать себя - а это единственный способ любой трансформации. Все эти спасители создали лишь тюрьмы для людей. А священники продолжают представлять этих мертвых спа­сителей.

Заратустра говорит: Тот, кого называют они Спасите­лем, цепями опутал их. Эти священники тоже в цепях, но их рабство, по крайней мере, оплачивается. Остальные рабы просто тратят время на ожидание. Любое ожидание - это ожидание Годо, который никогда не приходит.

Пять тысяч лет назад Кришна обещал индусам: «Когда наступит несчастье, когда придут страдания, муки, когда люди забудут добродетель - я приду спасти вас».

Так что же ему еще нужно?.. Тюрьмы забиты преступ­никами; а если кто-то остается на свободе - это не значит, что они не преступники, это значит, что их просто еще не поймали. Люди живут в крайней нищете, они истощены, голодны, всевозможные сексуальные извращения... Чего он ждет? Он должен прийти! У него не будет более подхо­дящего случая спасти людей.

Иисус обещал: «Я приду». Все они обещали. Их обещания стали цепями на ваших душах. Из-за их обе­щаний вы не сделали ни единой попытки измениться, что гораздо легче, чем ждать.

Цепями ложных ценностей и заблуждений! Меня по-настоящему удивляет, что почти вся земля верит в различ­ные ложные писания. Их фальшивость настолько ясна, что не нуждается в доказательствах.

Например, все они говорят: «Бог создал мир», и есте­ственно, без свидетелей. На каком основании они так уве­рены, что Бог создал мир? Бог нигде не оставил записи: «Я создал мир...» - день, месяц и год. Нет ни единого свидете­ля.

Все они постоянно проповедуют о Боге, но ни один че­ловек не видел его. Они все время говорят о рае и аде - и не просто говорят, у них есть карты рая и ада. Но у них нет карты земли, на которой они живут.

Я был в Агре. Там находится самый прекрасный архи­тектурный шедевр, Тадж-Махал. В Агре и прилегающих районах есть индуистская секта, Радхасвами. Когда умер ее основатель, они решили создать нечто лучшее, чем Тадж-Махал, поскольку этот мавзолей должен был стоять в том же городе, Агре. Они вложили в это достаточно денег, ты­сячи каменщиков почти сто лет работали там, но готов только нижний этаж. Маловероятно, чтобы им удалось бы полностью воплотить свою мечту в реальность, но даже по нижнему этажу видно, что если бы у них получилось, Тадж-Махал стал бы номером два. Их сооружение было бы но­мером один - так велико искусство, это несравненная резь­ба по мрамору.

Верховный священник завел меня внутрь храма и пока­зал карту. Они верят, что существует пятнадцать небес и пятнадцать адов. Очень математично. Кто-то украл какую-то мелочь, пуговицу от вашего пиджака, и кинуть его вместе с Адольфом Гитлером было бы несправедливо. Должно быть какое-то разделение. Так что это кажется ло­гичным: пятнадцать адов для разного рода грешников; ве­личайшие грешники отправляются в пятнадцатый ад. И то же самое с небесами. Кто-то сделал что-то хорошее, но не помещать же его вместе с Гаутамой Буддой и Иисусом Христом, каждому по заслугам его...

Итак, я смотрел карту. Увидев мой интерес, верховный священник спросил:

- Что вы думаете об этом?

- Все абсолютно верно, - сказал я, хотя это было безоб­разно, безобразно в том смысле, что Мухаммед где-то в четвертом небе, Моисей в пятом, Иисус на шестом; Гаутама Будда и Махавира на седьмом; Кабир и Нанак на вось­мом... Так они все разделили, подписали имена; а их собственный гуру, основатель секты Радхасвами, был на пятнадцатом небе. Он был там один. Он достиг наивысшей сознательности. Гаутама Будда был всего лишь на седь­мом, Иисус - на шестом. Он спросил:

- Что вы скажете о том, как распределены эти люди? Я сказал:

- Все прекрасно; ваш гуру на пятнадцатом небе. Он взглянул на меня и спросил:

- Вы уверены?

- Уверен, - сказал я, - потому что я - на шестнадцатом; ваш гуру очень старался попасть на шестнадцатое небо, но я ему не позволил. Я швырнул его обратно на пятнадцатое.

Он сказал:

- Шестнадцатое? Но мы никогда не слышали о таком.

- Слышали вы или нет, это не имеет никакого значения, - сказал я.

- Но вы оскорбляете нашего гуру. Я сказал:

- Я не оскорбляю его. Каждому по добродетели его; он поднялся только до пятнадцатого - и естественно, я не же­лаю ни с кем делить шестнадцатую квартиру. Над ней ни­чего нет, так что я не могу подняться выше. Это самая высокая вершина, а вашему гуру приходится оставаться на пятнадцатом небе.

Он сказал:

- Я вам не верю. Наверное, вы шутите.

- А вы не шутите? - спросил я. - Вы помещаете Гаутаму Будду на седьмое небо, а своего гуру, который ниже праха с ног Гаутамы Будды, на пятнадцатое!

Он очень рассердился, но я сказал:

- Гнев не поможет. Все это выдумки... у вас нет никаких доказательств. Если вы сможете представить мне какое-то свидетельство, я засвидетельствую, что я - на шестнадца­том. Спросите своего гуру, он меня прекрасно знает.

Но все религиозные писания, все теологии полны лжи. Они должны быть наполнены ложью, потому что истина очень проста. Она не нуждается в писаниях, ей нужно ме­дитативное осознание, для нее необходима тишина внутри вас - это единственный храм, все остальные храмы фаль­шивы.

Цепями ложных ценностей и заблуждений! О, если б спас их кто-нибудь от этого Спасителя! Заратустра говорит, что кто-то должен спасти их от их спасителей. Но скажите что-нибудь против любой лжи, и вы немедленно получите врагов. Я никому не сделал ничего плохого, но создал миллионы врагов во всем мире - просто потому, что ука­зал на лживые утверждения в их писаниях, а они не в со­стоянии их защитить. Их неудачные попытки защитить писания превращаются в гнев, ярость, враждебность.

О, посмотрите же на эти шатры, что воздвигли свя­щенники! Церквями называют они свои берлоги, полные сла­щавых ароматов!

О, этот фальшивый свет, этот спертый воздух! Тут не позволено душе взлететь на высоту свою!

Но вера их так повелевает им: «На колени, и вверх по ступеням, грешники!»

Все религии разрушают человеческое достоинство; они называют человека грешником. Вместо того чтобы наде­лить человека достоинством, сделать его прекраснее и ис­тиннее, сделать его Богом на земле, они превратили все человечество в стадо грешников. Все, что вы должны де­лать - это: «На колени, и вверх по ступеням, грешники!»

Это они называют поклонением, это они называют мо­литвой.

Это не что иное, как самоубийство, это разрушает вас, уничтожает уважение к себе в собственных глазах, ваше достоинство, ваше самолюбие.

Вы - высшая ступень эволюции в существовании. Суще­ствование надеялось и мечтало, что вы вознесете его на еще более высокие ступени сознания. Существование меч­тает через вас достичь сверхчеловека - но эти священники создали сверхгрешников.

Кто же они, создатели этих берлог и лестниц покаяния? Не те ли, кто хотел спрятаться и стыдился чистого неба?

Для чего нужны все эти церкви, храмы, синагоги? Разве весь этот мир, вся вселенная - не прекрасный храм? Ночное небо, полное звезд, день, залитый солнечным светом, поющие птицы, распустившиеся цветы - можете ли вы соз­дать что-нибудь более прекрасное? Эта необъятность - ваша свобода. Опутанные цепями внутри церкви, вы всего лишь заключенные.

И только тогда, когда чистое небо снова проглянет сквозь разбитые крыши, а разрушенные стены зарастут травой и алыми маками, только тогда обратится сердце мое к местам обитания этого Бога.

Заратустра говорит: вся вселенная - храм божий. Все живущее божественно. Все священно, нет ничего мирского. Это разделение создано священниками, и раздвоение меж­ду мирским и священным создало двойственность внутри вас - между телом и душой. Оно создало шизофреническое человечество - все расщеплены.

Пока вы не станете единым, глубокой гармонией и еди­ным аккордом, вы не сможете услышать небесную музыку, которая одна доказывает, что мир не плох, что этот мир жив: и не просто жив, но сознателен, и не просто сознате­лен, но постоянно творит.

Христиане говорят, что Бог создал мир за шесть дней; а в седьмой день, воскресенье, он отдыхал - и он до сих пор отдыхает, его понедельник до сих пор не пришел. Этот мир, эта огромная вселенная, не имеющая границ, есть не­прерывный процесс творчества; она все еще создается. Кто сказал, что творение завершилось за шесть дней? И почему оно должно закончиться за шесть дней? Наверное, нет ни­чего законченного, все развивается. Человеческий разум растет, его сознательность растет.

В эти шесть дней Бог не создал Заратустру, Бог не соз­дал Гаутаму Будду, Бог не создал Иисуса Христа. Это бо­лее высокие ступени эволюции. Заратустра говорит, что вы - всего лишь мост для грядущего сверхчеловека. Вы не сущность, а только становление. Это кажется таким ра­циональным, таким подлинно истинным - что человек есть становление. Все совершенное становится мертвым, пото­му что больше нет возможности для роста. Оно исчерпало себя; оно себя полностью истратило.

Жизнь должна оставаться становлением, а не бытием. Она должна все время прогрессировать, расти от неба к небу, от одной вершины к другой.

Богом они называли то, что противостояло им и мучило их: и поистине, немало героического было в этом поклонении!

У Заратустры очень тонкое чувство юмора, что для ме­ня является признаком любого подлинно религиозного че­ловека. Действительно религиозный человек не серьезен, он игрив; и в нем есть очень важное качество - юмор. Он говорит: Богом они называли то, что противостояло им и мучило их. Если Бог был творцом этого мира, почему су­ществует столько несчастья? Почему люди умирают от го­лода? Неужели Бог забыл о вселенной, которую создал?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...