Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и роль дидактических игр на уроке математики




 

Исследования показали, что игра - эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.).

Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое внимание уделяет А. Люблинская, которая обрисовала игру как форму приобретения и уточнения знаний, средство действенного усвоения знаний, как способ перехода от незнания к знанию. А. Люблинская видит в игре проявление мыслительной деятельности ребенка, специфическую форму анализа воспринимаемого ребенком явления и последующего синтеза.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Вопросы, споры, возникающие между детьми в процессе игры, способствуют расширению их кругозора, углублению интереса к познанию окружающего мира. Детские познавательные интересы в таких случаях развиваются как потребность в дополнении имеющихся у них знаний, в их «углублении и расширении» [18, c. 37].

Познавательные интересы детей, развиваясь в дидактических играх, содействуют переходу детского любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, находчивости, развитию воображения, памяти, речи, способствуют становлению личности.

Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизиологических возможностей и максимально развивать способности каждого. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения [18, c. 38]. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме формирования логического мышления, происходит развитие психических процессов: внимания, памяти: от непроизвольного вида к произвольному. Исследованиями В.А. Крутецкого установлено, что в игре ребенок может запоминать в два раза больше, чем под прямым обучающим воздействием взрослого [23, c. 21].

Игровая обстановка, многообразие взаимоотношений, в которые дети вступают во время игры, активизируют и одобряют самых застенчивых, побуждая их переходить от молчаливого отказа к активному участию в игре. Вследствие этого преодолеваются замкнутость, неверие в свои силы, пагубно воздействующие на детей, оторванных от коллектива. Это объясняется тем, что в процессе игры у детей создается равное положение с остальными участниками, появляется доверие к своей памяти и своим способностям, развивается общность коллективных переживаний, формируется положительная самооценка, прививается доброе и веселое настроение, одновременно возрастает удовольствие от результата игры, стремление играть лучше, появляется радость творчества.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контроля, которые осуществляются через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса.

В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и какие звуки обозначают эти буквы и т.п.

При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, В.В. Волина рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры на уроках русского языка организуется с целью расширения знаний детей, а главное - развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. Например, на занятиях русским языком для этого используют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему. На уроках родного языка в начальной школе нередко используются такие игры, как составление предложений из двух-трех слов, мало связанных по смыслу; выражение мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слово исключений и др. [5, c. 112].

Выделим функции дидактических игр:

5. Функция формирования устойчивого интереса к учению и осмыслению его; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

6. Функции формирования психологических новообразований;

7. Функция формирования собственно учебной деятельности;

8. Функция формирования общеобразовательных умений и навыков учебной и самостоятельной работы;

9. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

10.Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей [10, c. 44].

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

В.И. Попова рекомендует на уроках математики использовать математическую мозаику, лото, «необыкновенное домино», занимательную мозаику, веселые считалки, «Цветочные счеты», «Считаем на компьютере» и т.д. [29, c. 19].

Игру «Качели» для усвоения темы «Состав числа»

Чтоб на качелях качаться,

Надо числом сравнятся.

Если слева сели пять,

Сколько клоунов справа позвать.

Эффективно использование на уроках занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое учеников, сидящих за одним столом или соседними столами. При этом каждый ученик становится соперником, конкурентом. Для проведения занятий нужны не сложные парные карточки, на которых записаны задания.

Н.Б. Истомина рекомендует для постановки учебного задания использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть Буратино, Угадайка, веселые человечки и просто дикие и домашние звери, которые ведут детей на экскурсию в лес, парк, тайгу и знакомят со своими друзьями и врагами, с образом их жизни. С большим интересом встречаются дети с куклами, которые одеваются на руку. Ведь с ними можно «общаться», т. к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками и т.п. Если таких кукол несколько, то с их помощью разыгрываются речевые ситуации, драматизация прочитанного на уроках чтения и развития речи, а на уроках ознакомления с окружающим миром - сценки нравственного характера [25, c. 16].

Неизменный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, связанные с профессией, в которых ребенок действует как взрослый. В зависимости от ситуации это могут быть индивидуальные и коллективные игры. Например, «Я - учитель», «Я - почтальон», «Мы - путешественники», «Мы - строители».

Дидактическая игра - это всегда познавательная игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию знаний, воспитание познавательных процессов, т.е. умственное развитие, где развиваются сенсорные способности, пополняется и активизируется словарь, формируется обобщение, закрепление норм и правил поведения.

При знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Дидактическая игра - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...