Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по подбору дидактических игр и руководство ими




игра дидактический математика урок

Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.

При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в них детей, интерес к различным играм и упражнениям, возможности участия в игре [33, c. 92].

Исследования показали, что детей дошкольного и младшего школьного возраста особенно детей испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре и занимательных упражнениях больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т.д. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрёшек по росту» (дидактический материал - кукла матрёшка), «Разложи кольца» (дидактический материал - башенка из колец) и т.д.

С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например, игры «Магазин», «У нас в гостях матрёшки», «Школа» и т.д. В этих играх они «играют» определённые роли. Роли увлекают их, а увлечённые игровой ситуацией и выполняемой ролью, они не заметно для себя решают учебные задачи.

Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например, к играм «Что изменилось?», «Который по счёту?», и т.д. С интересом учащиеся воспринимают игры «Лабиринт», «Арифметическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел, например: «Угадай, какое число я задумал?», «Какой ответ должен получиться?» и т.д.

Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы математическое, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.

Важно соблюдать и определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудными математическими заданиями должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их подведения.

«Зная, что у дошкольников и младших школьников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно и к одной даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами - одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранить ещё некоторое время интерес к уже знакомой учащимся игре». При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и её воспитывающую роль.

Известно, что младшие школьники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому в урок не следует включать такие игры, которые бы дезорганизовывали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение [33, c. 94].

Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включённая в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний предусмотренных программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.

Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр и занимательных упражнений на уроках математики в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и т.д.

Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста на данном конкретном уроке.

Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной.

Таким образом, дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение математическому заданию, которое заложено в содержании игры, занимательных упражнениях.

 


Заключение

 

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изученному материалу, их активность на протяжении всего урока.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, оттого насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.

Дидактическая игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не знают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Вместе с тем игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний; она учит целенаправленно и последовательно воспринимать знания, реализовать их в действии, в правилах.

Взаимосвязь между игрой и обучением не остаётся неизменной на протяжении всего школьного возраста.

Педагогическое руководство в процессе всей игры имеет свои особенности; оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Учитель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у учащихся протест, выход из игры.

По окончании игры учитель отмечает дружные действия детей, подчёркивает положительные взаимоотношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к дидактическим играм.

 


Список литературы

 

11.Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2006. - 295 с.

12.Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 2007. - 324 с.

13. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. - М.: 2008. - 220 с.

14.Бочек Е.А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» // Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 34-43.

15.Волина В.В. Праздник числа. / Занимательная математика для детей/ книга для учителей и родителей. - М.: Знание, 2009. - 269 с.

16.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2007. - 342 с.

17.Гребенченко Л.В. Ежик по грибы пошел. // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 19-24.

18.Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке математики. // Начальная школа. - 2010. - №3. - С. 29-34.

19.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М.: 2007. - 254 с.

20.Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках математики. // Начальная школа. - 2009. - №10. - С. 41-45.

21.Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков. // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 18-22.

22.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007. - 342 с.

23.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2010. - 421 с.

24.Король Я.А. Изучение нумерации чисел. // Начальная школа. - 2009. - №6. - С. 20-24.

25.Краевский В.В., Лернер П.Я. Процессы обучения и его закономерности. Дидактика средней школы. - М.: 2007. - 224 с.

26.Кружецкий В.А. Психология. - М., 2006. - 453 с.

27.Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классов. - Минск, 2007. - 395 с.

28.Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики. // Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 35-39.

29.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 2008. - 268 с.

30.Минскин В.И. От игры к знаниям. - М., 2008. - 294 с.

31.Моро М.И. Дидактические игры в программе по математике для 1 класса. // Начальная школа. - 2009. - №8. - С. 24-28.

32.Моро М.И., Степанова С.В. Математика. // Начальная школа. - 2010. - №8. - С. 18-22.

33.Мохнаткина Э.А. Стихи на уроке математики. // Начальная школа. - 2009. - №10. - С. 19-23.

34. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 2009. - 367 с.

35.Ордынкина И.С. Урок математики в 1 классе. // Начальная школа. - 2010. - №4. - С. 14-19.

36.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 2006. - 345 с.

37.Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три - отвечай. - М., 2008. - 295 с.

38.Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе. // Начальная школа. - 2008. - №3. - С. 7-9.

39.Попова В.И. Игра помогает учиться. // Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 19-23.

40.Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 2007. - 295 с.

41.Сухомлинский В.А. Избр.пед. соч. - М., 2009. - 520 с.

42.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 2005. - 452 с.

43.Тарабакина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. - Ярославль: 2008. - 255 с.

44.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. - М.: 2005. - 250 с.

45.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2007. - 220 с.

46.Шаманская Н.В. Обучение в процессе игры. // Начальная школа. - 2009. - №10. - С. 19-24.

47.Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. Запорожца. - М., 2006. - 250 с.

48.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2008. - 324 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...