Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дизайн архитектурной среды




ЛЬНЫХ

лужить вы-гр Помпи-па челове-юго твор-культуре 1робле-1 ансамбле энных ком-ющие со-




 



 


           
   
   
 
 
 


 

 

Задачи, стоящие перед средовым дизайнером, различны по содержанию, по сте­
пени сложности и могут решаться по-разному. Некоторые из них уже известны
специалисту по прежним, в том числе учебным работам, не требуют серьезных
размышлений, глубоких предварительных анализов, решаются "за один при­
сест", "легко и непринужденно". Но в основном сложность задач ведет к необ­
ходимости разворачивать проектирование в процесс, включающий в себя
"предпроектный анализ", "поиск художественного образа" или "проектную кон­
цепцию", "эскизный проект" и "разработку элементов" объекта. Эти уровни
проектирования в равной мере присущи как практическому, так и учебному
проектированию. Но так как в учебном проектировании они проявляются зна­
чительно рельефнее, определеннее, мы будем апеллировать, главным образом,
к нему.).

 

В учебном проекте в системе архитектурно-дизайнерского образования появляет­ся акцентированная фаза, стадия проектного размышления и анализа. Обычно студент, прослушав лекцию по теме проекта, тотчас делает клаузуру, то есть са­мые первые предложения, пытаясь сформулировать свое отношение к функцио­нальным, техническим, художественным аспектам решаемой задачи. Делается это на фоне еще недостаточного знакомства с проблемой, наспех, приблизительно. В результате на следующее занятие студент приносит новые предложения, а по мере углубления в тему вынужден постоянно радикально менять предлагаемое целое. Либо, искусственно сохраняя некоторое время предложенное вначале, сту­дент приходит к внутренней необходимости радикально перестраиваться, но вре­мени на переориентацию у него уже нет. Типична ситуация, когда студент неде­лями пребывает в состоянии поиска идеи, не формируя активно замысел, а ожи­дая, когда его посетит вдохновение.

3«4




 


 


ржанию, по сте-х уже известны уют серьезных а один при-

* ведет к необ-
|й в себя
фоектную кон-
Эти уровни

* учебному
|вляются зна-
|ым образом,

)ния появляет- иза. Обычно ', то есть са-

к функцио-Делается это шительно. В ния, а по слагаемое

вначале, сту-ться, но вре-УДент неде->'сел, а ожи-


Можно не спешить с рождением проектной идеи, но приближать ее появление, идя ей навстречу. Один из приемов такого движения заключается в расчленении проектной задачи на отдельные ее аспекты, осмысливая каждый из них раздель­но, но углубленно. Работа, предшествующая появлению концептуального эскиза-идеи, строится как развернутая клаузура, постепенно приводящая к осмысленно­му появлению проектного замысла.

Такая работа попутно решает две очень важные задачи. Расчленяя сложную про­блему на ряд промежуточных, мы создаем возможность решения каждой из них на занятии, формируя навык систематической работы и давая студенту психоло­гически ценный опыт завершенного решения локальных задач, снимая естествен­ную робость перед решением нерасчлененных комплексных проблем. Это во-пер­вых. А во-вторых, вся система подводящих к рождению идеи упражнений по­строена на апелляции к художественной стороне натуры студента, направлена на пробуждение в нем художественных пластов личности.

Практически это выглядит следующим образом. На четвертом курсе, например, делается проект общественного здания — городской гостиницы. После знакомст­ва с программой проектирования студент работает над определением структуры внутреннего пространства, апеллируя к функционально-эргономическим зада­чам и собственным эмоционально-художественным ощущениям. Эта задача рас­членяется на ряд более локальных. Первая — ритмическая структура внутренне­го пространства, построенная на сгущениях и разрежениях, сужениях и расшире­ниях, ритмах простых и сложных, острых и смягченных, закономерных и неожи­данных. Вторая задача — цветовая структура, построеная на материале ритми­ческой структуры, обнаруживающая предпочтения колористики простой или


               
 
   
     
 
 
   
 


возрастные и гает серьезно! комплектующк нимания особ меняемых огр тику объемно-

Второй слой г ми очень инт< регу Днепра, венной близо ры: церкви П вода располо текстильной ("козловыми" и песка.

Эта реальное разнообрази! или иными с| средой, необ торые ее onf упражнения тектура нача промышленн

Третий слой ретной сутьк крытий фирн го опыта исп

Четвертый с ции активно или иного а блем. Этот с работ маете

Многообразн крывает про границы пои дующего уро


 
 


й, функцио-яется закон­ах. Третья ' пространст-

ма гостини-|из окружаю-твенных ка-•го образа вовлечения |дпочтений. еделенном нутренней

помещений кой струк-дений. Про-)ешению.

гвляются и осылки:ки. Надо!т, что экс-тором мо-защищать

|новки спе- ырастает да в ситуа-

функцио-имых из-чических, >im обра-особенно г также


           
   
 
 
 
   


 

На следующ ны возможн ленных npoi мочь взглян среду, кото| вой терапи стрения уел рабочих и (то, что все рапию", вы но лечить с чения: peat

Реанимацш ционально! ния и еще проект пре формалист нообразны конструкт-ниям заказ

Реабилита комплекс i кальное cf ской эктие ровщиков.

ЖИТЬ В СОЕ

На основа концепци? грамму ме которой л "реанимаь

Смысл пр(с проекти их решен! стоятельн

В сегодня чтобы из

25 Э-92






ИН S


 

 

 

frAfiZfiSfttyKdipftozi ejo^c&fiftif^wwftt* v^wtf^№&<?£/pjfcyyj& Lff£fM£~I Vy^CJK
Ш Ш  
   
     
   
i Hi A1trm-:4iBwr ' —    
       


Ш0

oiru


Проект реконструкции шахты "Западная" в г. Инта

дизайн архитектурной среды


                   
 
   
 
   
 
     






 



Л

A. a

§ a.

QJ TO


       
   
 
 


Z I



работе с разньи радоксальному, лов группы Е. Н

Проектировани к такой тактике определяющей, тическк руковс подвижностью тойчивостью ор ка, когда уел obi


 
 


>ванности и одил тот раз- г и черные > дышится лег-ie начать что-

едры, конечно спринимается ги. Комфорт-|но открывает <ающую струк-4лую расчле-(зункциональ-|я ощущение

щем радость вает, что не гь, но и каж-1, цветовое вающихся со-подчеркну-юй естест­ве атмосфе­рами самих

од взаимного ное педаго-1ить студен-

о создание Во-вторых, ируемого эту реаль-зможн остей, 1атериалов, а проекти-»мить буду-дцати чело-чных про­бны элект-ентов с ", то есть жтирова-иала, на от-

лагающий к

! ХОТЯ И

пъ в ней

зьмина по

КТИВНОЙ



! 5


По

ЩИ1

зай нег хо/; прс фо

ОП{

диг cet и, i




 


 


часть IV глава 12


Поиск образных решений нового целого посредством фотомонтажа двух или нескольких самостоятельных элементов



 


12.1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

обществ!

необходим

социаль

и Я


Принципиальная логическая схема последовательности проектных действий архи­тектора-дизайнера в условиях реального проектирования очень часто подвергается значительной корректировке. Происходит это не только потому, что каждый проек­тировщик обладает индивидуальным отношением к предмету проектирования, чер­пает идеи из разных, близких именно ему сфер деятельности, руководствуется соб­ственными представлениями о технике и технологии проектного творчества.

Главная причина индивидуального отступления от описанного еыше алгоритма проектных работ — качественное разнообразие и многоцелевая направленность большинства конкретных приемов и методов выполнения реальных проектных за­дач, встающих перед архитектором-дизайнером в процессе проектирования. Не­которые из них однозначно, избирательно используются только на определенных этапах и видах работы, другие имеют универсальный характер и используются в самых различных случаях, одни нацелены на аналитические задачи, но на разных стадиях проектного дела, другие направлены на подсознательный синтез характе­ристик будущего средового объекта и т.д.

Поэтому описание методологии дизайна архитектурной среды следует вести с особых позиций, — как специфический своего рода самостоятельный системный объект, в котором элементы системы — конкретные приемы и методы — обла­дают весьма широким веером связей — и между собой, и с системой в целом — легко меняющихся в зависимости от мировоззренческих установок проектиров­щика, его индивидуального опыта проектирования и особенностей задач, постав­ленных перед архитектором-дизайнером жизнью.

Основной смысл творческой деятельности архитектора-дизайнера состоит в фор­мировании материального окружения и организации пространства в интересах людей (жилой дом, школа, завод) с углубленным учетом индивидуальных потреб­ностей каждого человека в определенных эмоционально-психологических услови­ях жизнедеятельности.

Одна из специфических сторон проектной деятельности заключается в изучении комплекса проблем, возникающих при проектировании архитектурной среды. Ре­зультатом этих исследований является понимание сущности проектирования функционально целесообразных, технически совершенных, эстетически вырази­тельных объектов, составляющих в совокупности оптимальную среду для жизне­деятельности человека.

Система принципов и закономерностей, отражающих всю сложность взаимоотно­шений человека с окружающим предметно-пространственным миром, может быть


эксплуатащ

качества, комфс

эргономич

окончаи

фуНКЦИО!

объе*

пространс

архитек

художес

устан

выражена в че ные, эргономи1

Социальные — ее соответстви ской ценности

Утилитарно-ф потребителем, бования связа мых в процесс

Эргономически тям человека i нагрузки, a Tai

Эстетические художествен н< общественной

В центре вяим индивиду альн1 требностями.' стей, отражаю

Основных иап дизайна, кото


 



 


РСКОГО


АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТИРУЕМОМУ ОБЪЕКТУ


 


 


степень и формы технического совершенства — утилитарно-функциональные

художественные достоинства — эстетический

общественная необходимость социальный

ействий архи-'о подвергается каждый проек-ирования, чер-одствуется соб-рчества.

е алгоритма шравленность I проектных за-Фования. Не­определенных пользуются в 1, но на разных:интез характе-


?£s

s * i=

о i ij

П. IB С

5 E 3


эксплуатационные качества, комфортность эргономический

окончательная функциональная

объемно-пространственная, архитектурно-художественная установка


комплексная оценка ситуации

предложения по

своеобразию, новизне,

оригинальности решения


материальная целесообразность экономический

средства реализации


 


ует вести с ый системный оды — обла-юй в целом — проектиров-задач, постав-

остоит в фор-з интересах льных потреб-ческих услови-

я в изучении ой среды. Ре-фования ски вырази-у для жизне-

взаимоотно-, может быть


выражена в четырех группах требований: социальные, утилитарно-функциональ­ные, эргономические, эстетические и экономические.

Социальные — это требования к организации среды, учитывающие потребность ее соответствия общественным потребностям, необходимому уровню потребитель­ской ценности.

Утилитарно-функциональные — требования, предъявляемые к среде человеком-потребителем. Характеризуя основные функциональные свойства среды, эти тре­бования связаны с определенной структурой потребительских свойств, выявляе­мых в процессе потребления.

Эргономические — требования, обеспечивающие соответствие среды возможнос­тям человека и обуславливающие оптимизацию всей физической и психической нагрузки, а также затрат времени, связанных с получением полезного эффекта.

Эстетические — требования, сочетающие в себе ценность среды как элемента художественной культуры общества, а как форма средового объекта отражающие общественно-ценностные характеристики (в том числе утилитарные).

В центре внимания дизайнера архитектурной среды всегда находится человек с его индивидуальными и общественными запросами, утилитарными и эстетическими по­требностями. Требования дизайна среды — это система принципов и закономерно­стей, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с предметным миром.

Основных направлений взаимодействия потребителя с окружением и объектом дизайна, которые формируются в процессе активного восприятия, выбора и


оценки вещи, два. Первое обеспечивает человеку сохранение и, возможно, зак­репление уже выработанного им индивидуального стиля деятельности в предмет­ной среде и ее эмоционального отражения. Второе направление обеспечивает изменение в стиле индивидуальной деятельности и формирование новых типов эмоционального и эстетического отношения к ней. Условно можно принять, что второе направление определяет более высокий созидательный порядок психоло­гических структур деятельности, чем первое направление. Архитектор-дизайнер создает новые вещи, закрепляя на новом уровне традици­онные методы, или строит новые формы организации предметной среды. Факти­чески происходят два процесса: преобразование мира дизайнером и изменение мира потребителем. Очевидно, что только при общности направлений происходит продуктивный диалог между дизайнером и потребителем. Дизайн-проектирование, характеризуясь определенной спецификой, подчиняется общим законам и методикам традиционных видов проектирования: архитектурно-строительного, технологического, машиностроительного и др. Вместе с тем дизайн архитектурной среды существенным образом отличается от них. Природа проек­тируемого объекта "обитаемой среды" раскрывается обязательно с привлечением содержания понятия "человеческий фактор", который представляет собой инте­гральные характеристики связей человека и предметного окружения, проявляю­щиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании систе­мы, связанном с достижением конкретной цели. Проектирование среды не может быть сведено к взятым самим по себе чело­веку (деятельности), предмету (функционально-техническому средству), про-

видимая

пластическая

ситуация

складывается простым видимым

восприятием

предметов,

пространств и др.

свойств среды


видение


представляемая ситуация

«квалифициро­ванное» означенное определение свойств, качеств, признаков среды

пресуществление

постигаемая жизненная ситуация

то, что могло бы быть

в силу вероятности

или жизненной

необходимости


ведение


созерцаемая

ценностная

ситуация

передает через воображение и

фантазии

чувственное

переживание

духовных ценностей


странству (планир

объектов, которые

Поэтому начало ai

нанием того, что i

во всей ее сложш

фикацию (П.К.), в

ционального пре^

живания, личногс

Частные, операти

ния групп объект

материалу и спос

кам и т.д. Как п\

целями и задача

гаются в классис

го критерия. П.К

сравниваемых oi

12 категорий аи

разряд субкатеп

Дальнейшие про ные элементы а

При разработке ции отдать в раз ектирование от; При этом объек" определяются п как процессе, и сложный путь с мо рассмотреть

Первый, систем

зованием разл1

проектировани

ваться неизмен

ни заданности

знакомых ситу;

логового прое*

использования

мени и опреде

новаций.

По схеме пои(ствий, ведуща предыдущих з тернативные: делен лишь п плана.

Методы управ хранения выб действует, и i становке. Вьи буется".

Второй, сист жения, а в к;


созерцаемая

ценностная

ситуация

передает через воображение и

фантазии чувственное переживание ковных ценностей


г» О

О с


i


странству (планировка, объемы). Архитектурная среда относится к категории объектов, которые характеризуются совокупными, системными качествами. Поэтому начало архитектурно-дизайнерского проектирования связано с осоз­нанием того, что мы имеем дело с системным объектом. Понимание системы во всей ее сложности приводит к необходимости провести проектную класси­фикацию (П.К.), вводя типологические схемы. Строятся они по сферам функ­ционального предназначения объекта — для производства, массового обслу­живания, личного потребления — и задают целевые требования к объекту. Частные, оперативные П.К. формируются внутри общих по типам использова­ния групп объектов, видам их функциональных или конструктивных связей, по материалу и способу изготовления, по художественно-стилистическим призна­кам и т.д. Как правило, выбор критерия П.К. осуществляется в соответствии с целями и задачами проектирования, при этом объекты ранжируются (распола­гаются в классификационной сетке) по мере убывания "мощности" выбранно­го критерия. П.К. становится затруднительной, если количество категорий сравниваемых объектов превышает 15—20, поэтому при рассмотрении более 12 категорий следует выделить из них главные, переведя второстепенные в разряд субкатегорий.

Дальнейшие проектные действия заключаются в том, что мы вычленяем отдель­ные элементы системы и разрабатываем их по очереди.

При разработке определенных элементов системы их можно после классифика­ции отдать в разработку более узким специалистам. Именно так происходит про­ектирование отдельных частей системы (деталей, отдельно взятых предметов). При этом объектами проектирования являются такие качества системы, которые определяются положением и ролью в ней человека. Говоря о проектировании как процессе, имеющем дело с системными объектами и представляющем собой сложный путь создания нового объекта, т.е. тоже системный процесс, необходи­мо рассмотреть два аспекта системы.

 


 


озможно, зак-ости в предмет-•беспечивает

! НОВЫХ ТИПОВ

принять, что эядок психоло-

эвне традици-среды. Факти-и изменение |ий происходит

i, подчиняется архитектурно-е с тем дизайн 'ирода проек-привлечением ■ собой инте-я, проявляю-•вании систе-

ю себе чело-;дству), про-


Первый, системный дизайнкак стратегия, совокупность действий с исполь­зованием различных методов проектирования. Стратегия может меняться в ходе проектирования в зависимости от результатов предыдущих действий или оста­ваться неизменной на всем протяжении проектного процесса, отличаясь по степе­ни заданности и схеме поиска. Готовые стратегии ориентированы на работу в знакомых ситуациях и применимы для проектирования "по прототипу" или ана­логового проектирования, не направлены на изобретение нового и подходят для использования в проектном процессе ЭВМ. Другие системы, изменяемые во вре­мени и определяемые по ходу работы, направлены на поиск новых решений, ин­новаций.

По схеме поиска стратегии бывают линейные (последовательная цепочка дей­ствий, ведущая к результату), цикличные (с возвращением к какому-либо из предыдущих этапов), разветвленные (включающие параллельные этапы и аль­тернативные этапы проектирования). Адаптивный поиск — стратегия, где опре­делен лишь первый шаг. Случайный поиск отличается абсолютным отсутствием плана.

Методы управления стратегией предназначены для ее оценки в целом и для со­хранения выбранной стратегии на всех этапах проектного процесса, пока она действует, и изменения ее, если она перестает соответствовать окружающей об­становке. Выбор той или иной стратегии определяется условиями "дано" и "тре­буется".

Второй, системный дизайн как тактика — определяет генеральную линию дви­жения, а в качестве мер "близкодействия" служит решению частной, с точки зре-


ния целого, конкретной проблемы. Методами такой тактики являются: системо­техника, цель которой — добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней ее совместимости с окружающей средой; проектирование си­стем "человек-машина" и т.д. Эти методы связаны с формированием и созданием языкового единства в процессе проектирования для сопоставления различных проектных решений и выводов, оценки проектной деятельности.


Проектирование среды призвано обеспечить определение необходимой и доста­точной номенклатуры функциональных связей между компонентами системы "че­ловек—предмет—пространство", поскольку только в этом случае последняя и мо­жет приобрести статус системы, обладающей заданной эффективностью и отве­чающей определенным критериям.

Для решения первоочередной задачи и сложных задач определения метрических характеристик среды используется метод моделирования формы и структуры про­странства в целом на основе исследования законов передвижения, скопления и других действий функционирующих в нем людей.

Расширение представлений о механизмах движения является одним из опреде­ляющих факторов в накоплении предпроектных знаний об объекте проектиро­вания. Формирование схемы передвижений людей в среде базируется на том, что каждый значимый акт (реактивный или спонтанный) представляет собой решение определенной задачи (действия). При этом (различные двигательные задачи выполняются различным образом) каждая двигательная задача получа­ет, в зависимости от своего содержания и смысловой структуры, ту или иную форму. Существенными при этом являются определяющее положение типа дея­тельности и влияние предметных условий на характер движения и, соответ­ственно, особенности "поля или пространства деятельности человека". Отобра­жение функционально-технологических, психологических и др. процессов жиз­недеятельности в реальных параметрах реального пространства—времени обра­зует архитектурную среду.

Величины замеров объема движения людей в средовом пространстве характери­зуют не пределы двигательной возможности человека вообще, а пределы его функционирования в данных условиях измерения. Условия деятельности и дви­жения оказывают влияние на формирование движения не непосредственно, а че­рез отражение в голове субъекта как этих условий, так и производимых им дей­ствий.

"Поле деятельности человека" прежде всего — живой морфологический объект, разворачивающийся во времени. Аналогия с живыми объектами особенно на­глядна, если учесть его основные жизненные свойства: во-первых, живое движе­ние реагирует, во-вторых — оно закономерно эволюционирует. Подобными "жи­выми" качествами объекта является его особенность к трансформации: трансфор-мируемость объекта выражается в том, что он рассматривается как постоянно развивающийся, в нем происходит обновление функции, вслед за функциями происходит смена оборудования и технологий, которые в совокупности ведут к смене образно-эмоциональной среды и т.д.

Основными свойствами трансформации являются: множественность функций, не противоречащих однозначной морфологии; способность развиваться во времени (смена трансформы); способность развиваться в пространстве; возможность еди­новременно совмещать различные функции. Поэтому проектирование происходит с привлечением методик, которые в разных формах помогают создавать эти раз­вивающиеся (трансформируемые) объекты.


26 Э-92


я: системо-/ элементами "ирование си-i и созданием различных


ММ/


OQ


С о


 


мои и доста-системы "че-:ледняя и мо-гью и отве-

метрических ■руктуры про-:копления и

"i из опреде-проектиро-гся на том, яет собой игательные ача получа-или иную не типа дея-соответ-<а". Отобра-цессов жиз-)емени обра-

iхарактери-целы его

СТИ И ДВИ-

твенно, а че-1ых им дей-

кий объект, |енно на­двое движе-'бными "жи-и: трансфор-

)СТОЯННО

нкциями ти ведут к

•ункций, не во времени жность еди-происходит ать эти раз-


£ 8

-о с >- ш

С; р го ь-

S га аи

И т о i.

 

Проблема пространственно-временных отношений объектов того или иного клас­са в среде необходима на предпроектных стадиях работы дизайнера.

Огромный объем информации об устойчивых типах поведения и деятельности людей, объединяющих их и закрепляющих представления о законах природы, могут быть заложены в структуре предметно-пространственной среды. Среда, таким образом, служит одним из средств коммуникативной деятельности, связы­вающих людей через пространство и время. Однако только чувственное воспри­ятие формы, вне зависимости от ее назначения и роли в природе и обществе, не может полностью определить ценностное к ней отношение, оно лишь ориен­тирует на основе ассоциаций или предположительных представлений. Дополне­нием коммуникативной функции пространственных систем является множество иерархически связанных и обособленных знаковых систем — унаследованных от прошлого и активно развивающихся в актуальной культуре и варьируемых в зависимости от контекста — стереотипов цвета, графического дизайна, рек­ламы, опознавательных знаков, таблиц, вывесок. Связанные с архитектурой своим содержанием, такие знаки могут не зависеть от ее пространственной формы.

Особой специфичностью в архитектурной среде характеризуется проблема биоло­гического пространства и биологического времени. В этой связи важны попытки К. Левина применить понятия типологии к разработанной им теории биологичес­кого поля, которое характеризует психологическое единство личности и его окру­жение. Концепция психологического поля формировалась под сильным воздей­ствием теории поля в физике, согласно которой каждая сила создает вокруг себя поле, распространяющееся по способу континуума (непрерывного многообразия)


 


26 Э-92



и действующее на любое тело, а также испытывающее действие любого тела, по­мещенного в данное поле.

В практике проектирования среды требуется не только выявить оптимальные раз­меры и геометрическую форму пространства деятельности людей, но и опреде­лить его структуру и, в частности, структуру поля зрения, визуальных связей и направлений с тем, чтобы правильно расположить в них средства, обеспечиваю­щие быстроту или заданность зрительных и зрительно-моторных реакций (ориен­тацию, информацию и т.д.).

В общем виде геометрия поля деятельности, его архитектоника (внутренняя структура) характеризуется как сложностью и кривизной контуров подпрост­ранств, так и сложностью динамики трансформации во времени.

Поле деятельности людей формируется в процессе взаимодействия трех компо­нентов: предметно-пространственного окружения, физических возможностей пе­редвижения и действий и целенаправленной активности высших отделов цент­ральной нервной системы.

Результатом этапа предпроектных исследований является построение графичес­кого изображения структуры поля деятельности людей. При этом используются знания анатомических и биологических характеристик человека, а также сведе­ния об их функциональных и технологических перемещениях и дислокации. Та­кой подход получил достаточно широкое распространение в прикладных разде­лах отдельных наук и в проектно-конструкторском деле, поскольку позволяет относительно легко осуществлять графическое построение в целом и выделение отдельных частей пространства, направленное на оценку и выявление опти­мального варианта с точки зрения экономичности того или иного варианта дви­жения, организации функциональных зон, приемов деятельности, форм предме­тов и прочее.

Многообразие траекторий движения человека в среде можно разделить на груп­пы, которые отличаются специфическими свойствами: скоростью (быстротой про­хождения отдельных участков среды), интенсивностью (количество движений в единицу времени), ритмом (временным, пространственным).

Определение максимальных границ поля деятельности людей проектируемой ар­хитектурной среды представляет собой непрерывный ряд переходящих друг в друга графических фигур, пространственная форма и метрические размеры кото­рых определяются количеством и местоположением точек жизнедеятельности лю­дей, возможностями визуальной ориентации и контроля за ситуацией, конкретно­стью поставленной функциональной задачи и др.

Полученные размеры и геометрическая форма поля деятельности человека не только не сковывают творческих поисков дизайнеров при выборе целесообраз­ного варианта решения проектируемого средового объекта, а напротив, открыва­ют дополнительные возможности для нахождения оптимальных решений, даже когда необходим разумный компромисс между конструктивно-технологическими, экономическими, эстетическими и другими требованиями.

Анализ пространственной организации проектируемого объекта включает:

— графическое изображение поля деятельности людей на проектируемом участ­
ке в масштабе с расстановкой размеров;

— зонирование участка по функциям, целям использования; вычерчивание опти­
мальных углов зрения для различных ситуаций деятельности;

— сопоставление нормативных данных с реальными, с фиксацией отклонений по
вопросам технологии осуществления различных типов деятельности;


— разработка | среде по крите| характер) или i тованными как1

Последний пун прямо с проект прототипов и а

МОЖНОСТЬ ИССЛ1

зволяют произ ветствии с тре(

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...