Дизайн архитектурной среды
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЛЬНЫХ лужить вы-гр Помпи-па челове-юго твор-культуре 1робле-1 ансамбле энных ком-ющие со-
Задачи, стоящие перед средовым дизайнером, различны по содержанию, по сте
В учебном проекте в системе архитектурно-дизайнерского образования появляется акцентированная фаза, стадия проектного размышления и анализа. Обычно студент, прослушав лекцию по теме проекта, тотчас делает клаузуру, то есть самые первые предложения, пытаясь сформулировать свое отношение к функциональным, техническим, художественным аспектам решаемой задачи. Делается это на фоне еще недостаточного знакомства с проблемой, наспех, приблизительно. В результате на следующее занятие студент приносит новые предложения, а по мере углубления в тему вынужден постоянно радикально менять предлагаемое целое. Либо, искусственно сохраняя некоторое время предложенное вначале, студент приходит к внутренней необходимости радикально перестраиваться, но времени на переориентацию у него уже нет. Типична ситуация, когда студент неделями пребывает в состоянии поиска идеи, не формируя активно замысел, а ожидая, когда его посетит вдохновение.
3«4
ржанию, по сте-х уже известны уют серьезных а один при- * ведет к необ- * учебному )ния появляет- иза. Обычно ', то есть са- к функцио-Делается это шительно. В ния, а по слагаемое вначале, сту-ться, но вре-УДент неде->'сел, а ожи- Можно не спешить с рождением проектной идеи, но приближать ее появление, идя ей навстречу. Один из приемов такого движения заключается в расчленении проектной задачи на отдельные ее аспекты, осмысливая каждый из них раздельно, но углубленно. Работа, предшествующая появлению концептуального эскиза-идеи, строится как развернутая клаузура, постепенно приводящая к осмысленному появлению проектного замысла. Такая работа попутно решает две очень важные задачи. Расчленяя сложную проблему на ряд промежуточных, мы создаем возможность решения каждой из них на занятии, формируя навык систематической работы и давая студенту психологически ценный опыт завершенного решения локальных задач, снимая естественную робость перед решением нерасчлененных комплексных проблем. Это во-первых. А во-вторых, вся система подводящих к рождению идеи упражнений построена на апелляции к художественной стороне натуры студента, направлена на пробуждение в нем художественных пластов личности. Практически это выглядит следующим образом. На четвертом курсе, например, делается проект общественного здания — городской гостиницы. После знакомства с программой проектирования студент работает над определением структуры внутреннего пространства, апеллируя к функционально-эргономическим задачам и собственным эмоционально-художественным ощущениям. Эта задача расчленяется на ряд более локальных. Первая — ритмическая структура внутреннего пространства, построенная на сгущениях и разрежениях, сужениях и расширениях, ритмах простых и сложных, острых и смягченных, закономерных и неожиданных. Вторая задача — цветовая структура, построеная на материале ритмической структуры, обнаруживающая предпочтения колористики простой или
возрастные и гает серьезно! комплектующк нимания особ меняемых огр тику объемно- Второй слой г ми очень инт< регу Днепра, венной близо ры: церкви П вода располо текстильной ("козловыми" и песка. Эта реальное разнообрази! или иными с| средой, необ торые ее onf упражнения тектура нача промышленн Третий слой ретной сутьк крытий фирн го опыта исп Четвертый с ции активно или иного а блем. Этот с работ маете Многообразн крывает про границы пои дующего уро й, функцио-яется законах. Третья ' пространст- ма гостини-|из окружаю-твенных ка-•го образа вовлечения |дпочтений. еделенном нутренней помещений кой струк-дений. Про-)ешению. гвляются и осылки:ки. Надо!т, что экс-тором мо-защищать |новки спе- ырастает да в ситуа- функцио-имых из-чических, >im обра-особенно г также
На следующ ны возможн ленных npoi мочь взглян среду, кото| вой терапи стрения уел рабочих и (то, что все рапию", вы но лечить с чения: peat Реанимацш ционально! ния и еще проект пре формалист нообразны конструкт-ниям заказ Реабилита комплекс i кальное cf ской эктие ровщиков. ЖИТЬ В СОЕ На основа концепци? грамму ме которой л "реанимаь Смысл пр(с проекти их решен! стоятельн В сегодня чтобы из 25 Э-92 ИН S
Ш0 oiru Проект реконструкции шахты "Западная" в г. Инта
дизайн архитектурной среды
Л -О A. a § a. QJ TO Z I работе с разньи радоксальному, лов группы Е. Н Проектировани к такой тактике определяющей, тическк руковс подвижностью тойчивостью ор ка, когда уел obi >ванности и одил тот раз- г и черные > дышится лег-ie начать что- едры, конечно спринимается ги. Комфорт-|но открывает <ающую струк-4лую расчле-(зункциональ-|я ощущение щем радость вает, что не гь, но и каж-1, цветовое вающихся со-подчеркну-юй естестве атмосферами самих од взаимного ное педаго-1ить студен- о создание Во-вторых, ируемого эту реаль-зможн остей, 1атериалов, а проекти-»мить буду-дцати чело-чных пробны элект-ентов с ", то есть жтирова-иала, на от- лагающий к ! ХОТЯ И пъ в ней зьмина по КТИВНОЙ ! 5 По ЩИ1 зай нег хо/; прс фо ОП{ диг cet и, i
часть IV глава 12 Поиск образных решений нового целого посредством фотомонтажа двух или нескольких самостоятельных элементов
12.1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ обществ! необходим социаль и Я Принципиальная логическая схема последовательности проектных действий архитектора-дизайнера в условиях реального проектирования очень часто подвергается значительной корректировке. Происходит это не только потому, что каждый проектировщик обладает индивидуальным отношением к предмету проектирования, черпает идеи из разных, близких именно ему сфер деятельности, руководствуется собственными представлениями о технике и технологии проектного творчества. Главная причина индивидуального отступления от описанного еыше алгоритма проектных работ — качественное разнообразие и многоцелевая направленность большинства конкретных приемов и методов выполнения реальных проектных задач, встающих перед архитектором-дизайнером в процессе проектирования. Некоторые из них однозначно, избирательно используются только на определенных этапах и видах работы, другие имеют универсальный характер и используются в самых различных случаях, одни нацелены на аналитические задачи, но на разных стадиях проектного дела, другие направлены на подсознательный синтез характеристик будущего средового объекта и т.д.
Поэтому описание методологии дизайна архитектурной среды следует вести с особых позиций, — как специфический своего рода самостоятельный системный объект, в котором элементы системы — конкретные приемы и методы — обладают весьма широким веером связей — и между собой, и с системой в целом — легко меняющихся в зависимости от мировоззренческих установок проектировщика, его индивидуального опыта проектирования и особенностей задач, поставленных перед архитектором-дизайнером жизнью. Основной смысл творческой деятельности архитектора-дизайнера состоит в формировании материального окружения и организации пространства в интересах людей (жилой дом, школа, завод) с углубленным учетом индивидуальных потребностей каждого человека в определенных эмоционально-психологических условиях жизнедеятельности. Одна из специфических сторон проектной деятельности заключается в изучении комплекса проблем, возникающих при проектировании архитектурной среды. Результатом этих исследований является понимание сущности проектирования функционально целесообразных, технически совершенных, эстетически выразительных объектов, составляющих в совокупности оптимальную среду для жизнедеятельности человека. Система принципов и закономерностей, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с окружающим предметно-пространственным миром, может быть эксплуатащ качества, комфс эргономич окончаи фуНКЦИО! объе* пространс архитек художес устан выражена в че ные, эргономи1 Социальные — ее соответстви ской ценности Утилитарно-ф потребителем, бования связа мых в процесс Эргономически тям человека i нагрузки, a Tai Эстетические художествен н< общественной В центре вяим индивиду альн1 требностями.' стей, отражаю Основных иап дизайна, кото
РСКОГО АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТИРУЕМОМУ ОБЪЕКТУ
ействий архи-'о подвергается каждый проек-ирования, чер-одствуется соб-рчества. е алгоритма шравленность I проектных за-Фования. Неопределенных пользуются в 1, но на разных:интез характе-
?£s s * i= о i ij П. IB С 5 E 3 эксплуатационные качества, комфортность эргономический окончательная функциональная объемно-пространственная, архитектурно-художественная установка комплексная оценка ситуации предложения по своеобразию, новизне, оригинальности решения материальная целесообразность экономический средства реализации
ует вести с ый системный оды — обла-юй в целом — проектиров-задач, постав- остоит в фор-з интересах льных потреб-ческих услови- я в изучении ой среды. Ре-фования ски вырази-у для жизне- взаимоотно-, может быть выражена в четырех группах требований: социальные, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические и экономические. Социальные — это требования к организации среды, учитывающие потребность ее соответствия общественным потребностям, необходимому уровню потребительской ценности. Утилитарно-функциональные — требования, предъявляемые к среде человеком-потребителем. Характеризуя основные функциональные свойства среды, эти требования связаны с определенной структурой потребительских свойств, выявляемых в процессе потребления. Эргономические — требования, обеспечивающие соответствие среды возможностям человека и обуславливающие оптимизацию всей физической и психической нагрузки, а также затрат времени, связанных с получением полезного эффекта. Эстетические — требования, сочетающие в себе ценность среды как элемента художественной культуры общества, а как форма средового объекта отражающие общественно-ценностные характеристики (в том числе утилитарные). В центре внимания дизайнера архитектурной среды всегда находится человек с его индивидуальными и общественными запросами, утилитарными и эстетическими потребностями. Требования дизайна среды — это система принципов и закономерностей, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с предметным миром. Основных направлений взаимодействия потребителя с окружением и объектом дизайна, которые формируются в процессе активного восприятия, выбора и
видимая пластическая ситуация складывается простым видимым восприятием предметов, пространств и др. свойств среды видение представляемая ситуация «квалифицированное» означенное определение свойств, качеств, признаков среды пресуществление постигаемая жизненная ситуация то, что могло бы быть в силу вероятности или жизненной необходимости ведение созерцаемая ценностная ситуация передает через воображение и фантазии чувственное переживание духовных ценностей странству (планир объектов, которые Поэтому начало ai нанием того, что i во всей ее сложш фикацию (П.К.), в ционального пре^ живания, личногс Частные, операти ния групп объект материалу и спос кам и т.д. Как п\ целями и задача гаются в классис го критерия. П.К сравниваемых oi 12 категорий аи разряд субкатеп Дальнейшие про ные элементы а При разработке ции отдать в раз ектирование от; При этом объек" определяются п как процессе, и сложный путь с мо рассмотреть Первый, систем зованием разл1 проектировани ваться неизмен ни заданности знакомых ситу; логового прое* использования мени и опреде новаций. По схеме пои(ствий, ведуща предыдущих з тернативные: делен лишь п плана. Методы управ хранения выб действует, и i становке. Вьи буется". Второй, сист жения, а в к; созерцаемая ценностная ситуация передает через воображение и фантазии чувственное переживание ковных ценностей г» О О с i странству (планировка, объемы). Архитектурная среда относится к категории объектов, которые характеризуются совокупными, системными качествами. Поэтому начало архитектурно-дизайнерского проектирования связано с осознанием того, что мы имеем дело с системным объектом. Понимание системы во всей ее сложности приводит к необходимости провести проектную классификацию (П.К.), вводя типологические схемы. Строятся они по сферам функционального предназначения объекта — для производства, массового обслуживания, личного потребления — и задают целевые требования к объекту. Частные, оперативные П.К. формируются внутри общих по типам использования групп объектов, видам их функциональных или конструктивных связей, по материалу и способу изготовления, по художественно-стилистическим признакам и т.д. Как правило, выбор критерия П.К. осуществляется в соответствии с целями и задачами проектирования, при этом объекты ранжируются (располагаются в классификационной сетке) по мере убывания "мощности" выбранного критерия. П.К. становится затруднительной, если количество категорий сравниваемых объектов превышает 15—20, поэтому при рассмотрении более 12 категорий следует выделить из них главные, переведя второстепенные в разряд субкатегорий. Дальнейшие проектные действия заключаются в том, что мы вычленяем отдельные элементы системы и разрабатываем их по очереди. При разработке определенных элементов системы их можно после классификации отдать в разработку более узким специалистам. Именно так происходит проектирование отдельных частей системы (деталей, отдельно взятых предметов). При этом объектами проектирования являются такие качества системы, которые определяются положением и ролью в ней человека. Говоря о проектировании как процессе, имеющем дело с системными объектами и представляющем собой сложный путь создания нового объекта, т.е. тоже системный процесс, необходимо рассмотреть два аспекта системы.
озможно, зак-ости в предмет-•беспечивает ! НОВЫХ ТИПОВ принять, что эядок психоло- эвне традици-среды. Факти-и изменение |ий происходит i, подчиняется архитектурно-е с тем дизайн 'ирода проек-привлечением ■ собой инте-я, проявляю-•вании систе- ю себе чело-;дству), про- Первый, системный дизайн — как стратегия, совокупность действий с использованием различных методов проектирования. Стратегия может меняться в ходе проектирования в зависимости от результатов предыдущих действий или оставаться неизменной на всем протяжении проектного процесса, отличаясь по степени заданности и схеме поиска. Готовые стратегии ориентированы на работу в знакомых ситуациях и применимы для проектирования "по прототипу" или аналогового проектирования, не направлены на изобретение нового и подходят для использования в проектном процессе ЭВМ. Другие системы, изменяемые во времени и определяемые по ходу работы, направлены на поиск новых решений, инноваций. По схеме поиска стратегии бывают линейные (последовательная цепочка действий, ведущая к результату), цикличные (с возвращением к какому-либо из предыдущих этапов), разветвленные (включающие параллельные этапы и альтернативные этапы проектирования). Адаптивный поиск — стратегия, где определен лишь первый шаг. Случайный поиск отличается абсолютным отсутствием плана. Методы управления стратегией предназначены для ее оценки в целом и для сохранения выбранной стратегии на всех этапах проектного процесса, пока она действует, и изменения ее, если она перестает соответствовать окружающей обстановке. Выбор той или иной стратегии определяется условиями "дано" и "требуется". Второй, системный дизайн как тактика — определяет генеральную линию движения, а в качестве мер "близкодействия" служит решению частной, с точки зре- ния целого, конкретной проблемы. Методами такой тактики являются: системотехника, цель которой — добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней ее совместимости с окружающей средой; проектирование систем "человек-машина" и т.д. Эти методы связаны с формированием и созданием языкового единства в процессе проектирования для сопоставления различных проектных решений и выводов, оценки проектной деятельности. Проектирование среды призвано обеспечить определение необходимой и достаточной номенклатуры функциональных связей между компонентами системы "человек—предмет—пространство", поскольку только в этом случае последняя и может приобрести статус системы, обладающей заданной эффективностью и отвечающей определенным критериям. Для решения первоочередной задачи и сложных задач определения метрических характеристик среды используется метод моделирования формы и структуры пространства в целом на основе исследования законов передвижения, скопления и других действий функционирующих в нем людей. Расширение представлений о механизмах движения является одним из определяющих факторов в накоплении предпроектных знаний об объекте проектирования. Формирование схемы передвижений людей в среде базируется на том, что каждый значимый акт (реактивный или спонтанный) представляет собой решение определенной задачи (действия). При этом (различные двигательные задачи выполняются различным образом) каждая двигательная задача получает, в зависимости от своего содержания и смысловой структуры, ту или иную форму. Существенными при этом являются определяющее положение типа деятельности и влияние предметных условий на характер движения и, соответственно, особенности "поля или пространства деятельности человека". Отображение функционально-технологических, психологических и др. процессов жизнедеятельности в реальных параметрах реального пространства—времени образует архитектурную среду. Величины замеров объема движения людей в средовом пространстве характеризуют не пределы двигательной возможности человека вообще, а пределы его функционирования в данных условиях измерения. Условия деятельности и движения оказывают влияние на формирование движения не непосредственно, а через отражение в голове субъекта как этих условий, так и производимых им действий. "Поле деятельности человека" прежде всего — живой морфологический объект, разворачивающийся во времени. Аналогия с живыми объектами особенно наглядна, если учесть его основные жизненные свойства: во-первых, живое движение реагирует, во-вторых — оно закономерно эволюционирует. Подобными "живыми" качествами объекта является его особенность к трансформации: трансфор-мируемость объекта выражается в том, что он рассматривается как постоянно развивающийся, в нем происходит обновление функции, вслед за функциями происходит смена оборудования и технологий, которые в совокупности ведут к смене образно-эмоциональной среды и т.д. Основными свойствами трансформации являются: множественность функций, не противоречащих однозначной морфологии; способность развиваться во времени (смена трансформы); способность развиваться в пространстве; возможность единовременно совмещать различные функции. Поэтому проектирование происходит с привлечением методик, которые в разных формах помогают создавать эти развивающиеся (трансформируемые) объекты. 26 Э-92 я: системо-/ элементами "ирование си-i и созданием различных ММ/ OQ С о
мои и доста-системы "че-:ледняя и мо-гью и отве- метрических ■руктуры про-:копления и "i из опреде-проектиро-гся на том, яет собой игательные ача получа-или иную не типа дея-соответ-<а". Отобра-цессов жиз-)емени обра- iхарактери-целы его СТИ И ДВИ- твенно, а че-1ых им дей- кий объект, |енно надвое движе-'бными "жи-и: трансфор- )СТОЯННО нкциями ти ведут к •ункций, не во времени жность еди-происходит ать эти раз- £ 8 -о с >- ш С; р го ь- S га аи И т о i.
Проблема пространственно-временных отношений объектов того или иного класса в среде необходима на предпроектных стадиях работы дизайнера. Огромный объем информации об устойчивых типах поведения и деятельности людей, объединяющих их и закрепляющих представления о законах природы, могут быть заложены в структуре предметно-пространственной среды. Среда, таким образом, служит одним из средств коммуникативной деятельности, связывающих людей через пространство и время. Однако только чувственное восприятие формы, вне зависимости от ее назначения и роли в природе и обществе, не может полностью определить ценностное к ней отношение, оно лишь ориентирует на основе ассоциаций или предположительных представлений. Дополнением коммуникативной функции пространственных систем является множество иерархически связанных и обособленных знаковых систем — унаследованных от прошлого и активно развивающихся в актуальной культуре и варьируемых в зависимости от контекста — стереотипов цвета, графического дизайна, рекламы, опознавательных знаков, таблиц, вывесок. Связанные с архитектурой своим содержанием, такие знаки могут не зависеть от ее пространственной формы. Особой специфичностью в архитектурной среде характеризуется проблема биологического пространства и биологического времени. В этой связи важны попытки К. Левина применить понятия типологии к разработанной им теории биологического поля, которое характеризует психологическое единство личности и его окружение. Концепция психологического поля формировалась под сильным воздействием теории поля в физике, согласно которой каждая сила создает вокруг себя поле, распространяющееся по способу континуума (непрерывного многообразия)
26 Э-92 и действующее на любое тело, а также испытывающее действие любого тела, помещенного в данное поле. В практике проектирования среды требуется не только выявить оптимальные размеры и геометрическую форму пространства деятельности людей, но и определить его структуру и, в частности, структуру поля зрения, визуальных связей и направлений с тем, чтобы правильно расположить в них средства, обеспечивающие быстроту или заданность зрительных и зрительно-моторных реакций (ориентацию, информацию и т.д.). В общем виде геометрия поля деятельности, его архитектоника (внутренняя структура) характеризуется как сложностью и кривизной контуров подпространств, так и сложностью динамики трансформации во времени. Поле деятельности людей формируется в процессе взаимодействия трех компонентов: предметно-пространственного окружения, физических возможностей передвижения и действий и целенаправленной активности высших отделов центральной нервной системы. Результатом этапа предпроектных исследований является построение графического изображения структуры поля деятельности людей. При этом используются знания анатомических и биологических характеристик человека, а также сведения об их функциональных и технологических перемещениях и дислокации. Такой подход получил достаточно широкое распространение в прикладных разделах отдельных наук и в проектно-конструкторском деле, поскольку позволяет относительно легко осуществлять графическое построение в целом и выделение отдельных частей пространства, направленное на оценку и выявление оптимального варианта с точки зрения экономичности того или иного варианта движения, организации функциональных зон, приемов деятельности, форм предметов и прочее. Многообразие траекторий движения человека в среде можно разделить на группы, которые отличаются специфическими свойствами: скоростью (быстротой прохождения отдельных участков среды), интенсивностью (количество движений в единицу времени), ритмом (временным, пространственным). Определение максимальных границ поля деятельности людей проектируемой архитектурной среды представляет собой непрерывный ряд переходящих друг в друга графических фигур, пространственная форма и метрические размеры которых определяются количеством и местоположением точек жизнедеятельности людей, возможностями визуальной ориентации и контроля за ситуацией, конкретностью поставленной функциональной задачи и др. Полученные размеры и геометрическая форма поля деятельности человека не только не сковывают творческих поисков дизайнеров при выборе целесообразного варианта решения проектируемого средового объекта, а напротив, открывают дополнительные возможности для нахождения оптимальных решений, даже когда необходим разумный компромисс между конструктивно-технологическими, экономическими, эстетическими и другими требованиями. Анализ пространственной организации проектируемого объекта включает: — графическое изображение поля деятельности людей на проектируемом участ — зонирование участка по функциям, целям использования; вычерчивание опти — сопоставление нормативных данных с реальными, с фиксацией отклонений по — разработка | среде по крите| характер) или i тованными как1 Последний пун прямо с проект прототипов и а МОЖНОСТЬ ИССЛ1 зволяют произ ветствии с тре(
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|