Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дизайн архитектурной среды





Поиск колористического решения. Композиция гостиной выполнена пастелью и в технике коллажа


 

 

 

 

-г,

 

Динамическая композиция с разработкой различных фаз ее трансформации. Проект — призер конкурса "Городские часы Самары" (автор А.А. Гаврилина)


 

 

бЧЯСОЯ Ни*


Проект детской площадки, выполненный пером с отмывкой акварелью


 


 

 

 

 

 


Проект парковой зоны, выполненный в технике пастели по цветной бумаге


 

 

 

 

 

ч

:

Выбор техники исполнения эскизов диктуется эмоциональным отношением к изображаемому: а - силуэты стволов деревьев в росписи глухой стены гаражей выполнены цветными карандашами; б - броскость оформления сцены передается яркостью и сочностью фломастера (автор А.А. Гаврилина)

Эта установка предвар? тывание, концентрируе Она, в известном смыа ристическим правилом щая извне, оцениваете стороны, личностный г мыми особенностями г художественного свое<

Результатом этапа ана. проектирование), коте результатом совместне ектировщик видит прс как лучше оценивает ности проектируемого

ВТОРОЙ ЭТАП — выра тации в системе целе ских объектов.

Предпроектная деяте ву для проектирован Системообразующим особенного функцио этапа в проектной д<

Можно выделить чет

ситуативный, ее.
коего преходящего с
ступает как средств!

эстетизированнь
лом; нередко предус
при относительной h

прагматический,
ленной потребности

профессиональна
объекта ценно с то1
приемы организаци
архитектоника, ист
сения объекта с ко

Исходными положе функциональных т{ деятельность.

Проектная установ щих объемных пос разделения простр метов, объектов и использования и г ных и композиций метод компоновки пользования и взг ных и других элe^

Пространство дея' практической дея

27 Э-92


 

 

 

Эта установка предваряет деятельность, определяет ее направленность и развер­тывание, концентрирует усилия для решения поставленной проектной проблемы. Она, в известном смысле, "сужает" пространство мышления, что согласуется с эв­ристическим правилом — ограничивать область поиска. Информация, поступаю­щая извне, оценивается лишь в разрезе нужности для решения задачи. С другой стороны, личностный подход "отмечает" результат творческой работы неповтори­мыми особенностями авторской индивидуальности, способствует формированию художественного своеобразия результата проектной деятельности.

Результатом этапа анализа является выработка задания на проектирование (ТЗ на проектирование), которое составляется автором будущего проекта или является результатом совместной работы архитектора-дизайнера и заказчика, так как про­ектировщик видит проблему более широко, не только с утилитарной стороны, так как лучше оценивает архитектурно-пространственные и художественные возмож­ности проектируемого объекта.

ВТОРОЙ ЭТАПвыработка творческой проектной установки авторской ориен­тации в системе целей и приоритетов при формировании архитектурно-дизайнер­ских объектов.

Предпроектная деятельность (анализ ситуации, опыт, эрудиция) формируют осно­ву для проектирования нового объекта, отвечающего определенным требованиям. Системообразующим фактором, обеспечивающим свойство целостности условиям особенного функционирования архитектурной среды, выступает явление второго этапа в проектной деятельности — творческая, авторская установка.

Можно выделить четыре типа установки:

ситуативный, если внимание проектировщика сосредоточено на ценности не­
коего преходящего состояния в особой эстетической ситуации, когда объект вы­
ступает как средство ее осуществления;

эстетизированный, характерный соотнесением объекта с художественным идеа­
лом; нередко предусматривается эстетическая ценность будущего акта созерцания
при относительной незаинтересованности иными сторонами ситуации;

прагматический, рассматривающий объект как средство удовлетворения опреде­
ленной потребности, когда на первый план выступает конкретная полезность вещи;

профессиональный (противоположный прагматическому) — когда создание
объекта ценно с точки зрения его "делания", а предметом интереса являются
приемы организации функции и формообразования, конструктивная структура,
архитектоника, использование средств символической значимости, форма соотне­
сения объекта с конкретной средой.

Исходными положениями собственно проектной установки являются комплекс функциональных требований и объективная ситуация, которые предопределяют деятельность.

Проектная установка реализуется, в первую очередь, в компоновке плана и об­щих объемных построениях. На практике эта задача чаще всего решается путем разделения пространства деятельности людей на зоны и размещения в них пред­метов, объектов и вещей в зависимости от их назначения, значимости, частоты использования и прочего. Зоны выделяются с помощью объемно-пространствен­ных и композиционных построений компонентов среды. Однако зонирование как метод компоновки учитывает только требования определенной организации ис­пользования и взаиморасположения укрупненных функциональных, планировоч­ных и других элементов архитектурной среды.

Пространство деятельности людей в его максимально возможных границах в практической деятельности человека обычно не используется. Значительно чаще

 

27 Э-92


 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 


 


 

 


 

Прагматическая творческая авторская установка: А — часы Самары; Б — "городской атриум

ЧАС Ы САМАРЫ

J ATRIUM [ЦСЕ OF ACTION Of MIND

КШЕСО Ш1ИЕТСЯ ЯОК43ЫМЕТ ШИПЫ C1IUKA ШЩ!СШ

Профессиональная творческая авторская установка: А — "Движение по времени и во­время"; Б — зеркальный атриум

полю митог плеса м tow* rtrlecia 1не skv LOOKING!NtO М1ГГОГ ONE fMdl HM3SLT

 

 


, швся&ив,

 

 


 

 

«в |

S S

M о m

 

 

человек имеет дело с отдельными функциональными пространствами, обладающи­ми гораздо меньшими размерами. Последнее связано с различными целями ис­пользования многообразного предметно-пространственного окружения.

В конечном счете, самая первая стадия средового проектирования — осознание цели, условий и задач работы — приводит к ограничению числа возможных на­правлений проектного поиска наиболее перспективными и максимально интерес­ными для автора, а дальнейшие разработки ведутся уже только в русле выбран­ного сектора направлений.

Функционально-образные установки, определенные на первых этапах работы, реализуются в прогнозе наиболее предпочтительных вариантов предметно-


пространственно! ся целая совокуп ций.

Архитектурно-диз ний в различных среде, предмета е

В процессе проек теоретического м архитектурной ср ды и приемы тво| (поиски новых д(

Эвристический п< недостаточной щ вых схем решени зуются методы ai смежных наук и

На начальном эт в виде эскизов, ризующих творч

Рассмотрев сист ния, на этом эта тов решений буд ределенных в тс жественных фор ветствия болыш чика, которые о

Архитектор-диз; проектирование форме опредеж ское задание bi го исследовани разработки про района, компле ционально связ тического xapai

На этой стадии место в общей пов — первый

ТРЕТИЙ ЭТАП -работ — заклк. ваются наибол эффективность

В пределах вы но разрабатыв других форм п няя объемно-п ределенному р к разработке.


и.. 5 ого™

Hi

о S. >, с с-е-

», обладающи-целями ис-ия.

- осознание можных на-ьно интерес-^е выбран-

iax работы, едметно-


пространственной организации проектируемого объекта. При этом использует­ся целая совокупность различного рода методических приемов и рекоменда­ций.

Архитектурно-дизайнерская деятельность — это комплексное использование зна­ний в различных аспектах, рассматривающих проблему существования человека в среде, предмета в комплексе взаимодействий элементов окружения и т.д.

В процессе проектирования осуществляются связи логико-методологического, теоретического мышления с творческим, конкретно-образным. Методика дизайна архитектурной среды, как и в архитектурном проектировании, опирается на мето­ды и приемы творческой деятельности, использующие эвристическое мышление (поиски новых действий в необычных ситуациях).

Эвристический подход в проектировании необходим в проблемной ситуации, при недостаточной предпроектной информации, отсутствии имеющихся в опыте гото­вых схем решения поставленной задачи. В экспериментальной эвристике исполь­зуются методы анкетирования, аналогии, перенесения приемов решения задач из смежных наук и другие.

На начальном этапе процесс поиска проектной идеи и замысла материализуется в виде эскизов, набросков, моделей, раскрывающих ход мыслей автора, характе­ризующих творческий акт, не всегда еще осознанный до конца.

Рассмотрев системно все условия формирования будущего объекта проектирова­ния, на этом этапе архитектор-дизайнер формирует веер определенных вариан­тов решений будущего проекта, удовлетворяющих большей сумме требований, оп­ределенных в техническом задании на предыдущем этапе, реализованных худо­жественных формах и образах. Иногда выбор делается не на основании соот­ветствия большему числу необходимых требований, а учитывая требования заказ­чика, которые он заявляет как непреложные.

Архитектор-дизайнер должен участвовать в составлении технического задания на проектирование, поскольку уже в техническом задании должны быть в общей форме определены требования к проектируемой среде. В ряде случаев техниче­ское задание включает аналитический цикл, называемый циклом предварительно­го исследования. На этой стадии проектирования определяются причины и цели разработки проекта, место проектируемого объекта в инфраструктуре (города, района, комплекса или другого образования), место в комплексе объектов, функ­ционально связанных с ним, и другие данные социально-экономического и эсте­тического характера.

На этой стадии проектировщик встречается с прототипами объекта, намечает его место в общей системе, формулирует общие задачи на основе анализа прототи­пов — первый вклад в создание нового.

ТРЕТИЙ ЭТАП — наиболее важный и определяющий в общей цепочке проектных работ — заключается в поиске проектной идеи (концепции), в нем сосредотачи­ваются наиболее специфичные методы и приемы, обеспечивающие максимальную эффективность всех последующих разработок.

В пределах выбранного варианта намечаются несколько, которые последователь­но разрабатываются графически или с помощью рабочего макетирования или других форм проектирования (машинных или ручных). В процессе работы, уточ­няя объемно-пространственную композицию и проводя сравнение, приходят к оп­ределенному результату, в котором определена главная проектная идея, принятая к разработке.


 

 

 

 


 


По форме — это эскиз-идея, с предложением объемно-пространственного реше­ния, выраженная разными средствами и в различных материалах, достаточно аб­страктная по форме. Она может быть представлена в виде материальных подбо­ров, картин, рельефов, макетов и т.п. Смысл подобных форм выражения — в специальном обострении сути проектной идеи. Именно привычка обострять идею определяет целенаправленный поиск на всех остальных этапах проектирования.

Поиск проектной идеи может быть либо процессом сугубо личностным, либо кол­лективным. Коллективная форма работы особенно продуктивна, когда проектиро­вание касается прогностических проектов, большого по объему проектирования, не имеющего аналогов.

Малое количество аналогов и прототипов ведет к необходимости использования в проектировании целого ряда методик, идентифицирующих поиск пр'оектных идей. Методики по характеру используемых средств могут быть "машинными" и "человеческими". К разряду "человеческих" относятся такие, как "мозговая ата­ка", проектный семинар, коллективный поиск идей.

Когда проектирование на любой своей стадии заходит в тупик и возникает необ­ходимость "возвращения" на стадию проектных предложений, можно пользовать­ся таким способом, как "инверсия" — взгляд со стороны, с непривычной точки зрения, смена творческой установки, что способствует активации нешаблонного мышления, приводит к оригинальным решениям проектных проблем. Сюда же можно отнести и метод ликвидации "тупиковых ситуаций". При ликвидации тупи­ковых ситуаций проектировщик ориентируется на участки пространства поиска, которые первоначально были исключены на основании ошибочных или утратив-


 

ших силу п полагается ния и упор "наводящи щегося не\ меной ело что пробж зовать мет творческо доподобш критикова


О- Э

энного реше-эстаточно аб-ьных подбо-ения — в юстрять идею жтирования.

ым, либо кол-*а проектиро-:ктирования,

пользования р'оектных

JMHHbIMM" И

эзговая ата-

никает необ-) пользовать-чной точки иаблонного Сюда же идации тупи-гва поиска, ли утратив-


 


 

ших силу предположений о приемлемости возможных решений. При этом пред­полагается: использовать приемы уменьшения психологической инерции мышле­ния и упорядочения перебора вариантов решения (например, метод контрольных "наводящих" вопросов); вести поиск новых взаимосвязей между частями имею­щегося неудовлетворительного решения; переоценивать проектную ситуацию за­меной слов, характеризующих затруднение, их синонимами; принимать условия, что проблема решена и идти от последствий вновь к основной структуре; исполь­зовать методы аналогий; использовать случайности как подсказку для решения творческой задачи; делать "дикие", произвольные предложения; принимать прав­доподобное, но заведомо неправильное решение и предлагать специалистам рас­критиковать его; принимать невозможное решение и анализировать его; предла-


 

гать за ограниченное время как можно больше решений (при "мозговой ата­ке" — М.А.) и т.д.

"Мозговая атака" (от англ. brein storming) — метод стимуляции творческой ак­тивности и продуктивности творческой деятельности за счет ее освобождения от ограничений, свойственных тривиальным условиям и рутинным приемам работы.

Как известно, в обычной ситуации стереотипы принятия решений, боязнь неуда­чи, страх показаться смешным тормозят возникновение всякого рода новаторских идей. Снятие "тормозящих факторов" при М.А. осуществляется путем работы в группе (коллективе), каждый член которой высказывается на заданную тему и выдвигает идеи, не оценивая их как истинные или ложные, какими бы "дикими" они ни казались, побуждая друг друга к поиску разного рода ассоциаций, вари­антов усовершенствования. Затем все высказанные идеи анализируются и из них выбирают содержащие наиболее удачные решения.

Быстрота — важнейший фактор М.А., позволяющий в короткие сроки накопить массив предложений, достаточный для рассмотрения в качестве основы для даль­нейшего серьезного поиска. Непосредственным ценным выходом "атаки" являют­ся не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются при классификации большого случайного множества.

Методом М.А. можно рассматривать любую проблему, если она просто и ясно сформулирована. Этот метод можно использовать на любом этапе проектирова­ния — как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены конкретные подпроблемы. Его можно также ис-


 


пользовать для ген* ты. Широкое приме при решении задач

Проектный семина} над общей темой, г местный анализ пр

Это свободное от р пользующее разли1 уровень сотруднич ставленных темой проектный. В перв методики работы, лучение проектног

К задачам П.С. отн идей"), формирова

В ходе П.С. реком более продуктиве называемая "конк "союз" — при ра:

Проектирование i процесса за счет вийэкстремая

Способствует ния — решений i представление в рия" их воздейст искусственно зап ектных предложе

Машинные метод наилучшего вари ский, оценочный фективен при ра рованию.

Сети взаимодеш татов системное цах рассматрива ментов объекта, жает элемент, а менении положе

Метод СВ. прим строгой, объект!* мысленным или

Комплекс всех: стижению в рез

Продуктивная i к методу проек-


т оа m О О

 

 

 

мозговой ата-

|и творческой ак-! освобождения от приемам работы.

ий, боязнь неуда-рода новаторских путем работы в данную тему и ими бы "дикими" хоциаций, вари-мруются и из них

сроки накопить основы для даль-i "атаки" являют-классификации

росто и ясно - проектирова-елена, так и но также ис-


пользовать для генерирования информации или формулирования вопросов анке­ты. Широкое применение метод М.А. получил в 1950-е годы, преимущественно при решении задач технологий, планирования и прогнозирования.

Проектный семинар (П.С.) — интенсивная краткосрочная коллективная работа над общей темой, предполагающая активный обмен проектными идеями и сов­местный анализ проделанного.

Это свободное от рутинности, эффективное средство творческого общения, ис­пользующее различные формы работы, которое обеспечивает деловой, дружеский уровень сотрудничества, включает и эксперимент, и обучение при разработке по­ставленных темой семинара задач. П.С. бывает двух видов: обучающий и чисто проектный. В первом случае приоритетным является демонстрация определенной методики работы, т.е. собственно сам процесс проектирования, во втором — по­лучение проектного результата.

К задачам П.С. относятся: генерация проектных идей (так называемый "банк идей"), формирование концепции объекта проектирования, его проектного образа.

В ходе П.С. рекомендуется делить участников на проектные группы, причем наи­более продуктивен порядок, при котором в начале выполняется работа, условно называемая "конкурс" (на стадии выработки проектной концепции), а затем "союз" — при разработке конкретных решений по выбранной концепции.

Проектирование в воображаемых условияхспособ активизации творческого процесса за счет подстановки вместо реальных обстоятельств, задач и усло­вийэкстремальных, неожиданных, либо недопустимых в обычной жизни.

Способствует нахождению нетривиальных, оригинальных — на уровне изобрете­ния — решений проектной задачи. Важные методические этапы — выбор и представление в виде "документа" воображаемых условий и написания "сцена­рия" их воздействия. Далее осуществляется проектирование объектов для этой искусственно запроектированной среды, анализ его результатов и "перевод" про­ектных предложений в заданные условия.

Машинные методики хороши на стадии оценки условий проектирования, выбора наилучшего варианта в палитре проектных идей, прогнозирования. Аналитиче­ский, оценочный характер подобных действий проектировщика максимально эф­фективен при работе с компьютером и характеризует научный подход к проекти­рованию.

Сети взаимодействия (СВ. метод) — форма проведения и визуализации резуль­татов системного поиска оптимальных взаимосвязей между элементами в грани­цах рассматриваемой проектной проблемы. Состоит в графической фиксации эле­ментов объекта, построении матриц графика взаимодействий, где точка изобра­жает элемент, а линия — связь, и выявлении структуры сети при проектном из­менении положения "точек" и сведении к минимуму числа пересечений "линий".

Метод СВ. применяется в сложных проектных ситуациях, где служит средством строгой, объективной проверки правильности решений, неосуществимой чисто мысленным или визуальным путем.

Комплекс всех этих действий направлен на оптимизацию проектирования и до­стижению в результате продуктивной проектной деятельности.

Продуктивная проектная деятельность (П.П.Д.) — творческий процесс подхода к методу проектирования, опирающийся на прототипы и отвечающий на социаль-



yy| содержание ооъекта с учетом своеобразия его функционального назначения, на идеологическую значимость и общехудожественные задачи, про-блематизацию проектной ситуации. Отвечает потребности решения новых по со­держанию и масштабу проблем.

В П.П.Д. разработка нетривиальных задач сопряжена с выдвижением новых идей на методологическом уровне, выбором особого "угла зрения", выработкой новых пространственных концепций и нуждается в применении новых средств деятель­ности, соответствующих уровню научно-технического прогресса.

Дизайн-концепция (идея) средового произведения, отражая принцип функцио­нально-образного построения будущего объекта, может быть выражена как изоб­разительно, графическими формами, так и вербально (описаниями, перечислени­ем параметров и т.п.), но в любом случае смысл этой стадии работы — своего рода материализация выбранного решения.

Наиболее законченной формой подачи концептуальных предложений является эс­кизный проект, который рождается в результате использования в проектной дея­тельности целого ряда проектных технологий. Среди них большую роль играют всякого рода сравнительные анализы возможных вариантов, так или иначе смо­делированных, т.е. воплощенных в наглядных чертежах, макетах и т.д. Сравнивая проектные предложения, проектировщик должен разобраться в степени их ра­циональности, соответствия сформулированным в задании требованиям. Эскиз­ный поиск осуществляется в согласовании эскизов с принципиальной схемой проектного предложения, конструктивными возможностями, наличием отделочных и строительных материалов и пр.

Практическая фиксация проектных замыслов, эскизов выполняется обычно на бу­маге в черно-белом изображении или в цвете. Средства — карандаш, перо, кисть. Одним из основных методов поиска дизайнера является макетирование и моделирование, которые дают более правильное представление о проектируемом объекте, помогают лучше понять связи человека со средой.

Макетирование (М.) (от итал. macetto — эскиз, набросок) — условное или "на­туральное" объемно-пространственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирова­ния.

М. дает возможность воссоздать и изучить различные явления в лабораторных условиях, способствует механизации процесса проектирования, позволяет опе­ративно получить приближенные к натуре дизайнерские объекты. Макеты раз­личают: в зависимости от имитируемых сторон объектов дизайна (художествен­но-эстетических, конструктивных, технологических); в зависимости от этапа проектирования (рабочие, эскизные, демонстрационные, для лабораторных ис­пытаний); по масштабу (в натуральную величину, уменьшенные в различном со­отношении); по объемности (трехмерные — объемные, полуобъемные диорамы, циклорамы, перспективные макеты, макеты-декорации, плоскостные); по мате­риалу изготовления (бумажные, ткань, дерево, условно передающие формы бу­дущих объектов, до прямого воспроизведения задуманных материалов, фактуры, цвета).

Одновременный учет и решение на одной модели различных вопросов проекти­рования (например, функциональных, материально-конструктивных и эстетиче­ских) в сочетании с графическими материалами обеспечивают на практике реа­лизацию комплексного подхода в проектировании.


Модель проектная (N объекте, фиксация нг

М.П. является предме

ции между професси!

отличать три качества

альной действительн!

аналог реального o6i

альный объект, а пре

ражение, выявляюще

чи свойства; концегл

ваемый для решения

творческого замысла

по отношению к дей

быть графические, о

Визионерское предм

предваряющий созд

для широкого обсун

ванием совмещеннь

бов, так что "игруш

фиях (в фильмах) к

рования возможны:

ное воплощение об

несенность реальнс

объекта и художеа

цептуальным, прев|

Все эти (и многие

торских предложе*

ональным советом,

тектурно-дизайнер

пени отличается о-

сто решающую poj

пространственные

предметного Hanoj

осуществляются m

завершающая ста;

рике — соединен!

готовых компонен

циальному — в с<

приходится высту

шенно самостояте

руководить уже н

ки, концепции, эс

дельных заданий,

зующих среду.

При этом соверш' учет производств ции дизайнерски

Все вместе это Д(рования не рути! ной творческой ^ ностей, лишь час 2 этапа — техно.


-(иинального

задачи, про-новых по со-

;м новых идей эоткой новых цств деятель-

1 функцио-?на как изоб-1еречислени-i — своего

4 является эс- юектной дея-эль играют иначе смо-Д. Сравнивая:ни их ра-ям. Эскиз-4 схемой 1 отделочных

Зычно на бу-, перо, ирование и)ектируемом

эе или "на-ленном |альных, зделий и >ектирова-

ораторных)ляет опе-кеты раз-цожествен-г этапа)рных ис-личном со-! Диорамы, по мате-зормы бу-з, фактуры,

проекти-тетиче-"ике реа-


МодвЛЬ Проектная {F\.\\.) — KOHKpeiHdH

объекте, фиксация научной или проектной мысли.

М.П. является предметом проектирования и одновременно средством коммуника­ции между профессионалами и автором, заказчиком и потребителем. М.П. должны отличать три качества: адекватность (правдоподобие, верность, реалистичность) ре­альной действительности — т.к. модель есть более или менее точное подобие, аналог реального объекта; условность — т.к. модель не буквально повторяет ре­альный объект, а представляет собой условное, обобщенное, приближенное его от­ражение, выявляющее только существенные с точки зрения решения данной зада­чи свойства; концептуальность — т.к. модель есть искусственный объект, созда­ваемый для решения определенных задач, и, следовательно, предполагает наличие творческого замысла, авторской концепции, демонстрирующей позицию художника по отношению к действительности, и должна выражать эту позицию. Модели могут быть графические, объемные, словесные и т.д.

Визионерское предметное творчество (В.П.Т.) — особый вид проектирования, предваряющий создание реальных объектов (зданий, фрагментов среды) показом для широкого обсуждения специальных эскизов, коллажей, макетов с использо­ванием совмещенных натурных и павильонных съемок с корректировкой масшта­бов, так что "игрушечные" люди, деревья и автомобили на монтажных фотогра­фиях (в фильмах) кажутся вполне реальными. В.П.Т. — мощный прием модели­рования возможных предметно-пространственных решений, имитирующий реаль­ное воплощение объекта. В визионерских проектах подчеркивается острая соот­несенность реальности и проектного образа, или практически "натурального" объекта и художественно-условного окружения. Это делает проектирование кон­цептуальным, превращает его в особый вид художественного творчества.

Все эти (и многие неназванные) методы реализации в проектных материалах ав­торских предложений так или иначе утверждаются (одобряются) либо професси­ональным советом, либо заказчиком, после чего начинается новая стадия архи­тектурно-дизайнерского средового проектирования, которая в значительной сте­пени отличается от аналогичных работ в архитектуре, т.к. здесь огромную, а ча­сто решающую роль в формировании облика среды играют не ее архитектурно-пространственные характеристики, а качество, форма, комбинации элементов предметного наполнения. Если при этом формирование и оборудование среды осуществляются по "типовым", уже выпускаемым промышленностью образцам, то завершающая стадия работ связана с большим объемом заданий по комбинато­рике — соединению в целое, согласованию по цвету, масштабу, функции и т.д. готовых компонентов и форм. Если же эти элементы среды выпускаются по спе­циальному — в соответствии с концепцией — проекту, то архитектору-дизайнеру приходится выступать в роли главного координатора огромного комплекса совер­шенно самостоятельных дизайнерских работ. Другими словами, ему приходится руководить уже названным комплексом проектных действий (выработка установ­ки, концепции, эскизных предложений и т.д.), но уже расчлененных на массу от­дельных заданий, на проектирование тех или иных устройств, вещей и пр., обра­зующих среду.

При этом совершенно новой стороной деятельности проектировщика становится учет производственных и маркетинговых возможностей и особенностей реализа­ции дизайнерских предложений.

Все вместе это делает завершающие этапы архитектурно-дизайнерского проекти­рования не рутинной (перевод в другой масштаб), а сложнейшей организацион­ной творческой деятельностью, обладающей целым рядом методических особен­ностей, лишь частично участвующих в учебном процессе. Эта стадия содержит 2 этапа — технологическое и рабочее проектирование.



 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПпроектная разработка (П.Р.), результатом которой является технический проект, в котором уже определены основные метрические и про­странственные характеристики объекта, его габариты, пропорции, колористиче­ское решение, стилистика, технология, материалы, способ функционирования. Эта стадия разработки выражена в виде графических наглядных изображений, черте­жей, макетов, коллажей и т.п.

Здесь выбранный вариант эскизного предложения прорабатывается, в первую оче­редь, в техническом отношении, конструктивном, углубленном функционально-про­странственном, планировочном и эстетическом. Идут поиски параметров и архитек­турно-художественных характеристик элементов среды, адекватных задачам и усло­виям деятельности. П.Р. выступает как своего рода самостоятельная и осознанная


l\

«л?»


CD О

О О

^ о а о а<и


деятельность, проявляющаяся в фиксации взаиморасположения отдельных зон от­носительно друг друга и определении их предметного наполнения, эстетики.

Технический проект — промежуточное или конечное описание объекта проекти­рования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструкторской документации, необходимое для составления технической документации, произ­водства и последующей эксплуатации продукции.

Именно здесь определяются почти все мероприятия по комплексному заверше­нию проектных работ (задачи производству, смежникам, технологические указа­ния и т.д.).

Последний этап — разработка рабочих чертежей — есть подготовка всех мате­риалов для возможной будущей реализации принятого проекта в конкретной форме и материалах. Представляет собой своеобразный творческий этап, на ко­тором происходит классификация, выделение специальных проблем, обособление понятий технической эстетики — таких как массовость, технологичность, качест­во, проектирование отдельных предметов. Задача этого проектного этапа отвечает в рамках определенной выбранной системы всему комплексу требований, предъявляемых этому проекту в соответствии с техническим заданием на проек­тирование.

В реальной жизни этот этап сопряжен с большой долей работ, формально вклю­ченных в проектный процесс средового дизайна — взаимодействие со смежни­ками, производителями работ, строителями и т.д., которые осуществляют ту са­мую обратную связь — деформация принятых решений условиями действитель­ности, которая завершает проектирование.

Их методическое обеспечение входит в компетенцию уже других дисциплин учебного плана специальности 2902.


ои является ie и про-ористиче-ювания. Эта ений, черте-

1ервую оче-шьно-про-в и архитек-ачам и усло-эсознанная


12.3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СУТЬ МЕТОДИКИ ПРИЕМОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В истории человечества проектный тип деятельности противостоял каноническо­му, то есть ремесленному, воспроизводству по культурным образцам. Тогда канон играл роль проекта, хотя и не был собственно проектом — как раз потому, что был строго определенным, абсолютным, как бы раз и навсегда заданным. Каноны исторически эволюционировали, но это был процесс не изменения, а углубления и закрепления определенной нормы. С ростом массового промышленного произ­водства каноническая система распалась, из нее выделились функции проектиро­вания, обновления и нормирования типизации, ставшие между собой в отноше­ния скрытой оппозиции.

Эта оппозиция обнаружила себя первоначально в виде критики, через которую определялось отношение к норме, каноническим исторически сложившимся фор­мам бытия. Наряду с критикой для проектного типа воспроизводства чрезвычай­но существенно наличие внутри него еще одного звена — проектных исследова­ний. Задача исследования — сбор знаний об объекте, необходимых для форми­рования проектной концепции, а задача критики при этом — выявлять ценност­ные отношения внутри предметного мира и задавать в нем проектные ориентиры. Но ни проектные исследования, ни ценностные оценки не способны поступатель­но воссоздать мир в его конкретном материальном воплощении — это задача собственно проектирования.

Для понимания методических основ дизайна важно вспомнить генезис проектной деятельности. Человеческое сознание не может мириться с расколотостью жизни на производственную деятельность, гуманитарную деятельность и искусство. Оно стремится к изначальному единству целесообразного и осмысленного бытия в красоте, определенной когда-то как "техне". Это определение в полной мере от­носится к дизайну — как деятельности, призванной восстановить целостность разрушающегося мира.

Только человеку присуща способность моделировать социально-культурный мир как целостный в единстве его объективной реальности и субъективно переживае­мых человеком ценностей. В этом, по существу, и состоит смысл и метод дизай­на. Проблематизирующее проектирование каждый раз возвращает мир или ка­кой-либо его фрагмент в такое состояние, когда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...