Дизайн архитектурной среды
Поиск колористического решения. Композиция гостиной выполнена пастелью и в технике коллажа
Динамическая композиция с разработкой различных фаз ее трансформации. Проект — призер конкурса "Городские часы Самары" (автор А.А. Гаврилина)
Проект детской площадки, выполненный пером с отмывкой акварелью
Проект парковой зоны, выполненный в технике пастели по цветной бумаге
Эта установка предвар? тывание, концентрируе Она, в известном смыа ристическим правилом щая извне, оцениваете стороны, личностный г мыми особенностями г художественного свое< Результатом этапа ана. проектирование), коте результатом совместне ектировщик видит прс как лучше оценивает ности проектируемого ВТОРОЙ ЭТАП — выра тации в системе целе ских объектов. Предпроектная деяте ву для проектирован Системообразующим особенного функцио этапа в проектной д< Можно выделить чет — ситуативный, ее. — эстетизированнь — прагматический, — профессиональна Исходными положе функциональных т{ деятельность. Проектная установ щих объемных пос разделения простр метов, объектов и использования и г ных и композиций метод компоновки пользования и взг ных и других элe^
Пространство дея' практической дея 27 Э-92
Эта установка предваряет деятельность, определяет ее направленность и развертывание, концентрирует усилия для решения поставленной проектной проблемы. Она, в известном смысле, "сужает" пространство мышления, что согласуется с эвристическим правилом — ограничивать область поиска. Информация, поступающая извне, оценивается лишь в разрезе нужности для решения задачи. С другой стороны, личностный подход "отмечает" результат творческой работы неповторимыми особенностями авторской индивидуальности, способствует формированию художественного своеобразия результата проектной деятельности. Результатом этапа анализа является выработка задания на проектирование (ТЗ на проектирование), которое составляется автором будущего проекта или является результатом совместной работы архитектора-дизайнера и заказчика, так как проектировщик видит проблему более широко, не только с утилитарной стороны, так как лучше оценивает архитектурно-пространственные и художественные возможности проектируемого объекта. ВТОРОЙ ЭТАП — выработка творческой проектной установки авторской ориентации в системе целей и приоритетов при формировании архитектурно-дизайнерских объектов. Предпроектная деятельность (анализ ситуации, опыт, эрудиция) формируют основу для проектирования нового объекта, отвечающего определенным требованиям. Системообразующим фактором, обеспечивающим свойство целостности условиям особенного функционирования архитектурной среды, выступает явление второго этапа в проектной деятельности — творческая, авторская установка. Можно выделить четыре типа установки: — ситуативный, если внимание проектировщика сосредоточено на ценности не
— эстетизированный, характерный соотнесением объекта с художественным идеа — прагматический, рассматривающий объект как средство удовлетворения опреде — профессиональный (противоположный прагматическому) — когда создание Исходными положениями собственно проектной установки являются комплекс функциональных требований и объективная ситуация, которые предопределяют деятельность. Проектная установка реализуется, в первую очередь, в компоновке плана и общих объемных построениях. На практике эта задача чаще всего решается путем разделения пространства деятельности людей на зоны и размещения в них предметов, объектов и вещей в зависимости от их назначения, значимости, частоты использования и прочего. Зоны выделяются с помощью объемно-пространственных и композиционных построений компонентов среды. Однако зонирование как метод компоновки учитывает только требования определенной организации использования и взаиморасположения укрупненных функциональных, планировочных и других элементов архитектурной среды. Пространство деятельности людей в его максимально возможных границах в практической деятельности человека обычно не используется. Значительно чаще 27 Э-92
«в | S S M о m
человек имеет дело с отдельными функциональными пространствами, обладающими гораздо меньшими размерами. Последнее связано с различными целями использования многообразного предметно-пространственного окружения. В конечном счете, самая первая стадия средового проектирования — осознание цели, условий и задач работы — приводит к ограничению числа возможных направлений проектного поиска наиболее перспективными и максимально интересными для автора, а дальнейшие разработки ведутся уже только в русле выбранного сектора направлений. Функционально-образные установки, определенные на первых этапах работы, реализуются в прогнозе наиболее предпочтительных вариантов предметно- пространственно! ся целая совокуп ций. Архитектурно-диз ний в различных среде, предмета е В процессе проек теоретического м архитектурной ср ды и приемы тво| (поиски новых д( Эвристический п< недостаточной щ вых схем решени зуются методы ai смежных наук и На начальном эт в виде эскизов, ризующих творч Рассмотрев сист ния, на этом эта тов решений буд ределенных в тс жественных фор ветствия болыш чика, которые о Архитектор-диз; проектирование форме опредеж ское задание bi го исследовани разработки про района, компле ционально связ тического xapai На этой стадии место в общей пов — первый ТРЕТИЙ ЭТАП -работ — заклк. ваются наибол эффективность В пределах вы но разрабатыв других форм п няя объемно-п ределенному р к разработке. и.. 5 ого™ Hi о S. >, с с-е- », обладающи-целями ис-ия. - осознание можных на-ьно интерес-^е выбран- iax работы, едметно- пространственной организации проектируемого объекта. При этом используется целая совокупность различного рода методических приемов и рекомендаций.
Архитектурно-дизайнерская деятельность — это комплексное использование знаний в различных аспектах, рассматривающих проблему существования человека в среде, предмета в комплексе взаимодействий элементов окружения и т.д. В процессе проектирования осуществляются связи логико-методологического, теоретического мышления с творческим, конкретно-образным. Методика дизайна архитектурной среды, как и в архитектурном проектировании, опирается на методы и приемы творческой деятельности, использующие эвристическое мышление (поиски новых действий в необычных ситуациях). Эвристический подход в проектировании необходим в проблемной ситуации, при недостаточной предпроектной информации, отсутствии имеющихся в опыте готовых схем решения поставленной задачи. В экспериментальной эвристике используются методы анкетирования, аналогии, перенесения приемов решения задач из смежных наук и другие. На начальном этапе процесс поиска проектной идеи и замысла материализуется в виде эскизов, набросков, моделей, раскрывающих ход мыслей автора, характеризующих творческий акт, не всегда еще осознанный до конца. Рассмотрев системно все условия формирования будущего объекта проектирования, на этом этапе архитектор-дизайнер формирует веер определенных вариантов решений будущего проекта, удовлетворяющих большей сумме требований, определенных в техническом задании на предыдущем этапе, реализованных художественных формах и образах. Иногда выбор делается не на основании соответствия большему числу необходимых требований, а учитывая требования заказчика, которые он заявляет как непреложные. Архитектор-дизайнер должен участвовать в составлении технического задания на проектирование, поскольку уже в техническом задании должны быть в общей форме определены требования к проектируемой среде. В ряде случаев техническое задание включает аналитический цикл, называемый циклом предварительного исследования. На этой стадии проектирования определяются причины и цели разработки проекта, место проектируемого объекта в инфраструктуре (города, района, комплекса или другого образования), место в комплексе объектов, функционально связанных с ним, и другие данные социально-экономического и эстетического характера. На этой стадии проектировщик встречается с прототипами объекта, намечает его место в общей системе, формулирует общие задачи на основе анализа прототипов — первый вклад в создание нового. ТРЕТИЙ ЭТАП — наиболее важный и определяющий в общей цепочке проектных работ — заключается в поиске проектной идеи (концепции), в нем сосредотачиваются наиболее специфичные методы и приемы, обеспечивающие максимальную эффективность всех последующих разработок.
В пределах выбранного варианта намечаются несколько, которые последовательно разрабатываются графически или с помощью рабочего макетирования или других форм проектирования (машинных или ручных). В процессе работы, уточняя объемно-пространственную композицию и проводя сравнение, приходят к определенному результату, в котором определена главная проектная идея, принятая к разработке.
По форме — это эскиз-идея, с предложением объемно-пространственного решения, выраженная разными средствами и в различных материалах, достаточно абстрактная по форме. Она может быть представлена в виде материальных подборов, картин, рельефов, макетов и т.п. Смысл подобных форм выражения — в специальном обострении сути проектной идеи. Именно привычка обострять идею определяет целенаправленный поиск на всех остальных этапах проектирования. Поиск проектной идеи может быть либо процессом сугубо личностным, либо коллективным. Коллективная форма работы особенно продуктивна, когда проектирование касается прогностических проектов, большого по объему проектирования, не имеющего аналогов. Малое количество аналогов и прототипов ведет к необходимости использования в проектировании целого ряда методик, идентифицирующих поиск пр'оектных идей. Методики по характеру используемых средств могут быть "машинными" и "человеческими". К разряду "человеческих" относятся такие, как "мозговая атака", проектный семинар, коллективный поиск идей. Когда проектирование на любой своей стадии заходит в тупик и возникает необходимость "возвращения" на стадию проектных предложений, можно пользоваться таким способом, как "инверсия" — взгляд со стороны, с непривычной точки зрения, смена творческой установки, что способствует активации нешаблонного мышления, приводит к оригинальным решениям проектных проблем. Сюда же можно отнести и метод ликвидации "тупиковых ситуаций". При ликвидации тупиковых ситуаций проектировщик ориентируется на участки пространства поиска, которые первоначально были исключены на основании ошибочных или утратив-
ших силу п полагается ния и упор "наводящи щегося не\ меной ело что пробж зовать мет творческо доподобш критикова О- Э энного реше-эстаточно аб-ьных подбо-ения — в юстрять идею жтирования. ым, либо кол-*а проектиро-:ктирования, пользования р'оектных JMHHbIMM" И эзговая ата- никает необ-) пользовать-чной точки иаблонного Сюда же идации тупи-гва поиска, ли утратив-
ших силу предположений о приемлемости возможных решений. При этом предполагается: использовать приемы уменьшения психологической инерции мышления и упорядочения перебора вариантов решения (например, метод контрольных "наводящих" вопросов); вести поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения; переоценивать проектную ситуацию заменой слов, характеризующих затруднение, их синонимами; принимать условия, что проблема решена и идти от последствий вновь к основной структуре; использовать методы аналогий; использовать случайности как подсказку для решения творческой задачи; делать "дикие", произвольные предложения; принимать правдоподобное, но заведомо неправильное решение и предлагать специалистам раскритиковать его; принимать невозможное решение и анализировать его; предла-
гать за ограниченное время как можно больше решений (при "мозговой атаке" — М.А.) и т.д. "Мозговая атака" (от англ. brein storming) — метод стимуляции творческой активности и продуктивности творческой деятельности за счет ее освобождения от ограничений, свойственных тривиальным условиям и рутинным приемам работы. Как известно, в обычной ситуации стереотипы принятия решений, боязнь неудачи, страх показаться смешным тормозят возникновение всякого рода новаторских идей. Снятие "тормозящих факторов" при М.А. осуществляется путем работы в группе (коллективе), каждый член которой высказывается на заданную тему и выдвигает идеи, не оценивая их как истинные или ложные, какими бы "дикими" они ни казались, побуждая друг друга к поиску разного рода ассоциаций, вариантов усовершенствования. Затем все высказанные идеи анализируются и из них выбирают содержащие наиболее удачные решения. Быстрота — важнейший фактор М.А., позволяющий в короткие сроки накопить массив предложений, достаточный для рассмотрения в качестве основы для дальнейшего серьезного поиска. Непосредственным ценным выходом "атаки" являются не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются при классификации большого случайного множества. Методом М.А. можно рассматривать любую проблему, если она просто и ясно сформулирована. Этот метод можно использовать на любом этапе проектирования — как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены конкретные подпроблемы. Его можно также ис-
пользовать для ген* ты. Широкое приме при решении задач Проектный семина} над общей темой, г местный анализ пр Это свободное от р пользующее разли1 уровень сотруднич ставленных темой проектный. В перв методики работы, лучение проектног К задачам П.С. отн идей"), формирова В ходе П.С. реком более продуктиве называемая "конк "союз" — при ра: Проектирование i процесса за счет вий — экстремая Способствует ния — решений i представление в рия" их воздейст искусственно зап ектных предложе Машинные метод наилучшего вари ский, оценочный фективен при ра рованию. Сети взаимодеш татов системное цах рассматрива ментов объекта, жает элемент, а менении положе Метод СВ. прим строгой, объект!* мысленным или Комплекс всех: стижению в рез Продуктивная i к методу проек- -о т оа m О О
мозговой ата- |и творческой ак-! освобождения от приемам работы. ий, боязнь неуда-рода новаторских путем работы в данную тему и ими бы "дикими" хоциаций, вари-мруются и из них сроки накопить основы для даль-i "атаки" являют-классификации росто и ясно - проектирова-елена, так и но также ис- пользовать для генерирования информации или формулирования вопросов анкеты. Широкое применение метод М.А. получил в 1950-е годы, преимущественно при решении задач технологий, планирования и прогнозирования. Проектный семинар (П.С.) — интенсивная краткосрочная коллективная работа над общей темой, предполагающая активный обмен проектными идеями и совместный анализ проделанного. Это свободное от рутинности, эффективное средство творческого общения, использующее различные формы работы, которое обеспечивает деловой, дружеский уровень сотрудничества, включает и эксперимент, и обучение при разработке поставленных темой семинара задач. П.С. бывает двух видов: обучающий и чисто проектный. В первом случае приоритетным является демонстрация определенной методики работы, т.е. собственно сам процесс проектирования, во втором — получение проектного результата. К задачам П.С. относятся: генерация проектных идей (так называемый "банк идей"), формирование концепции объекта проектирования, его проектного образа. В ходе П.С. рекомендуется делить участников на проектные группы, причем наиболее продуктивен порядок, при котором в начале выполняется работа, условно называемая "конкурс" (на стадии выработки проектной концепции), а затем "союз" — при разработке конкретных решений по выбранной концепции. Проектирование в воображаемых условиях — способ активизации творческого процесса за счет подстановки вместо реальных обстоятельств, задач и условий — экстремальных, неожиданных, либо недопустимых в обычной жизни. Способствует нахождению нетривиальных, оригинальных — на уровне изобретения — решений проектной задачи. Важные методические этапы — выбор и представление в виде "документа" воображаемых условий и написания "сценария" их воздействия. Далее осуществляется проектирование объектов для этой искусственно запроектированной среды, анализ его результатов и "перевод" проектных предложений в заданные условия. Машинные методики хороши на стадии оценки условий проектирования, выбора наилучшего варианта в палитре проектных идей, прогнозирования. Аналитический, оценочный характер подобных действий проектировщика максимально эффективен при работе с компьютером и характеризует научный подход к проектированию. Сети взаимодействия (СВ. метод) — форма проведения и визуализации результатов системного поиска оптимальных взаимосвязей между элементами в границах рассматриваемой проектной проблемы. Состоит в графической фиксации элементов объекта, построении матриц графика взаимодействий, где точка изображает элемент, а линия — связь, и выявлении структуры сети при проектном изменении положения "точек" и сведении к минимуму числа пересечений "линий". Метод СВ. применяется в сложных проектных ситуациях, где служит средством строгой, объективной проверки правильности решений, неосуществимой чисто мысленным или визуальным путем. Комплекс всех этих действий направлен на оптимизацию проектирования и достижению в результате продуктивной проектной деятельности. Продуктивная проектная деятельность (П.П.Д.) — творческий процесс подхода к методу проектирования, опирающийся на прототипы и отвечающий на социаль- yy| содержание ооъекта с учетом своеобразия его функционального назначения, на идеологическую значимость и общехудожественные задачи, про-блематизацию проектной ситуации. Отвечает потребности решения новых по содержанию и масштабу проблем. В П.П.Д. разработка нетривиальных задач сопряжена с выдвижением новых идей на методологическом уровне, выбором особого "угла зрения", выработкой новых пространственных концепций и нуждается в применении новых средств деятельности, соответствующих уровню научно-технического прогресса. Дизайн-концепция (идея) средового произведения, отражая принцип функционально-образного построения будущего объекта, может быть выражена как изобразительно, графическими формами, так и вербально (описаниями, перечислением параметров и т.п.), но в любом случае смысл этой стадии работы — своего рода материализация выбранного решения. Наиболее законченной формой подачи концептуальных предложений является эскизный проект, который рождается в результате использования в проектной деятельности целого ряда проектных технологий. Среди них большую роль играют всякого рода сравнительные анализы возможных вариантов, так или иначе смоделированных, т.е. воплощенных в наглядных чертежах, макетах и т.д. Сравнивая проектные предложения, проектировщик должен разобраться в степени их рациональности, соответствия сформулированным в задании требованиям. Эскизный поиск осуществляется в согласовании эскизов с принципиальной схемой проектного предложения, конструктивными возможностями, наличием отделочных и строительных материалов и пр. Практическая фиксация проектных замыслов, эскизов выполняется обычно на бумаге в черно-белом изображении или в цвете. Средства — карандаш, перо, кисть. Одним из основных методов поиска дизайнера является макетирование и моделирование, которые дают более правильное представление о проектируемом объекте, помогают лучше понять связи человека со средой. Макетирование (М.) (от итал. macetto — эскиз, набросок) — условное или "натуральное" объемно-пространственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирования. М. дает возможность воссоздать и изучить различные явления в лабораторных условиях, способствует механизации процесса проектирования, позволяет оперативно получить приближенные к натуре дизайнерские объекты. Макеты различают: в зависимости от имитируемых сторон объектов дизайна (художественно-эстетических, конструктивных, технологических); в зависимости от этапа проектирования (рабочие, эскизные, демонстрационные, для лабораторных испытаний); по масштабу (в натуральную величину, уменьшенные в различном соотношении); по объемности (трехмерные — объемные, полуобъемные диорамы, циклорамы, перспективные макеты, макеты-декорации, плоскостные); по материалу изготовления (бумажные, ткань, дерево, условно передающие формы будущих объектов, до прямого воспроизведения задуманных материалов, фактуры, цвета). Одновременный учет и решение на одной модели различных вопросов проектирования (например, функциональных, материально-конструктивных и эстетических) в сочетании с графическими материалами обеспечивают на практике реализацию комплексного подхода в проектировании. Модель проектная (N объекте, фиксация нг М.П. является предме ции между професси! отличать три качества альной действительн! аналог реального o6i альный объект, а пре ражение, выявляюще чи свойства; концегл ваемый для решения творческого замысла по отношению к дей быть графические, о Визионерское предм предваряющий созд для широкого обсун ванием совмещеннь бов, так что "игруш фиях (в фильмах) к рования возможны: ное воплощение об несенность реальнс объекта и художеа цептуальным, прев| Все эти (и многие торских предложе* ональным советом, тектурно-дизайнер пени отличается о- сто решающую poj пространственные предметного Hanoj осуществляются m завершающая ста; рике — соединен! готовых компонен циальному — в с< приходится высту шенно самостояте руководить уже н ки, концепции, эс дельных заданий, зующих среду. При этом соверш' учет производств ции дизайнерски Все вместе это Д(рования не рути! ной творческой ^ ностей, лишь час 2 этапа — техно. -(иинального задачи, про-новых по со- ;м новых идей эоткой новых цств деятель- 1 функцио-?на как изоб-1еречислени-i — своего 4 является эс- юектной дея-эль играют иначе смо-Д. Сравнивая:ни их ра-ям. Эскиз-4 схемой 1 отделочных Зычно на бу-, перо, ирование и)ектируемом эе или "на-ленном |альных, зделий и >ектирова- ораторных)ляет опе-кеты раз-цожествен-г этапа)рных ис-личном со-! Диорамы, по мате-зормы бу-з, фактуры, проекти-тетиче-"ике реа- МодвЛЬ Проектная {F\.\\.) — KOHKpeiHdH объекте, фиксация научной или проектной мысли. М.П. является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации между профессионалами и автором, заказчиком и потребителем. М.П. должны отличать три качества: адекватность (правдоподобие, верность, реалистичность) реальной действительности — т.к. модель есть более или менее точное подобие, аналог реального объекта; условность — т.к. модель не буквально повторяет реальный объект, а представляет собой условное, обобщенное, приближенное его отражение, выявляющее только существенные с точки зрения решения данной задачи свойства; концептуальность — т.к. модель есть искусственный объект, создаваемый для решения определенных задач, и, следовательно, предполагает наличие творческого замысла, авторской концепции, демонстрирующей позицию художника по отношению к действительности, и должна выражать эту позицию. Модели могут быть графические, объемные, словесные и т.д. Визионерское предметное творчество (В.П.Т.) — особый вид проектирования, предваряющий создание реальных объектов (зданий, фрагментов среды) показом для широкого обсуждения специальных эскизов, коллажей, макетов с использованием совмещенных натурных и павильонных съемок с корректировкой масштабов, так что "игрушечные" люди, деревья и автомобили на монтажных фотографиях (в фильмах) кажутся вполне реальными. В.П.Т. — мощный прием моделирования возможных предметно-пространственных решений, имитирующий реальное воплощение объекта. В визионерских проектах подчеркивается острая соотнесенность реальности и проектного образа, или практически "натурального" объекта и художественно-условного окружения. Это делает проектирование концептуальным, превращает его в особый вид художественного творчества. Все эти (и многие неназванные) методы реализации в проектных материалах авторских предложений так или иначе утверждаются (одобряются) либо профессиональным советом, либо заказчиком, после чего начинается новая стадия архитектурно-дизайнерского средового проектирования, которая в значительной степени отличается от аналогичных работ в архитектуре, т.к. здесь огромную, а часто решающую роль в формировании облика среды играют не ее архитектурно-пространственные характеристики, а качество, форма, комбинации элементов предметного наполнения. Если при этом формирование и оборудование среды осуществляются по "типовым", уже выпускаемым промышленностью образцам, то завершающая стадия работ связана с большим объемом заданий по комбинаторике — соединению в целое, согласованию по цвету, масштабу, функции и т.д. готовых компонентов и форм. Если же эти элементы среды выпускаются по специальному — в соответствии с концепцией — проекту, то архитектору-дизайнеру приходится выступать в роли главного координатора огромного комплекса совершенно самостоятельных дизайнерских работ. Другими словами, ему приходится руководить уже названным комплексом проектных действий (выработка установки, концепции, эскизных предложений и т.д.), но уже расчлененных на массу отдельных заданий, на проектирование тех или иных устройств, вещей и пр., образующих среду. При этом совершенно новой стороной деятельности проектировщика становится учет производственных и маркетинговых возможностей и особенностей реализации дизайнерских предложений. Все вместе это делает завершающие этапы архитектурно-дизайнерского проектирования не рутинной (перевод в другой масштаб), а сложнейшей организационной творческой деятельностью, обладающей целым рядом методических особенностей, лишь частично участвующих в учебном процессе. Эта стадия содержит 2 этапа — технологическое и рабочее проектирование.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП — проектная разработка (П.Р.), результатом которой является технический проект, в котором уже определены основные метрические и пространственные характеристики объекта, его габариты, пропорции, колористическое решение, стилистика, технология, материалы, способ функционирования. Эта стадия разработки выражена в виде графических наглядных изображений, чертежей, макетов, коллажей и т.п. Здесь выбранный вариант эскизного предложения прорабатывается, в первую очередь, в техническом отношении, конструктивном, углубленном функционально-пространственном, планировочном и эстетическом. Идут поиски параметров и архитектурно-художественных характеристик элементов среды, адекватных задачам и условиям деятельности. П.Р. выступает как своего рода самостоятельная и осознанная l\ «л?» CD О О О ^ о а о а<и деятельность, проявляющаяся в фиксации взаиморасположения отдельных зон относительно друг друга и определении их предметного наполнения, эстетики. Технический проект — промежуточное или конечное описание объекта проектирования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструкторской документации, необходимое для составления технической документации, производства и последующей эксплуатации продукции. Именно здесь определяются почти все мероприятия по комплексному завершению проектных работ (задачи производству, смежникам, технологические указания и т.д.). Последний этап — разработка рабочих чертежей — есть подготовка всех материалов для возможной будущей реализации принятого проекта в конкретной форме и материалах. Представляет собой своеобразный творческий этап, на котором происходит классификация, выделение специальных проблем, обособление понятий технической эстетики — таких как массовость, технологичность, качество, проектирование отдельных предметов. Задача этого проектного этапа отвечает в рамках определенной выбранной системы всему комплексу требований, предъявляемых этому проекту в соответствии с техническим заданием на проектирование. В реальной жизни этот этап сопряжен с большой долей работ, формально включенных в проектный процесс средового дизайна — взаимодействие со смежниками, производителями работ, строителями и т.д., которые осуществляют ту самую обратную связь — деформация принятых решений условиями действительности, которая завершает проектирование. Их методическое обеспечение входит в компетенцию уже других дисциплин учебного плана специальности 2902. ои является ie и про-ористиче-ювания. Эта ений, черте- 1ервую оче-шьно-про-в и архитек-ачам и усло-эсознанная 12.3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СУТЬ МЕТОДИКИ ПРИЕМОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В истории человечества проектный тип деятельности противостоял каноническому, то есть ремесленному, воспроизводству по культурным образцам. Тогда канон играл роль проекта, хотя и не был собственно проектом — как раз потому, что был строго определенным, абсолютным, как бы раз и навсегда заданным. Каноны исторически эволюционировали, но это был процесс не изменения, а углубления и закрепления определенной нормы. С ростом массового промышленного производства каноническая система распалась, из нее выделились функции проектирования, обновления и нормирования типизации, ставшие между собой в отношения скрытой оппозиции. Эта оппозиция обнаружила себя первоначально в виде критики, через которую определялось отношение к норме, каноническим исторически сложившимся формам бытия. Наряду с критикой для проектного типа воспроизводства чрезвычайно существенно наличие внутри него еще одного звена — проектных исследований. Задача исследования — сбор знаний об объекте, необходимых для формирования проектной концепции, а задача критики при этом — выявлять ценностные отношения внутри предметного мира и задавать в нем проектные ориентиры. Но ни проектные исследования, ни ценностные оценки не способны поступательно воссоздать мир в его конкретном материальном воплощении — это задача собственно проектирования. Для понимания методических основ дизайна важно вспомнить генезис проектной деятельности. Человеческое сознание не может мириться с расколотостью жизни на производственную деятельность, гуманитарную деятельность и искусство. Оно стремится к изначальному единству целесообразного и осмысленного бытия в красоте, определенной когда-то как "техне". Это определение в полной мере относится к дизайну — как деятельности, призванной восстановить целостность разрушающегося мира. Только человеку присуща способность моделировать социально-культурный мир как целостный в единстве его объективной реальности и субъективно переживаемых человеком ценностей. В этом, по существу, и состоит смысл и метод дизайна. Проблематизирующее проектирование каждый раз возвращает мир или какой-либо его фрагмент в такое состояние, когда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|