исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова
Стр 1 из 3Следующая ⇒ 5-93927-146-4
В комплект включены: «Учебно-методическое пособие», «Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности», «Картинный материал для проведения игр». В содержании учебно-методического пособия получили отражение материалы исследования неречевых процессов, значимых для формирования слоговой структуры слова: оптико-пространственная ориентация, ритмическая и динамическая организация движений и действий, серийно-последовательная обработка информации. Адресован студентам-логопедам, овладевающим базовыми знаниями и умениями, необходимыми при обследовании и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Также с успехом может использоваться логопедами и воспитателями специальных дошкольных учреждений, родителями и гувернерами в условиях домашнего обучения. ББК 74.3 ISBN 5-93927-146-4 © Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, 2005 © Оформление. 000 Издательство «Книголюб», 2005
ПРЕДИСЛОВИЕ Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа. В отечественной специальной литературе представлен разнообразный исследовательский материал по рассматриваемой проблеме. Однако теория и практика логопедической науки не располагают сведениями о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова.
На основе анализа данных литературы в области лингвистики, психолингвистики, философии, нейропсихологии мы определили, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Нашими исследованиями было установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. В данном учебно-методическом пособии представлены практические и методические материалы по развитию восприятия и отработке произношения слов различного слогового состава, составной частью которых являются упражнения, направленные на формирование базовых предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников с системными речевыми нарушениями. Пособие состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен рассмотрению вопросов, составляющих научную базу проблемы обследования и формирования слоговой структуры слова у детей. В нем приведены данные из различных областей научного знания, рассматривающие суть таких феноменов, как слог, слово, оптико-пространственная ориентация, сложные параметры серийных движений и действий и др. Во втором разделе дается изложение методики обследования процессов восприятия и проговаривания слов различного слогового состава, состояния оптико-пространственной ориентации, сложных параметров серийных движений и действий у детей. В третьем разделе предлагаются основные направления коррекционной работы, даются комплексы игр, игровых приемов и упражнений, направленные на формирование базовых предпосылок становления и развития слоговой структуры слова. Кроме учебно-методического пособия в комплект входят АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРНОЙ СЛОЖНОСТИ и КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1.1. Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение остается одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом исследователями не дано единого определения сущности слога, его роли в языке. В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. А.А. Леонтьев определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции: «Слог - это особенно неуловимая единица, психолингвистическая единица, имеет множество коррелятов как в языковом стандарте, так и вне его, на разных уровнях физиологической активности организма». По мнению автора, условием для выделения слога является критерий «актуальной изолированности». А.Л. Трахтеров указывает на особенности, присущие только слогу и отличающие его от фонемы. Фонема — это лингвистически неделимая единица, обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов и отличающаяся крайне пестрыми неравноценными физико-акустическими свойствами. Автор считает, что слоги представляют собой более сложные фонетические образования, разнообразные по составу, но всегда обладающие общностью физико-акустических свойств. Физические свойства выделения слога, по мнению А.Л. Трахтерова, должны быть заложены в нем независимо от ударности, так как они обеспечивают его языковую специфику. К материальным средствам выделения слога автор относит все физические свойства звука: силу, высоту, долготу, тембр. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи. Возникающий при этом мелодический рисунок слога представляет собой фонетическое оформление синтагмы и предложения. Наличие тонального элемента является условием, необходимым для образования слога. Основная лингвистическая функция слога, по мнению автора, - служить кратчайшим звеном акценто-тонического строя речи.
Независимо от подходов к проблеме и различных трактовок вершиной слога признается гласный как слогообразующий элемент, согласный считается периферическим элементом, выступающим при этом инициатором слога. Л.А. Чистович отмечает, что все артикуляторные признаки гласного содержатся в структуре, которая соответствует слогам типа СГ и принята универсальной во всех языках мира. Известно, что в программе любой произносимой конструкции используется набор однотипных сегментов, соответствующий слогам типа СГ, только на базе СГ формируются структуры более сложные. Любые конструкции проявляют тенденцию к разложению на последовательности типа СГ. Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков рассматривают «звуковое членение речи» как «деление речевого потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами». Такими единицами являются фраза, фонетическое слово, слог, звук. Фонетическое слово рассматривается авторами как отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Принято считать, что составляющие элементы слога обладают монолитностью или слитностью. Р.И. Аванесов рассматривает слитность как основной критерий целостности слога. Монолитность трактуется А.Л. Трахтеровым как единство однородного элемента и как максимальная слитность элементов друг с другом. Таким образом, понятие речевого звука не имеет прямого коррелята в потоке речи, слог - минимальный сегмент этого потока. Сущность процессов восприятия, опознания и прогов-ривания лексических единиц представлена в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях, которые свидетельствуют о том, что восприятие и воспроизводство речи характеризуются общими психологическими особенностями. Именно эта согласованность определяет речь как сложный интермодальный процесс.
Выдвинутая П.К. Анохиным гипотеза о существовании «закона опережающего отражения действительности как основной формы приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в которой последовательность и повторяемость являются основными временными параметрами», получила свое проективное развитие при рассмотрении речевого поведения человека. Исследования Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Л.Р. Зин-дера и других ученых свидетельствуют о том, что в перцептивной гностической деятельности человека принцип опережающего отражения проявляется в более сложной форме - в вероятностном прогнозировании (в процессе восприятия речи), а в праксической сфере речевой деятельности человека - в упреждающем синтезе (в процессе производства речи). «Вероятностное прогнозирование является тем понятием, которое фокусирует в себе основные категории, отражающие обусловленность восприятия деятельностью и состоянием самого субъекта, и индивидуальную значимость объекта восприятия. Оно может быть определено как процесс упреждения целого, предвидения элементов, последующих за данным элементом, на основе оценки априорной вероятности их появления в апперцептируемом целом» [28, с. 228]. Упреждающий синтез «характерен для всех речевых образований - слога, слова, фразы и способа их соединения» [22, с. 38]. Таким образом, предугадывание, предвосхищение, предварение следующего действия является той психологической характеристикой, которая определяет общность процессов восприятия и производства речи. В ряде зарубежных исследований содержится представление развернутой программы прогнозирования и анализа через синтез, свидетельствующее о том, что слушатель начинает с предположения о сигнале на входе, на основе которого порождается внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым. Феномен идентификации является универсальным для восприятия человека и проявляется в сенсорной речевой деятельности. Усвоение происходит на основе сопоставлений воспринимаемой структуры с акустическим эталоном, хранящимся в памяти индивида. В коре головного мозга человека образуется «чувственный конкрет» сенсорного эталона, различные характеристики которого (ритмические, структурные, просодические) должны быть генерализованы, в этом случае сенсорный эталон обладает степенью определенности. Феномен генерализации — еще одно условие адекватности процесса восприятия. Многочисленные исследования в области психолингвистики свидетельствуют о том, что адекватность идентификации денотатов обеспечивается контролем языковой правильности, названным А.А. Леонтьевым механизмом регуляции. Автор неоднократно указывает на необходимость различения «механизма осуществления деятельности и механизма контроля над этим осуществлением». В работах И.А. Варта-нян акцентируется внимание на том, что «раздельный контроль исполнения (качества речевой продукции) и конечного результата (смыслового содержания высказывания) дает человеку возможность выявить причины неудачи речи как способа коммуникации». С этим согласуется проведенное А.А. Залевской разграничение механизмов когнитивного и коммуникативного контроля, которые трактуются как взаимодействующие и функционирующие на разных уровнях реализации речемыслительной деятельности.
Исследования И.А. Зимней свидетельствуют о том, что анализ входного речевого сигнала представляет собой многомерную функцию. Процесс восприятия с точки зрения характера обработки речевого сигнала может быть представлен как априорно-апостериорный, параллельно-последовательный, континуально-дискретный и текуще-отсроченный. Восприятие и проговаривание слов различной структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом. Н.И. Жинкин говорит о том, что для носителей языка восприятие слова выступает как реализация феномена «семиотического преобразования сенсорных сигналов в предметную структуру» [22, с. 58]. В процессе анализа входящий материал претерпевает посегментную линейную обработку, после которой он может быть адекватно воспринят [26, с. 324]. Звуко-слоговая расстановка в потоке речи подчинена канонам эвфонии, т.е. благозвучия. В языкознании данным термином называют приятность звучания, произносительное удобство, характеризующее звукосочетания и целые слова. Законы эвфонии реализуются на уровне языковой способности, в частности — ее фонопросодического компонента. В работах А.А. Леонтьева языковая способность определяется как «многоуровневая, иерархически организованная система, формирующаяся в психике носителей языка в процессе онтогенетического развития» [37, с. 212]. Чувство языка может быть развито в разной степени. Выделяют три уровня развития чувства языка или языкового чутья: 1) овладение системой языка, 2) овладение основными речевыми нормами, 3) способность к догадке [65; 66; 28]. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фонопросодический компонент, как и другие, обладает собственной структурой. Гармония, ритм и лад, вероятно, выступают как его фоновые компоненты, длительность и соразмерность являются просодическими составляющими. В реализации слоговой структуры слова участвуют все перечисленные составляющие фонопросодического компонента. В ряде работ указано, что процесс речевого производства является не чем иным, как реализацией языковой программы, т.е. переход от языкового правила к языковому действию обусловлен определенной системой норм, принятой для данного языка [26; 28; 43; 36; 37]. Общность психологических характеристик производства и восприятия речи рассматривается как одно из проявлений полиморфизма их взаимозависимости в процессе вербального общения, что свидетельствует о том, что производство и восприятие речи - одно из проявлений единой лингвистической способности [26; 27; 28]. Анализ литературных источников по психологии, психолингвистике, языкознанию позволяет говорить о том, что для адекватного восприятия и производства речи необходимо функционирование ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц, контроля их языковой правильности. Возрастной предел, с которым связывают овладение ребенком структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, определен трехлетним возрастом. К трем годам ребенок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъемщик и др.) С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребенка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоего языкового стандарта. Таким образом, дети рано обнаруживают способность реализовывать структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к эвфоническим канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.
1.2. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова Многочисленные исследования, проводимые в рамках рассматриваемой тематики, способствуют уточнению и конкретизации предпосылок, определяющих усвоение слоговой структуры слова. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что существенное значение для восприятия и проговаривания лексических единиц различной слоговой сложности имеют следующие процессы: оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации серийных движений и действий. Рассмотрение пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры слова обосновано исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др. Философские трактовки таких категорий, как время и пространство сводятся к представлению о них как индикаторе понимания человеком целостности картины Вселенной. Согласно общефилософскому положению пространственно-временной континуум движения любой материи является абсолютным законом мира, который действовал задолго до появления жизни на Земле. Специфическим способом организации пространственно-временного континуума материи выступает ритм, по-разному обнаруживающий себя в том или ином ее проявлении и рассматриваемый как универсальная космическая категория. Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса, как средство его гармонизации. Существуют исследования, доказывающие, что для нормального функционирования всей психики человека необходимо постоянное ощущение равномерной пульсации, накапливающейся во времени и пространстве и разрозненных сегментов речи. Психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают наличие высокой степени ритмичности. Эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного ритма устного высказывания. Степень проникновения человека в специфику пространственных и квазипространственных отношений качественно влияет на уровень его общих и частных структурных возможностей. Дефицитарность пространственных представлений различной степени выраженности может иметь место при любом речевом развитии, как нормальном, так и патологическом. Подобные проявления нарушают линейность построения и этапностъ прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Кроме того, деформируют деятельность различных уровней, в том числе и речевую. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова. Современные данные нейропсихологической науки говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка - письмо, чтение, счет и др. Специфическая роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия симультанных схем и в дальнейшей их перестройке в нормативную последовательность сегментов. Собственно ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают как способность человека определять свое местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем. Для успешной ориентировки в пространстве ребенку необходимо овладеть следующими пространственными категориями: знание направлений пространства, умение определять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта. Ориентировка в пространстве, развиваясь на основе важнейших новообразований младенчества, раннего и дошкольного детства, складывается как целостная способность к восприятию, воспроизведению и преобразованию действительности — предметной и социальной. Для ребенка дошкольного возраста специфическим способом отображения и изменения окружающего пространства являются продуктивные виды деятельности: рисование и конструирование. Они выступают индикатором индивидуального уровня состоятельности пространственных представлений. В качестве следующей предпосылки формирования слоговой структуры слова рассмотрим сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический), возможности организации серийно-последовательной деятельности. Любая высшая психическая функция представляет собой сложную сознательную форму психической деятельности и обладает динамическими характеристиками. Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что не существует единой мозговой организации серийных движений, а есть динамические функциональные системы, меняющиеся в зависимости от сложности и контекста серийного движения. Динамические характеристики психических процессов являются общими неспецифическими характеристиками. Они могут проявляться при выполнении любого вида деятельности. Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельности: регуляторный и энергетический. К первому относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. Ко второму - процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями, как скорость, длительность, равномерность, продуктивность. Нейропсихологические исследования последних лет показывают, что любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Отечественными физиологами И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, Г.П. Квасовым доказано, что основой развития ритмичности движений у людей является образование условной реакции на время, которое выступает своеобразным объективным раздражителем наряду с другими его видами: зрительным, слуховым, тактильным. Двигательная реализация вербального стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности артикуляторных актов. «Для произнесения слов требуется хорошо упроченная серийная организация последовательных артикуляций с хорошей денервацией предшествующих движений и плавным переключением на последующие... при достаточно пластичном изменении артикуляции того или иного звука» [43, с. 198]. В психологических исследованиях К. Бюхера сделана попытка осмысления природы человеческого творчества как деятельности. Используя обширный историко-этнографический материал, автор показывает, что все, что мы сейчас называем искусством, является неотъемлемой частью трудового процесса, который интуитивно организовывался человеком с помощью песни как ритмизированной структуры. При этом происходило двоякое упорядочивание действия: в пространстве - со стороны координации, во времени - со стороны перехода от одной фазы к другой и от одного действия к другому. Автор делает вывод о том, что идеальная форма действия психосоматична, аффективно-выразительна и внутренне ритмична. Ритмическая организация действия названа К. Бюхером «дыханием действия». Без ритма действие «задыхается», т.е. перестает существовать. Автор называет ритм «всеобщим способом существования действия». Б.М. Теплов показывает, что чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Нельзя просто слышать ритм, только совоспроизведение ритма помогает слушателю его сопереживать. Кроме того, для возникновения ритмичности необходима возможность сознательного структурного объединения рядов звуков во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве. К.В. Тарасова указывает на то, что сенсомоторная субстанция, называемая «чувством ритма», формируется в онтогенезе не сразу, а покомпонентно. Первой появляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуковых сигналов, что соотносится в онтогенезе со вторым-третьим годами жизни ребенка. Следующей появляется способность к восприятию-воспроизведению соотношения акцентированных и неакцентированных звуков (четвертый год жизни ребенка). Последней появляется способность к восприятию-воспроизведению непосредственно ритмического рисунка (конец четвертого года - начало пятого года жизни. Анализ литературы свидетельствует о том, что у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием выявляется определенный уровень сформированности сложных серийных параметров движений и действий (динамического и ритмического). Таким образом, успешность восприятия и проговаривания слоговой структуры слова детерминирована рядом факторов, а именно, определенным уровнем сформированности оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
В специальной литературе представлен материал, содержащий богатый методический опыт по коррекции слогового оформления слов детьми с различными речевыми трудностями. Вместе с тем недостаточность теоретических сведений о состоянии предпосылок, значимых для становления слоговой структуры слова, обусловливает преимущественную ориентированность дидактических программ на коррекцию речевой деятельности детей. Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), способности к серийно-последовательной обработке информации позволит определить условия оптимизации процесса коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Цель данного раздела - описание методики обследования состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников. Для ее достижения предстояло решить следующие задачи: - определить составляющие модели обследования восприятия и проговаривания структуры лексических единиц, предпосылок ее формирования; - отобрать и систематизировать содержание заданий с учетом возрастных особенностей детей; - проанализировать полученные результаты. Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста). Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов). Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений). Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).
2.1. Обследование произношения слов различной структурной сложности Задачи первой серии заданий: 1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; определение характера и количества возможных искажений. 2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов. При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности. Изучение особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи предлагается осуществлять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе приня- тых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спиро-вой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).
Комплекс А Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности. Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».
Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты; б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.
Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен; б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист. Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь; б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.
Задание 5... Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата; б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, автомат; пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.
Задание 7. Произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал: а) слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед; б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.
Комплекс Б Задания на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание 1 - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома; б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст. Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан; б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник; в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина; б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник; б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал: а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино; б) слова со стечениями согласных звуков - выключатель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.
Комплекс В Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза». Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз». Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др. Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.
Комплекс Г Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку. Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка». Речевой и картинный материал: а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый... (лимон); Катина... (панама); плывет... (пароход); колючий... (кактус); отважный... (солдат); длинноносый... (Буратино)»; б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили... (Бима); мы полетим на... (самолете); я положу письмо в... (конверт); я хочу быть... (космонавтом); я мечтаю о... (велосипеде)». При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»). Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.
Задание.2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности. Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори». Речевой и картинный материал: а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится; б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милицион
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|