серийных движений и действий
Задачи третьей серии заданий: 1. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического. 2. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей. 3. Определение динамики обучения ритмизации, построению и удержанию серийно организованных движений в процессе обследования. Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплексов заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных авторами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.
Комплекс А Задания на выявление динамических параметров движений органов артикуляции. Задание 1. Чередование движений губ: а) «Улыбка»-«Трубочка»; б) «Улыбка»-«Трубочка»-«Окошко».
Задание 2. Чередование движений языка: а) вверх-вниз - «Качели»; б) вправо-влево - «Часики».
Комплекс Б Задания на выявление динамических параметров мелких движений рук.
Задание 1. Выполнение движения «пересчет пальцев» («Пальчики здороваются»).
Задание 2. Выполнение движения «перекрест пальцев» (второй палец кладется на третий, и наоборот). Задание 3. Выполнение последовательных движений одной рукой («кулак-ладонь»). Примечание. Задания комплексов А и S предлагается воспроизвести по образцу, затем самостоятельно, затем под счет. Инструкции: «Делай как я»; «Продолжай сам»; «Продолжай под мой счет».
Комплекс В Задания на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных действий.
Задание 1. Воспроизведение заданного количества хлопков (ударов ногами) без акцентуации в заданном темпе:
а) два хлопка (удара); б) три хлопка (удара). Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения серии хлопков и ударов ногой (разное количество): а) в умеренном темпе; б) в быстром темпе; в) в медленном темпе. Инструкция: «Послушай, запомни, сделай так же».
Задание 2. Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами: 1) серии из двух движений - а) руки в стороны, руки на пояс; б) руки на пояс, руки на плечи; в) руки в стороны, руки вверх; 2) серии из трех движений - а) руки на пояс, на плечи, вверх; б) руки вверх, в стороны, вниз; в) нога назад, вперед, на место. Примечание. Выполнять задания предлагается совместно с экспериментатором, затем продолжать самостоятельно. Инструкции: «Делай как я»; «Продолжай сам».
Задание 3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами: а) ногой, рукой (топ, хлоп - ТХ); б) рукой, ногой (хлоп, топ - XT); в) ногой, рукой, ногой (ТХТ); г) рукой, ногой, рукой (ХТХ). Ребенку предлагается воспроизвести действия по образцу. Инструкция: «Посмотри, запомни, сделай так же». Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет демонстрируемые действия словами, например: «Топ, хлоп. Хлоп, топ».
Комплекс Г Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений руками.
Задание 1. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х (тихий хлопок - громкий хлопок).
Задание 2. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х (громкий хлопок - тихий хлопок).
Задание 3. Воспроизведение ритмической модели типа х-х-Х.
Задание 4. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х-х.
Задание 5. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х-х.
Задание 6. Воспроизведение ритмических моделей: а) типа хх—х (— - пауза); б) х—хх; в) х—х—х. Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения ритмические структуры, которые выполняются при помощи хлопков. Рекомендуется предоставлять возможность визуального контроля за действиями экспериментатора.
Инструкция: «Послушай, запомни, прохлопай так же». Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет действия словами, например: «Раз, ДВА, РАЗ, два». I Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений ногой.
Комплекс Д Ребенку предлагаются задания, аналогичные перечисленным в комплексе Г, но вместо хлопков необходимо топать.
Анализ полученных материалов по третьей серии заданий предполагает учет следующих критериев: - количество удержанных двигательных серий; - количество правильно воспроизведенных ритмических моделей; - количество попыток, их результативность; - характер допущенных ошибок, их стойкость; - точность воспроизведения предложенной последовательности движений (полнота или фрагментарность воспроизведения); - темп, плавность, амплитуда, целенаправленность движений; - степень самостоятельности при выполнении заданий.
2.4. Обследование состояния оптико-пространственной ориентации Задачами четвертой серии заданий является изучение: - сомато-пространственной ориентации и пространственной организации движений рук и ног; - состояния пространственных представлений и ориентации в трехмерном и двухмерном пространствах; - возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности; - возможностей выполнения пространственно-ориентированных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности; - особенностей манипулирования предметами в трехмерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости; - возможностей развития оптико-пространственных ориентировок в рамках экспериментального времени.
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).
Комплекс А Задания на выявление особенностей сомато-про-странственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.
Задание 1 Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки. Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».
Задание 2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.
Задание 3. Копирование положений одной ноги: сгибание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.
Задание. 4. Копирование несимметричных движений двух рук: правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону; правая рука находится на поясе, левая поднята вверх; правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.
Задание 5. Копирование движений руки и ноги: левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону; правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене; левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед. Процедура проведения обследования по копированию движений следующая: экспериментатор поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».
Комплекс Б Задания на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.
Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые: а) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора; б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находящиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки. Инструкции: а) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»; б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».
Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве: а) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора; б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора. Инструкции: а) «Положи мячик перед собой»; «Посади куклу позади себя»; «Поставь пирамидку близко к себе»; «Положи мячик далеко от себя»; «Поставь кубик дальше мячика»; «Посади куклу между пирамидкой и мячиком»; б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»; «Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед куклой».
Комплекс В Задания на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.
Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование). Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фигур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д. Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги: а) в заданных пространственных позициях; б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат. Процедура обследования следующая: а) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. «Поставь крестик наверху листа»; «Нарисуй треугольник внизу листа»; б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в центре которого - схематичное изображение домика, в правой половине листа - схематичное изображение дерева. «Поставь крестик внизу под домиком»; «Нарисуй квадратик между домиком и деревом».
Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец расположения элементов фигуры на плоскости. Инструкция: «Смотри, запоминай». Далее следуют комментарии действий: «Сначала в середину листа кладем туловище (овал), затем рот (треугольник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плавник и нижний плавник (треугольники)». На втором этапе ребенку предоставляются геометрические фигуры, необходимые для создания аппликации. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Сделай сам». Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»). Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения.
Инструкция: «Смотри, запоминай». Далее следуют комментарии действий: «Проводим линию сверху вниз. Это ствол. Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа. Это ветки». На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Нарисуй сам».
Анализ результатов четвертой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев: - количество правильно выполненных заданий; - автоматизированность, точность, скорость, самостоятельность выполнения действия; - возможность удержания программы последовательных пространственно организованных действий, точность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения); - характер стратегии и тактики всей оптико-пространственной деятельности в целом; - возможность оценивать собственные действия.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ Содержание коррекционного обучения в каждом из предлагаемых направлений определяется рядом исходных положений. 1. Анализ литературы в области лингвистики и психолингвистики указывает на тесную взаимосвязь процессов восприятия и проговаривания структуры лексических единиц, что свидетельствует об их сложной интермодальной сущности. Адекватность восприятия определяется возможностью ориентироваться в сложном внутреннем пространстве языковой единицы, в системе взаимоотношений ее компонентов. Проговаривание слова является процессом последовательного разворачивания линейной структуры во времени и пространстве. При восприятии и проговаривании вербальная конструкция облекается в ритмические формы, стремится к произносительному удобству и подчинена в своем существовании законам эвфонии. Данные литературных источников, материалы нашего исследования свидетельствуют о том, что процессы восприятия и произнесения слов различного структурного наполнения выступают как полярные проявления одной лингвистической способности. Рассматриваемое положение является определяющим для включения в коррекционную работу направлений по развитию и совершенствованию способности не только к проговариванию, но и к восприятию лексических единиц различной структурной сложности. 2. Анализ литературы различных областей научного знания (психолингвистики, психофизиологии, психологии) и экспериментальные материалы показывают, что закон опережающего отражения действительности, выдвинутый П.К. Анохиным в качестве общего принципа существования материального мира, является частной характеристикой для процессов восприятия и порождения речи. Проявлением данной общепсихологической закономерности в восприятии выступает механизм вероятностного прогнозирования, а в проговаривании - механизм упреждающего синтеза, суть которых заключается в опознании целой структуры и предвидении последующего ее элемента. При этом функционирование указанных механизмов определяет возможность посегментного одностороннего правонаправленного анализа (и последующего синтеза) воспринимаемой и произносимой структуры. При участии механизма идентификации в коре головного мозга человека образуется чувственный конкрет сенсорного эталона, различные характеристики которого должны быть генерализованы. Адекватность идентификации и генерализации денотатов обеспечивается контролем языковой правильности, названным А.А. Леонтьевым механизмом регуляции. При разработке содержания коррекционных направлений особая роль отводится учету значимости функционирования указанных механизмов для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры. 3. Теоретические и экспериментальные данные в области исследования онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что для нормативного восприятия и произношения структуры лексических единиц требуется определенный уровень сформированности ряда неречевых процессов, а именно, оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), а также возможностей построения двигательных серий. Дефицитарность указанных процессов патологическим образом проецируется на функционирование механизмов вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа языковых единиц, что сказывается на восприятии и произнесении слов различной структуры. Результаты констатирующего эксперимента явились определяющим фактором для включения в содержание коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР направления, посвященного развитию и совершенствованию оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. 4. Нейропсихологические, психологические, физиологические характеристики оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации, данные обследования детей позволяют оценить значимость указанных процессов для развития слоговой структуры слова и определить их как базовые предпосылки ее становления. Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия явился учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи. 3.1. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации 3.1.1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле Направления работы: - практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта (верхних и нижних частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела), асимметрии конечностей; - освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом / телом другого субъекта и их вербализация («Кукла позади меня, мишка впереди меня», «Кошка позади <Светы>, Чебурашка впереди <Светы>»); - определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта («Мишка сидит далеко от меня», «Мишка сидит близко от <Светы>»); - выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий; - использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров.
Игры и игровые упражнения Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.
Вот какие мы Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям. Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»
Наводим порядок Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др. Одеваем куклу Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. j Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др. Ладошки и следы Вариант 1 Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения вырезанных по контуру ладоней или ступней. На бумажной дорожке - отпечатки пар следов и пар ладоней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к рисунку». Вариант 2 Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Найдите свою пару». Вариант 3 Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней». Вариант 4 Ход игры. Наполу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая. Инструкция: «Доберись до мишки по следам». Вариант 5 Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)».
Обезьянки Вариант 1. Копирование движений руки. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 2. Копирование движений ноги. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 3. Копирование движений обеих рук. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.; б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 4. Копирование движений рук и ног. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Зарядка для кукол Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.
Кто где находится Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д. Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»; «Расскажи, кто где находится». Далеко-близко Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».)
3.1.2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве Направления работы: - дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта; - построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик, мячик положи между пирамидкой и кубиком», «Продолжи ряд предметов; мячик, кубик, пирамидка, мячик, кубик, пирамидка...»; - определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Собачка далеко от домика, нужна длинная дорожка», «Матрешка близко от домика, ей нужна короткая дорожка»); - составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и т.п. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов («дорожки» - только из красных кубиков; «дорожки» с чередованием двух цветов: красный кубик - синий кубик; «дорожки» с чередованием разных форм: два кубика - один кирпичик и т.д.); последующее речевое опосредование выполненных действий; - формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда; - освоение и вербализация пространственных отношений между элементами предмета.
Игры и игровые упражнения Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»; активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.
Расскажите, что видите Вариант 1 Ход игры. Впереди и позади детей - игрушки. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Расскажите, какие игрушки вы видите впереди, какие — позади». Вариант 2 Ход игры. Логопед и дети стоят у окна. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Расскажите, что вы видите впереди, что - позади».
Подберите дорожку Ход игры. Логопед выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов (например: собаку и конуру) на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки». Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия. Инструкция: «Подберите дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры». (Образец ответа: «Собака далеко от конуры, ей нужна длинная дорожка».)
Впереди-позади Ход игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди и позади. Инструкции: 1) «<Ваня>, встань позади <Светы>»; 2) «Расскажи, кто впереди (позади) тебя»; 3) «Расскажи, кто впереди (позади) <Светы>». И др.
Живые вагончики Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции. Инструкции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки»; 2) «Расскажи, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.
Веселые игрушки Ход игры. Логопед поочередно выставляет игрушки впереди и позади ребенка. Ребенок выполняет инструкции. Инструкции: 1) «Назови игрушку»; 2) «Скажи, где она находится - впереди или позади»; 3) «Закрой глаза, вспомни и назови все игрушки».
Угадай игрушку Ход игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др.
Собери сказку Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции. Инструкции: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь человечка между домиком и елочкой». И др.
Строим город Ход игры. Перед детьми - разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий — сверху»; «Возьми большой красный кубик, сверху положи синий шарик, рядом с кубиком поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.
Построим мостик Ход игры. Перед детьми - разноцветные кубики и детали конструктора. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Построй зеленый мостик»; «Продолжи как я»: а) чередование зеленого и красного кубиков; б) двух зеленых, одного желтого; в) двух зеленых, двух желтых; г) одного кубика и одного кирпичика. И др.
3.1.3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве Направления работы: - освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после, рядом, около, между); - правильное зрительное отслеживание порядка элементов предметного ряда (вертикального и горизонтального); - освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Это рыбка. Овал - туловище. Большой треугольник — верхний плавник». И т.д.); - расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров («Треугольник находится сверху квадратика»); - выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования мозаики разных цветов (синий, красный, синий...); речевое опосредование пространственных ориентиров во всех видах выполняемых действий; - выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...); - построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием); - изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине); - определение расстояния между изображенными предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Этот зайчик далеко от елочки, нужна длинная дорожка. Эта белочка близко от елочки, нужна короткая дорожка»).
Игры и игровые упражнения Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей: «впереди», «позади», «высоко», «низко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»; научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графомоторные навыки.
Новый год Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки и медвежонка. Логопед прикрепляет изображения предметов (звезду, шар, бусы) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Дети отвечают на вопросы. Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар — пониже. Бусы будут висеть совсем низко». Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»
Белка на елке Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки. Логопед прикрепляет изображения предметов (шишку, белку) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос. Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»; 2) «Белка — прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку». Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белка?»; 2) «Куда забралась белка?»
Кот на лесенке Ход игры. На фланелеграфе - изображение лестницы. Логопед прикрепляет картинки с изображениями кота, попугая к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопросы. Примерный текст: 1) «Кот хочет поймать попугая. Попугай - высоко, кот - низко»; 2) «Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая». Вопросы логопеда: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»; 2) «Куда забрался кот?»; «Где теперь попугай?»
Солнышко Ход игры. На фланелеграфе - изображение домика и солнышка. Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом. Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать». Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?» Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).
Солнечный зайчик Ход игры. Игра проводится в солнечный день. Логопед с помощью зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате. Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко». И т.д.
Продолжи ряд (дорожку) Вариант 1 Ход игры. У каждого ребенка - набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.). Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка...». Примечания: 1. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу; б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка...». Вариант 2 Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый... (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный; два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый...)»; 2) «Продолжите дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг... (два треугольника, один круг...)». Примечания: 1. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий...». Вариант 3 Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой...»; 2) «Продолжите дорожку: маленький круг, средний, большой...»; 3) «Продолжите дорожку: большой круг, средний, маленький...». Примечание. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам.
Игрушки для клоуна Ход игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»; 2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю». Игрушки для зайчика Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».
Коврики Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - кр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|