параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 характеристик движений) 3.2.1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий Направления работы: - воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх); - речевое опосредование последовательности выполненных движений; - изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности; - анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей; - различение, воспроизведение, характеристика темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений; - воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме); - изменение темпа, ритма движений. Игры и игровые упражнения Задачи: совершенствовать координацию общих движений; формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей; формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.
Делай как я Вариант 1. Воспроизведение серий движений руками. Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений: 1) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...; руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...; руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.; 2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».
Вариант 2. Воспроизведение серий движений ногами. Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений: 1) нога вперед, назад, вперед, назад...; нога в сторону, на место, в сторону, на место...; нога назад, на место, назад, на место... И др; 2) нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место...; нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место... И др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».
Движения животных Вариант 1 Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка -медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы. Вопросы логопеда: «Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др. Вариант 2 Ход игры. Ребенок изображает движение различных животных по инструкции: «Покажи сам».
Веселые инструменты Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе). нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы. Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же». Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?». И др.
Передай привет Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и
темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы. Инструкция: «Передай привет правильно». Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» И др.
Танцующие снежинки Ход игры.На фланелеграфе - ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов. Например:
Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».
Танец листьев Ход игры. Логопед берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец листьев» (колебательные движения из стороны в сторону) в заданном темпе. Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».
Бабочки и цветы Вариант 1 Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Затем прикрепляет символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно». Вариант 2 Ход игры. На фланелеграфе - ряд одинаковых картинок (цветки с бабочками или без них). Дети считают количество цветков, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определенной (одинаковой) силы. Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно». Вариант 3 Ход игры. На фланелеграфе - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных в произвольном порядке. Детям дается задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия. Инструкция: «Следите за указкой, хлопайте правильно». Вариант 4 Ход игры. На фланелеграфе - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных таким образом, чтобы создавался определенный ритмический рисунок. Инструкция: «Прохлопайте (протопайте, сыграйте) правильно». Вариант 5 Ход игры. Каждый ребенок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем: а) воспроизводит свою «песенку»; б) воспроизводит «песенку» другого ребенка.
Примечание. Варианты символических изображений для игры: елочки с шишкой, камешки с лягушками (сильный удар или хлопок), елочки без шишек, камешки без лягушек (слабый удар или хлопок).
3.2.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук Направления работы: - развитие переключаемости движений пальцев рук; - развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук; - формирование пространственной организации движений пальцев рук. Упражнения Задачи: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.
Упражнение 1 Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
Упражнение 2 Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
Упражнение 3 Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).
Упражнение 4 Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).
Упражнение 5 Выполнение единичного поочередного прикосновения пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 6 Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 7 Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.
Упражнение 8 «Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.
Упражнение 9 Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).
3.2.3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений Направления работы: - соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам); - совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук); - выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.); - совершенствование пространственной организации движений и действий. Упражнения Задачи: развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; совершенствовать плавность и переключаемость движений; совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.
Упражнение с фишками Перед ребенком вертикальной (затем горизонтальной) линией раскладываются цветные фишки (от трех до пяти штук). Логопед показывает движения: губы растягиваются в улыбке, палец касается фишки, положение фиксируется, затем губы принимают исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по фишкам. Ребенок повторяет упражнение за логопедом. Примечания: 1. Длина «пути» зависит от индивидуальных возможностей ребенка. 2. Варианты артикуляционных упражнений: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Парус», «Грибок», «Лошадка». 3. В качестве дорожки из фишек можно использовать следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т.д.
Упражнение с символами Перед ребенком раскладываются картинки-символы с изображениями артикуляционных упражнений. Логопед показывает чередующиеся движения: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д.
Ребенок повторяет упражнение за логопедом. Примечание. Варианты чередований движений губ: «Заборчик-Трубочка», «Горка-Парус», «Лопатка-Иголочка», «Улыбка-Заборчик-Трубочка», «Лопатка-Горка-Парус», «Иголка-Парус-Горка». Варианты чередований движений пальцев: работает только указательный палец; работают указательный и третий пальцы; указательный и четвертый пальцы; указательный, третий, четвертый пальцы.
Качели Вариант 1. Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз. Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях. Вариант 2. Язык производит те же движения. Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Часики Вариант 1. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка. Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Чистим зубки Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних). Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях. Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.
Вкусное варенье Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу. Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях. Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Гармошка Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке. Лошадка Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям). Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив выполнить: а) заданное количество движений; б) движения в заданном ритме.
Барабан Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в альвеолы (д-д-д-д). Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).
Бочка Вариант 1. Рот закрыт, напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку. Кисть левой руки выпрямлена (положение «ребро»), кисть правой руки сжата в кулак и упирается в левую руку (затем наоборот). Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Горячий чай Вариант 1. Рот открыт, широкий язык в форме «чашечки» поднят вверх и движется вперед-назад («остужаем горячий чай»). Кисти рук соединены в форме «чашечки», руки движутся синхронно с языком. Вариант 2. Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения. Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.
Гудит самолет Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы». Руки выполняют вращательные движения.
Гудит пароход Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы». Кисти рук сложены «лодочкой», большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.
Маляр Вариант 1. Рот широко открыт, язык выполняет движения по нёбу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки - кисточку, которая движется синхронно движениям языка. Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том лее положении и выполняют те же движения. Рука движется в направлениях, противоположных движениям языка. 3.3. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц) 3.3.1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов) Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности. Направления работы: - идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое); - воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия; - произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами). Игровые упражнения Упражнение 1 Вариант 1. Определение длины звучания языковой единицы, показ символа (короткого или длинного флажка) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины. Вариант 2. Определение силы звучания языковых единиц, показ символа (будильник - громкий звук, снежинка -слабый звук) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой.
Упражнение 2 Произнесение гласных звуков (слогов, слов) разной длины, с разной силой в соответствии с предложенным логопедом символом (см. упр. 1).
Упражнение 3 Вариант 1. Подбор слова к символу с опорой на предметные картинки. Ход упражнения. У каждого ребенка - один символ, обозначающий длину слова (короткий или длинный флажок), и две предметные картинки, одна из которых является иллюстрацией короткого (1) слова, другая - длинного (2), например: еж, бегемот. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Посмотрите на картинки, назовите слово, подходящее для символа». Вариант 2. Подбор символа к слову с опорой на предметную картинку. Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов, и одна предметная картинка, например: самолет. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Назовите картинку, выберите символ для слова». Речевой и картинный материал: 1) еж, дом, пух, мех, кот, кит, бык, вол, пол, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, лист, мост, куст, зонт, кекс и т.п.; 2) бегемот, самолет, самокат, попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток, колобок, носорог, бабочка, лягушка, дельфины, пуговица, гусеница, черепаха, карусели, велосипед и т.п.
Упражнение 4 Подбор слов к символу без опоры на предметные картинки. Ход упражнения. Логопед показывает один из символов, обозначающий длину слова. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Придумайте слова, подходящие для символа».
Упражнение 5 Классификация предметных картинок на основе определения длины названия. Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов и набор предметных картинок. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Назови картинки, положи каждую к нужному символу». Речевой и картинный материал: см. упражнение 3.
Упражнение 6 Оценка правильности подбора символа к предложенной языковой единице. Ход упражнения. Каждый ребенок называет гласный звук (слог, слово) различной длины звучания. Логопед в произвольном порядке выбирает символ для произнесенной языковой единицы. Дети выполняют инструкцию, а затем определяют, правильно ли подобран символ. Инструкция: 1) «Произнесите звук (слог) коротко или длительно»; «Произнесите длинное (короткое) слово; 2) «Определите, подходит ли флажок к этому звуку (слогу, слову)».
Упражнение 7 Оценка соответствия длины языковой единицы и символа. Ход упражнения. На магнитной доске - предметная картинка (например, кот) и символ, обозначающий длину слова (например, длинный флажок). Дети выполняют инструкции. Примечание. Картинки и символы меняются (неправильный подбор чередуется с правильным). Инструкции повторяются. Инструкции: «Произнесите название картинки. Это длинное слово или короткое? Правильно подобран флажок? Если нет, выберите нужный». Речевой и картинный материал: см. упражнение 3.
3.3.2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, посегментного анализа и контроля языковой правильности. Направления работы: - идентификация и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения; - воспроизведение заданного количества языковых единиц (с учетом порядка их следования, темпа, ритма, паузирования); - произнесение серий языковых единиц и оценка правильности. Игровые упражнения
Упражнение 1 Определение количества коротких (длинных) языковых единиц (у-у-у) и выкладывание соответствующего числа символов (кружков, квадратиков и т.д.).
Упражнение 2 Воспроизведение количества коротких (длинных) языковых единиц (о-о-о) на основании заданного числа зрительно воспринимаемых символов. Упражнение 3 Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по силе языковых единиц: 1) произнесение заданной серии звуков, слогов; 2) выкладывание символов (высокая елочка, низкая елочка, высокая елочка...), хлопки, игра на музыкальных инструментах. Упражнение 4 Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по длительности звуков: 1) произнесение заданной серии звуков, слогов, слов; 2) выкладывание символов, игра на музыкальных инструментах. Упражнение 5 Анализ и воспроизведение темпа звуковой серии на основе: 1) сочетания услышанных серий языковых единиц и 2) слухового восприятия серий языковых единиц. Упражнение 6 Анализ и воспроизведение содержащих паузы последовательностей звуков, вначале одинаковых (и...и-и), затем разных (а...и-и) на основе: 1) слухового восприятия; 2) зрительного восприятия схемы. Упражнение 7 Подбор зрительной схемы к воспринимаемым на слух сериям. На доске - два-три варианта схем ритмического рисунка
Дети слушают и выполняют инструкцию. Инструкция: «Подбери к песенке нужную схему».
3.3.3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа, контроля языковой правильности. Направления работы: - определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух; - угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове, воспринимаемом на слух; - прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки; - слоговые трансформации в слове; - структурное оформление лексических единиц различного слогового состава. Игры и игровые упражнения
Есть или нет? Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть лунА? А лУна?» Речевой материал: лунА, лУна, совА, сОва, лАпа, лапА, пилА, пИла, лисА, лИса, тУча, тучА, слОны, слонЫ, рукА, рУка, ногА, нОга, головА, гОлова. Картинный материал: луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова. Бывает - не бывает? Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?» Примерный речевой материал: басака - собака, магазан -магазин, самалат - самолет, газема — газета, теле-фан — телефон, тапата - лопата, масалет - самолет, равабей - воробей, тамалок - молоток. Найди слово Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: <лисак>. Покажите подходящую картинку». Речевой материал: а) добавление звуков: лисак - лиса, лунак - луна, пилак - пила, рукан - рука; б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо - молоко, басака - собака, рагуда -радуга, бугама - бумага, велописет - велосипед, тевелизор - телевизор, бемигот - бегемот; в) перестановка звуков: чашак - чашка; тывка — тыква; фрутки - фрукты; порав - повар. Картинный материал: лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот. Закончи слово (на основе восприятия инициальной части лексической единицы) Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: бума..., забо...». Речевой и картинный материал: а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков: бума...(га), забо...(ры), руба...(ха), пана...(ма), маши...(на), соба...(ка), газе...(та), лопа...(та), часи...(ки), бана...(ны), раду...(га), моло...(ко), воро...(на), соро...(ка), коро...(ва), доро...(га), топо...(ры), мали.„(на), каче...(ли), ряби...(на), бере...(за), мага...(зин), поми...(дор), беге.-.(мот), теле.-(фон), васи...(лек), коло...(бок), коше...(лек), паро...(ход), пуго.-.(вица), гусе.-.(ница), Бура.-.(тино), поми...(доры), само...(леты), само...(каты), бара...(баны), оде...(яло); б) слова со стечениями согласных звуков: коф...(та), пал...(ка), бел...(ка), вет...(ка), бан...(ка), пол...(ка), лам...(па), руч...(ка), мыш...(ка), птич...(ка), спич...(ка), свеч...(ка), конфе...(та), каран...(даш), кар-тош...(ка), стака...(ны), подуш...(ка), ромаш...(ка), бу каш...(ка); в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков: но...(га), ли...(са), ли...(цо), лу...(на), лу...(жа), ту...(ча), ру...(ка), но...(ты). Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных частей: -два слога в трехсложных словах, -два слога (затем три слога) в четырехсложных словах, -один слог в двусложных (затем трехсложных и четырехсложных) словах. Угадай начало слова (на основе восприятия финальной части лексической единицы) Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: <...бина,...тошка,...шонок>». Речевой материал: (ду)...бина, (кар)...тошка, (ры)...балка, (ка)...бина, (бо)...тинки, (бу)...тылка, (жур)...налы, (ска)...калка, (мы)...шонок; (ко)...тенок, (зай)...чонок, (те)...ленок; (ба)...тарейка, (пис)...толеты, (ав).„тобу-сы, (по)...росенок; (дуби).-.на, (картош)...ка, (ры-бал)...ка, (каби)...на, (ботин).-.ки, (бутыл)...ка, (жур-на)...лы, (скакал)...ка, (мышо)...нок, (коте)...нок, (зайчо)...нок, (теле).-.нок; (но)...га, ли...(са), (ли)...цо, (лу)...на, (лу)...жа, (ту)...ча, (ру)...ка, (но)...ты. Картинный материал: нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок. Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов: - два слога в трехсложных словах, -три слога (затем два слога) в четырехсложных словах, -один слог в двусложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах. Чем похожи слова? Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть, например: цветок, листок, молоток. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются? (Разное начало.)» Речевой и картинный материал: цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова. Измени слово Замена конечного слога в словах с одинаковой инициальной частью. Ход игры. На первом этапе логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, названия которых имеют одинаковую инициальную часть, например: самовар, самолет, самокат. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. В качестве вспомогательного материала предлагаются символы, обозначающие слоги, например:
Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковое начало.) Чем различаются? (Разный конец.)» На втором этапе логопед оставляет перед детьми две предметные картинки, например: самокат и самовар. После называния картинок дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Что нужно изменить в слове само-кат, чтобы получился само-вар?» (Изменить конец слова.) На третьем этапе перед детьми - одна предметная картинка, например: самовар. После называния картинки дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Замените вар на кат. Что получилось, назовите. (Самокат.) Замените кат на лет». И т.д. Речевой и картинный материал: а) слова с двусоставной инициальной частью -самовар, самолет, самокат; паровоз, пароход; телефон, телевизор, телебашня; ворота, ворона, воробей; б) слова с односоставной инициальной частью - лиса, лицо, лимон; нога, ноты, норы; каша, каток, кабан; салют, салат, сапог; мастер, матрас, матрос; камень, качели, калитка; бусы, бумага, букашка; пенал, петух, песок.
Найди маленькое слово в большом Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух слова, в которых утрированно выделяет ударную часть, являющуюся словом. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Найдите маленькое слово в большом». Речевой материал: колобок, клубок, цветок, молоток, рыбак, чайка, лайка, майка, листок, полка, колосок, волосок, поясок и т.п. Сделай одно слово из двух Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например: вол и осы. После называния картинок дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте одно слово из двух». Речевой материал: вол + осы; пол + осы; верх + ушки; корм + ушки; вол + на; мак + ушки; маска + рад; кар + точка. Картинный материал: вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска, радостное лицо ребенка (рад), изображение вороны с открытым клювом (кар), точка.
Поменяй местами части слова Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы. Например:
Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово». Речевой материал: дыра (рады); насос (сосна); сосна (насос); лама (мала); банка (кабан); чайка (качай); лыжи (жилы); мышка (камыш). Картинный материал: дыра, насос, сосна, лама, банка, кабан, чайка, лыжи, мышка
Добавлялки Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех-четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: еж, дом, кот, шар. Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. <Колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот). Повторите все: колючий еж, воздушный шар, высокий дом, пушистый кот>». Речевой и картинный материал: колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот); хитрая... (лиса), мягкая... (вата), холодная... (вода), веселые... (дети); веселый... (гном), свежий... (хлеб), горячий... (блин), кленовый... (лист); длинный... (мост), зеленый... (куст), разноцветный... (зонт), сладкий... (кекс); стеклянная... (банка), новая... (кофта), домашние... (тапки), косолапый... (медведь); лежат... (кубики), висят... (бананы), стоит... (бегемот), катится... (колобок); постираю... (сарафан), покачаю... (малыша), покатаю... (машину), почитаю... (газету); плывет... (пароход), скачет... (кузнечик), летит... (вертолет), ползет... (улитка). И т.д. Примечание. Картинный материал указан в скобках. У Антошки Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть изображение Антошки и ряд из четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: книжки, газеты, открытки, журналы. Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все предложение». Речевой и картинный материал: У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). У Антошки в кармашках... (печенье, баранки, пряники, конфетки). У Антошки есть игрушки... (самокат, самолет, велосипед, вертолет). Антошке снится вкусный сон... (апельсин, мандарин, банан, лимон). Антошка посадил на клумбе... (ландыши, ромашки, лютики и кашку). Антошка увидел... (муравья, стрекозу, кузнечика, гусеницу). И т.д. Примечание. Картинный материал указан в скобках.
Сочинялки Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух сюжетных картинок, например: а) «У курицы - цыпленок. У кошки - котенок»; б) «У медведя - берлога. У белки - дупло». Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Послушайте и ответьте на вопрос: а) У курицы - цыпленок, а у кошки? б) У медведя - берлога, а у белки?» Речевой и картинный материал: а) У курицы - цыпленок. У кошки - котенок. У совы - совенок. У гусыни - гусенок. У лисы - лисенок. У коровы - теленок. У лошади - жеребенок. У зайчихи - зайчонок. У белки - бельчонок. У индюшки - индюшонок. У свиньи - поросенок. У волчицы — волчонок. У львицы — львенок. У тигрицы - тигренок. У козы - козленок. У овцы - ягненок; б) У медведя — берлога. У белки — дупло. У собаки - конура. У вороны - гнездо. У мышки — норка. У волка - логово.
Замени неподходящее слово Ход игры. Логопед предлагает детям заменить неподходящее слово в предложении без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Послушайте, замените неподходящее слово». Речевой материал: У курочки - котенок. У зайчихи - бельчонок. У лисицы - волчонок. И т.д.
Кто кем был? Ход игры. Логопед предлагает детям составить предложение без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Скажите, кем была корова? А лошадь?» Речевой материал: Корова была теленком. Лошадь была жеребенком. Кошка была котенком. Свинья была поросенком. Лиса была лисенком. Волк был волчонком. Зайчиха была зайчонком. Бельчиха была бельчонком. Лось был лосенком. Олень был олененком. Утка была утенком. Гусыня была гусенком. Индюшка была индюшонком. Курица была цыпленком. И т.д. Вопросы и задания <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|