Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Определения ВЭД и ВТД в законодательных актах




Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был зако­нодательно закреплен в Конституции СССР 1977 г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической дея­тельности» с указанием их ведения на основе государственной моно­полии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто.

Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшиф­ровано сравнительно недавно, а имен­но в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая про­изводственную кооперацию, в области международного обмена това­рами, информацией, работами, услугами, результатами интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Понятие ВТД было первоначально сформулировано в Федераль­ном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «внеш­неторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интел­лектуальной собственностью». В этом определении содержание ВТД раскрыто точнее, чем в прежнем законе, хотя и не отражен ее много­уровневый характер.

В Законе 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Попутно заметим, что такая классификация объектов торговли вполне применима как для внешней торговли, так и для внутренней торговли. В законе конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов. Расшифруем соответствующие поло­жения закона, сопроводив их некоторыми комментариями.

1. Внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Товаром как предметом ВТД считается движимое имущество, отне­сенные к недвижимому имуществу суда — воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река — море) плавания и космические объек­ты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. При этом в
качестве товара не рассматриваются транспортные средства, использу­емые по договорам международных перевозок.

Указанным определением сняты некоторые прежние разночтения в понимании термина «товар». По существу, это овеществленные объ­екты внешнеторгового обмена, так называемые «видимые товары». Вообще в российской внешней торговле, как и в международной тор­говле в целом, обращается множество товаров, являющихся продукта­ми материального производства. Все их можно подразделить на неско­лько крупных групп:

- минеральное сырье и топливо (к этой товарной группе можно отнести также электроэнергию и другие виды энергии);

- сельскохозяйственные, продовольственные и лесные товары (включая рыбные и морские продукты);

- непродовольственные потребительские товары (ткани, одежда, обувь, мебель, посуда и другие предметы домашнего обихода, лекарст­венные средства, парфюмерно-косметические изделия и т.д.);

- машины и оборудование (разрозненное и комплектное, причем в этой группе нередко обособляются транспортные средства, элект­ронное оборудование, бытовая техника и некоторые другие виды ма­шинно-технических изделий);

- другие готовые изделия и полуфабрикаты.

Во внешнеторговых документах наименование каждой конкрет­ной товарной позиции следует указывать строго в соответствии с ТН ВЭД.

2. Внешняя торговля услугами — оказание услуг (в том числе выпол­нение работ), включающее б себя производство, распределение, мар­кетинг и доставку услуг (работ). Оказание услуг осуществляется следу­ющими способами:

- с территории РФ на территорию иностранного государства;

- с территории иностранного государства на территорию РФ;

- на территории РФ иностранному заказчику услуг;

- на территорий иностранного государства российскому заказчи­ку услуг;

- российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на терри­тории иностранного государства;

- иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномо­ченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;

- российским исполнителем услуг путем коммерческого присут­ствия на территории иностранного государства;

- иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присут­ствия на территории РФ.

Приведенное определение по своей сути близко к содержащемуся в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), где торговля услугами определена как их трансграничное перемещение, а также производство и потребление иностранными юридическими и физиче­скими лицами на таможенной территории страны-участницы.

Из этого определения вытекает три основных способа оказания услуг:

- трансграничные поставки услуг с территории одной страны на
территорию другой страны, причем поставщик и потребитель определенной услуги (юридические или физические лица) находятся по раз­ные стороны таможенной границы (например, посредством современ­ных средств связи сообщаются необходимые сведения иностранному заказчику в другой стране);

- предоставление услуг (медицинских, туристских и др.) на терри­тории одной страны потребителям из других стран;

- предоставление услуг (консультационных, банковских и др.) по­ставщиком одной страны, присутствующим постоянно или временно на территории другой страны.

Таким образом, в международной торговле могут перемещаться из страны в страну не только сами услуги, но также производители и по­требители услуг. Отсюда экспортом услуг считается не только оказание услуг производителем в другой стране (стране потребления), но и потребление услуг иностранными лицами в той стране, где они произ­водятся.

Обратим внимание, что в новом законе понятие «услуги» трактуется шире, чем в прежнем, включая выполнение разнообразных работ.

3. Внешняя торговля информацией может осуществляться двояким образом: информация выступает либо в качестве самостоятельного объекта ВТД либо как неотъемлемое дополнение к другим объектам ВТД. Отождествление внешней торговли информацией с другими объ­ектами ВТД обозначено в следующих случаях:

• если информация является составной частью реализуемых това­ров, это считается внешней торговлей товарами;

• если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, это относится к внешней
торговле интеллектуальной собственностью;

• в других случаях расценивается как внешняя торговля услугами.
Информация, необходимая для использования поставляемого то­вара, обычно называется сопутствующей информацией.

4. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуаль­ной собственности российским лицом иностранному лицу либо ино­странным лицом российскому лицу.

В понятие «интеллектуальная собственность» заложено исклю­чительное право собственника распоряжаться результатами своей ин­теллектуальной деятельности. Объекты торговли результатами ин­теллектуальной деятельности иначе называются товарами духовного производства. К ним относятся научно-технические изобретения и от­крытия, новые технологии, «ноу-хау», программные продукты, произ­ведения литературы и искусства, реализуемые в виде лицензий, патен­тов, авторских прав.

Купля-продажа указанных объектов интеллектуальной собствен­ности могут осуществляться на условиях простого соглашения (без предоставления покупателю исключительного права на использова­ние объекта интеллектуальной собственности) или путем предоставле­ния покупателю исключительного права использовать такой объект на договорной территории.

 

Вопрос 2. Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках

Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятель­ность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД — хозяйствующих субъектов, осуществляющих внеш­неэкономические операции, а также содействующих им организаций.

В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масшта­бах всего государства, отдельных регионов и субъектов РФ. Вполне правомерно упомянуть такие уровни ВЭД, как общегосударственный (федеральный), отраслевой, региональный, а также субъектов РФ и муниципальных образований.

Выделим следующие характерные особенности ВЭД:

1. ВЭД является составной частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивается реали­зация на внешнем рынке производимой в стране экспортной продук­ции и за счет импорта более полно удовлетворяются внутренние потребности в разнообразных товарах производственного и потребитель­ского назначения.

2. ВЭД тесно связана с внешнеполитической деятельностью и способна активно содействовать реализации внешней политики страны экономическими методами, в частности путем запродаж и закупок това­ров, жизненно важных для экономики тех или иных зарубежных стран.

3. ВЭД в ипостаси коммерческой деятельности на внеш­нем рынке существенно отличается от подобной работы на внутрен­нем рынке.

Коммерческая деятельности на внешнем рынке в сравнении с по­добной деятельностью внутри страны характеризуется многими осо­бенностями. При этом имеются некоторые общие черты международной коммерческой деятельности, присущие большинству зарубежных национальных (страновых) рынков, а также специфические особенно­сти, характерные для отдельных стран:

1. Организационно-правовые условия международной торговли базируются на национальных законодательных нор­мах стран-контрагентов, а также нормах, вытекающих из международ­ных соглашений, особенно тех, которые действуют на многосторонней основе. В таможенных, валютных, налоговых, экологических, сани­тарных, технических правилах зарубежных стран имеются существен­ные отличия от действующих российских норм. Необходимо учиты­вать и утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычаи, установившиеся правила коммерческой деятельности, существующую торговую практику. Важную роль в международной коммерческой деятельности играют специаль­ные рынки: международные товарные биржи, аукционы, торги. По многим сырьевым товарам вырабатывались особые условия торговли, предусмотренные международными товарными соглашени­ями с целью стабилизировать мировые цены на основе нормализации соотношения предложения и спроса на соответствующих мировых то­варных рынках.

2. Емкость рынка и конкуренция между продавцами

Мировой рынок как совокупность многих национальных рынков отличается большой емкостью и острой конкуренцией. Мировой рынок в целом на­много шире нашего внутреннего рынка. Там действует множество про­давцов, предлагающих свои товары, и множество покупателей, заинтересованных в приобретении товаров. В этих условиях солидные продавцы, заинтересованные в постоянном сбыте своих товаров на конкретном рынке, обстоятельно изучают потенциальных покупате­лей, их реальные запросы, стремясь подыскать надежных клиентов, по возможности, постоянных.

Такая ситуация обычно выгодна для российских импортеров (по­купателей), но создает немалые трудности для товаропроизводителей и экспортеров (продавцов). В условиях острой конкуренции между множеством товаропроизводителей и продавцов на зарубежных рын­ках отнюдь не просто найти там свою нишу новому коммерсанту.

3. Маркетинговая деятельность

Для мирового рынка, как правило, не характерен товарный дефицит, а чаще свойственно изобилие разнообразных товаров. Это побуждает продавцов проводить активные маркетинговые исследования, выбирать наиболее эффективные рекламные средства в соответствующих рыночных сегментах, постоянно приспосабливаться к меняющимся запросам иностранных потребителей.

4. Услуги продавцов

Зарубежные покупатели и потребители привыкли к получению от продавцов широкого спектра услуг. Изначально покупатели рассчитывают на по­лучение подробной информации о качественных характеристиках, технологических свойствах, назначении и способах использования конкретного товара. Особое значение придается вопросам технического обслуживания ма­шинно-технической продукции как потребительского, так и производственного назначения. Круг технических услуг включает предпродажную подготовку товара, послепродажное техобслуживание в течение гарантийного срока и в послегарантийный период.

В связи с этим российским экс­портерам при реализации различных видов продукции на зарубежных рынках приходится заботиться о предоставлении иностранным поку­пателям большего объема услуг, чем практикуется на внутреннем рын­ке, в том числе предоставлять повышенные гарантии, организовывать техобслуживание в стране покупателя и т.д. Российским импортерам, в свою очередь, следует добиваться от иностранных поставщиков также получения максимального объема услуги эффективно контролировать их реальное получение.

5. Ценообразование, определение уровня контрактных цен

Зарубежные коммерсанты при заключении внешнетор­говых сделок ориентируются на уровень мировых цен, складывающих­ся на базе цен крупных сделок, заключаемых в ведущих центрах миро­вой торговли. Основополагающим ценообразующим фактором служит соотношение предложения и спроса на конкретный товар в данный момент. Вместе с тем на уровень цен могут оказывать немалое влияние и другие факторы, например состояние общеэкономической конъюнк­туры, сезонность производства и потребления соответствующего това­ра, меры государственного регулирования (субсидирования и дотиро­вания экспорта, ограничения импорта и др.), а также обстоятельства внеэкономического характера, связанные с возникновением полити­ческих, военных, этнических и иных проблем.

6. Фирменная структура товарных рынков, деловая репутация фирм

В мировой торговле для каждого товарного рынка характерна определенная фирменная структура. Среди множества фирм, действующих на том или ином товарном рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют высокую долю на данном рынке. Как правило, такие фирмы достигают высокого авторитета в деловом мире в результате многолетней продук­тивной коммерческой работы.

Приобретаемая производственной или коммерческой фирмой репу­тация, реноме является важной притягательной силой для националь­ных и иностранных коммерсантов. Солидные иностранные коммерсан­ты стремятся всячески укрепить свое положение на рынке, утвердить свой авторитет в деловом мире, завоевать благожелательное отношение, симпатии торговых партнеров. Поэтому они очень дорожат своей репу­тацией, деловыми связями, стараются расширить круг надежных ком­мерческих партнеров в своей стране и за рубежом.

Вопрос 3. Виды и формы внешнеэкономической деятельности

Многие виды ВЭД, рекомендуемые российским экспортерам для расширения и облагораживания экспорта, упомянуты в Федеральной программе развития экспорта. В этом доку­менте, утвержденном постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123, говорится, что «мировой практике известно более два­дцати основных форм экономического сотрудничества, причем мно­гие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои экономические и организацион­ные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуа­циях может гарантировать наибольшую отдачу для российской сторо­ны». Там же указано, что «для России основной формой сотрудничест­ва являются внешнеторговые операции».

Итак, основой всей ВЭД по-прежнему является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных товаров в материаль­но-вещественной форме, товарообменные операции, оказание раз­личных услуг, выполнение тех или иных работ при взаимодействии с иностранными контрагентами и т.д.

Остановимся на других видах (формах) ВЭД, которые известны в нашей стране и считаются перспективными:

1. Военно-техниче­ское сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами, о котором лишь сравнительно недавно стали появляться открытые публикации. В 1998 г. был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О военно-техни­ческом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», в кото­ром ВТС определено как «деятельность в области международных от­ношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения».

2. В областях научно-технического и научно-производственного со­трудничества с зарубежными партнерами — производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение исследований и разработок, в том числе уникальных, предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников ино­странного производства, продажу в иностранные государства аэрофо­тоснимков их территории), торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.

3. Строительные и проектно-строительные услуги включают строи­тельство объектов за рубежом при содействии российских организа­ций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать проектно-изыскательские работы, а также модернизацию ранее построенных объектов, предоставление инже­нерно-консультационных услуг (инжиниринг).

4. И нвести­ционное сотрудничество — привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений в российскую экономи­ку) и инвестирование за рубежом, куда можно включить также создание СП, ПИИ, международных объединений и других организаций.

5. С отрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере, включающее получение и предоставление кредитов, фи­нансирование различных проектов, осуществление платежно-расчет­ных операций и страховых операций.

6. В связи с бурным развитием мирового рынка туристских услуг в ка­честве самостоятельного вида ВЭД можно выделить иностранный ту­ризм — экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных тури­стов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда тури­стов из России и их пребывания в зарубежных странах.

7. Сотрудничество на компенсационной основе охватывает как про­стые, так и сложные компенсационные операции, переработку давальческого сырья (толлинг) и другие виды встречной торговли.

8. Сотрудничество в области транспорта — международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. С этим видом ВЭД все теснее переплетается сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую продукцию.

9. С оциально-культурные услуги, которыми обмениваются российские участники ВЭД с иностранными партнера­ми. Сюда входит розничная торговля, общественное питание, гости­ничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, торговля авторскими правами и т.д.

10. Для нашей страны, имеющей огромный опыт мореплавания и ры­боловства, весьма актуально международное сотрудничество в области рыбного хозяйства. Этот вид сотрудничества включает лов рыбы рос­сийскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.

11. Необходимо упомянуть и такие особые формы ВЭД, как прибреж­ная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектов РФ.

На практике довольно сложно провести четкую грань между вида­ми и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД нема­лую роль играет субъективный фактор. Формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвиж­ностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появля­ются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее са­мостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.

Вопрос 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях

Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществля­ется государственными, производственно-коммерческими и обще­ственными структурами, которые в совокупности составляют внешне­экономический комплекс (ВЭК) страны.

ВЭК включает следующие звенья:

- государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федераль­ные, региональные, субъектов РФ);

- хозяйственные комплексы, отрасли и отдельные предприятия, производящие экспортную и потребляющие импортную продукцию;

- хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), со­вершающие экспортно-импортные операции;

- организации, содействующие ВЭД.

1. Государственные органы, ведающие вопросами ВЭД:

- высшие органы государственной власти;

- отраслевые органы;

- территориальные (региональные) органы.

Высшие органы государственной власти — высшим уровнем ВЭД следует считать деятельность главных органов законодательной, исполнительной и судеб­ной власти: Федерального Собрания, Президента, Правительства, Верховного Суда Российской Федерации. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила осуществления ВЭД, обязательные для всех российских орга­низаций и физических лиц.

Президент РФ, являющийся главой государства, осуществляет об­щее руководство государственной внешней (в том числе и внешнеэко­номической) политикой. Президенту подчинены его уполномоченные в семи округах страны.

Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государст­венной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы.

Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституцион­ным законом от 19 июня 2004 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Россий­ской Федерации» разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестицион­ного сотрудничества, осуществляет общее руководством таможенным делом, регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Федеральные законы и правительственные нормативные акты призваны формировать в стране определенные организационно-пра­вовые и экономические условия для всех участников ВЭД. Другая, не менее важная сфера деятельности законодательной и исполнительной власти — внешняя (международная) имеет целью создание благопри­ятных условий для осуществления экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций российскими участниками ВЭД с иностранными торговыми партнерами (недискриминационные усло­вия, обеспечение режима наибольшего благоприятствования во внеш­ней торговле с зарубежными странами).

Это достигается путем заключения двусторонних и многосторон­них международных договоров и соглашений торгово-экономического характера, участия России в различных международных экономиче­ских организациях, международных товарных соглашениях, работы в смешанных российско-иностранных межправительственных комис­сиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудниче­ству и обеспечения контроля за соблюдением заключенных междуна­родных договоров.

Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых входят вопросы ВЭД. Эти государствен­ные органы можно назвать соответственно отраслевым и региональ­ным компонентами управленческого звена ВЭК.

Отраслевые органы

В структуре органов исполнительной власти в последние годы нет специаль­ного внешнеэкономического ведомства. Но целый ряд федеральных ор­ганов исполнительной власти ведают конкретными вопросами ВЭД в пределах своей компетенции, установленной Правительством РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэконом­развития России) в соответствии с постановлением Правительства РФ наделено следующими функциями: выра­ботка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, таможенного дела, инвестиционной деятельности. Мини­стерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуще­ствление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.

Федеральная таможенная служба (ФТС), осуществляет функции контроля и надзора в об­ласти таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и адми­нистративными правонарушениями.

Определенные полномочия в области ВЭД имеют Министерство финансов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Мини­стерство информационных технологий и связи РФ, Министерство при­родных ресурсов РФ, Министерство образования и науки РФ, Министер­ство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство оборо­ны РФ и ряд других органов исполнительной власти.

Центральный банк (ЦБ) возглавляет банковскую систему страны. В нее входят Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Российский экспорт­но-импортный банк. ЦБ лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.

Территориальные (региональные) органы

Деятельность ряда федеральных органов исполнительной власти осуществляется не только в центре, но распространяется на всю терри­торию страны через их территориальные органы.

ФТС имеет региональные таможенные управления, которые руко­водят работой сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные организации постоянно взаимодействуют с администрацией субъектов РФ и представителями Президента РФ в соответствующих округах.

Некоторые подразделения Минфина имеют региональные предста­вительства.

На всей территории страны функционируют территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...