Глава 1. «Прикладная диалектика» и ее применение в педагогике
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике
Выполнил студент V курса физико-математического факультета (специальность 050201.65 Математика) Утёмов Вячеслав Викторович Научный руководитель: канд. пед. наук, ст. преп. кафедры дидактики физики и математики Горев Павел Михайлович Рецензент: канд. пед. наук, ст. преп. кафедры дидактики физики и математики Малых Елена Владимировна Работа допущена к защите в государственной аттестационной комиссии «___»__________2008 г. Зам. зав. Кафедрой М.В. Крутихина «___»__________2008 г. Декан факультета Е.В. Кантор
Киров, 2008 Содержание Введение Глава 1. «Прикладная диалектика» и ее применение в педагогике 1.1. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) 1.2. Развитие творческой личности и ТРИЗ 1.3. ТРИЗ – рабочий инструмент диалектики 1.4. Образование на основе логики и диалектики 1.5. Культура мышления 1.6. Принципы дидактики в ТРИЗ-педагогике 1.7. ТРИЗ и образовательная сфера 1.8. Этапы развития ТРИЗ-педагогики 1.9. Теория решения изобретательских задач как метод исследования педагогических систем 1.10. Термин «ТРИЗ-педагогика» Глава 2. Использование инструментов ТРИЗ В обучении школьников математике 2.1. Ситуация как средство развития творческих способностей 2.2. Мета-алгоритм изобретения ТРИЗ и решение учебных математических задач 2.3. Вепольный анализ при решении учебных математических задач 2.4. Метод переизобретения знаний 2.5. Методы технического творчества при обучении школьников математике 2.6. Принципы решения математических задач 2.7. ТРИЗ-педагогика на уроках математики Глава 3. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы
3.1. Психологические аспекты сущности креативности 3.2. Ключевые психологические идеи тренинга 3.3. Тренинг креативного мышления 3.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы Заключение Библиографический список Приложения Введение
Анализ участия в программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment: Monitoring Knowledge and Skills in the New Millennium) в исследованиях 2006 года [11], российских школьников показали, что учащиеся испытывают затруднения, среди прочих, при работе: · с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа; · с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию, необходимые для выявления и решения проблемы; · с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию (в том числе выходящую за рамки описанной в задании ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние» данные; · с комплексными или структурированными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов. Среди целей, предъявляемых к современному школьному образованию, выделяется формирование личности, способной решать поставленные перед ней задачи в условиях рыночной экономики, в частности, быстро находить наиболее оптимальное и эффективное решение преодолеваемой проблемы. Такая цель направлена на реализацию внутреннего потенциала школьника, развитие его творческого начала, продуктивности мышления, которые как раз и должны способствовать развитию умения справляется с выше перечисленными заданиями. Это с одной стороны.
С другой стороны, в методике преподавания математики существуют три ключевых вопроса: «Что преподавать?», «Как преподавать?» и «Зачем преподавать?». Последний из них наиболее трудный. Сегодня главное в образовании – развитие, формирование общей культуры человека, способного в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию или, другими словами, на уроках математики разумней не учить математике, а учить математикой [48]. Это вызывает затруднения на практике. Необходимо внедрение на уроки математики в школе таких общих для всех дисциплин элементов, которые позволили бы интегрировать математику с другими образовательными областями. В последнее время с высоким темпом адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в образовании, которая получило название ТРИЗ-педагогика. Это отражается в ряде диссертаций на соискание ученых степеней: проектирование образовательных технологий на основе ТРИЗ [47], развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [84] и др. Внедрение инструментов ТРИЗ в образование способствует продуктивности мышления [68], а также играет роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей [34]. Все это определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы. Эффективность отдельных приемов ТРИЗ убедительно была доказана в ходе экспериментальной работы по применению ТРИЗ в педагогике [57, 58, 77, 78, 79] (по физике – А. Гин, литературе – Ю. Мурашковский, О. Алешина, по биологии – И. Андржеевская, по информатике [36], естествознанию [31,37] и др.). Однако применение ТРИЗ-педагогики на уроках математики в литературе не встречается, что и обуславливает противоречие и научную новизну настоящего исследования: применение ТРИЗ-педагогики на уроках дает положительные результаты, а ее применение на уроках математики не разработано. Цель выпускной квалификационной работы – разработать и апробировать на практике механизмы применения инструментов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике. Объектом исследования выступает развивающий учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательного учреждения. Предметом исследования является развитие продуктивности мышления учащихся на уроках математики через использование инструментов ТРИЗ-педагогики.
В основе исследования лежат следующие гипотетические положения: · включение в образовательный процесс инструментов ТРИЗ-педагогики, способствует развитию креативности мышления; · включение в образовательный процесс инструментов ТРИЗ-педагогики, способствует развитию системности мышления; · обучение на уроках математики в средней школе будет проходить эффективней благодаря овладению учащимися практическим опытом работы с методами активизации мышления, основанных на ТРИЗ; · эффективность принципов разработанного курса не зависит от уровня сложности программного материала в экспериментальном классе. Для достижения цели и доказательства изложенных гипотетических положений были определены следующие задачи работы: · рассмотреть механизмы применения ТРИЗ в образовательной сфере; · уточнить термин ТРИЗ-педагогика с позиции педагогической технологии; · разработать механизмы использования инструментов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике; · разработать курс на основе внеклассных занятий по математике с применением ТРИЗ-педагогики; · проверить данные и разработанные механизмы в ходе опытно-экспериментального преподавания, определив истинность гипотетических положений. Содержание выпускной квалификационной работы представлено во ведении, трех главах, заключении и приложениях. Библиографический список насчитывает 89 источников. В первой главе ««Прикладная диалектика» и ее применение в педагогике» рассматривается место, сущность и роль в применении инструментов ТРИЗ в образовании. Рассматривается история развития ТРИЗ, этапы становления ТРИЗ-педагогики, и уточняется термин «ТРИЗ-педагогика». Во второй главе «Использование инструментов ТРИЗ при обучении школьников математике» предлагаются механизмы применения инструментов ТРИЗ-педагогики при обучении школьников математике в общеобразовательной школе. Среди предложенных механизмов, рассматриваются методы, которые могут быть использованы на факультативных занятиях по математике (мета-алгоритм изобретения ТРИЗ, вепольный анализ), методы, которые могут быть использованы непосредственно на уроках математики (ситуация, метод «переизобретения» знаний, принципы решения математических задач), а так же универсальные методы технического творчества.
В третьей главе «Описание и анализ опытно-экспериментальной работы»рассматривается курс «Тренинг креативного мышления», разработанный в рамках опытного преподавания и анализируются результаты опытно-экспериментальной работы. В приложениях представлены материалы опытного преподавания, материалы занятий с учениками, бланки для тестирования результатов Гилфорда и Торенса, использованные при анализе опытной работы.
Глава 1. «Прикладная диалектика» и ее применение в педагогике И бог создал все живые существа, какие до сих пор двигаются по земле, и одно из них было человеком. И только этот ком глины, ставший человеком, умел говорить. И бог наклонился поближе, когда созданный из глины человек привстал, оглянулся и заговорил. Человек подмигнул и вежливо спросил:– А в чем смысл всего этого? – Разве у всего должен быть смысл? – спросил бог. – Конечно, – сказал человек. – Тогда предоставляю тебе найти этот смысл! – сказал бог и удалился. Боконон, персонаж книги Курта Воннегута «Колыбель для кошки».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|