Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 5 глава





'(Графическое изображение слов, обозначающих предмет, здесь и далее даются без учета деления на живые и неживые предметы, т. е. одним цветом.)

Стр.53

 

дети угадывают профессию. Например, ученик имитирует управление автомашиной, дети говорят: Рулит. Павлик — шофер. При затруднениях логопед тихонько подсказывает вызванному ребенку профессию, а самым слабым детям и действия, которые они должны имитировать.

7. Графический диктант.

Методические рекомендации. Логопед вперемешку называет слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие. Ученики чертят в тетрадях их графические изображения, затем подсчитывают, сколько получилось слов-предметов и сколько слов-действий.

Работа над предложением

Основной целью этой работы является усвоение учениками понятия «предложение». Работа ведется над структурами простого нераспространенного предложения, простого предложения с однородными членами и их грамматическим оформлением.

Для наглядности логопед использует карточки в виде прямоугольников одинакового размера. Слова, обозначающие предмет и являющиеся в предложении подлежащим, изображаются на прямоугольнике одной чертой.

Слова, обозначающие действие предмета и являющиеся в предложении сказуемым, изображаются двумя чертами

Все остальные слова в предложении на этом этапе работы будут обозначаться прямоугольниками того же цвета, но более темного тона без графических изображений внутри. Для обозначения начала предложения потребуется узкая полоска, для обозначения конца предложения — кружок, который будет изображать точку. Все эти прямоугольники, полоска и кружок в дальнейшем для краткости будут называться схемой предложения.

На первом занятии логопед предлагает одному из учеников нарисовать на доске елочку. Затем задает ученикам вопросы:

Кто это? (Ученик.)

Логопед выставляет на фланелеграф карточку

Что обозначает это слово? (Предмет.)

Что делает ученик? (Рисует.)

Что обозначает это слово? (Действие.)



Рядом с первой карточкой логопед ставит вторую

Логопед предлагает ученикам повторить оба слова: Ученик рисует, и сообщает, что сказали предложение.

Логопед оформляет начало предложения узкой полоской, в конце

помещает точку.

После чего спрашивает:

«Из чего состоит предложение?» (Из слов.) «Сколько слов в этом предложении?» (Два.)

Стр.54

 

Затем он продолжает задавать вопросы: Что рисует ученик? (Елочку.)

Логопед добавляет на фланелеграф еще один пустой прямоугольник и просит повторить предложение целиком. Сколько теперь стало слов в предложении? (Три.) Какую елочку нарисовал ученик? (Маленькую.) В схему вставляется еще прямоугольник, и предложение проговаривается целиком: Ученик рисует маленькую елочку. Логопед спрашивает, сколько стало слов в предложении.

Далее логопед делает вывод: чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. Затем он убирает схему первого предложения и выставляет* на фланелеграф картинку, изображающую предмет в действии, например, мальчик бежит, и предлагает ученикам составить по ней предложение из двух слов. При затруднении можно помочь вопросами кто? что делает?

Примерные виды заданий

1. Придумайте предложение из двух слов про Витю. Составьте схему этого

предложения.

Оборудование: картинка, графическая схема предложения для демонстрации на доске, схемы предложения по числу учеников.

Методические рекомендации. Логопед вызывает к доске ученика Витю, просит его попрыгать (сесть, встать и т. д.) и спрашивает: «Кто?» (Витя.) «Что делает?» (Сидит.) После проговаривания предложения целиком вызванный ученик выкладывает на фланелеграфе схему, остальные ученики делают эту работу на партах.

2. Рассмотрите картинку. Придумайте предложение из двух слов про Таню.

Составьте схему этого предложения.

Оборудование: картинка, изображающая девочку в действии, схемы предложения по числу учеников.

Методические рекомендации. Ученики составляют предложение по картинке и самостоятельно выкладывают его схему на партах. Логопед следит за правильностью выполнения работы.

3. Придумайте предложение из двух слов по картинке. Составьте и начертите

схему этого предложения.

Оборудование: картинки, изображающие предмет в действии (мальчик пишет, девочка рисует, птица летит), схема предложения для демонстрации на доске.

Методические рекомендации. После того как ученики составят схему предложения, логопед чертит графическую схему этого предложения на доске, ученики выполняют работу в тетрадях.

4. Рассмотрите картинку. Составьте предложение по картинке и схеме.

Оборудование: картинки, изображающие собаку, кошку, пчелу, схема предложения для демонстрации на доске, индивидуальные схемы предложения.

Стр.55

 

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям сказать, сколько слов будет в предложении, что будет обозначать первое слово, второе слово. После того как ученики составят предложение, логопед меняет его структуру, ставя в начало слово-действие, а на второе место слово-предмет. Схема снова анализируется, и дети составляют по ней предложение. Работа с другими картинками строится без анализа схемы.

5. Составьте предложение по картинке и схеме.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных, графическая схема предложения для демонстрации на доске.

Методические рекомендации. Сначала логопед предлагает детям вспомнить и назвать, какие действия могут производить изображенные на картинках животные, например, корова (мычит, пасется, жует, ходит и т. д.). Затем просит детей составить предложение по схеме.

Обращая внимание детей на то, сколько слов в предложении и что обозначает каждое слово, следит за тем, чтобы дети не употребляли союз и.

6. Прослушайте предложение, закончите его одним словом, правильно изменив его по смыслу.

Методические рекомендации. Логопед следит за тем, чтобы дети четко произносили окончания глаголов.

Птица летит. Птицы . . . (летят). Самолеты гудят. Самолет ....

Мальчик идет. Мальчики .... Двери скрипят. Дверь ... .

Собака лает. Собаки .... Листья шуршат. Лист ... .

7. Замените два предложения одним, состоящим из двух слов.

Методические рекомендации. Логопед требует от учеников употребления обобщающих слов и четкого произнесения окончания глагола.

Липа растет. Мужчина сидит.

(Деревья растут.) (Люди сидят.)

Осина растет. Женщина сидит.

Голубь клюет. Астра цветет.

(Птицы клюют.) (Цветы цветут.)

Ворона клюет. Василек цветет.

8. Составьте предложение по двум картинкам и графическому изображению слова. Начертите его схему.

Оборудование: предметные картинки с изображением коровы, лося; сороки, бабочки; рыбы, утки; зайца, кенгуру. Карточка с графическим изображением слова, обозначающего действие.

Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф две предметные картинки, изображающие, например, корову и лося или сороку и бабочку и т. п. Рядом помещает карточку с графическим изображением слова, обозначающего действие. Дети составляют предложение, например: Корова, лось пасутся или Сорока, бабочка летают. Затем чертят в тетрадях графическую схему предложений. Логопед обращает внимание детей на запятую между однородными членами.

Стр.56

 

9. Закончите по картинке предложение, добавляя подходящее по смыслу слово.

Примерный перечень картинок: солнце, месяц, луна; пиджак, блузка, платье; малина, виноград, яблоко; свекла, куст, дерево.

Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф группу картинок, например: солнце, месяц, луна — и просит детей закончить начатое предложение, используя названия картинок: Светило ... . Светила ... . Светил .... Ученики заканчивают предложение, добавляя одно слово, и повторяют его целиком, четко выделяя голосом окончание глагола. Аналогично ведется работа с остальными группами картинок.

Светило, светила, светил; висело . . ., висел . . ., висела . . .; зрело . . ., зрел . . ., зрела . . .; росла . . ., рос . . ., росло . . . .

10. Составьте предложение по картинке и опорному слову.

Оборудование: в группы картинок, предложенных в предыдущем задании, добавить картинки, изображающие звезды, белье, фрукты, овощи.

Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф группу картинок, например: свекла, куст, дерево, овощи. Работа ведется аналогично предыдущему заданию.

Рос .... Росла .... Росло .... Росли ..... Светил .... Светила .... Светило .... Светили .... Висел .... Висела .... Висело .... Висели .... Зрел .... Зрела .... Зрело .... Зрели ....

.11. Закончите предложение, подобрав подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Начертите графическую схему предложения.

Методические рекомендации. Логопед называет слово, обозначающее действие, и чертит на доске его графическое изображение. Предлагает детям подобрать подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет, но не называть его вслух. Затем каждый ученик называет придуманное им слово, повторяет предложение целиком и чертит его схему в тетради. Логопед обращает внимание учеников на то, что одно и то же действие могут производить разные предметы.

стоял, лежала, висело, кричали

12. К данным словам, обозначающим действие, подберите подходящие по смыслу слова, обозначающие предмет. Нарисуйте картинку в схеме предложения. Повторите предложение целиком.

Методические рекомендации. Работа строится аналогично предыдущему заданию, только дети не называют придуманное ими слово, а рисуют этот предмет в схеме предложения вместо его графического изображения. Затем они произносят предложение.

 

 

13. Задание аналогично заданию 12.

Методические рекомендации. Логопед называет тему: «Начинается гроза». Затем говорит слово, обозначающее действие, изображает его графически на доске и предлагает детям нарисовать подходящую по смыслу картинку впереди или после графического изображения (запись ведется одновременно на доске и в

Стр.57

 

тетрадях). Каждое предложение проговаривается целиком. После выполнения работы логопед предлагает детям повторить все предложения по порядку и обращает внимание на то, что получился рассказ.

Надвинулась, скрылось. Сверкнула .... Хлынул . . . .

 

14. Прослушайте предложения. Скажите, сколько предложений вы услышали.

Начертите их схемы.

а) Яйцо качнулось.

Яйцо качнулось послышался стук. Яйцо качнулось, послышался стук появилась трещина. Яйцо качнулось послышался стук появилась трещина выглянул цыпленок.

б) Раздался гудок поезд тронулся.

Наступил вечер зажглись огоньки.

Подул ветер яблоко упало.

Почка лопнула выглянул листик.

в) Светит солнышко синеет небо дует ветерок.

Уроки кончились наступили каникулы дети отдыхают.

г) Наступило утро светит солнце поют птицы зеленеет трава.

Пришла зима спряталось солнце облетели листья, идет снег:

15. Прослушайте текст. Рассмотрите схемы. Скажите, правильно ли поставлены

точки и обозначены начала предложений. Исправьте ошибки.

Оборудование: схемы предложений для демонстрации на доске.

Методические рекомендации. Логопед произносит текст без пауз и понижения голоса. На фланелеграфе поставлены графические изображения слов в последовательности произносимого рассказа.

Затем логопед задает вопрос: одно это предложение или несколько? Дети отвечают, что несколько. Логопед снова произносит предложения с неправильной интонацией и расставляет полоски, обозначая начала предложений, и точки в конце:

 

Дети должны найти ошибки, исправить их, правильно составить схему текста и прочитать предложения с правильной интонационной законченностью.

Наступил вечер. Взошла луна. Зажглись фонари.

16. Прослушайте предложения. Начертите их схемы. Правильно обозначьте конец предложения.

Стр.58

 

Методические рекомендации. Логопед называет два предложения, одно с повествовательной, другое с вопросительной интонацией, чертит их схемы на доске. Затем вместе с учениками устанавливает, что в конце первого предложения надо поставить точку, а в конце второго — вопросительный знак.

Наступило утро. Светит солнце? Пришел поезд. Папа приехал? Открылась дверь. Лена пришла? Зашумела листва. Дождь пошел?

17. Прослушайте предложения. Начертите их схемы. Правильно обозначьте конец предложения.

Методические рекомендации. Логопед произносит предложение с четко выраженной интонацией.

Дети поют. Прилетели ласточки? Коровы пасутся. Белка убежала. Малина созрела? Зеленеет трава. Снег пошел?

18. Прослушайте рассказ. Скажите, сколько в нем предложений. Начертите

схемы предложений; правильно обозначьте их конец.

Потемнело небо. Пошел дождь. Саша спрятался?

Слова, обозначающие признак предмета

После того как у детей сформировалось представление о простом нераспространенном предложении, состоящем из двух слов, логопед вводит в предложение слова, обозначающие признак предмета.

Логопед предлагает ученикам составить предложение из двух слов про березу, например: Береза растет. Затем спрашивает: какая береза растет? От детей требуется ответ одним словом (высокая, стройная, тонкая и т. д.). Логопед сообщает детям, что названные слова обозначают признак предмета. Аналогично дети придумывают предложение про лимон, груши и яблоко, подбирают к этим словам признаки. Затем обращается внимание детей на вопросы, которые ставятся к словам, обозначающим признаки предмета: какой,? какая? какое? какие? Одновременно логопед знакомит детей с графическим изображением слов, обозначающих

признаки: ^^^^^

Карточка с графическим изображением слова, обозначающего признак, вставляется в схему предложения.

Логопед предлагает ученикам составить по картинке предложение из двух слов, например: Поет петух. Затем дети подбирают признак к слову петух: Поет красивый петух. На фланелеграфе выкладывается схема предложения сначала из двух слов, потом вставляется карточка с графическим изображением слова красивый. Аналогично проводится работа и с другими картинками. Ученики чертят схемы в тетрадях.

Для проверки усвоения понимания детьми материала этой темы логопед может предложить им составить предложение по картинке сначала из двух слов и начертить его схему, затем — из трех слов и также начертить его схему.

Стр.59

 

Примерные виды заданий

1. Прослушайте предложение. Подберите к слову, обозначающему предмет,

слово, обозначающее его признак. Повторите предложение целиком. Составьте

схему предложения.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей и фруктов; схемы предложения по числу учеников.

Методические рекомендации. Логопед произносит предложение, например: Растет репа. Ученики называют слово, обозначающее предмет, логопед ставит на доску картинку с изображением репы и спрашивает: какая репа? (по цвету, по вкусу, по форме). Ученики отвечают: Круглая. Растет круглая репа. После ответа выкладывают на партах схему предложения.

Растет репа. Выросла морковь. Зреет слива. Лежит груша. Зреет огурец. Краснеет помидор. Созревает виноград. Растет лук. Желтеет лимон.

2. Задание аналогично заданию 1.

Примерный перечень картинок: зеркало, платье, полотенце, лицо, солнце.

Методические рекомендации. Выполнение этого задания проводится аналогично предыдущему, только логопед просит детей подобрать сразу два признака, например: Висит синее махровое полотенце или светит яркое ласковое солнышко. Оба признака вставляются в схему. Логопед следит за тем, чтобы дети четко произносили окончания прилагательных.

Используется лексический материал задания.

3. Рассмотрите на картинке двух мальчиков. Скажите, как выглядит один

мальчик, а как другой. Что обозначают названные слова? Поставьте к ним вопросы.

Составьте предложения про мальчиков, назвав их по именам.

Оборудование: две картинки с изображением аккуратного и неряшливого мальчиков.

Методические рекомендации. Выполняя задание, дети подбирают слова-синонимы, обозначающие признаки, характеризующие одного мальчика (опрятный, чистый, аккуратный), затем другого (грязный, неряшливый, неаккуратный). После этого дети составляют по одному предложению про каждого мальчика, используя слова-признаки. Логопед обращает внимание детей на то, что слова опрятный, чистый, аккуратный разные, но похожи по смыслу, так же как и слова грязный, неряшливый, неаккуратный.

4. Рассмотрите картинки. Сравните изображенные на них предметы по величине,

по толщине, по ширине, по длине, по вкусу.

Примерный перечень картинок: дыня и вишня, арбуз и лук, веревка и нитка, бревно и палка, полотенце и лента, скатерть и носовой платок.

Методические рекомендации. Логопед показывает картинки парами и предлагает их сравнить, например: дыня большая — вишня маленькая, дыня сладкая — вишня кислая, веревка толстая — нитка тонкая, веревка длинная — нитка короткая и т. п. При этом логопед обращает внимание детей на то, что в данном случае слова-признаки противоположны по смыслу.

5. Прослушайте предложение. Вставьте в него подходящее по смыслу слово,

обозначающее признак. Поставьте к нему вопрос.

 

Перечень картинок тот же, что в задании 4.

Методические рекомендации. Логопед показывает картинки парами и произносит два предложения, например: Зреет дыня. Зреет вишня. Дети должны вставить в эти предложения слова, обозначающие признаки: Зреет большая дыня. Зреет маленькая вишня. Растет арбуз.— Растет сладкий арбуз. Растет лук.— Растет горький лук и т. д.

6. К данным словам подберите слова, противоположные по значению.

Образец: веселый — грустный.

веселый —.. . трудолюбивый —. . . лживый —. . .

трусливый —. . . добрый —. . . болтливый —. . .

скучный —. . . грязный —. . . прилежный —. . .

7. Вспомните историю про Незнайку и его друзей. Сравните Знайку и Незнайку.

Скажите, кому больше подходят данные слова: Незнайке или Знайке.

Оборудование: картинки, изображающие Знайку и Незнайку.

Методические рекомендации. После того как дети вспомнят сказку, логопед будет характеризовать Незнайку, а дети — Знайку. Например, логопед говорит: Незнайка ленивый. Дети отвечают: Знайка трудолюбивый.

Грубый, вежливый; неаккуратный, опрятный; глупый, умный; легкомысленный, серьезный; хвастливый, скромный.

8. Прослушайте предложение. Повторите слова, обозначающие предмет и признак этого предмета. Поставьте к каждому из этих слов вопрос.

Методические рекомендации. Логопед произносит предложение: Стоит высокий дуб. Дети повторяют: высокий дуб. Затем ставят вопросы и отвечают: Что? (Дуб.) Дуб какой? (Высокий.)

Стоит высокий дуб. Наступило жаркое лето. Светит ясный месяц. Облетают кленовые листья. Распустилась белая сирень.

9. Вспомните и повторите рассказ «Начинается гроза». В каждое предложение

добавьте слово, обозначающее признак предмета. Начертите схемы предложений.

Повторите рассказ целиком.

Оборудование: рассказ в виде графических изображений слов, обозначающих действия, и рисунков предметов (см. задание 13 на с. 58).

Образец рассказа ученика.

Надвинулась темная туча. Ясное солнышко скрылось. Сверкнула яркая молния. Полил сильный дождь.

После того как дети усвоили понятие о словах, обозначающих признаки, научились вводить их в простое двусоставное предложение и выделять их из предложения, начинаем учить детей выделять из предложения главные слова, т. е. подлежащее и сказуемое.

Работа начинается с того, что логопед предлагает ученикам придумать предложение из двух слов. Например, про девочку: Девочка поет. Затем добавить в него слово, обозначающее признак: Маленькая девочка поет. После этого на фланелеграфе выкладывается схема предложения.

Стр.61

 

Логопед убирает из схемы карточку, обозначающую слово девочка, и просит назвать оставшиеся слова (маленькая поет). Задает вопрос: «Получилось предложение?» (Нет.) «Почему?» (Мы не знаем, кто поет.) Логопед ставит эту карточку на место, а убирает карточку, обозначающую слово поет, задает еще вопрос: «Получается предложение?» Ученики «читают»: маленькая девочка — и отвечают, что предложение не получилось, потому что мы не знаем, что делает девочка. Логопед возвращает карточку на место и убирает карточку, обозначающую слово маленькая. После того как дети произнесут оставшиеся слова (девочка поет), выясняется, что предложение получилось, потому что известно, кто это и что делает. Логопед говорит о том, что слова девочка поет — это главные слова, без которых не получается предложение.

Примерные виды заданий

1. Прослушайте предложение. Назовите главные слова. Поставьте вопрос к

каждому из этих слов.

Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске.

Методические рекомендации. Логопед называет предложение, указкой показывая на каждое слово в схеме, выложенной на фланелеграфе. Ученики называют главные слова, ставят к каждому из них вопрос: Что? (Ветка.) Что сделала? (Сломалась.)

Тонкая ветка сломалась. Легкая снежинка растаяла. Грузовой поезд промчался. Яркий свет погас. Злая собака убежала.

2. Задание то же.

Методические рекомендации. Задание выполняется аналогично предыдущему только без опоры на схему.

Закрылась тяжелая дверь. Остывает горячий чай. Смолкли звонкие голоса. Разбилась хрустальная ваза.

Работа над грамматическим оформлением предложения

Дальнейшая работа логопеда направлена на формирование фразовой речи, так как дети б-летнего возраста с общим недоразвитием речи, как указывалось ранее, не умеют грамматически правильно выразить свою мысль. В речи этих детей часто встречаются ошибки на согласование и управление различных частей речи.

Работа над грамматическим оформлением предложения ведется поэтапно. Сначала надо научить детей правильно употреблять формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного тех же падежей без предлога. Такая последовательность в работе над падежными формами обусловлена степенью трудности их усвоения.

Работа над каждой падежной формой имени существительного ведется в определенной последовательности. Для того чтобы ребе-

Стр.62

 

нок почувствовал, как изменяется начальная форма слова, логопед требует от детей ответа сначала одним словом, а затем целым предложением, причем целесообразно включать не одно, а три-четыре слова в данной падежной форме; например, логопед спрашивает детей: «Кто (что) нарисован на картинках? Кого (что) нарисовал художник?» Дети последовательно отвечают: корова, дерево, ежик, солнце. Корову, дерево, ежика, солнце. Художник нарисовал корову, дерево, ежика, солнце. Затем стереотипные предложения заменяются разнообразными, т. е. с разными грамматическими основами, и дети чертят схемы этих предложений.

Отработав падежную форму имени существительного, логопед начинает работу с именами прилагательными. Сначала работа ведется на уровне словосочетания, затем словосочетание вводится в стереотипное предложение (Я нарисовал красную бабочку. Я нарисовал синюю бабочку. Я нарисовал желтую бабочку. И т. д.), а потом уже в структуру разных предложений (Девочка нашла белый гриб. Петя нарисовал большую ракету. И т. д.). Дети составляют или чертят схемы этих предложений.

Примерные виды заданий Винительный падеж

1. Скажите, что есть в кабинете. Что вы видите в кабинете? Методические рекомендации. Логопед требует от детей ответа одним словом: доска, окно, книги, штора; доску, окно, книги, штору и т. д.

2. Скажите, кто живет в зоопарке; кого вы видели в зоопарке.

Оборудование: картинки с изображением различных животных и птиц.

Методические рекомендации. Если дети не смогут назвать животных и птиц, живущих в зоопарке, по памяти, логопед показывает им картинки. Необходимо следить за четким проговариванием окончаний слов.

3. Скажите, кто (что) нарисован на картинках; кого или что нарисовал

художник.

Примерный перечень картинок: змея, конь, дом, петух, цветы, воробьи, вороны и т. п.

4. Вспомните, кого или что вы видите на улице. Ответьте предложением.

Образец ответа: Я видел троллейбус. Я видел киоск. Я видел продавца и т. д.

5. Отгадайте загадки. Ответьте предложением на вопрос: что подарит Снегурочка детям на Новый год?

Методические рекомендации. Логопед говорит ученикам, что скоро Новый год, приедет Снегурочка и подарит детям подарки. Чтобы узнать, что подарит нам Снегурочка, надо отгадать загадку и повторить все предложения целиком.

 

Пляшет крошка, Бьют его рукой и палкой,

А всего одна ножка. Никому его не жалко.

(Волчок.) А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(Мяч.)

6. Закончите предложения, подбирая подходящее по смыслу слово. Начертите

схему предложения. Назовите главные слова.

Методические рекомендации. Логопед начинает предложение, выделяя интонацией его незаконченность. Ученики самостоятельно подбирают подходящее по смыслу слово, называют его. Затем проговаривают предложение целиком. После этого ученики чертят схему предложения в тетрадях и называют главные слова.

Тома полила .... Павлик починил .... Пастух пасет ....

Солнце высушило .... Люстра освещает .... Игорь получил ....

Собаки любят .... Трамвай перевозит

7. Составьте предложения . по картинкам. Начертите схемы предложений.

Назовите главные слова.

Примерный перечень картинок: бабушка вяжет кофту; девочка подметает пол.

8. Нарисуйте предмет, который всегда бывает такого цвета, как ваш карандаш.

Подберите к этому предмету слово, обозначающее его признак.

Методические рекомендации. Логопед раздает детям по одному цветному карандашу и просит их нарисовать предмет, который бывает такого цвета, как карандаш у ребенка. После выполнения работы логопед спрашивает: «Что ты нарисовал?» (Огурец.) «Какой огурец?» (Зеленый огурец.)

9. Ответьте двумя словами на вопросы логопеда.

Оборудование: предметные картинки, подобранные с учетом рода и числа названий, изображенных на них предметов, картинка с изображением Карандаша, персонажа «Клуба веселых человечков».

Методические рекомендации. Логопед говорит детям о том, что к ним в гости пришел Карандаш. Он нарисовал различные предметы. Затем на фланелеграф выставляются картинки, изображающие предметы, названия которых имеют женский род. Логопед спрашивает: Какую, что нарисовал Карандаш? Ученики отвечают: Нарядную елочку. Добрую Золушку. Злую мачеху. Волшебную палочку и т. д. Затем последовательно выставляются картинки, названия которых имеют мужской род, и картинки, названия которых имеют средний род.

10. Игра «Поймай и назови».

Оборудование: удочка с магнитом, предметные картинки с изображением золотой рыбки, акулы, сома, рваного ботинка, морского конька, консервной банки, морской звезды (к каждой картинке прикреплена канцелярская скрепка).

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям по очереди поймать удочкой по одной картинке и сказать полным предложением, кого или что они поймали, например: Я поймал золотую рыбку. Я поймал рваный ботинок и т. д. Логопед следит за правильным и четким проговариванием окончаний имен прилагательных и имен существительных.

11. Составьте предложения по картинкам. Начертите схемы этих предложений. Назовите главные слова.

Стр.64

 

Оборудование: сюжетные картинки, по которым можно составить предложения нужной структуры, например: Паук плетет тонкую паутину. Мальчик поймал большую рыбу и т. п.

Дательный падеж

1. Ответьте одним словом, кому Дед Мороз приготовил подарки.

Примерный перечень картинок: морковка, мед, рыба, орехи, апельсины, машинки, куклы, яблоко.

Методические рекомендации. Логопед выставляет на фланелеграф картинки и, указывая на них, спрашивает: Кому Дед Мороз приготовил этот подарок? Ученики должны ответить, одним словом: Зайчику. Лисе. Медведю. Белкам и т. д. При затруднении логопед может показать детям картинки, изображающие тех, кому приготовлены подарки. Логопед следит за четким проговариванием падежных окончаний имен существительных.

2. Игра «Найди хозяина».

Примерный перечень картинок: корона, ступа, колпачок Буратино, шляпа Незнайки, .хрустальные туфельки и т. п.

.Методические рекомендации. Логопед показывает картинку и спрашивает, кому может принадлежать эта вещь. Ученики отвечают, одним словом или словосочетанием: Царю. Ивану-царевичу. Бабе-Яге и т. д.

3. Рассмотрите картинки, скажите, каким предметам принадлежат эти детали.

Примерный перечень картинок: колесо машины;

крыша дома; крыло самолета.

Методические рекомендации. Дети отвечают на вопрос стереотипным предложением: Колесо принадлежит машине. Крыло принадлежит самолету и т. д.

4. Игра «Сделай подарок».

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям подумать и сказать, что бы они хотели подарить своим товарищам по группе в день рождения. Ученики по очереди отвечают: Лене я подарю куклу. Алеше я подарю самолет. Сереже я подарю книжку. Тане я подарю зайку. Свете я подарю карандаши и т. п.

5. Игра «Доктор Айболит».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.