Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 8 глава
На первых порах ученикам предлагается описать один предмет. Затем им предлагаются два родственных предмета. Ученики сначала описывают каждый из них, а потом проводят сравнительный анализ этих предметов. При работе с первым рассказом логопед помогает детям вопросами. В дальнейшем только спрашивает, о чем надо рассказать сначала, о чем потом и т. д. При затруднении или ошибках в окончаниях прилагательных помогает детям вопросами: какой? какая? какие? I. Прослушайте рассказ. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы. Перескажите рассказ. Стр.90
Оборудование: контурное изображение собаки; раскрашенные изображения ушей, туловища, хвоста этой собаки; полностью раскрашенное изображение этой же собаки. Собака Кнопка. Это собака, ее зовут Кнопка. Она рыженькая с белой грудкой. Шерсть у нее пушистая и лохматая. Ушки у нее длинные, висячие и тоже лохматые. Хвостик у Кнопки маленький и пушистый. Вопросы: Как зовут собаку? Какие у нее ушки? Какого она цвета? Какой у нее хвостик? Какая у нее шерсть? 2. Прослушайте рассказ. Рассмотрите картинки. Расскажите, какая кошка. Оборудование: контурное изображение кошки и раскрашенные изображения ее ушей, туловища, хвоста и лапок; раскрашенное изображение этой же кошки. Кошка Цыганка. Эту кошку зовут Цыганка. Она вся черная, а грудка у нее беленькая, как передничек. Шерстка у нее гладкая, мягкая. Лапки у Цыганки черные с беленькими носочками. Ушки остренькие, одно черное, а другое беленькое. Хвост длинный и весь черный. 3. Прослушайте рассказ. Рассмотрите картинки. Расскажите, какая березка. Оборудование: контурное изображение березки и раскрашенные изображения ее ствола, ветки, листочка; раскрашенное изображение березки.
Березка. Возле нашего дома растет березка. Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая, с черными пятнами. Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз. Листочки у березки круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие. Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей. 4. Прослушайте рассказ. Рассмотрите картинку. Нарисуйте божью коровку, расскажите, какая она. Оборудование: раскрашенное изображение божьей коровки. Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф картинку с изображением божьей коровки и читает детям рассказ, указывая на описываемые части. Затем картинка убирается, и дети по памяти рисуют божью коровку, после чего описывают ее, опираясь на прослушанный рассказ и свою картинку. Стр.91
Интересный жучок. По листику полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, черненькая, из нее торчат два длинных усика, похожих на щеточки. Спинка покрыта жестким панцирем. Он красный, в черных пятнышках, а посередине узенькая черненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались желтоватые прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка. Слово для объяснения: панцирь. 5. Рассмотрите картинку. Расскажите, какая белочка, какой зайчик. Сравните белочку и зайчика. Оборудование: раскрашенные картинки с изображением белочки и зайчика. Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф картинку с изображением белочки и просит учеников описать ее. Затем выставляется картинка с изображением зайчика, ученики описывают зайчика. После этого логопед читает начало рассказа: «Подружились белочка и зайчик. Часто они играли вместе на лесной поляне...» Ученики продолжают рассказ, сравнивая белочку и зайчика: «Белочка была рыженькая, а зайчик серенький. Ушки у белочки небольшие, остренькие, е кисточками на концах. А у зайчика ушки длинные, чуткие, с черненькими кончиками...» и т. д. Логопед помогает детям, указкой показывая на части тела белочки и зайчика: на туловище, ушки, лапки, хвостики.
6. Прослушайте рассказ. К каждому предложению нарисуйте картинки. Перескажите рассказ. Методические рекомендации. Сначала логопед читает рассказ целиком, затем читает его по предложениям, при затруднении помогает детям вопросами: «Про что первое предложение?» (Про небо и облака) «Значит, что надо нарисовать?» (Небо и облака.) Дети делают рисунки к каждому предложению. Логопед не должен требовать от детей подробных рисунков. Рисунки могут быть самыми примитивными, даже на уровне пиктограмм. Важно, чтобы у ребенка возник определенный образ, связанный с прослушанным предложением. Логопед также не должен давать образец рисунка, он может только словами помочь затрудняющимся детям. Зима. Зимой небо закрыто облаками. Солнце показывается редко, прячется за облаками. Часто метут метели. Кругом лежат высокие сугробы. Весна. . Небо весной чистое и прозрачное. Пригревает ласковое солнышко. Приятно веет теплый ветерок. Сугробы темнеют и тают. Журчат веселые звонкие ручейки. Слово для объяснения: веет. Лето. Летом небо ясное и высокое. Солнышко жарко припекает. Идут теплые грибные дожди. Земля покрыта цветным ковром. Стр.92
Осень. Осенью небо затянуто тучами. Солнышко становится холоднее и показывается реже. Дуют пронизывающие ветры. Часто идут моросящие дожди. На земле грязь и сухие листья. Слова для объяснения: пронизывающие, моросящие. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера Логопед читает рассказ по частям. Прочитав часть, спрашивает, о ком или о чем говорится в этой части. После ответа детей выставляет на фланелеграф предметную картинку и просит описать названный предмет. Затем читается следующая часть рассказа и проводится такая же работа. После чтения всех частей рассказа и описания действующих лиц (или предметов) ученики повторяют, о чем или о ком они рассказывали сначала, о чем или о ком затем и т. д. Вслед за этим логопед убирает предметные картинки и выставляет одну сюжетную картинку, на которой изображены все действующие лица (или предметы), читает рассказ целиком. Ученики пересказывают текст по цепочке (по частям или целиком).
1. Послушайте рассказ. Рассмотрите картинки. Перескажите рассказ. Перечень картинок: собака, щенки, конура; сюжетная картинка, изображающая ту же собаку со щенками, сидящую у конуры. Собака Белка. Колхозный сад сторожит собака Белка. Она рыжая, с белыми пятнами. Ушки у Белки остренькие, торчком. Хвост пушистый. Глаза у Белки большие и добрые, зато зубы острые. У Белки есть маленькие щенки. Один щенок похож на маму. Он тоже рыженький, с белыми пятнами и беленьким хвостиком. А второй щенок весь рыжий. Белка и щенки живут в конуре. Конура большая и теплая. Всем удобно. 2. Задание то же. Картинка: кошка с котятами сидит около коробки. Методические рекомендации. Логопед выставляет сюжетную картинку и читает рассказ целиком. После этого уточняет, о чем дети будут рассказывать сначала, о чем потом, чем закончат рассказ. Затем ученики пересказывают рассказ полностью. При затруднении логопед может строить работу аналогично предыдущей. Кошка Мурка. У бабушки живет кошка, ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и грудка беленькие. Шерстка у Мурки мягкая, пушистая, лаза у нее желтые, как огоньки. ' стр.93
У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые, черные, с белыми пятнами. Глазки у всех голубенькие. Котята пушистые, как комочки. Мурка и котята спят в коробке. Коробка большая и удобная. Всем в ней тепло. 3. Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ. Подумайте, о ком будете говорить вначале, о ком — после. Придумайте название рассказа. Картинка: утка с утятами на берегу пруда. Методические рекомендации. Цель этого задания — проверить, как дети усвоили понятие о том, что рассказ по сюжетной картинке должен строиться в определенной последовательности, поэтому логопед не дает образец рассказа для пересказывания. Ученики составляют самостоятельный рассказ, используя полученные ранее навыки. Один из учеников рассказывает составленный им рассказ, остальные добавляют. Затем рассказ пересказывается с учетом сделанных дополнений.
Приблизительный образец рассказа учеников. Это утка Кряка. Клюв у нее желтый, лопаткой. Лапки тоже желтые, с перепоночками. Глазки у нее, как бусинки. У утки пять утят. Утята желтенькие и пушистые, как комочки. Два утенка купаются, а остальные ищут червячков. Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий Для работы над данным видом пересказов логопеду потребуются серии сюжетных картинок. Логопед ставит на фланелеграф серию сюжетных картинок и предлагает ученикам рассмотреть их. Затем читает рассказ. Дети слушают его и глядят на картинки. После чтения логопед читает текст по предложениям и просит детей повторить слова, обозначающие действие. Когда ученики выделят все слова, обозначающие действие, логопед просит повторить подряд эти слова, опираясь на сюжетные картинки. После этого, опираясь на эти выделенные слова, как на план, ученики пересказывают текст полностью. 1. Послушайте рассказ. Назовите в каждом предложении слова, обозначающие действие. Перескажите рассказ по картинкам и названным словам, обозначающим действие. Оборудование: серия сюжетных картинок: 1) вдали идет папа, девочка бежит ему навстречу; 2) девочка спотыкается о пенек; 3) девочка упала и плачет; 4) папа подбегает к девочке; 5) папа успокаивает девочку. Маша увидела папу; Она побежала ему навстречу. Маша не заметила пенек и споткнулась. Она упала и сильно ушибла коленку. Маше больно, она плачет. Папа подбежал к Маше и успокоил ее. 2. Задание то же. Стр.94
Оборудование: серия сюжетных картинок: 1) на кровати лежит мальчик, рядом на тумбочке звонит будильник, мальчик просыпается; 2) мальчик застилает постель; 3) мальчик умывается; 4) мальчик надевает школьную форму; 5) мальчик завтракает; 6) мальчик с портфелем выходит из дома. Утром зазвонил будильник. Витя проснулся. Он быстро встал и аккуратно застелил свою постель. Потом Витя пошел в ванную, почистил зубы и умылся. Затем Витя сел завтракать. После завтрака он взял портфель и пошел в школу. 3. Задание то же. Оборудование: серия сюжетных картинок: 1) девочка вскапывает клумбу; 2) девочка сажает рассаду гладиолусов; 3) девочка пропалывает клумбу; 4) на клумбе выросли гладиолусы. Галины гладиолусы. Галя разводит гладиолусы. Она вскопала грядку и посадила рассаду цветов. Все лето она поливала цветы, выпалывала сорную траву. В августе распустились пышные цветы. 4. Задание то же. Оборудование: серия сюжетных картинок: 1) мальчик идет в школу; 2) под деревом он нашел птенца; 3) мальчик влез на дерево и кладет птенца в гнездо.
Рано утром Алеша шел в школу. Под старой березой он увидел маленького птенчика. Птенчик выпал из гнезда и громко пищал. Алеша осторожно взял птенчика, залез на березу и положил птенчика обратно в гнездо. Потом Алеша спустился вниз и побежал в школу. Работа над слого-звуковым составом слова Приступая к коррекции фонематических нарушений, логопед начинает работу с формирования у детей умения правильно делить слова на слоги, делать слоговой анализ, определять их количество и последовательность слогов в слове. Эту работу следует разделить на два этапа: подготовительная работа и основная. В подготовительный период уточняем представление учеников о звуках, способе их образования, делении на гласные и согласные. Следует учесть, что работа ведется только с гласными звуками (а, о, у, ы, э, и), гласные буквы (я, ё, ю, е) на данном этапе в работу не включаются. Основной период начинается с выделения гласного, деления слов на слоги и уточнения понимания учениками слогообразующей роли гласных. Затем работа ведется над слоговым составом слова, после чего переходим к практическому усвоению детьми понятия об ударении. Научив детей делить слова на слоги и выделять звуковую основу слова, т. е. гласные звуки, переходим к гласным буквам (я, ё, ю, е), т. е. к гласным второго ряда. Стр.95
После того как у детей прочно сформируется понятие о гласных первого и второго ряда, учим их различать на слух твёрдые и мягкие согласные и обозначать их мягкость на письме сначала гласной второго ряда, а затем буквой мягкий знак. Завершается первый год коррекционной работы звуко-буквенным анализом и синтезом слова. Для того чтобы обратить внимание детей на звук, целесообразно начать с того, что поможет им осознать место звука в речи, а именно с построения цепочки: речь — предположение — слово — звук. Логопед читает детям рассказ «Мак». Бабушка посадила мак. Когда мак зацвел, огород стал красивым, нарядным. Ярко-красные маки привлекали насекомых. Над их лепестками порхали разноцветные бабочки, жужжали пчелы. Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки появился зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик быстро рос, округлился и превратился в «погремушку». Внутри «погремушки» были семена мака. Когда семена созрели, бабушка собрала их и испекла вкусный калач с маком. Затем логопед предлагает ученикам ответить на вопросы: Что вы прослушали? (Рассказ.) Про что этот рассказ? (Про мак.) Что вы узнали о маке? (Как мак растет и зреет.) Из чего состоит рассказ? (Из предложений.) Логопед предлагает детям вспомнить и повторить первое предложение, сказать, из чего состоит это предложение, и назвать третье слово. После того как дети назовут слово мак, логопед повторяет его, протягивая каждый звук, давая возможность ученикам услышать звуковой состав слова, и спрашивает, из чего состоит слово. (Из звуков.) Затем, произнося отдельные звуки логопед вместе с детьми выясняет, что звук сам по себе ничего не значит, и только соединившись вместе, звуки образуют понятное всем слово. Когда дети сделают вывод о том, что слово состоит из звуков, можно перейти к уточнению способа их образования. Целесообразно для зрительного контроля раздать ученикам индивидуальные зеркала. По указанию логопеда ученики произносят различные звуки и наблюдают их артикуляцию. Выясняется, что в образовании звуков участвуют челюсти, губы, язык, зубы, воздушная струя и голос. Здесь же логопед обращает внимание учеников на то, что при произнесении одних звуков воздух проходит свободно и легко, нет никакой преграды, а при произнесении других звуков мешают либо губы, либо зубы. Аналогично обращается внимание детей на участие голоса в произнесении глухих и звонких согласных. Затем необходимо провести несколько упражнений на кинестетическое различение гласных и согласных звуков без участия зрительного анализатора. Стр.96
Примерные виды упражнений 1. Поднимите красный кружок, если услышите гласный звук. Методические рекомендации. Логопед произносит вперемешку гласные и согласные звуки, четко произнося гласные. 2. Из ряда букв выберите гласные и назовите их. Скажите, почему названный звук гласный. Методические рекомендации. Логопед ставит на доску сначала буквы, из которых две согласные и одна гласная. После ответов детей количество гласных и согласных букв постепенно увеличивается. В заключение логопед ставит десять-одиннадцать букв, среди которых все шесть гласные. 3. Поднимите синий кружок, если услышите согласный звук. Скажите, что мешает прохождению воздуха. Методические рекомендации. Логопед произносит вперемешку гласные и согласные звуки, выделяя голосом согласные. 4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их. Скажите, почему названный жук согласный. Методические рекомендации. Логопед показывает вперемешку карточки с гласными и согласными буквами и следит за тем, чтобы дети правильно произносили согласные звуки (т. е. [б], а не [бэ]). 5. Найдите карточки с буквами по заданию логопеда. Положите их на парту. Под гласные буквы положите красные кружки, под согласные—синие. Назовите гласные, потом согласные. * Оборудование: кассы букв у каждого ребенка, комплект разных и синих кружков. 6. Игра «Гласные и согласные». Методические рекомендации. Логопед подбирает буквы, которые дети к этому моменту усвоили, раздает их поровну так, чтобы у каждого ребенка были гласные и согласные. На фланелеграфе стоят два кружка — красный и синий. Логопед предлагает ученикам поочередно выйти к доске, назвать букву, определить, гласная она или согласная, и поставить под соответствующий кружок. Выигрывает тот, кто правильно поставит все буквы. 7. Прослушайте ряд звуков. Назовите только гласные, потом только согласные звуки. Методические рекомендации. Логопед называет подряд шесть звуков (три гласных и три согласных вперемешку), предлагает детям запомнить и назвать только гласные. Затем ряд звуков повторяется, дети запоминают и называют только согласные. Аналогично даются три-четыре ряда звуков. 8. Запишите буквы в две строчки: в первую строчку гласные буквы, во вторую — согласные. Прочитайте гласные буквы. Прочитайте согласные буквы. Стр.97 После того как ученики научатся различать гласные и согласные звуки, логопед переносит их внимание только на гласные звуки, опираясь на слуховое и зрительное восприятие. Продолжая работу по подготовке детей к анализу слова, надо научить их слышать и называть гласные звуки в ряде других звуков, в слогах и в словах. В этот период над доской должна находиться таблица прописных гласных букв (а, о, у, ы, э, и). 4 Заказ 873
Примерные виды заданий 1. Поднимите красный кружок, если услышите гласный звук. Методические рекомендации. Логопед называет вперемешку гласные и согласные звуки. Услышав, гласный, дети поднимают красный кружок. 2. Прослушайте слоги. Назовите гласный звук. Методические рекомендации. Логопед выделяет голосом гласный звук. ам, ум, ым, им, ом, эм, оп, уп, ап, ип, эп, ып ма, му, мы, ми, мо, мэ, по, пу, па, пи, пэ, пы мам, тал, лок, лум, тил, вым, сим 3. Прослушайте имена. Назовите гласный звук в начале слова. Напишите соответствующую букву. Какие еще имена начинаются с этой буквы? Методические рекомендации. Логопед напоминает детям, что имена людей пишутся с большой буквы. Аня, Оля, Уля, Ира, Эля 4. Прослушайте слова. Назовите звук, который слышите в начале слова. Запишите его буквой. осень, астры, уши, имя, это, ужин, армия, эхо, улица 5. Рассмотрите картинки. Назовите их. Назовите гласный в начале слова. Запишите его буквой. Перечень картинок: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, астра. 6. Прослушайте слова. Назовите гласный звук. Запишите его буквой. лак, суп, пыль, рожь, луч, бык, сон, сам, конь, сук 7. Рассмотрите и назовите картинки Назовите гласный звук в слове. Запишите его. Перечень картинок: жук, дым, рак, сыр, дом, мак, лук, кот. 8. Прослушайте слова. Запишите гласные буквы. Методические рекомендации. После выполнения работы логопед просит одного из учеников прочитать все написанные буквы. Остальные ученики проверяют свою работу. крот, крик, слух, град, плыл, клык, кран, стук, слон; куст, лист, мост, винт, полк, бант, танк После того как дети научатся выделять гласный звук в слове, можно перейти к работе над слоговой структурой слова. Логопед говорит по слогам слово, например луна, протяжно произнося гласные звуки, и предлагает детям назвать гласные, которые они услышали, и определить их количество. Затем логопед напоминает детям, что количество гласных всегда соответствует количеству слогов в слове. После чего предлагает детям разделить слово на слоги и каждый слог обозначить коротенькой черточкой (луна). Представляется целесообразным обозначать слоги именно короткими черточками, поскольку в момент графического изображения Стр.98
слога ребенок имеет возможность проговорить этот слог и ощутить слоговой состав данного слова не только на слух, но и кинестетически, тогда как принятые ныне схемы обозначения слогового состава (___1___) не позволяют этого почувствовать. В дальнейшем ученики тренируются в делении слов на слоги, графически изображают слоговой состав слова, выделяют гласные и вписывают их в схему над соответствующим слогом. Логопед постоянно требует от учеников в момент графического изображения слога его проговаривать. Примерные виды заданий 1. Прослушайте слова. Назовите гласные. Посчитайте их количество. Определите количество слогов. луна, мука, жуки, куры, сода, жало, ноты, мыло; мир, сом, зал, мышь, сад, лом, лук, рысь 2. Прослушайте слова. Произнесите их по слогам. Начертите слоговые схемы. Методические рекомендации. Логопед называет слово. Дети делят его на слоги. Логопед чертит слоговую графическую схему на доске, проговаривая каждый слог. Ученики делают то же в тетради(и т. д.). Слова отделяются друг от друга запятой. кошка, рыбка, ручка, карта, душно, рожки, пушка, мышка 3. Прослушайте слова. Назовите гласные. Определите количество слогов. Начертите слоговые схемы слов, надпишите гласные. Образец: у куст, мост, брат, штык, крот, блин, кран, ствол 4. Прослушайте слова. Назовите гласные. Определите количество слогов. Начертите слоговые схемы слова, надпишите гласные над соответствующим слогом.
круги, марка, дырка, ножка, брошка, глазки, ушки, ложка 5. Рассмотрите и назовите картинки. Произнесите слова по слогам, выделите голосом гласные звуки. Начертите слоговые схемы слова, надпишите гласные над соответствующим слогом. Примерный перечень картинок: жуки, рыба, рука, бусы, куры, муха, ноты; крыша, круги, блины, брови, краны, ручка, вилка. 6. Прослушайте слова. Назовите гласные. Определите количество слогов. Начертите слоговые схемы слова, надпишите гласные. Методические рекомендации. Логопед произносит слова так, как они пишутся. лошади, рукава, бумага, рулоны, молоко, лимоны, города, рыбаки, рубаха, заноза 7. Прослушайте слова. Поднимите соответствующую схему. Оборудование: комплекты из двух карточек с графическими изображениями двух- и трехсложного слова у каждого ребенка. Стр.99
Методические рекомендации. Если при выполнении задания ученик ошибается, логопед может предложить ему повторить слово по слогам, выделить гласные и определить количество слогов, потом еще раз подобрать нужную схему. рыба, рыбаки, куры, курица, мыла, вымыла, лила, вылила, роза, розовый 8. Рассмотрите и назовите картинки. Выделите гласные в их названии. Определите количество слогов. Покажите схему этого слова. Оборудование: карточки со схемами одно-, двух- и трехсложных слов у каждого ученика, картинки: кот, мыло, лук, капуста, машина, розы, банка, зубы, бык, корова, лошади, шапка. Методические рекомендации. Логопед показывает вперемешку по одной картинке. Ученики называют их и выполняют задание. 9. Рассмотрите и назовите картинки. В их названии выделите голосом гласные. Определите количество слогов. Начертите схемы слов, надпишите гласные. Примерный перечень картинок: дом, луна, малыши, рука, бант, рубашка, утка, капуста, ложка, крот. Методические рекомендации. Все картинки выставлены на фланелеграфе вперемешку. Ученики выполняют работу самостоятельно, произнося слова вполголоса. Логопед следит за правильностью выполнения работы. 10. Подберите картинки к соответствующим схемам. Оборудование: карточки со схемами одно-, двух- и трехсложных слов для демонстрации на доске; картинки: волк, санки, халат, машина, кубики, тапки, нога, куст, мост, лимоны. Методические рекомендации. На фланелеграфе стоят схемы одно-, двух- и трехсложных слов. Логопед раздает детям картинки. Ученики поочередно выходят к доске, называют свою картинку, называют гласные в слове, определяют/ количество слогов и ставят картинку под соответствующую схему. После того как дети научатся делить слова на слоги, следует начать работу над слоговым анализом и синтезом слова. Работу можно начать с того, что логопед ставит на фланелеграф две картинки, изображающие машину и сумку, и произносит их названия деформированно: касум, шинама. Затем спрашивает учеников, понятно ли им то, что он произнес. (Нет.) Посте этого произносит слова правильно и говорит, что в первом случае слово не получилось, потому что слоги в нем стояли не по порядку, а во втором случае каждый слог встал на свое место. Примерные виды заданий 1. Рассмотрите и назовите картинку. Составьте слово из слогов. Оборудование: картинки, на которых изображены рыба, рама, рука, маки, луна, коза, лужа, зубы, ноги; слоги, из которых можно составить названия этих картинок. Методические рекомендации. Логопед показывает одну картинку, просит назвать ее по слогам, потом назвать первый слог, второй слог и составить Стр.100
слово из слогов разрезной азбуки. Один из учеников работает у доски, остальные за партами. 2. Прочитайте слоги. Составьте из них слова. па, ла ки, жу па, лам ка, точ зы, ко си, гу ты, мое ка, дос 3. Рассмотрите и назовите картинки. Прочитайте слоги. Закончите слова, добавив недостающие слоги. Примерный перечень картинок: 1-я группа: рамы, дубы, шары, шуба, лиса, коза; 2-я группа: крыша, шкафы, грибы, шапки, мыши, круги, столы и т. п. Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф картинки первой группы и пишет под ними первый слог; например, ра.... Ученики добавляют второй слог (ма) и произносят слово целиком (рама). Под картинками второй группы логопед пишет второй слог:...ша. 4. Закончите слова, добавив слог сок. Назовите получившиеся слова. ку... но... голо... коло... бру... ви... поя... воло... 5. Рассмотрите и назовите картинки. Прочитайте слоги под картинками. Составьте из слогов слова. Прочитайте эти слова. Примерный перечень картинок: машина, галоши, сухари, лимоны, сапоги, кубики. Методические рекомендации. Под выставленными картинками стоят «разбивку слоги, из которых складываются названия картинок. Ученики читают слоги под первой картинкой, составляют из них слово и прочитывают его. И т. д. 6. К данному слогу подберите слоги из скобок так, чтобы получились слова. Запишите получившиеся слова. но... (ра, ги, чи, жи) гу... (ба, бы, си, док) бу... (сы, тон, ран, кет) му... (ха, сор, хи, ка) 7. Игра «Будь внимателен». Оборудование: слоговая таблица. Методические рекомендации. На слоговой таблице стоят слоги, из которых можно составить разные двухсложные слова. Логопед показывает указкой поочередно на два слога, ученики слитно произносят их и говорят, получилось слово или нет, например: бусы (слово получилось), буно (слово не получилось). 8. Вставьте пропущенные слоги, назовите получившиеся слова. Спишите слова первого столбика по слогам. Методические рекомендации. При затруднении логопед пишет под столбиком пропущенные слоги. мы-ша-... ра-...-та...-ши-на са-по-... е-...-та...-жа-ма га-ло-... мо-...-зы...-ро-жок ко-жу-... ру-...-ха...-пус-та 9. Измените, слово так, чтобы получился один слог. Спишите слова первого столбика парами. Подчеркните гласные. Стр.101
Образец: сыры — сыр. сыры—... садик—... соки —... носик —... маки —... домик —... сомы—... супик—... 10. Измените слово так, чтобы получилось два слога. Назовите гласные. Начертите схему, впишите в нее гласные. Методические рекомендации. Логопед произносит слова и побуждает детей от каждого односложного слова образовывать две формы двухсложных слов, например: мост — мосты, мостик; крот — кроты, кротик и т. д. Один из учеников, правильно образовавший двухсложное слово, чертит его схему с гласными буквами на доске, остальные ученики выполняют работу в тетрадях. мост, крот, кран, куст, глаз, стол 11. Прослушайте слово. Назовите гласные звуки и количество слогов. Измените слово так, чтобы в нем стало два слога. Начертите слоговые схемы обоих слов, впишите в схемы гласные. Методические рекомендации. После того как ученики назовут гласные (домики — о, и, и), количество слогов (три гласных, значит три слога) и образуют слово из двух слогов (домик), логопед предлагает одному ученику на доске, а остальным в тетрадях начертить схему этого слова и вписать в нее гласные Затем просит вспомнить, от какого слова дети образовали слово домик
(от слова «домики»), и начертить его схему, вписывая гласные рядом с уже начерченной схемой двухсложного слова. Аналогично ведется работа со всеми словами. домики, листики, слоники, ножики, бантики 12. Из данных слогов составьте слова. Прочитайте их. Запишите по слогам первые пять слов, подчеркните гласные. Оборудование: слоги, из которых можно составить слова сухари, курица, лимоны, малина, сорока, катушка, букашка; картинки, изображающие эти предметы. Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф вперемешку слоги первого слова. При затруднении он может помочь детям, показав соответствующую картинку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|