Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 10 глава




Методические рекомендации. Логопед пишет на доске одно слово, не произнося его. После того как дети прочитают это слово и повторят подчеркнутые буквы, логопед закрывает слово. Дети пишут его по памяти и проверяют. Аналогично ведется работа с остальными словами.

бант, март, воск, танк, зонт, полк, кран, крик, смех, взял, плёл, клюв

26. Игра «Поезд».

Вариант 1.

Оборудование: поезд, состоящий из четырех вагонов. В первом вагоне три окна, во втором — четыре, в третьем — пять, в четвертом — шесть. Картинки, на которых изображены лев, лось, рысь, тигр, слон, морж, зебра, жираф, шакал, страус, медведь, журавль.

Описание игры. Логопед предлагает детям назвать картинки и догадаться, опираясь на количество звуков в слове, кто в каком вагоне едет. Дети поочередно выходят к доске и раскладывают картинки под соответствующими вагонами, объясняя свой выбор.

Вариант 2.

Оборудование: поезд, состоящий из семи вагонов, в каждом вагоне пять окошек, в соответствующие окошки вписаны гласные буквы; предметные картинки, на которых изображены редис, тыква, укроп, арбуз, перец, сливы, вишни.

Описание игры. Логопед предлагает детям назвать картинки и догадаться, что в каком вагоне везут, опираясь на написанные гласные. Далее работа строится аналогично. Выигрывает тот, кто не допустит ошибки.

Стр.115

 

27. Прослушайте слова. Подумайте, какое слово длиннее.

Методические рекомендации. Логопед, называя два слова, например

дом — домик, следит за тем, чтобы при ответе дети опирались не на смысловое значение слова, а на его звуковой состав, и требует, чтобы они доказали правильность своего ответа.

дом — домик час — минута

хвост — хвостик змея — червяк

палочка — палка ручеек — река

28. Игра «Поможем Торопыжке».

Описание игры. Логопед показывает картинку с изображением Торопыжки и предлагает детям вспомнить, из какой сказки этот персонаж (Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»), почему его зовут Торопыжка. Затем логопед просит детей прослушать стихотворения, которые однажды прочитал Торопыжка, но поскольку он очень торопился, то в некоторых словах пропускал звуки. И теперь им надо услышать эти слова, произнести их правильно, сказать, какой звук пропущен, и написать слова правильно. После выполнения работы дети проверяют, нет ли среди них Торопыжки (читают написанные слова, четко произнося каждый звук).

Роет землю старый кот. Здесь темно, попросим папу

Под землею он живет. Нам включить поярче лапу.

Говорит Володя Коле: Маленькие ребятишки

— Тойку получил я в школе. Собирают с елок ишки.

Здесь хорошее местечко, Торопыжка бы голодный,

Протекает рядом ечка. Проглотил утюг холодный.

29. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

У дома растет т.ава. Лена ест бу.ку. На полу лежат к.иги. Вера к.асит окно.

30. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Пиши б.квы ровно. К.шка сидит на полу. Мама куп.ла тапки. Мой р.ки с м.лом.

31. Внимательно прочитайте предложения. Найдите ошибки. Напишите эти слова

правильно.

Дети пели пени. Белка песенки поет. Ребята пришли в школу. Там они писали и читали.

Проверочные задания

I. Слуховые диктанты.

1. Подчеркните слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия.

волки, кусок, горка, идут, ушла, уроки, двор, буквы, купила, брали

Методические рекомендации. При затруднении логопед напоминает, что слова, обозначающие предметы, подчеркиваются одной чертой, а слова, обозначающие действия, двумя чертами.

Стр.116

 

2. Подчеркните слова, обозначающие признак.

чистый, травы, свёкла, толстая, куртка, прыгал, мелкий, брёвна, белая, спит

II. Зрительные диктанты.

1. Поставьте в словах ударение.

утка, окна, брюки, острый, строчка, клумба, стрелки, ковшик, пеньки, тоньше, майка

Методические рекомендации. Логопед пишет на доске одно слово, дает детям возможность прочитать его, затем закрывает его. После того как дети напишут все слова, логопед предлагает им прочитать их и поставить ударение.

2. В выделенных словах подчеркните мягкие согласные.

иг-ра-ют, ру-баш-ка, ка-пус-та, дик-тант, ель-ник, ку-куш-ка, о-кунь-ки, се-лёд-ка, ап-рель

III. Диктант с опорой на картинки.

Примерный перечень картинок: клумба, грабли, белка, чайник, крышка, пальцы, салют, цыпленок.

Методические рекомендации. Картинки стоят на доске. Логопед сначала называет все картинки, затем дети самостоятельно записывают их названия в тетради.

IV. Слуховые диктанты.

Методические рекомендации. Выделенные слова логопед произносит так, как они пишутся.

Начертите схему первых предложений. Обведите простым карандашом предлоги.

Была зима. Юра и Люба гуляли. Юра катал Любу на санках. Детям было весело.

В лесу.

Зайка сидит у куста. Белка в дупле грызет орешки. Лиса тащит мышку. Воют волки.

Вася шел по тропке. Он пришел к реке. Вася сел на берегу и стал удить рыбу. Он поймал много рыбы. Мама сварила из рыбы

уху.

V. Зрительный диктант.

Методические рекомендации. Для удобства работы целесообразно предложения писать на доске в столбик. Логопед открывает первое предложение, дает возможность детям его прочитать, затем предложение закрывает. Дети пишут, как запомнили. И т. д. После того как дети выполнят задание, логопед может открыть все предложения и предложить им проверить выполненную работу.

Дворник мёл двор. Портной шил шубу. Врач лечит зубы. Тётя варит свёклу. Швея шила пальто.

VI. Зрительно-слуховой диктант.

Методические рекомендации. Логопед открывает первое предложение и читает его, сопровождая чтение указкой. Затем открывает второе предложение,

Стр.117

 

проводит аналогичную работу и т. д. После чего дети самостоятельно читают весь текст. Потом логопед закрывает его и диктует детям.

Зимой птицы ищут корм. Галка клюёт крошки хлеба. Ворона нашла кусок мяса. Синица села на ель. Там дупло.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 1-х (III) КЛАССОВ, СТРАДАЮЩИМИ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Коррекционная работа с учащимися 1-х (III) классов на начальных этапах ведется по той же системе, что и с учащимися 1-х (IV) классов. Различие состоит лишь в том, что для работы с учениками семилетнего возраста предлагается несколько больший объем речевого материала.

Итак, работа начинается с уточнения и совершенствования словаря. Ученики усваивают понятия «слова, обозначающие предмет», и «слова, обозначающие действие предмета». Из слов, обозначающих предмет и действие предмета, составляется простое нераспространенное предложение. Далее логопед ведет работу над структурой предложения, его распространением, грамматическим и интонационным оформлением.

На материале простого нераспространенного предложения отрабатываем согласование глагола с именем существительным в числе и роде. Затем в эту структуру вводим имена прилагательные и формируем у детей понятие о словах, обозначающих признак предмета. Далее формируем понятие о главных словах в предложении.

Планируя работу над грамматическим оформлением предложения, логопед может идти путем, предложенным для работы с детьми 6-летнего возраста, т. е. работать над падежными формами имен существительных в беспредложных конструкциях, затем проводить работу над практическим усвоением предлогов и распространением предложения. Одновременно можно уделить внимание интонационному оформлению и структуре предложения, т. е. учить детей слышать и воспроизводить логическое ударение в предложении, строить его в зависимости от цели высказывания.

К концу второй четверти ученики 1-х (III) классов уже познакомились со всеми буквами алфавита, в достаточной степени овладели навыками письма и чтения. К этому времени, как показывает практика, у детей, страдающих общим недоразвитием речи или только фонематическим недоразвитием речи, уже начинают проявляться дисграфические ошибки, которые обусловлены несформированностью фонематических процессов. Поэтому, предупредив аграмматизм, снова возвращаемся к теме «Слово» и ведем работу над его звуко-буквенным и слоговым составом. Работа над слого-звуковым анализом слова также строится по системе, предложенной в предыдущей главе, но с учетом разницы в программах 1-х (III) и 1-х (IV) классов. Заканчивается первый год коррекционной работы формированием у детей связной монологической речи.

Стр.118

 

Работа над словом

В данной главе предлагаются примерные виды заданий, а методические предпосылки логопед может прочесть в предыдущей.

Слова, обозначающие предметы

1. Рассмотрите картинки. Назовите их. Поставьте вопрос к каждому слову и

ответьте на него. Изобразите слова графически.

Перечень картинок: жираф, носорог, тюлень, морж, зебра, олень.

Методические рекомендации. Вариант I. Все картинки розданы ученикам, они их рассматривают, не показывая друг другу. Затем один из учеников спрашивает у своего соседа: «Кто у тебя?» Тот отвечает (например, жираф), открывает свою картинку и в свою очередь спрашивает у следующего ученика: «Кто тебя?» Так по кругу открываются все картинки. После чего ученики еще раз называют вою картинку, ставят к ней вопрос и показывают остальным ученикам. Первый дет к доске и чертит графическое изображение названного слова, остальные ученики работают в тетрадях.

Вариант 2. После того как ученики назовут все картинки, логопед вызывает доске ученика, который показывает указкой на картинку и спрашивает: Кто? Ученики по указанию логопеда переспрашивают: Кто? и отвечают: Жираф. Логопед следит за тем, чтобы интонация переспрашивающего ученика была слегка удивлений, как будто ребенок удивлен, что логопед не знает этого животного, в то время как логопед спрашивает строго и требовательно.

2. Рассмотрите картинки. Назовите их. Поставьте вопрос к каждому слову,

изобразите слова графически.

Примерный перечень картинок: пылесос, калитка, букет, вишни, расческа.

3. Вспомните и назовите предметы, которые лежат на ваших партах в классе во время урока. Поставьте вопрос к каждому слову.

4. Вспомните и назовите диких животных и птиц. Поставьте вопрос к каждому слову.

Методические рекомендации. Логопед побуждает учеников называть диких животных не только той полосы, в которой живут дети, но и животных, живущих в других климатических зонах нашей страны.

5. Рассмотрите и назовите картинки. К картинкам первой группы подберите

подходящую из второй. Скажите, на какой вопрос отвечают названия картинок.

Поставьте картинки под соответствующие графические схемы.

Оборудование: карточки с полосками синего и зеленого цвета, картинки: 1-я группа — бабочка, гусь, пчела, морж, стул, печенье, шляпа, блузка; 2-я группа — стрекоза, лебедь, муха, тюлень, кресло, пряники, шапка, рубашка.

6. Рассмотрите картинки. Назовите их. Поставьте вопрос к каждому слову.

Изобразите слова графически. Расставьте картинки в нужном порядке.

Оборудование: картинки, изображающие живые и неживые предметы, ручки с синей и зеленой пастой или синие и зеленые карандаши.

Стр.119

 

Методические рекомендации. После того как ученики назовут все картинки и поставят к ним вопросы, логопед предлагает им самостоятельно изобразить слова графически, обозначая живые предметы одной чертой синего цвета, а неживые предметы — чертой зеленого цвета, и контролирует выполнение задания. По окончании работы ученики подсчитывают количество слов, обозначающих живые предметы, и количество слов, обозначающих неживые предметы. Затем логопед просит учеников закрыть глаза и перемешивает порядок картинок на фланелеграфе. Ученики, открыв глаза, восстанавливают порядок, опираясь на графическое изображение слов в тетрадях. Не обязательно восстанавливать картинки в том же порядке, в каком они стояли, важно, чтобы совпал порядок живых и неживых предметов.

7. Прослушайте слова. Изобразите их графически. Сколько у вас получилось слов, обозначающих живые предметы, и сколько — неживые?

корова, вешалка, чемодан, учитель, школьник, машина, машинист, варенье, повар, моряк, море

Слова, обозначающие действие предмета

1. Скажите, какие действия выполняет ученик.

Методические рекомендации. Логопед вызывает одного из учеников, дает ему инструкции так, чтобы остальные ученики ее не слышали: похлопай, попрыгай, шагай, пой и т. д., и спрашивает, какие действия выполняет Саша. Ученики должны ответить одним словом, например, хлопает, прыгает, шагает и т. д. Затем роль логопеда может играть ученик.

2. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопрос что делает? Скажите, что

обозначают эти слова. Начертите их.

Примерный перечень картинок: девочка гладит, поезд мчится, мама подметает.

3. Игра «Упрямый ребенок».

Описание игры. Логопед говорит детям, что они вдруг стали очень упрямыми и должны говорить все наоборот. Например, если они услышат слово идет, то должны сказать стоит и т. д.

идет —

ложится — хвалит — сломал — мочит — собирает —

шепчет

пришел

открыл

привязал

оторвал

уснул

(кричит)

(ушел)

(закрыл)

(отвязал)

(пришил)

(проснулся)

(стоит)

(встает)

(ругает)

(починил)

(сушит)

(разбрасывает)

4. Прослушайте слова. Услышав слово, обозначающее действие предмета,

поднимите карточку с его графическим изображением и поставьте к нему вопрос.

Оборудование: карточки с графическим изображением слова, обозначающим действие (по количеству учеников).

бежит, дерево, прыгает, звенит, белка, цветок, кружится, книга, несет, порхает, голова

5. Прослушайте словосочетания. Назовите слово, обозначающее действие,

поставьте к нему вопрос.

Стр.120

 

Образец ответа: едет, что делает?

едет по дороге, прыгает через веревочку, говорит брату, шьет платье, пишет письмо, стучит в дверь, режет ножом, сидит на стуле, громко смеется, горько плачет, сладко спит

Дифференциация слов, обозначающих предметы и их действие

1. Поставьте вопрос к данному слову. Что обозначает это слово? Изобразите

его графически.

Методические рекомендации. Логопед называет слова по одному.

Образец ответа: кто? Слово «котенок» (обозначает предмет.

котенок, танцует, соловей, стучит, кукует, автобус, кукушка, мчится, поезд, часы, летит, тикают, самолет

2. К данным словам, обозначающим предмет, подберите подходящие по

смыслу слова, обозначающие действие.

Образец. Логопед: Береза (что делает?). Ученики:... качается, растет, гнется, красуется, пахнет и т. п.

береза (что делает?)... роза (что делает?)...

трава (что делает?)... ветер (что делает?)...

дождь (что делает?)... снег (что делает?)...

3. К данным словам, обозначающим действия, подберите подходящие по

смыслу слова, обозначающие предметы.

Образец: журчит (что?) ручеек, родничок.

летает (кто?)... поет (кто?)...

плавает (что?)... скрипит (что?)...

цветет (что?)... звенит (что?)...

4. Прослушайте слово. Скажите, на какой вопрос оно отвечает. Что это слово

обозначает? Изобразите его графически.

кошка, налил, река, стул, косит, рыба, рисует, дождь, дерево, сверкает, спит, сон, ночь

5. Прослушайте предложения. Назовите слова, обозначающие предметы, затем

слова, обозначающие действия. Поставьте к ним вопросы.

Методические рекомендации. Логопед произносит предложение дважды. В первом случае ученики называют слово-предмет и ставят к нему вопрос, затем при повторном произнесении логопед просит детей назвать слова, обозначающие действие предмета.

Спит рыжая лиса. Маленькая мышка убежала.

Растет белый гриб. Мокрое полотенце высохло.

Пришел нужный автобус. Желтые листья осыпались.

6. Графический диктант.

Методические рекомендации. Логопед называет вперемешку слова, обозначающие предметы и действия. Ученики чертят их графическое изображение в тетрадях. Затем подсчитывают количество слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действие.

роща, кораблик, возит, молоко, сторожит, плывет, кольцо,

жужжит, вылезает, улитка

стр.121

 

Работа над предложением

1. Рассмотрите картинки. Придумайте по ним предложение из двух слов. Составьте схемы предложений.

Оборудование: сюжетные картинки: девочка прыгает через скакалку, мальчик рисует, маляр красит, поезд мчится, дети катаются на санках, мальчик плачет; графическая схема предложения для демонстрации на фланелеграфе.

Методические рекомендации. Логопед ставит картинку, изображающую девочку, на фланелеграф и предлагает ученикам ответить на вопрос кто? (девочка). Затем дети объясняют, что обозначает слово девочка, находят карточку с графическим изображением и помещают ее под картинкой. Логопед ставит вопрос: что делает? Ученики отвечают (прыгает), объясняют, что обозначает это слово, находят соответствующее графическое изображение и помещают его рядом с первой карточкой. Затем логопед просит детей произнести оба слова (девочка прыгает). После чего ученики с помощью вопросов логопеда обозначают начало и конец предложения. С последующими картинками работа ведется аналогично.

2. Рассмотрите картинки. Составьте предложение по картинке и данной схеме.

Поставьте вопрос к каждому слову в предложении.

Оборудование: сюжетные картинки: девочка пьет, дети играют, поезд едет, цветут астры; схема предложения для демонстрации на фланелеграфе.

Методические рекомендации. Логопед показывает картинку и ставит под ней схему. Указывая на первое слово, логопед

спрашивает, какой вопрос можно к нему поставить (кто? или что? в зависимости от картинки). Затем вопрос ставится ко второму слову, и логопед предлагает ученикам назвать предложение целиком (Девочка пьет). После этого логопед меняет местами

и просит

графические изображения слов в предложении

назвать предложение по новой схеме (Пьет девочка). Аналогично ведется работа с другими картинками. Затем дети поочередно повторяют все составленные предложения в соответствии со схемами.

 

 

3. Рассмотрите картинки. Составьте по ним и данным схемам предложения из двух слов. Поставьте вопрос к каждому слову в предложении.

Примерный перечень картинок: собака лает, соловей поет, рыба плавает, повар варит, портниха шьет, уборщица подметает, художник рисует, певица поет; схемы предложений, начерченные на доске.

4. Рассмотрите картинки, составьте предложения по картинкам и схемам. Примерный перечень картинок: кошка лежит, умывается; астра, георгин цветут; мальчик сидит, ест; машина, автобус едут и т. п.

 

Методические рекомендации. Логопед предлагает ученикам назвать по картинке слова, которые отвечают на вопрос что? (астры, георгины), затем указывает на каждый предмет и спрашивает: Что делает? (Цветет Астра цветет. Георгин цветет), далее логопед чертит первую схему предложения и предлагает ученикам составить предложение про астру и георгин (Астра, георгин цветут), при этом логопед следит, чтобы дети не произносили союза и четко проговаривали окончание глагола.

Аналогично ведется работа с другими картинками.

 

Стр.122

 

5. Сначала закончите предложение одним словом, затем произнесите его целиком. Поставьте вопрос к последнему слову.

Школьник идет. Школьники....Звезды светят. Звезда....

Соловей поет. Соловьи.... Котята играют. Котенок....

Гриб растет. Грибы.... Ученики пишут. Ученик....

Ира красит. Девочки.... Дети лепят. Олег....

Хор поет. Дети.... Вороны кричат. Ворона....

Липа цветет. Липы.... Машины мчатся. Машина....

 

 

Указывая на первое слово, логопед

спрашивает, какой вопрос можно к нему поставить (кто? или что? в зависимости от картинки). Затем вопрос ставится ко второму слову, и логопед предлагает ученикам назвать предложение целиком (Девочка пьет). После этого логопед меняет местами

и просит

графические изображения слов в предложении

назвать предложение по новой схеме (Пьет девочка). Аналогично ведется работа с другими картинками. Затем дети поочередно повторяют все составленные предложения в соответствии со схемами.

 

6. Прослушайте предложения, окончания слов.

Измените их по образцу. Четко произнесите

чт. Ветры дуют. Веек

Образец: Щенок скулит. Щенят тер дует.

Ворона каркает.... Травы увядают.

Утка крякает.... Листья опадают.

Дожди льют.

Собаки лают.... Цветы засыхают.

Мыши шуршат.

7. Замените два предложения одним, состоящим из двух слов.

Методические рекомендации. Логопед произносит два предложения и просит заменить их одним предложением, требуя четкого произнесения окончаний глаголов. Если дети затрудняются, логопед может помочь им вопросом что они делают? или дать образец.

Образец:

(Дети одеваются.)

Лена надевает кофту. Игорь надевает пальто.

 

Методические указания. Логопед указывает на первую схему, дети составляют предложение по картинке соответствующей структуры. Затем логопед указывает на вторую схему, ученики изменяют структуру предложения в соответствии со схемой.

4. Рассмотрите картинки, составьте предложения по картинкам и данным схемам.

 

 

Света натягивает сапоги. Володя застегивает ботинки.

Наташа ест суп. Андрюша ест котлету.

 

(Дети обуваются.)

(Дети обедают.)

 

Стр.123

 

Корова ест траву на лугу. (Животные пасутся.)

Лошадь ест траву на лугу.

Мальчик читает книгу.

(Дети занимаются.)

Девочка пишет.

8. Рассмотрите и назовите картинки. Составьте предложение из двух слов,

правильно изменив названное логопедом слово. Замените слова, обозначающие

предметы, подходящими словами он, она, оно или они.

Перечень картинок: 1-я группа — пиджак, пальто, рубашка, брюки; 2-я группа — крыжовник, малина, яблоко, ягоды.

Методические рекомендации. Ученики рассматривают картинки 1-й группы. Логопед называет слово-действие висел. Ученики составляют предложения, опираясь на картинки. (Пиджак висел. Рубашка висела. Пальто висело. Брюки висели.) Затем слова, обозначающие предметы, заменяются на личные местоимения третьего лица. (Он висел. Она висела. Оно висело. Они висели.) Логопед следит за правильными окончаниями глаголов.

Аналогично ведется работа с картинками 2-й группы и глаголом зрел.

9. Прослушайте слова. К каждому слову подберите подходящую по смыслу

картинку. Составьте предложение из двух слов.

Перечень картинок: куст, елочка, яблоко, вишни, месяц, лампа, солнце, звезды, столб, скамейка, весло, сапоги.

Методические рекомендации. Логопед говорит слово, обозначающее действие, например, рос, ученики показывают и называют картинку куст, затем составляют предложение: Рос куст.

рос, росла, росло, росли;

светил, светила, светило, светили;

стоял, стояла, стояло, стояли

10. Прослушайте слова, которые обозначают действия. К ним подберите под

ходящие по смыслу слова, обозначающие предметы. Нарисуйте эти предметы.

Составьте предложения по своим картинкам и данным словам.

Методические рекомендации. Логопед называет слово, обозначающее действие, например, скрипела. Ученики подбирают подходящие по смыслу слова, например, дверь, кровать, береза, затем рисуют картинку. После чего называют предложение (Береза скрипела. Дверь скрипела и т. п.).

сохло, кричали, стояли, летела

На заключительном этапе работы над простым нераспространенным предложением учим детей правильно определять границу предложения, делить сплошной текст на предложения, произносить предложения с правильной интонацией. Методы этой работы описаны в предыдущей главе. При работе с учениками 1-х (III) классов в предложенные ранее задания можно включить несколько дополнительных упражнений.

Дополнительные упражнения

1. Прослушайте предложения. Обратите внимание на интонацию. Поднимите соответствующий знак в конце предложения.

Оборудование: у каждого ученика карточки с изображением точки и вопросительного знака.

Стр.124

 

Вырос лук. Лук вырос? Дождь идет. Идет дождь? Кораблик плывет. Кораблик плывет?. Снег пошел. Снег пошел?

2. Произнесите предложение с указанной интонацией.

Оборудование: у логопеда карточки с изображением точки и вопросительного знака.

Методические рекомендации. Логопед произносит предложение, затем показывает один или другой знак. Дети повторяют это предложение с повествовательной или вопросительной интонацией.

Образец ответа: Наступила осень. Наступила осень?

Наступила осень. Скоро зима. Закончилась четверть. Приехала бабушка.

3. Рассмотрите картинки. Составьте по ним предложение по указанной схеме.

Примерный перечень картинок: бегущие от дождя дети, плывущий кораблик, летящий самолет и т. п.

 

Методические рекомендации. Логопед ставит картинку и указывает на схемы вперемешку.

 

РАБОТА НАД РАСПРОСТРАНЕНИЕМ И ГРАММАТИЧЕСКИМ ОФОРМЛЕНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Работа с детьми 7-летнего возраста на данном этапе ведется в двух направлениях.

Сначала детям дается представление о словах, обозначающих признаки предмета. Эти слова рассматриваются в структуре простого предложения.

Параллельно ведется работа над правильным согласованием имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

Таким образом, с одной стороны, мы работаем над структурой предложения, с другой — над его грамматическим оформлением.

Начало работы можно строить аналогично методам, предложенным в соответствующей части предыдущей главы. Логопед предлагает детям следующие виды заданий.

1. Рассмотрите картинки и прослушайте предложение. Подберите к слову-предмету подходящее по смыслу слово-признак. Произнесите предложение целиком.

Стр.125

 

Перечень картинок: мак, маки, помидор, помидоры, огурец, огурцы, цыпленок, цыплята, дом, дома.

Методические рекомендации. Логопед требует от детей чёткого проговаривания окончаний прилагательных.

Образец ответа: красный мак. Цветет красный мак.

Цветет мак. Зреет помидор. Созрел огурец.

Цветут маки. Зреют помидоры. Созрели огурцы.

Бегает цыпленок. Стоит дом.

Бегают цыплята. Стоят дома.

2. Рассмотрите картинки. Прослушайте предложения. Подберите к слову-

предмету подходящее по смыслу слово-признак. Произнесите предложение целиком.

Перечень картинок: роза, розы, астра, астры, береза, березы, курица, куры, собака, собаки, рыбка, рыбки.

Методические рекомендации те же.

Расцвела роза. Цветет астра. Растет береза.

Расцвели розы. Цветут астры. Растут березы.

Клюет курица. Лает собака. Плавает рыбка.

Клюют куры. Лают собаки. Плавают рыбки.

3. Рассмотрите картинки. Прослушайте предложения. Подберите к слову-

предмету подходящее по смыслу слово-признак. Произнесите предложение целиком.

Перечень картинок: яблоко, яблоки, дерево, яйцо, зеркало, полотенце, кольцо, деревья, яйца, зеркала, полотенца, кольца. Методические рекомендации те же.

Упало яблоко. Стоит дерево. Варится яйцо.

Упали яблоки. Стоят деревья. Варятся яйца.

Блестит зеркало. Висит полотенце. Лежит кольцо.

Блестят зеркала. Висят полотенца. Лежат кольца.

4. Составьте словосочетание, подобрав к данному слову подходящее по смыслу

слово-признак. Повторите словосочетание целиком. Придумайте предложение

с каждым словосочетанием.

Методические рекомендации. Логопед следит за тем, чтобы дети не повторяли ответы своих товарищей.

Образец ответа: Апельсин сладкий. Я ем сладкий апельсин.

апельсин (какой?)... ведерко (какое?)...

груша (какая?)... игрушки (какие?)...

яблоко (какое?)... свитер (какой?)....

фрукты (какие?)... кофта (какая?)...

мишка (какой?)... платье (какое?)...

машинка (какая?)... вещи (какие?)...

5. Прослушайте словосочетание. Назовите слово-предмет, поставьте вопрос

к слову-признаку.

Стр.126

 

Образец ответа: Посуда. Посуда (какая?) чистая.

чистая посуда острый нож синее море

мокрая тряпка кленовый лист высокое небо

свежая капуста старый дуб легкое облако

синяя лента осенний день новое весло

меховая шапка трухлявый пень теплое белье

6. Задание то же.

садовые цветы золотая осень удобное жилье

лесные ягоды липовый мед грецкие орехи

съедобные грибы пчелиный рой сладкие ягоды

теплые лучи сдобное тесто вареное яйцо

перелетные птицы узкая тропинка яркие звезды

7. Прослушайте предложение. Найдите в нем слово-признак. Изобразите их

графически. Поставьте вопрос к слову-признаку. '

Методические рекомендации. Работа ведется последовательно с каждым предложением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...