Медиана, проведенная к гипотенузе .
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Ключевая задача. В прямоугольном треугольнике длина медианы, проведенной к гипотенузе, равна ее половине.
Продлим отрезок CD и отметим на луче отрезок DM=CD, AMBC - четырехугольник (Рисунок. 2.11). Докажем, что AMBC - прямоугольник. Рассмотрим △ADM и △CDB, по условию AD=AB, MD=DC; ∠ADM=∠CBD (как вертикальные), значит, △ADM=△CDB (по двум сторонам и углу между ними), следовательно, АМ=ВС. Так же из △ADC=△BDM следует АС=МВ. Значит, АМ=ВС, АС=МВ, ∠С=90о, т.е.: АМВС - прямоугольник. АВ и МС - диагонали прямоугольника АМСВ, т.е. АВ=МС, АD=DB=MD=DC, значит Следствия: 1. Центр описанной около прямоугольного треугольника окружности лежит на середине гипотенузы. . Если в треугольнике длина медианы равна половине длины стороны, к которой она проведена, то этот треугольник - прямоугольный. Задачи системы: Задача 1. Лестница скользит по стенкам угла. Какую траекторию описывает фонарик, находящийся на средней ступеньке лестницы?
По ключевой задаче (Рисунок. 2.12). Аналогично, . Так как , то . Множество точек, отстоящих от точки С на одинаковом расстоянии, лежат на окружности. Таким образом, фонарик, находящийся на средней ступеньке лестницы, описывает дугу окружности. Задача 2. В трапеции углы при одном из оснований равны 300 и 600, длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длины оснований трапеции и ее площадь, если длина средней линии равна 5.
Пусть ⌞BAD=60o, ⌞CDA=30o, тогда продолжения боковых сторон пересекаются под прямым углом (Рисунок. 2.13). По ключевой задаче и . Пусть , тогда . По свойству средней линии трапеции: , . Следовательно, .
Ответ: Свойство биссектрисы. Ключевая задача. Биссектриса треугольника делит противоположную сторону на отрезки пропорциональные прилежащим сторонам.
Проведем CF, параллельно биссектрисе BD (Рисунок. 2.14). Тогда по теореме о пропорциональных отрезках . Треугольник BCF - равнобедренный. Так как углы ∠ равны как соответственные при параллельных прямых BD и CF и секущей AF, углы ∠BCF и ∠CBD равны как накрест лежащие при параллельных прямых BD и CF и секущей ВС, ∠ABD=∠CBD по свойству биссектрисы. Следовательно, BF=BC. Тогда . Задачи системы: Задача 1. В прямоугольном треугольнике биссектриса прямого угла делит гипотенузу на отрезки 3 и 4. Найдите площадь треугольника. Пусть , (Рисунок. 2.16). Тогда по свойству биссектрисы , а по теореме Пифагора . Решая систему получим: , . Вычисляя площадь треугольника по формуле
,
получим . О т в е т: 11,76. Задача 2. В прямоугольном треугольнике проведена биссектриса острого угла. Отрезок, соединяющий ее с основание с точкой пересечения медиан, перпендикулярен катету. Найдите острые углы треугольника.
Пусть AD - биссектриса прямоугольного треугольника АВС). Точка О - точка пересечения медиан. Тогда по условию задачи . По свойству медиан .
Так как AD - биссектриса, то . Следовательно, . Так как гипотенуза АВ в два раза больше катета АС, то . Следовательно, . Ответ: 300; 600. Задача 3. В равнобедренный треугольник АВС с основанием АС вписана окружность с центром О. Луч АО пересекает сторону ВС в точке К, причем , . Найдите периметр треугольника АВС.
Так как О - центр вписанной окружности, то АК - биссектриса треугольника АВС (Рисунок. 2.18). Тогда . Имеем , . .
Задача 4. Найдите стороны треугольника, если медиана и высота, проведенные из одного угла, делят его на три равные части, а длина медианы равна 10.
Р е ш е н и е. Пусть СN - медиана, а СК - высота (Рисунок. 2.19). Так как СК - высота и биссектриса, то треугольник CNB равнобедренный, следовательно, и .
CN - биссектриса в треугольнике АСК, следовательно, Треугольник - прямоугольный, поэтому , , , , . Ответ: . Длина биссектрисы Ключевая задача: . Длину биссектрисы можно вычислить по формуле: la= , где la - длина биссектрисы, проведенной из угла A треугольника ABC, α = BAC, b, a - длины сторон треугольника.
Пусть площадь △АВС равна S, а площадь △АBD и △CAD равны соответственно S1 и S2 (Рисунок. 2.20). Тогда S= S1 + S2,
откуда,
Учитывая, что
получим
.
2. Длину биссектрисы можно вычислить по формуле: , где - длина биссектрисы, проведенной из угла A треугольника ABC, - отрезки, на которые биссектриса делит сторону BC, b, a - длины сторон треугольника.
Применим теорему косинусов к △BAD и △CAD, получим
Умножим первое равенство на CD, а второе - на BD и сложим эти равенства
AB2 ∙СD + AC2 ∙BD = BD2 ∙CD + CD2 ∙DB + AD2 ∙(BC+ DC) (1). Так как биссектриса угла треугольника делит сторону, противоположную этому углу, на части, пропорциональные прилежащим сторонам, то
,
откуда
, .
Подставим эти выражения в левую часть равенства (1), получим
или
откуда
Заключение обучение школьник геометрия биссектриса Анализ использования метода ключевых задач в обучении показывает, что такой подход дает возможность ликвидировать не только перегрузку учащихся (решается меньшее число задач, меньше их задается на дом, заранее известно, какие типы задач подлежат опросу), но и существенно облегчает труд учителя по планированию уроков, проверке знаний учащихся. В заключение отметим, что эффективность урока зависит от: ) знания учителем состава задач по теме и методов их решения; ) владения методами выделения ключевых задач и умелой их реализации; ) отсутствия формализма в требованиях по овладению умениями решать ключевые задачи; ) способности предвидеть затруднения, типичные ошибки учащихся и выбрать методы их предупреждения; ) умения правильно организовать контроль за умениями решать ключевые задачи и качественно провести анализ результатов контроля.
При использовании ключевых задач происходит наглядное моделирование мыслительного процесса. Таким образом, реализуется возможность перехода от «школы памяти» к «школе мышления». Пусть далеко не все ученики могут решить сложнейшую задачу, но понять предлагаемое решение и воспроизвести его этапы могут все. Учащиеся из пассивных слушателей превращаются в деятельных, активных участников образовательного процесса. Навыки и умения, полученные учащимися при выделении и решении непосредственно ключевых, а также комбинированных задач, создают прочную базу для дальнейшего изучения предмета на более углублённом уровне. Переход к нестандартным, творческим задачам становится более актуальным, т.к. на первый план выступает практическое применение полученных знаний. Библиографический список
1) Готман, Э.Г. Задачи по планиметрии и методы их решения / Э.Г. Готман. - М.: Мир, 1988. - 264 с. ) Методика преподавания математики в основной школе. Курс лекций [Электронный ресурс] / Александр Печко. - 2000-2012. - Режим доступа: http:// rudocs.exdat.com. - Дата доступа: 25.09.2013. 3) Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе / Ю.М. Колягин. - М.: Мир, 1980. - 375 с. ) Зильберберг, Н.И. Ключевые задачи в обучении математике/ Н.И. Зильберберг, Р.Г. Хазанкин. - М: Мир, 1984. - 179 с. ) Электронная хрестоматия по методике преподавания математики. Методика обучения решению задач [Электронный ресурс] / Сазанова Т.А., Дубов А.Г. - 2000-2012. - Режим доступа: http://fmi.asf.ru/library/book/mpm/index.html. - Дата доступа: 10.10.2013. 6) Пирютко, О.Н. Геометрия в таблицах и задачах: планиметрия: для школьников / О.Н. Пирютко. - Минск: Аверсэв, 2008. - 122 с. ) Тавгень, О.И. Математика в задачах. Теория и методы решений. Планиметрия, стереометрия, текстовые задачи / О.И. Тавгень, А.И. Тавгень. - Минск: Аверсэв, 2005. - 511 с. ) Лисова, М.И. Планиметрия. Итоговое повторение / М.И. Лисова, О.Н. Пирютко. - Минск: Аверсэв, 2004. - 416 с. 9) Шлыков. В.В. Геометрия: учебное пособие для 9-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (базовый и повышенный уровни) / В.В. Шлыков. - 2-е издание. - Минск: Народная асвета, 2006. - 205 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|