Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-методическое обоснование




Использование коллективного способа обучения как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников

 


 

Введение

Тема опыта

Использование коллективного способа обучения как средство формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников.

Цель

Формировать учебно-познавательные компетенции учащихся в ходе организации их коллективной самостоятельной деятельности.

Актуальность опыта

На современном этапе развития общества социальный заказ школе изменился: традиционная характеристика качества образования как определённого уровня полученных знаний сменяется ориентацией на иной результат - компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту. Формирование компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Компетентностный подход можно рассматривать как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Образование, ориентированное только на получение готовых знаний направлено в прошлое. В современном меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества личности, как инициативность, коммуникабельность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность, умение и желание постоянно учиться.

Проблема формирования учебно-познавательной компетенции в различных аспектах рассматривалась в трудах педагогов и психологов. Проблемы формирования познавательной активности получили освещение в трудах Г.И. Щукиной[10] и Т.И. Шамовой[9]. Психологической основой послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, М.В. Демина, Л.И. Божович и другие. Психологические аспекты познавательной деятельности изучались Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтъевым, Л.С. Рубинштейном, А.С. Выготским, В.П. Зинченко, и другими.

В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.) [1]. Однако в педагогической литературе, как правило, не связывают формирование учебно-познавательной компетенции с коллективным способом обучения, который заключает в себе, по моему мнению, большой потенциал, не достаточно используемый учителями.

На протяжении многих десятилетий учителя делают попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Я поняла, чтобы ввести в ежедневную практику моих учеников сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, необходимо организовать их совместную деятельность при изучении различных учебных предметов через коллективный способ обучения. Ученые доказали, что человек запоминает:

% - от того, что услышал

% - от увиденного

% - от услышанного и увиденного

% - от того, что обсудил с другими

% - от того, что испытал на опыте

% - того, что освоил в практике, научил еще кого-то.

Таким образом, актуальность коллективного способа обучения определяется тем, что он предлагает путь разрешения указанных проблем и противоречий современного образования, т.к. именно такой способ обучения посредством сочетания различных организационных форм обеспечивает успешность учения каждому ребенку.

 


Научно-методическое обоснование

 

Критерием успешности обучения в настоящее время является не столько уровень знаний учащихся, сколько овладение ими ключевыми учебными компетенциями. Под компетенцией, согласно В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, подразумевается «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом» [7].

Учебно-познавательная компетенция (УПК) является одной из важнейшей компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося.

Учебно-познавательные компетенции предполагают умения:

ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы: выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;

выступать устно и письменно о результатах своего исследования, использовать компьютерные средства и технологии;

иметь опыт восприятия картины мира. [7]

Таким образом, учебно-познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях.

Опыт работы учителем начальных классов показал, что наиболее успешно происходит формирование учебно-познавательной компетенции при использовании на уроках коллективного способа обучения.

Основоположником теории коллективных способов обучения (КСО) является В.К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования. До него, в первой трети 20 в., А.Г. Ривин разработал некоторые методы взаимного обучения. Согласно данной теории, процесс обучения - особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности [2].

Исходя из этого, можно выделить 4 вида общения:

.   Опосредованное, которое не предполагает обратной связи. Например, чтение научных статей, печатного текста, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач.

.   Непосредственное, при котором необходимо наличие обратной связи.

Непосредственное общение можно подразделить на три вида:

·   Парное (один говорит и один слушает), т.е. общение в паре постоянного состава.

·   Групповое (один говорит и несколько человек слушают).

·   Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре) [4]. Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава». У А.Г. Ривина этот вид общения называется «сочетательный диалог», в литературе встречаются названия «динамические пары», «диалогические сочетания».

Поскольку диалог занимает главное положение в общении между людьми (дома, в семье, - сначала с одним, а потом с другим, третьим членом семьи, с другом), то такой вид называют также «естественным общением».

Данные виды общения образуют четыре организационные формы обучения:

. Индивидуальная (главный вид общения - опосредованное общение).

. Парная (общение в парах постоянного состава).

. Групповая (общение в группе).

. Коллективная (общение в парах сменного состава).

Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения - это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей:

·   Индивидуальный способ обучения (ИСО). Организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая - парная организационная форма.

·   Групповой способ обучения (ГСО). Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая - групповая организационная форма.

·   Коллективный способ обучения (КСО). Включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая - коллективная организационная форма [3].

Коллективный способ обучения не может быть принят сразу. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО выделяются промежуточные этапы переходного периода: использование различных приёмов работы в парах, организация коллективных занятий по отдельным предметам в рамках класса.

Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

·   наличие сменных пар учащихся;

·   взаимообучение;

·   взаимоконтроль;

·   взаимоуправление.

Однако в условиях образовательного процесса в начальной школе существует своя специфика применения коллективного способа обучения. Так, например, я не считаю эффективным применение групповой работы и работы в парах сменного составас первых уроковпервого класса. Постепенно учителю следует вначале самому формировать микрогруппы, с учетом межличностных отношений учащихся. Надо постоянно индивидуально работать с учеником, нежелающим обучаться в паре, группе. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.

В основе КСО лежат определённые дидактические принципы. В работе с учащимися начальных классов я опираюсь на следующие:

·   принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

·   дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;

·   всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

·   разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

·   разнообразия заданий: с одной стороны, предлагается большее разнообразие заданий в рамках темы; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

·   педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

·   непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса. [4]

Кроме того возможно применение некоторые методики КСО, разработанные А.Г. Ривиным:

·   изучение текстового материала по любому учебному предмету;

·   взаимообмен знаниями;

·   решение задач и примеров по учебнику;

·   взаимные диктанты;

·   разучивание стихотворений в сменных парах;

·   выполнение упражнений в парах;

·   работа по вопросникам.

В педагогической практике существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, использующие данный способ. [6]

Противоречия

 

Анализируя свою работу и учебную деятельность учащихся начальных классов, я пришла к выводу, что мы, учителя, стараемся минимизировать общение и сотрудничество детей друг с другом. Мы рассаживаем детей за парты, запрещаем на уроках разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называем подсказкой. Получается, что в процессе учения, их ведущем виде деятельности в этот период жизни, дети лишены общения со сверстниками, существенного фактора нормального развития. Отношение «ученик - учитель» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками встречаются крайне редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом.

Каким же должно быть учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее ребёнка к активной позиции учащегося? Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения в начальной школе. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю не просто объяснять его, а давать возможность детям самим открывать новые знания. Кроме того, при таком способе организации обучения появляется возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки у учащихся всего класса при минимальной затрате времени учителя. Я поняла, что, при изначально невысоком уровне учебной мотивации (приложение), именно коллективный способ обучения может стать ключом к формированию учебно-познавательной компетенции моих учеников.

Таким образом, я вычленила противоречия:

·   между невысокой учебной мотивацией и необходимостью формировать учебно-познавательную компетенцию учащихся начальной школы в соответствии с социальным заказом;

·   между естественным стремлением моих учеников к общению и традиционной системой проведения урока.

учебный познавательный компетенция школьник

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...