Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание сущности педагогического опыта




 

Задача современного учителя - не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие способности. Важная воспитательная задача начальной школы - формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Всему этому как нельзя лучше помогают коллективный способ обучения (КСО). Коллективные способы обучения - одна из наиболее эффективных педагогических технологий. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве, включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах. Существуют фронтальная и групповая формы коллективной работы. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Вторая - работу в парах или группах. Причём пары и группы могут быть постоянного и сменного состава. Коллективные способы обучения создают условия живого непринужденного общения. Учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе.

Коллективный способ обучения на уроках увлекает не только моих учеников, но и меня как учителя. Однако к применению КСО мы шли долгим путём. Первые попытки организации коллективной работы были не совсем удачными: излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно, казалось, отвлекали от главного на уроке - обучения. Со временем я научилась ценить роль коллективной работы в образовательном процессе.

Уникальность используемых методик коллективного способа обучения обеспечивается такими признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Роль учителя - руководство работой в целом: предъявление задания, инструкция (алгоритм действий). Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Деловой шум только сначала может мешать. В дальнейшем дети привыкают говорить тихо, чтобы не мешать окружающим. При организации коллективных работ я ориентируюсь, конечно же, не только на общение учащихся, но и на конечный результат. Учащиеся начальной школы тянутся к групповым формам работы, воспринимают как увлекательную игру и работают с большой отдачей. Кроме того КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя. Я добиваюсь того, чтобы никто не уходил с урока с чувством неудовлетворённости, с обидой, что его не спросили. Кроме того дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, сопереживать неудачам товарища, часто приходят на помощь друг другу. На таких уроках дети могут быть и в роли ученика, и в роли учителя, что им особенно нравится. Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции.

Подготовку к коллективному способу работы я начала со второго полугодия 1-го класса. Сначала дети работали парами постоянного состава. Как правило, это учащиеся, сидящие за одной партой. На уроках чтения предлагалось прочитать своему товарищу, напечатать или составить в разрезной кассе слова и дать друг другу прочитать. На уроках математики ребята решали примеры в паре, помогая друг другу. Так как основной вид деятельности первоклассников - игра, я часто использовала игровую технологию.

Например, заранее готовлю весёлую картинку, разрезаю на равные части, а с обратной стороны пишу примеры. На доске в таком же порядке ответы. Каждый получает фрагмент рисунка, если правильно решит и поставит в нужное место, получится общий рисунок, что очень радует детей. Провожу в первом классе и начальные формы групповой работы, где главным является выработка умения договориться. Этому способствуют дидактические игры.

Широкие возможности организации работы в парах заложены в печатных тетрадях, которые есть по каждому предмету. Разгадывание кроссвордов в период обучения грамоте выполняли ученики в парах сменного состава. Конечно, сначала я сама контролировала выполнение задания, затем говорила, кому помочь. В прописи были задания, на соединение предложения с картинкой, я предлагала детям обсудить с товарищем. Иногда возникали споры, приходилось выяснять кто же прав, но это давало свои результаты. Дети учились отстаивать свою точку зрения, помогать друг другу, уступать, где это было нужно, развивалась речь. При решении примеров использовала приём взаимопроверки. Первоклассникам очень нравится выступать в роли учителя. Если ученик решил пример неверно, предлагала объяснить ошибку.

К коллективной работе надо учащихся приучать, постепенно вырабатывая умения и навыки работать в паре. Этому помогают памятки по правилам работы в паре и группе (приложение 1).

Во втором-третьем классе деятельность учителя и ученика на занятиях в рамках коллективного способа обучения уже существенно отличается от традиционного урока. На коллективных занятиях дети работают в сводных группах, парах, где они могут:

·   обучать друг друга; выступать в малой группе или перед всеми; выполнять индивидуальные задания, тестовые задачи, индивидуальные проверочные работы; изучать новое, если их знания разные;

·   обсуждать, тренироваться, закреплять, проверять, изучать новое самостоятельно или с учителем, если знают одно и то же.

В каждой сводной группе есть лидер - ученик, отвечающий за работу группы. Он отвечает за обеспечение группы учебным материалом, за дисциплину, а также, если требуется, ведет учет работы каждого, заполняет сводную ведомость учета. Практически любой вопрос ученик решает сначала с товарищем или с лидером своей группы и только потом - с учителем. Закончив работу в сводной группе, ученики расходятся по другим группам. В каждой из них - новый лидер. Лидерами сводных групп бывают все без исключения ученики.

Часть своих функций, связанных с организаторской работой, учетом, вводом нового материала, учитель передает ученикам. Роль и объем фронтальных работ с группой уменьшаются, возрастают обучающая и контролирующая роль учителя и контроль в малых группах.

Различные виды коллективной работы могут быть использованы на различных этапах урока. Например, с третьего класса при проверке домашней работы, когда проверяется дифференцированное задание. При проверке предлагаю ребятам объяснить товарищу по парте, какое задание он выполнял и как выполнил. А в ходе урока «слабым» ученикам даю для самостоятельной работы подобные задания, а тем, кто им объяснял, предлагаю роль консультанта.

Большое значение придаю составлению памяток, вопросников, схем, карточек. На это уходит больше время при подготовке к урокам, но зато они помогают при самостоятельной работе ученикам. Использую их как при самостоятельном разборе новой темы, так и при повторении. При разборе новой темы работа в парах осуществляется на определённом этапе урока, а вот при повторении и обобщении вполне эффективно работать таким образом весь урок.

В четвёртом классе на уроках математики при решении примеров я часто использую приём «Стань учителем». Проверяю примеры у первого решившего ученика, если выполнил правильно, предлагаю проверить у следующего. И так цепочкой работают все дети, которые хорошо усвоили тему. Я вместе с первыми учащимися в это время могу восполнять пробелы со слабыми учениками. Таким образом, работает весь класс.

На уроках русского языка при закреплении использую такой приём. Раздаю карточки с небольшими текстами паре учеников с учётом их индивидуальных особенностей. Каждый из них выступает и в роли ученика, и в роли учителя. Ошибки при проверке они исправляют карандашом, при этом ребята - «учителя» должны объяснить своему «ученику» правило, согласно которому сделали исправление

Интересно проходит работа в группах по предмету «Человек и мир». При обобщении тем можно применять элементы проектной технологии, организовывая работу в группах. Дети заранее готовятся, обсуждают и готовят материал для урока. А на уроке отвечают на вопросы, разгадывают кроссворды, ребусы, заполняют таблицы, выступают с дополнительными сведениями.

Анализ уроков литературного чтения с точки зрения активной разговорной речи показал, что каждому ученику на уроке предоставляется не более 25 секунд для своего монолога (около двух минут в день). Решить эту проблему также помогает использование коллективного способа обучения в форме работы с группой.

Начиная со второго класса, приучаю детей работать с текстом в парах. Если текст небольшой, предлагаю каждому читать по абзацу. Задавать друг другу вопросы. Если текст большой по объёму, каждая группа читает определённую часть, вместе озаглавливают, выбирают, кто будет пересказывать. При проверке один из группы называет заголовок, все записывают. Другой участник группы пересказывает, все слушают. Таким образом, знакомство с объёмным текстом происходит динамичнее и интереснее.

Этап проверки домашнего задания удобно построить следующим образом: дети работают в парах, если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую - другой. Так же выполняется и задание ответить на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Такая ситуация ценна тем, что детям не становится скучно от того, что им приходится по несколько раз выслушивать одинаковые рассказы. Работа регламентируется по времени.

По окончании обязательно выясняю у детей, чей ответ близок к идеальному. Характеризовать ответ товарища учу аргументированно, используя такие слова и выражения, как: «Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок, отвечал точно, без ошибок…» После этого один из учеников или пара детей, работавших вместе, отвечают у доски. Их ответ должен быть образцом для всего класса.

Работа над рассказом строится таким образом: после прочтения текста вслух учителем, текст делится на части, составляется план. Затем я прошу ребят сесть группами по четыре человека. Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой (или про себя - каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.

На выполнение этого задания уходит до 10 минут времени, при этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, «сильные» стали больше уделять внимания «слабым», а «слабые» стараются не подвести своих товарищей.

По окончании работы групп, две-три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей.

По такой же схеме провожу работу при изучении произведений, которые можно читать по ролям. В образованных парах или группах предлагаю распределить роли между ее участниками. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведения в группах, корректируя работу друг друга.

Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и трудового обучения позволяют ученикам общаться, обсуждать интересные проблемы, вырабатывать навыки делового сотрудничества. Урок музыки сложно представить без взаимной поддержки, взаимообучения. На нем особое место занимает коллективное творчество. Коллективный способ обучения даёт очень много и в учебе, и в воспитании детей. Самое важное - язык искусства становится языком общения учащихся не только с учителем, но и друг с другом.

Научить детей сотрудничеству не только «учитель - ученик», но и «ученик - ученик», умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, находить оптимальное решение в учебной деятельности - вот задачи, которые решает учитель, используя коллективный способ обучения.

Ещё раз отмечу, что различные виды коллективной работы можно использовать на всех этапах урока. (приложение 2) Перечислю некоторые из них:

Игра «Продолжи». Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при подготовке к написанию сочинения, на уроке «Человек и мир» при составлении рассказа о каком-либо животном, на уроке «Мая радзіма - Беларусь» при составлении обзора исторических событий).

Прием «Охотники за сокровищами». Учитель составляет вопросник. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Пара или группа должны ответить на вопросы, используя предложенную учителем дополнительную литературу, словари, учебник.

Прием «Пазлы». Учитель делит изучаемый материал на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Игра «Четыре угла». Предлагаю эту игру учащимся, как на уроке, так и во внеклассной работе для создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации. В тоже время игра позволяет в интерактивной форме актуализировать и / или обобщить знания, развить положительную познавательную мотивацию. Для проведения игры необходимы:

· просторная аудитория с четырьмя углами, в которой можно свободно перемещаться участникам игры;

· четыре листа бумаги разного цвета (например, красный, желтый, синий, зеленый), которые с помощью скотча прикрепляются по одному в каждый угол аудитории так, чтобы их хорошо было видно всем участникам игры;

· система вопросов с вариантами ответов, которую буду предлагать участникам игры. Например: «Безударные гласные в корне слова - а-, - о-, - е-, - и -»; «Правильный ответ в решении примеров» и т.д.

К каждому вопросу я подбираю 4 (по количеству углов) варианта ответов. Каждому варианту соответствует определенный цвет (ответ). Когда я предлагаю участникам игры ответить на вопрос, сделать выбор, то он обязательно каждый вариант выбора связывает с определенным цветом, ответом. Система вопросов может быть составлена в соответствии с содержанием отдельной темы урока, раздела.

Прием «Взаимный диктант». Может использоваться как на уроках русского языка, так и на уроках математики.Участники - группа детей или целый ряд. Первый участник диктует знакомое ему (известное) словарное слово (или пример) соседу и проверяет, как его напарник напишет. Второй участник диктует третьему и тоже проверяет и т.д.

Прием «Лёгкие словарные слова». Ученики работают в парах. Первый ребёнок держит карточку со словарными словами, читает их и вставляет правильные гласные буквы. С обратной стороны карточки написаны правильные гласные, которые вставляет первый участник, а второй участник видит их и при ответе соглашается с напарником либо исправляет его.

р…бята щ…нок уч…ник
Бел…русь м…дведь м…г…зин
в…гон с…бака …рбуз
м…л…ко м…роз в…скр…сенье

 

еее    
а е а а
а о а
о о о о о

 

Игра «Кто быстрее и больше». В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмов, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов). Работа над развитием речи в начальной школе очень важна, но проводить её индивидуально сложно из-за разного уровня развития детей. В работе сменных пар заложен потенциал успеха в развитии речи каждого ребёнка.

Не секрет, что игровые моменты наиболее продуктивно стимулируют познавательную активность учащихся начальной школы. Очень часто в конце урока включаю игры по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получают карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее.

«пол» + «оса» «яр» + «марка»

Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, образовать новое.

«боб» + «уста» = суббота «ива» + «карп» = крапива

«Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще?

Нравится учащимся 3-4 кл. орфографическая эстафета. Обычно ее провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «склонение имён существительных». Первой группе (ряду) досталась тема существительны 1 скл., второй группе - 2 скл., третьей группе - 3 скл. и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно написать правильно и не ошибиться, и за определенное время привести больше примеров. Ошибка - минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.

Благодатный материал для работы в сменных парах, игр в группах дают шарады, анаграммы, «Спрятанные слова», кроссворды, чайнворды.

Одной из важнейших составляющих учебно-познавательной компетенции является самооценка.Учащиеся начальной школы в условиях безотметочного обучения учатся с первого класса оценивать свою работу по шкале самооценки (приложение 3). Во втором классе ученики с удовольствием входят в роль учителя и проверяют и оценивают работу товарища.

В 3-4 классе после выполнения заданий фиксируется самооценка (С) и взаимооценка (В) на полях тетради. Для этого используются значки:

+ − хорошо знаю и могу научить другого

+ − знаю

? − сомневаюсь

− не знаю

В конце занятия ребята обсуждают успехи и проблемы при выполнении работы. Взаимопроверка, часто применяемая при коллективном способе обучения, наиболее успешно помогает сформировать у учащегося адекватную самооценку.

Кроме того, обязательно после коллективной деятельности учитель должен оценить работу группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был продуктом коллективной мыслительной работы.

Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Следует отметить, что недопустимо оценивать по-разному учащихся, работающих в одной группе. Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость.

Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. По-настоящему образец усвоен после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок: разбирать не содержательную ошибку, а ход совместных действий. Если не пожалеть на это времени в начале организации коллективной деятельности, то позже она становится необходимой и приятной

Особую роль в формировании учебно-познавательной компетенции отводиться рефлексии собственной деятельности во время учебного занятия. Применяю здесь известные приёмы:

«Цепочка пожеланий». Каждому учащемуся по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и товарищам по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий учитель, подводя определенный итог.

«Заверши фразу». Д ля выявления результативности урока (внеклассного мероприятия), раскрытия у учащихся сформированности определенного понятия о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации работы во взаимодействии.

Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:

–  «Природа - это…»;

–  «Обращение с природой для меня - это…»;

–  «Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился…»;

–  «Во время игры я приобрел…»;

–  «Игра заставила меня задуматься о…»;

–  «По отношению человека к природе можно судить о…» и т.д.

Учитель произносит незавершенную фразу и указывает на ученика, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой можно обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.

Таким образом, можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Так коллективными способами я не только обучаю, но и воспитываю. Воспитательная работа в нашей гимназии построена на коллективных творческих делах (КТД). Мне эта форма работы кажется наиболее продуктивной. Каждой группе даётся посильная работа. Каждый учащийся в группе выполняет своё и в то же время общее дело. В своём классе, в основном, всю воспитательную работу я строю по тому же принципу. Дети делятся на группы по желанию. Выполняют задания, а потом на общем мероприятии каждый представляет свою работу. Зачастую, дети не знают, что делала каждая группа, поэтому классные часы проходят интересно для каждого. Так мы провели в третьем классе утренник «Правила дорожные всем знать положено»». Весь класс разделился на четыре группы, с учётом того, кому какое задание больше нравится. Дети готовили стихи, песни, сценки, оформили выставку рисунков по ПДД. В работу групп включаются родители: делают поделки вместе с детьми, готовят костюмы к выступлениям. Конечно, мне приходилось направлять деятельность детей, помогать в подборе материала, проводить репетиции. Но дети были так увлечены работой, что считали, что они сами всё придумали. Также на основе коллективного способа провожу в классе информационные часы, где дети работают в группах и сменных парах. Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции. При организации коллективной работы, по словам профессора В.К. Дьяченко, необходимо учитывать противопоказания:

) недопустима пара из двух «слабых» учеников;

) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос.

КСО решает вопросы гуманного и демократического отношения к ребенку. В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО лучше использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей урока от 15 до 25 минут. Перед началом таких уроков очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.

Во время урока учитель не должен вмешиваться без нужды в самостоятельную работу учащихся, не подсказывать и не давать готовых решений, а сконцентрировать внимание детей на опорах и памятках, которые помогут в выполнении работы.

Следовательно, используя все преимущества коллективного способа обучения, основываясь на практические наработки и наблюдения, удается достигнуть успешности каждого ученика класса. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у моих учеников есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...