Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия, при которых создавался опыт и результативность




 

Данный опыт формировался в работе учителем начальных классов ГУО «Гимназия №36 г. Минска» на протяжении последних 3 лет. В работе с любым детским коллективом есть свои трудности и проблемы. В моём классе психолого-диагностические исследования показали невысокий уровень мотивации к учебной деятельности уже в 1 классе. Во 2 классе 82% учащихся продемонстрировали достаточный уровень обученности, 18% средний и низкий и ни одного учащегося с высоким уровнем обученности. Кроме того, треть учащихся моего класса имели различные нарушения речи и занимались у логопеда. Познавательные интересы моих учеников простирались в основном в области природоведения, спорта и различных видов творчества. При этом социометрические исследования во 2 классе показали, что психологический климат в классе достаточно комфортный для всех членов классного коллектива. При выборе путей повышения познавательной активности учащихся и формирования ключевых учебных компетенции я взяла за основу позитивные факторы в развитии коллектива.

В ходе работы стало понятно, что коллективный способ обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) помогает в полной мере реализовать мне триединые задачи урока:

· дидактические - учащиеся обучают друг друга, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, этапы усвоения и применения материала максимально сближены;

·   развивающие - учащийся выступает в роли и субъекта, и объекта образовательного процесса, материал подбирается в соответствии с особенностями ребенка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждать, доказывать;

·   воспитательные - опосредованно воспитывается забота всех о каждом и каждого обо всех.

КСО также позволяет достичь высокого уровня активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.

Психолого-диагностические исследования учащихся в 4 классе показали, что 30,4% имеют высокий уровень обученности, 60,8% - достаточный уровень обученности, и лишь 8,7% - средний уровень обученности.

Результативность работы с использованием коллективного способа обучения отразилось в учебных достижениях обучаемых, в сложившемся благоприятном психологическом микроклимате в классе, в повышении уровня коммуникативности и благополучия членов детского коллектива.

Данная система работы помогает активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе. Мои ученики готовые к сотрудничеству, общительные. Они могут отстаивать свою точку зрения. Приводить аргументы выбранному решению. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети - «учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели сами учителя. Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу. По результатам исследования психолога гимназии в моем классе нет «отвергнутых» детей. Дети общаются друг с другом и во внеурочное время. Они принимают активное участие не только в жизни класса, но в жизни гимназии.

Коллективный способ обучения повышает познавательный интерес у младших школьников, процесс обучения становится более интересным, так как этот способ обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний. Более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными - умения, более надёжными - навыки, что в целом ведёт к формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.

Трудоемкость опыта связана в основном с личной мотивацией учителя на работу в рамках коллективного способа обучения. Возможно, увеличивается время на подготовку к учебным занятиям, но, при правильной организации, уменьшается время отводимое на оценивание учащихся.

Данный педагогический опыт доступен для использования каждым учителем на I ступени общего среднего образования. Современные учителя, которые достаточно часто и эффективно используют групповую форму обучения (одну из форм КСО), понимают, что учебное взаимодействие и сотрудничество является основой для развития коллективной формы организации образовательного процесса, которая в свою очередь является ведущей формой при формировании учебно-познавательной компетенции.


Литература

учебный познавательный компетенция школьник

1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.

2. Дьяченко, В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / В.К. Дьяченко // Начальная школа. - 1998. - №1.

.   Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

.   Дьяченко, В.К. Организация коллективных учебных занятий / В.К. Дьяченко // Начальная школа. - 1990. - №1.

5. Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб.: Знание, 2006

6. Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах / авт.-сост. Г.В. Жадейко. - Дятлово, 2009.

7. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]/ Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

.   Шакура, С.Д. Использование коллективного способа обучения при формировании умения учиться/ С.Д. Шакура. - Минск, 2004.

9. Шамова, Т.И. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / Т.И. Шамова., С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. - М.: «5 за знания», 2009.

10. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1988.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...