Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовой статус Президента РФ: порядок избрания, полномочия, процедуры отрешения от должности.




Пр-т РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу. Президент РФ обладает неприкосновенностью. Президент РФ является главой государства, гарантом К-ции РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Пр-т РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Пр-том РФ.

ПОЛНОМОЧИЯ Президента РФ: 1) назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ; 2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 3) принимает решение об отставке Правительства РФ; 4) представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ; 5) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; 6) представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей Конституц. Суда РФ, Верх. Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Ген. прокурора РФ; вносит в СФ предложение об освобождении от должности Ген. прокурора РФ; назначает судей др. фед. судов; 7) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется фед. законом; 8) утверждает военную доктрину РФ; 9) формирует Администрацию Президента РФ; 10) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; 11) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; 12) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. 13) назначает выборы ГД в соответствии с Конституцией РФ и фед. законом; 14) распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; 15) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; 16) вносит законопроекты в ГД; 17) подписывает и обнародует федеральные законы; 18) обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. 19) осуществляет руководство внешней политикой РФ; 20) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; 21) подписывает ратификационные грамоты; 22) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломат. представителей. 23) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; 24) награждает гос. наградами РФ, присваивает почет. звания РФ, высшие воинские и спец. звания; 25) осуществляет помилование. 26) издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К-ции РФ и фед. законам. 27) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ, а также между ОГВ субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. 28) вправе приостанавливать действие актов органов исп. власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов К-ции РФ и фед. законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. 29) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; 30) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ОГВ; 31) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 32) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. 33) в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД. 34) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае 1) его отставки; 2) стойкой несп-ти по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (смерть); 3) отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать ГД, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений К-ции РФ.

Президент РФ может быть отрешен от должности СФ только на основании выдвинутого ГД обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение ГД о выдвижении обвинения и решение СФ об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов ГД и при наличии заключения специальной комиссии, образованной ГД. Решение СФ об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента. Если в этот срок решение СФ не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

 

 

54..Организационно-правовые основы формирования и полномочия органов представит и исполнит власти в субъектах РФ, в т.ч. Краснодар края. К РФ, ФКЗ, ФЗ №184 от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодат (представит) и исполнит ОГВ субъектов РФ», др. ФЗ, К (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ. Принципы деят-ти ОГВ субъекта РФ: а) гос. и тер-ная целостность РФ; б) распространение суверенитета РФ на всю ее тер-рию; в) верховенство К РФ и ФЗ на всей тер-рии РФ; г) единство системы гос. власти; д) разделение гос. власти на зак., исп.и суд. в целях обеспечен сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного ОГВ либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ; ж) самост. осущ-ние ОГВ субъектов РФ принадлеж им полномочий; з) самост. осущ-ние своих полномочий ОМСУ.

Систему ОГВ субъекта РФ составляют: зак. (пред­ставительный) ОГВ субъекта РФ; высший исп. ОГВ субъекта РФ; иные ОГВ субъекта РФ, образуемые в соответст­вии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Зак. орган - постоянно д-щий выс­ший и единственный орган зак. власти субъекта РФ. Наименование зак. ОГВ субъекта, его стр-ра устанав-ся К (уставом) субъекта РФ с учетом истор., нац. и иных традиций субъекта РФ. Органы зак. власти могут именоваться зак. собрание, дума, ГД, собрание депутатов, зак. дума, представит собрание, совет народных депутатов; гос. совет. Срок полномочий депутатов зак. органа одного созыва устанав­ливается К (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет. Зак. (представит) орган власти субъекта РФ яв-ся правомоч, если в его состав избрано не менее 2/3 от установ числа депутатов. Черты представит органа субъекта Федерации:1) однопалатность, 2) проведение выборов по мажоритарной системе относит боль-ва сроком на 4 года (5 лет), 3) традиц стр-ра: сессии (заседания), постоянные комитеты (комис­сии), председатель законодат органа, его заместители, депутаты, аппарат.

Высший исп. ОГВ субъекта РФ - постоянно дейст­вующим органом исп. власти субъекта. Наименование высшего исп. органа гос. власти субъекта РФ, его струк­тура, порядок форм-ния устанавливаются к-цией (уставом) и за­конами субъекта РФ с учетом истор., нац. и иных традиций. Он может именоваться администрация, Совет администрации, правительст­во, кабинет министров. Высший исп. ОГВ может возглавлять его руководи­тель, а если конституцией (уставом) субъекта РФ установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, то высший исп. орган гос. власти возглавляет это высшее должностное лицо субъекта РФ. Указанные лица именуются Глава Республики, Пр-т, Председатель Государственного Совета, Губернатор, Глава администрации.

Краснодарский край. Постоянно действующим высшим и един­ственным законодательным (представительным) ОГВ ЗСК, которое избирается в составе 70 депутатов сроком на 5 лет.Депутаты Законодательного собрания Краснодарского края из­бираются населением непосредственно на основе мажоритарной системы по многомандатным избирательным округам. При этом число мандатов, под­лежащих распределению в каждом избирательном округе, не может превышать 5.

Законодательная инициатива у постоянных комитетов и комиссий ЗСК, депутатских объединений ЗСК, краевого совета профессиональных союзов, депутатов ГД ФС РФ, представляющих КК, прокурора края, Председателя краевого суда, избирательной комиссии Краснодарского края по вопросам их ведения. Депутат ЗСК пользуется правом 1) внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами исп. ОГВ КК; 2) де­лать обращения к ЗСК или обращаться с запросом к любому должностному лицу, ОГВ и ОМСУ на территории КК по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности; 3) участ­вовать в депутатских расследованиях по поручению ЗСК.

Установлено правило о первоочередном рассмотрении законопроектов, внесенных Главой администрации (Губернатором) Краснодарского края. Закреплено требование об обязательном рассмотрении законопроекта не менее чем в двух чтениях, между которыми должно пройти не менее 14 рабочих дней. Предусмотрена на­родная законодательная инициатива. Глава администрации (Губернатор) края ежегодно представляет ЗСК послание о положении дел в крае, об основных направлениях деятельности администрации края. Орган или должно­стное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него сессии Законодательного собрания или непосредственно депутате в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной срок, уста­новленный на сессии Законодательного собрания. ЗСК вправе обратиться к Главе администрации (Губернатору) Красно­дарского края с предложением о внесении изменений и дополнений в право­вые акты Главы администрации (Губернатора) края либо об их отмене; обжаловать их в судебном порядке. Правовые акты Главы админи­страции (Губернатора) Краснодарского края направляются в ЗСК в 5-дневный срок со дня их принятия.

Администрация КК состоит из Главы администрации (Губернатора) края, его первых заместителей, заместителей. В составе админи­страции края создаются структурные подразделения, могут создаваться коллегиальные органы (правительство края, коллегии и др.). Главой администрации (Губернатором) может быть избран гражданин РФ, достигший 30-летнего возраста. Глава админист­рации (Губернатор) края выполняет представительские функции, руководит деятельностью администрации края. Он формирует администрацию края и иные органы исполнительной власти. При этом первые заместители, замес­тители Главы администрации (Губернатора) края назначаются Главой адми­нистрации (Губернатором) края по согласованию с ЗСК. Глава администрации (Губернатор) вправе обра­щаться в ЗСК с предложением о внесении изменений и дополнений в при­нятые ЗСК постановления либо об их отмене, а также вправе обжаловать эти постановления в судебном порядке.

 

 

55. Конституционно-правовые основы федерализма в Российской Федерации. Федерализм понимается и как форма гос. устройства и как принцип разделения ГВ по вертикали, и как принцип организации деятельности негосуд. объединений.

Федерация это слож. гос-во, кот. характеризуется след. признаками: 1) множественность источников публ. власти внутри гос-ва(фед. публ. власть и власть субъектов федерации); 2) наличие относительно самот. территорий внутри гос-ва; 3) сочетание фед. и рег. налогов; 4) сочетание фед. прав. системы и прав. систем субъектов.

Федерация – это объединение 2-х или неск. гос-в в одно нов. гос-во. Федерализм обозначен в К РФ в кач-ве одного из основополагающих принципов гос. устройства.

Признаки: 1) гос. целостность (целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, единство экон. пространства, верховенство К и ФЗ на всей ее территории, единое гражданство, отсутствие у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Ф; 2) единство сист. ГВ; 3) разграничение предметов ведения и полномочий м/д орг. ГВ Российской Федерации и орг. ГВ субъектов Российской Федерации; 4) равноправие и самоопределение народов; 5) равноправие субъектов Российской Федерации при их взаимодействии с орг. ГВ Российской Федерации.

Ст. 71 К РФ (в ведении РФ нах-ся: а) принятие и изменение К РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория РФ; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) федеральная государственная собственность и управление ею; д) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; е) государственные награды и почетные звания РФ; ж) федеральная государственная служба.и т.п.)

Ст. 72 К РФ (в совместном ведении РФ и субъектов РФ… а) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; б) разграничение государственной собственности; в) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; г) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; д) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; ж) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;и т.п.)

Ст. 73 К РФ (субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.)

Выдел. след. принципы:

1)доп-й компет. состоит в том, что федерация по предметам совместного ведения издает основополагающие акты в форме ФЗ, а субъекты приним. в соотв. с ФЗ свои норматив. акты, детализирующие (дополняющие) федерал. регулир-е;

2)прин. конкурирующей компет. субъекты могут самост-но и в полном объеме регулировать отн-я в сфере совместного ведения до тех пор, пока они не урегулированы федерал. актами. В случае издания федерал. акта, з-ны субъекта: а)отмен-ся; б)приводятся в соотв. с ФЗ. п.6 ст.76.

 

57. Правовые основы организации представительных и исполнительных ОМСУ и опыт реализации в Кр кр. Структура ОМСУ: представительный орган МО, глава МО, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО), контрольный орган МО, иные ОМСУ, преду­смотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре ОМСУ представительного органа МО, главы МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО) является обязательным.

ОМСУ не входят в систему ОГВ.

Представительный орган МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Представительный ор­ган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представи­тельного органа осуществляются сходом граждан. Представительный орган муниципального района 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, изби­раемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установлен­ном настоящей статьей; 2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от од­ного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного орга­на муниципального района.

В исключительной компетенции представительного органа МО находят­ся: 1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений; 2) ут­верждение МБ и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и про­грамм развития МО, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка у правления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) оп­ределение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных пред­приятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и уч­реждений; 7) определение порядка участия МО в организациях межмуници­пального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обес­печения деятельности ОМСУ; 9) контроль за исполнением ОМСУ и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения.

Глава МО является высшим должностным лицом МО и наделяется уставом МО в соответствии с настоящей статьей собст­венными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава МО: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом МО из своего состава; 2) в случае избрания на му­ниципальных выборах либо входит в состав представительного органа МО с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом МО является председателем представительного органа МО; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа МО и главой местной администрации.

Полномочия главы МО прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) отрешения от должности; 4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 7) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; 8) прекращения гражданства РФ, прекраще­ния гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в ОМСУ; 9) отзыва избирателями; 10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять пол­номочия главы МО; 11) досрочного прекращения полномочий представительно­го органа МО, если глава МО был избран из состава данного органа.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО) наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значе­ния и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ федеральными законами и законами субъектов РФ. Главой местной администрации является глава МО либо лицо, назначае­мое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставам МО.

Структура местной администрации утверждается представительным органом МО по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

 

 

58. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В ФЗ № 131 – конст.-прав. ответ-ть депутатов, членов выборных ОМСУ, выборных должн. лиц МСУ перед населением в форме отзыва избирателями, перед государством в форме досроч­ного прекращения полномочий по решению ОГВ.

Отзыв населением выборных лиц МСУ: 1) Возбуждение инициативы и определение оснований отзыва – о пр. число избирателей обращается в соотв-щую изб. комиссию и просит их зарегистрировать как инициативную группу. Инициаторы должны сформулировать основания отзыва. 2) Сбор подписей в поддержку назначения голосования по отзыву. 3) Назначение голосования по отзыву - решение принимает изб. комиссия МО. Она обязана проверить дос­товерность представленных подписей, а также их достаточность для назначения го­лосования по отзыву, и при соответствующих условиях может отказать в назначении
голосования + если инициаторы из­менили основания возбуждения голосования по отзыву по сравнению с теми, по ко­торым велся сбор подписей избирателей. 4) Агитация за или против отзыва + информирование отзываемого лица инициаторами отзыва, а также соответствующей изб. комиссией. 5) Голосование по отзыву. 6) Определение результатов голосования. Требуется, чтобы за отзыв прого­лосовало больше половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...